мы ищем смысл жизни... Если не можешь быть океаном, Будь маленькою рекой Или просто воды стак...
Вера Слоним и Владимир Набоков - (0)Вера Слоним и Владимир Набоков Про Веру Слоним было известно всему эм...
Тихая Россия - Два удивительных затерянных дома в Чухломе... - (0)Тихая Россия - Два удивительных затерянных дома в Чухломе... В Костромской области в 550 км...
«Купите папиросы». История знаменитой песни - (0)«Купите папиросы». История знаменитой песни Эту песню от лица беспризорника с папиросами на пр...
Тот самый омлет... - (0)Не ожидала, что этот рецепт вызовет столько откликов в кулинарных сообществах. Тот самый омлет...
Княгиня Екатерина Юрьевская. История любви |
«Неизвестная» — картина русского художника Ивана Крамского, написанная в 1883 году.
По неизученным причинам портрет часто ошибочно называют «Незнакомка».
1922 год. В Ницце на 78 году жизни скончалась женщина, всеми на родине забытая.
Русская аристократка княгиня Юрьевская, морганатическая супруга императора Александра II.
По прямой линии – наследница древнего рода Рюриковичей, в девичестве – Екатерина Михайловна Долгорукая.
Ну и что, мало ли русских аристократок нашло вечный покой за пределами России
и похоронено на православных погостах по всей Европе?
Много, конечно.
Но эта женщина все же заслуживает особого внимания в связи с теми фактами ее биографии,
которые поведала миру известный искусствовед Ирина Чижова.
Лик княгини Юрьевской был знаком каждому россиянину, хотя многие и не догадывались,
как зовут красавицу с картины и кто она по положению.
Репродукции ее портрета, в свое время вырезанные из советского журнала «Огонёк»,
украшали стены квартир и молодежных общежитий;
фотофрагменты картины смотрели с коробок конфет и прочих мелочей «галантерейного качества».
Она иллюстрировала блоковские стихи в образе «незнакомки».
И по-прежнему ее портрет висит в стенах Третьяковской галереи среди прочих шедевров Ивана Крамского.
Уже догадались?
По популярности в России «Неизвестная» Крамского едва ли не самый манящий эталон
неземной красоты и чистоты – русская Джоконда, разгадать загадку которой пытались многие.
Когда в 1883 году мэтр художников-передвижников Иван Крамской выставил этот портрет на 11-й выставке
Творищества передвижников, вдруг разгорелся скандал.
Странно, ведь с нынешней точки зрения картина выглядит абсолютно невинно.
И что в ней могло вызвать возмущение передовой русской интеллигенции?
Изображена всего лишь дама, сидящая в открытом экипаже.
Да, она роскошно одета и словно сошла с модной картинки своего времени.
Эта шикарная женщина, имеющая явно немалые средства, чтобы быть не просто благополучной,
но смелой и независимой, чтобы несколько свысока смотреть на публику вокруг себя.
И.Крамской
Однако скандальным был в то время сам факт появления дамы без имени среди прочих «своих»
портретов выставки: людей с именами – деятелей культуры и науки;
или «идейных» полотен с героями – простыми гражданами-тружениками (крестьянами, купцами, студентами).
Портрет так и остался единственным примером подобного изображения.
Неподписанный лик публика выставки почему-то сразу «записала» в дорогие содержанки-куртизанки.
Ее даже не захотели рассматривать как «светскую львицу» – новомодное в русской культуре явление.
Что-то в этом образе настораживало.
Он словно художественно отображал два классических литературных типа русской литературы
второй половины XIX века.
Кто?
Настасья Филипповна Достоевского («Идиот») или Анна Каренина Толстого?
Содержанка, осмелившаяся подняться духовно над своим положением падшей женщины, или аристократка,
спустившаяся с высоты своего социального положения?
Образ сродни обеим: в нем видна свобода, независимость, гордость женщины наступившего времени перемен
и в то же время есть что-то удивительно простодушное, оставшееся в характере русской женщины прошлого.
Современники неожиданно увидели в образе своеобразную вульгарность, то есть излишнюю чувственность,
не вязавшуюся с представлениями о светской даме.
