-Рубрики


А. И. Осипов о литературе духовной, лжедуховной и оккультной

Среда, 03 Октября 2012 г. 12:01 + в цитатник

Из книги профессора Московской духовной академии А. И. Осипова

Путь разума в поисках истины

* * *

Существо любой религии заключено в духовной жизни, которая является наиболее сокровенной ее стороной. Вхождение в эту жизнь требует не только ревности от человека, но и знания законов духовной жизни. Ревность не по разуму, как известно, плохой помощник. Туманные, расплывчатые представления об этой главной стороне религиозной жизни приводят христианина, особенно подвизающегося, как правило, к печальным последствиям, в лучшем случае — к бесплодным трудам, но чаще — к самомнению и духовным, нравственным и психическим расстройствам.

Самая распространенная ошибка в религиозной жизни — это подмена ее духовной стороны (исполнение заповедей Евангелия, покаяние, борьба со страстями, любовь к ближним) внешней — исполнением церковных установлений. Как правило, внешнее без внутреннего делает человека “святым сатаной” — гордым фарисеем, лицемером, отвергнутым Богом. Потому столь необходимо знание основополагающих принципов духовной жизни в Православии.

 

Для понимания духовной жизни в наше время особенно полезны:

Преп. авва Дорофей. Душеполезные поучения. 
Свят. Игнатий (Брянчанинов). Отечник.  Творения. Т. I-V; Собрание писем. 
Схиигумен Иоанн. Письма Валаамского старца. 
Игумения Арсения
Игумен Никон. Письма духовным детям. 
Архим. Лазарь. Таинство исповеди.
 

 

*  *  *

«Откровенные рассказы странника» всегда вызывали разноречивые суждения. Особенно они привлекают к себе мечтателей о духовном совершенстве, не знающих основ святоотеческого опыта, не изучивших творений святителя Игнатия. Причина увлечения их этой книгой вполне понятна – «Рассказы» предлагают быстрое средство без какой-либо борьбы со своими страстями достичь непрестанной молитвы и благодатных состояний. Это, естественно, в высшей степени льстит ветхому человеку.
 
Как известно, «Рассказами» одно время увлекся даже свт. Феофан (Говоров). Однако позднее он писал: «Книжка – рассказы странника – внешний чин дела изображает, а писания отеческие – внутренний». «В книгу – рассказы – не смотрите. Там есть советы, не пригожие для вас, которые могут повесть к прелести» 
 
* * *
Знание законов духовной жизни и тех опасностей, которые стоят на пути христианина – одно из необходимых условий верного достижения им горнего Иерусалима. Исключительную важность приобретает такое знание в настоящее время, когда, с одной стороны, в Россию бурным потоком хлынули всевозможные «духи» и появились бесчисленные варианты духовности; с другой – святоотеческое понимание духовной жизни и мудрость применения ее законов к психологии и силам современного человека в силу многих причин становится все большей редкостью.
 
Незнание этих законов приводит к тому что, что многие, даже искренне ищущие, нередко увлекаются внешне притягательными, но, по существу, далекими от Священного Предания Церкви формами духовности, в результате чего в лучшем случае они остаются без плода, в худшем – попадают в секты, губя свои души и расстраивая свое физическое и психическое здоровье. Все это имеет самые серьезные последствия не только для их жизни, но и для жизни всей Церкви и общества в целом.
 
Чтобы убедиться в этом, достаточно присмотреться к потоку лжедуховной литературы, которая продается сейчас не на каких-то светских прилавках, а во многих церковных магазинах. Вся она настойчиво пропагандирует жизнь, принципиально противоположную тем святоотеческим указаниям, которые так ясно, точно изложил в своих творениях святитель Игнатий.
 
 
В качестве примера соответствующей литературы можно назвать следующие книги, продающиеся, увы, в наших церковных магазинах: «Лучезарный батюшка»; «Старец Порфирий Кавсокаливит»; иеромонах Иосиф. «Наставник духовной жизни»; иеромонах Доримедонт (две брошюры о послушании); Г.П. Дурасов «Богом данная Макария»; Татьяна Гроян. «Царский архиерей»; иеромонах Трифон. «Чудеса последнего времени»; С. Г. Залесский. «По вере вашей да будет вам. Об иконе Божией Матери, именуемой «Воскрешающая Русь»; А.Г. Чахвадзе. «Окно в мир горний: явления, чудеса и молитвы последних времен»; «Духовные беседы и наставления старца Антония»; схимонахиня Антония. «Я испытал тебя в горниле страдания»; Е. Ерофеева. «Пасхальная память»; несколько изданий о тяжко больном человеке, называемом «старец Алексий»: С. Десятова. Очерк «Перзенский старец Алексий» в книге «Православные старцы ХХ века», иеромонах Гавриил. «Пензенский старец Алексий. Приидите ко мне все труждающиеся…»; целая серия изданий о мальчике «Славике Чебаркульском», которого усиленно стремятся «записать» в святые: «Ах, мама, маменька», «Бог говорит избранникам Своим», аудиокнига «Отрок Вячеслав»; видеокассеты и DVD-диски «Встреча с вечностью».
 
 
* * *
Этот процесс отступления от Священного Предания Церкви, от твердых указаний Святых Отцов о сущности монашества, о молитве, послушании и прочих основных устоях духовной жизни развивается все сильнее. Все больше предаются забвению и рассматриваются как что-то второстепенное предупреждения Святых Отцов о прелести, которая легко поражает подвижника, пошедшего, вопреки заветам Отцов, своим путем молитвы.
 
В качестве иллюстрации таких уклонений можно привести книгу монаха Иосифа Дионисиатиса «Наставник молитвы Иисусовой. Жизнеописание старца Харалампия Дионисиатского». В ней обычные христианские советы по различным вопросам жизни совмещаются с такими наставлениями о молитве Иисусовой, которые вызывают, по меньшей мере, глубокое недоумение. 
 
* * *
Незаконное проникновение в мир духовный в высшей степени опасно. Тем более, что оно непременно порождает лжеоткровения, которые увлекают людей неопытных, незнакомых с основами духовной жизни и губят их духовно и телесно.
 
 
Крайне отрицательно влияет на психику человека чтение оккультной литературы, таких, например, авторов, как: Е. Блаватская, А. Безант, Рерихи, Р. Штейнер, Э. Шюре. Теперь выходит много подобной литературы: Р. Бах «Чайка по имени…», В. Сидоров «Семь дней в Гималаях», Л. Андреев «Роза мира», Гурьев «Записи диалогов с космическим разумом», С. Лазарев «Диагностика кармы» и др. Сюда же нужно отнести и выходящую миллионными тиражами серию книг В. Мегре о т. н. Анастасии «Звенящие кедры России»
 
 

А. И. Осипов. Опасная духовная литература


А. И. Осипов. Неверные понимания христианства



Серия сообщений "А. И. Осипов":
Часть 1 - Православный календарь
Часть 2 - Три измерения свободы
Часть 3 - О борьбе с грехом
Часть 4 - А. И. Осипов о литературе духовной, лжедуховной и оккультной
Часть 5 - Профессор Московской духовной академии А. И. Осипов. Сборник видеолекций
Часть 6 - Нравственность и духовность
...
Часть 8 - Чем христиане отличаются от язычников?
Часть 9 - Поминовение усопших. О молитве за неправославных
Часть 10 - А. И. Осипов о промысле Божием и о судьбе

Серия сообщений "О лжедуховности":
Часть 1 - А. И. Осипов о литературе духовной, лжедуховной и оккультной
Часть 2 - Диакон Андрей Кураев. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАСХОЖДЕНИЙ МЕЖДУ ХРИСТИАНСТВОМ И ОККУЛЬТИЗМОМ (НА ПРИМЕРЕ “ЖИВОЙ ЭТИКИ” РЕРИХОВ)
Часть 3 - Профессор Московской духовной академии А. И. Осипов. Сборник видеолекций
...
Часть 8 - Страна победившего оккультизма
Часть 9 - Мистика
Часть 10 - Чугунок, кресло, тапочки, носочки... Теперь и шляпа

Рубрики:  ПРАВОСЛАВИЕ
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 7 пользователям

Nianfora_N   обратиться по имени Воскресенье, 09 Декабря 2012 г. 23:11 (ссылка)
Спасибо, Светлана! Ценная подборка - цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 10 Декабря 2012 г. 14:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Nianfora_N

Спасибо, что процитировали!
Надеюсь, эта подборка ещё кому-нибудь будет полезна.
Ответить С цитатой В цитатник
Голубка_-_белоснежная   обратиться по имени Суббота, 29 Декабря 2012 г. 00:02 (ссылка)
На могиле старца Алексия в Пензе я была лично 6 лет назад, приехала туда с таксистом, и такое чудо у нас на глазах произошло, что парень молодой плакал, он был далек от веры, до того момента, пока со мной не приехал в поселок Победа...
обратно ехал совсем другой человек...
Сомнение полезная вещь....но не всегда....
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Суббота, 29 Декабря 2012 г. 00:12 (ссылка)

Ответ на комментарий Голубка_-_белоснежная

Голубка_-_белоснежная, Алексей Ильич называет лжедуховным не старца, а очерк о нём...
Ответить С цитатой В цитатник
Голубка_-_белоснежная   обратиться по имени Суббота, 29 Декабря 2012 г. 00:25 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