Если согласиться с доводами Ирины Чижовой, то Крамской просто очень точно, на уровне творческого обобщения,
уловил положение, в котором оказалась княгиня Екатерина Долгорукая,
многолетняя содержанка императора Александра II, мать четверых его незаконнорожденных детей,
так и не вступившая на трон в роли императрицы Екатерины III.
Содержать любовницу в высшем свете столицы Российской империи XIX века считалось хорошим тоном.
Но чаще всего это были красавицы балерины.
Многие великие князья из династии Романовых, нисколько не считаясь с законными женами,
на протяжении многих лет практически открыто имели вторую семью.
У Великого князя Николая Николаевича (брата Александра) роль второй жены
исполняла известная балерина Екатерина Числова.
Родила князю четверых детей.
Князь Константин Николаевич жил с балериной Анной Кузнецовой, родившей ему пятерых детей.
Носить фамилию Романовых дети, по понятным причинам, не имели права.
Однако заботливые отцы не оставили отпрысков без своего внимания.
Все они получили дворянское достоинство: первая семья носила титул и фамилию Николаевы; вторая – Князевы.
Примеры можно продолжать.
Екатерину Долгорукую назвать просто куртизанкой, язык не поворачивается.
Она была могущественной аристократкой – фавориткой императора.
Судьба фавориток часто была замешана на романтических основаниях – чувствах, игре случая.
Так целый ряд событий в императорской семье роковым образом сказался на отношениях царственных особ.
Венчание Александра II на русский императорский престол случилось в 1856 году.
Ему исполнилось уже 38 лет.
В соборе он сам возложил на голову коленопреклоненной жены Марии Александровны маленькую корону
В этот момент грянул пушечный залп.
Императрица вздрогнула, корона упала. Она подняла ее и пробормотала:
«Это знак того, что я недолго проношу ее».
И ошиблась, корону ей пришлось носить целых 25 лет.
Но недоброе предзнаменование сказалось все же в том, что через девять лет она похоронила любимейшего сына –
наследника престола Николая (всего она родила восемь детей).
Мария Александровна погрузилась в скорбь, особенно после того, как царь через год утешился от общего горя,
влюбившись в молодую женщину (младше его на 27 лет),
и в качестве супруга к императрице больше никогда не вернулся.
На первых порах Александр скрывал свою страсть.
Однако молодая фаворитка была самого знатного происхождения и к тому же русская, чем он очень гордился.
Влюбленные никогда не разлучались (разве что на период русско-турецкой войны).
Царь стал подумывать о легализации отношений, пообещав любовнице,
что после смерти жены сделает ее императрицей.
Мария Александровна была больна чахоткой, но, несмотря на все муки, выпавшие на ее долю,
решила жить вопреки диагнозу.
Дело в том, что Екатерина Долгорукая родила императору сына Георгия,
который в случае ее коронования мог стать наследником престола.
И больная женщина жила, сохраняя право на престол для своего сына Александра.
После ее смерти и вскрытия тела, врачи были потрясены силой ее духа.
Как при таком поражении дыхательных органов, несовместимых с жизнью, можно было жить?
Дети Александра II и Екатерины Долгорукой - Георгий, Ольга и Екатерина.
Но что же портрет?
Император Александр старел. Ему было уже за шестьдесят.
А его любимая Катенька и после рождения детей находилась в полном блеске своей красоты.
Она так долго ждала обещанного воцарения, ее так долго не признавала семья Александра,
что ее существование тоже было далеко от идеального.
(Хотя в последние годы жизни Александра она жила в Зимнем дворце, и ее покои находились
прямо над комнатами Марии Александровны, этажом выше).
Долгорукой хотелось царить и в искусстве, а не только в сердце государя.
Потому император и решил заказать ее портрет одному из самых популярных художников того времени –
Крамскому (он уже писал портреты его детей от первого брака).
Екатерина пожелала быть изображенной в коляске, едущей по Невскому.
Она хотела выглядеть гордой и независимой на фоне Аничкового дворца,
где проживал наследник престола Александр Александрович с семьей.