книги у меня все есть про ст. Алексия, с автором о.Гавриилом я познакомилась там же, и ехали до Пензы в одной машине...
очень скромный человек....
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Суббота, 29 Декабря 2012 г. 00:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Голубка_-_белоснежная

"В Пензенское епархиальное Управление к архиепископу ФИЛАРЕТУ обратились почитатели старца Алексия с просьбой благословить издание о нём книги. Владыка со вниманием отнёсся к этой просьбе, предложил собрать сведения о жизни старца для рассмотрения, и в соответствии с достоверностью представленного материла принять решение.
Однако вскоре без предоставления проекта книги она была издана с надписью «По благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета».
С тех пор в адрес епархиального Управления приходят письма, в которых верующие люди выражают свои сомнения по поводу содержания самой книги и спрашивают, достоверно ли, что на издании этой книги имеется архиерейское благословение.
В связи с этим, Пензенское Епархиальное Управление уполномочено сообщить, что книга о старце Алексии издана БЕЗ БЛАГОСЛОВЕНИЯ АРХИЕРЕЯ. Книга содержит многие неточности и несоответствия жизни старца с произвольными комментариями, которые не соответствуют духу православного подвижничества, коим обладал старец, и вводят людей в соблазн, заблуждение, а подчас и отторжение от истины христианской веры и благочестия.

В настоящее время готовится к изданию книга о старце Алексии, которая по духу и содержанию соответствует его образу жизни и может послужить каждому христианину в достойное назидание и научение спасительному пути христианской жизни, на которую и будет преподано благословение.

Богослужебная комиссия Пензенского Епархиального Управления".

http://pravoslavie58region.ru/index.php?loc=oficial-01.htm
Ответить С цитатой В цитатник
Голубка_-_белоснежная   обратиться по имени Суббота, 29 Декабря 2012 г. 00:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

это все отписки бумажные, кому то это надо....
ты сама то читала эти книги, не помню, чтобы там было что-то (которые не соответствуют духу православного подвижничества), очень просто написано...найди почитай сама...С Богом!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Суббота, 29 Декабря 2012 г. 01:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Голубка_-_белоснежная

«Если священник не ищет общения со старцем и не стремится к нему, то он не приведет ко спасению ни себя, ни паству» (из книги о старце Алексии).

Грозные слова. Без старца – читай без святого духоносного наставника – спастись нельзя. А поскольку такого уровня старцев у нас, кроме о. Алексия (если верить книжке), считай что и нет, то без общения лично с ним у нас нет и спасения.

Получается, все церковные Таинства, все Святые Отцы и весь опыт Церкви без старца – ничто, так как без него нет спасения. Так ли учит Церковь? Сравним этот тезис с мыслями свт. Игнатия Брянчанинова. Говоря о духовном руководстве, он пишет:

«По учению Отцов, жительство... единственно приличествующее нашему времени, есть жительство под руководством Отеческих писаний с советом преуспевших современных братий; этот совет опять должно поверять по писанию Отцов.

Отцы первых веков Церкви особенно советуют искать руководителя Богодухновенного... Отцы, отделенные от времен Христовых тысячелетием, повторяя совет своих предшественников, уже жалуются на редкость Богодухновенных наставников, на появившееся множество лжеучителей, и предлагают в руководство Священное Писание и Отеческие писания.

Отцы, близкие к нашему времени, называют Богодухновенных руководителей достоянием древности и уже решительно завещают в руководство Священное и Святое Писание, проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных и сожительствующих братии».

«Не утомляй себя напрасно исканием наставников: наше время, богатое лжеучителями, крайне скудно в наставниках духовных. Их заменяют для подвижника писания Отеческие...

Постарайся найти хорошего, добросовестного духовника. Если найдешь его — и тем будь доволен, ныне добросовестные духовники – великая редкость».

«В духовнике, по мнению моему, великое достоинство — простота, неуклонное наследование учению Церкви, чуждое всяких своих умствований».

Именно учения о верности Церкви мы не найдем в книге "Дорога к старцу".

http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=254672.0
Ответить С цитатой В цитатник
Голубка_-_белоснежная   обратиться по имени Суббота, 29 Декабря 2012 г. 01:16 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

ты знаешь Света, я больше своему сердцу доверяю...
"буква убивает, а Дух животворит"
Может о.Гавриил, а может издатели, когда печатали одно два слова не так поставили в текст и...увы...
У меня есть Духовный отец, он 2 раза в год едет к своему старчику на исповедь, знаю, как он послушания исполняет, мы мирские отдыхаем от таких трудов...
Бывает я неделю или