Долгорукая позировала Крамскому урывками, и художник вынужден был приглашать других натурщиц.
Это и вводит искусствоведов в замешательство:
портрет написан с использованием эскизов и набросков с разных женщин.
Работа тянулась долго. Крамской искал обобщения, и портрет отдалялся от оригинала все дальше.
И все равно изображенная очень похожа на сохранившиеся фотографии княгини.
Не выдержав положенного срока траура (после смерти первой жены),
Александр II обвенчался с Долгорукой (уже получившей от него для себя и детей новый титул –
светлейшей княгини Юрьевской, в честь Юрия Долгорукова).
Через год в апреле 1881 года ожидалась коронация.
Но рок и тут «помог» скончавшейся Марии Александровне.
1 марта император был убит террористам.
Официальный наследник Александр III вступил на престол.
Долгорукую-Юрьевскую с детьми тут же выслали из страны.
После смерти заказчика про портрет никто и не вспомнил.
Крамскому словно развязали руки.
Изображение наконец было завершено, приобретя те идеальные формы, которыми все и восторгаются.
Прошло еще два года, прежде чем художник решился выставить портрет «Неизвестной» для обозрения.
Про княгиню давно забыли, но г-н Третьяков, купивший картину для коллекции, еще долго держал ее в запасниках.
Зачем рисковать, вдруг кто-нибудь узнает неизвестную?
Ирина Чижова нашла подтверждение своей гипотезы, что портрет написан с княгини Долгорукой, еще в одном факте:
«…И вдруг в одном журнале мне встретилась репродукция с картины Литовченко
с изображением Александра II на маневрах.
Рядом с ним сидит его морганатическая супруга, и на ней такой же костюм и шляпка, как на портрете у Крамского».
Кто-то скажет: «Не все ли равно, кто изображен на портрете? Ее красота уже стала символом».
Имя многое объясняет в изображении.
«Биография» делает красоту понятной, земной – и от этого очень трогательной.
Екатерина Долгорукая (Светлейшая княгиня Юрьевская) (1847-1922)
Екатерина Долгорукая родилась в семье, чья фамилия неразрывно связана с историей России.
Ее дальним предком был основатель Москвы Юрий Долгорукий,
а двоюродная прабабушка чуть не стала женой императора Петра Второго.
Долгорукие жили в богатом имении под Полтавой, куда заезжал сам император Александр Второй,
когда рядом проходили военные маневры.
В 1857 году десятилетняя Катя, прослышав про приезд государя,
нарядилась в лучшее свое платье и спряталась в саду.
Когда императора усадили ужинать на открытой террасе, Катя выглянула из кустов.
Родители прикрикнули на нее, а Александр Второй, напротив, нашел ее поведение очень милым.
- Ты зачем тут прячешься? – спросил он девочку.
- Хочу смотреть на царя! – ответила та.
Александр Второй соизволил пройтись с девочкой под руку по аллее.
Эта прогулка стала самым ярким впечатлением Катиного детства.
Через год до императора дошли слухи, что Михаил Долгорукий умудрился разбазарить свое огромное состояние.
Александр сразу вспомнил его симпатичную дочку.
- Хорош этот Долгорукий, шестерых детей по миру пустил! – пробасил император и взял всю семью под свое крыло.
Катю с сестрой определили в Смольный институт, а ее братьев – в военные училища.
Катя свою жизнь в институте переносила очень плохо, часто болела и лежала в лазарете,
жалуясь своему дневнику:
«Несмотря на все заботы директрисы, я так и не смогла привыкнуть к этой жизни без семьи, среди чужих».
Супруга Александра Второго, Мария Александровна, тоже часто болела.
Александр Второй стал курировать Смольный вместо нее, и неожиданно зачастил в лазарет,
где лежала Катя Долгорукая.
Разговоры с императором повысили настроение Кати, она быстро поправилась.
Со временем, Мария Александровна решила приезжать в Смольный сама,
несмотря на прогрессирующую чахотку.
Последний год в институте Катя жила только воспоминаниями о разговорах с императором.
«Его подчеркнутое внимание ко мне и его лицо, столь идеальное, проливали бальзам на мое детское сердце.
Чем более я взрослела, тем более усиливался его культ у меня».
24 декабря 1864 года в Летнем саду произошла случайная встреча Александра Второго и Кати Долгорукой.
Он сначала и не узнал ее – так она расцвела и похорошела.
Но Катя упорно попадалась на глаза императору, как тогда, в родительском саду.
И вдруг, на глазах у всей свиты, Александр увлек ее в боковую аллею.
«Этот день стал памятен для нас, ибо, ничего не говоря друг другу, мы понимали,
что эта встреча изменила нашу жизнь».
Карл Петрович Беггров. В Летнем саду.
1865 год принес большое горе императорской семье.
Неожиданно умер наследник престола, Николай.
Его мать, императрица, и раньше была молчалива, а теперь и вовсе замкнулась в себе.
Император искал утешения на стороне.
От той пылкой любви, которую он некогда питал к супруге, не осталось и следа.
Катя в то время жила в семье у старшего брата.
Ее мать, Вера Гавриловна, мечтала улучшить финансовое положение с помощью удачного замужества Кати.
Девушке было шестнадцать с половиной лет.
Она отличалась идеальным цветом лица и невероятно густыми каштановыми волосами.
После каждого бала появлялись новые претенденты на ее руку и сердце,
но Катя не радовалась своей популярности:
«Каждый бал удваивал мою печаль; светские увеселения были противны моему характеру».
Один юный князь был особенно настойчив:
- Ах, Катя, будьте моей женой! – промолвил он, преподнося ей огромный букет,
украшенный чучелами заморских колибри.
Мама Кати готова была расплакаться от счастья…
Но Катя с холодной улыбкой отстранила подарок:
- Сегодня у меня болит голова, прощайте!
Несчастный князь удалился, а Вера Гавриловна в ярости закричала дочери:
- Ты что себе позволяешь!?
Катя заплакала: - Предпочитаю умереть, чем выйти замуж!
Наступило лето, и Александр Второй переехал в Царское село.
Мать не уследила момента, когда Катя с верной служанкой отправилась вслед за ним и
"отдала ему с радостью единственную связь, которой еще недоставало ".
Они стали любовниками в июне 1866 года.
Все произошло в парковом павильоне Бельведер.
Счастливый император произнес роковые слова:
- Я женюсь на Вас, Катя, сразу же, как буду свободен!
Это была страшная клятва, ведь такая свобода могла наступить только после смерти его жены, императрицы.
С той поры император живет на две семьи.
Начинается ежедневная переписка влюбленных.
- Я клянусь, с той встречи в Летнем саду я не мог и помыслить о других женщинах! – писал император.
Сплетни распространились мгновенно и дошли до Катиной матери.
- Честь семьи опорочена!
Немедленно уезжаем в Европу, - решила Вера Гавриловна.
Александр Второй был безутешен, расставшись с Долгорукой.
Катя в Европе простудилась, все время кашляла и плакала.
П. Борель, дворец Бельведер в луговом парке
К счастью для влюбленных, началась Парижская выставка 1867 года.
Для Александра Второго она стала поводом посетить Париж и увидеться с Катей.
По протоколу он должен был проводить все время с Наполеоном Третьим и его супругой Евгенией.
Несмотря на это, в первый же день он помчался к Долгорукой:
«Как лихорадочно ждали мы этой минуты счастья, после пяти месяцев мучений.
Наконец, мы поспешили в объятия друг друга».
Через несколько дней террорист Березовский совершил покушение на Александра Второго.
Никто не пострадал, но супруга французского императора впала в состояние истерики.
Александр покинул Францию.
Он сам привык к частым покушениям, но не хотел выносит сор из избы.
Екатерина Долгорукая нашла в себе силы сообщить матери об окончательном разрыве с ней:
- Я еду в Россию, я еду к нему…
Виды залов Зимнего дворца. Кабинет Александра II, 1837, Никанор Григорьевич Чернецов
В Петербурге Екатерина каждую ночь пробирается тайным ходом в Зимний дворец,
где ее ждет влюбленный император.
Однажды она простудилась и вызвала к себе доктора.
Медики того времени были горазды на абсурдные рецепты
- Вам, сударыня, для поправки здоровья следует родить младенца! – констатировал доктор, не зная,
что видит перед собой приболевшую любовницу государя.
Екатерина сообщила Александру этот необычный медицинский вердикт.
Реакция царя была не менее странной.
Вместо того, чтобы заговорить о проблемах государственного уровня,
которые последуют за рождением внебрачного царского ребенка, император сказал:
- А если, драгоценная Катя, роды испортят Вашу фигуру?
Ее фигура и впрямь была близка к совершенству.
Впрочем, наступившая вскоре беременность не слишком изменила ее.
Катя скрывала живот под широкими складками одежды, и когда подошел срок,
не задумываясь отправилась в Зимний дворец.
Там и родился ее первый ребенок, Георгий.
Император был чрезвычайно доволен, особенно ему нравилось, что его сын рожден русской женщиной.
Ведь его официальная жена была немкой.
Император все свободное время уделял своей второй семье.
Долгорукая старалась создать семейный уют, которого, как ни странно, был лишен Александр:
«Его кровать была жесткая, как камень;
я заменила ее на кровать с пружинным матрасом, который его потряс, и я заботилась,
чтобы постель каждый вечер согревали».
Во время русско-турецкой войны император подолгу не виделся со своей возлюбленной.
После окончания боевых действий в 1878 году, он принимает решение, потрясшее весь Петербург.
Он переселяет Екатерину Долгорукую, у которой к тому времени было уже трое детей, в Зимний дворец.
Ее апартаменты оказываются ровно над комнатами императрицы…
Страдающая от чахотки, Мария Александровна была вынуждена целыми днями слышать топот и смех
незаконных детей собственного мужа.
Царедворцы, видя ухудшение здоровья императрицы, начали делать ставки на Екатерину Долгорукую.
Не станет ли она Екатериной Третьей?
Долгорукая, впрочем, в государственные дела не вникала, просто выслушивала Александра,
если он хотел поделиться с ней своими планами.
Она хотела уехать с ним подальше, куда-нибудь в Ниццу, и жить, как обычные люди, не обремененные властью.
Александр и сам чувствовал усталость и разочарование в политике.
К 1880 году он пережил 5 покушений.
Екатерина Михайловна Долгорукова с детьми
Несчастная императрица умерла ночью во сне.
Вопреки каким бы то не было правилам, Александр Второй ровно через месяц после ее смерти
тайно венчается с Екатериной Долгрукой.
Она получает титул светлейшей княгини Юрьевской и три миллиона рублей на счет.
В.С. Садовников
Через восемь месяцев после венчания, 1 марта 1881 года император был смертельно ранен
террористами из «Народной воли».
В тот день Екатерина ждала Александра, чтобы прогуляться по Летнему саду.
Она уже надела шляпу, когда в Зимний дворец привезли изуродованное тело ее супруга.
Екатерина безутешно рыдала на похоронах.
Она состригла свои роскошные волосы, сплела из них венок и положила в гроб.
После коронации Александра Третьего, Екатерина почувствовала себя совершенно лишней в царской семье.
Новый император бросил ей:
- На Вашем месте, я бы ушел в монастырь!
Екатерина с детьми отправилась в Ниццу, туда, где она мечтала поселиться со своим обожаемым супругом.
Там она увлеклась заботой о бездомных животных.
Она умерла уже после Октябрьского переворота, в 1922 году.
Екатерина написала воспоминания о жизни с императором под псевдонимом Виктор Лаферте.
Эта книга переиздается и в наше время.
Несколько тысяч писем Екатерины и Александра Второго частенько выставляются на Европейских аукционах
и уходят за огромные деньги.
«Видишь, как я тебя люблю, моя дорогая, страстно и упоенно, и мне кажется, что после нашего
грустного расставания мое чувство только растет день ото дня.
Вот уж точно я тобою только и дышу, и все мысли мои не покидают тебя ни на минуту».
Фильм о княгине
Сайт Кружок по интересам
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |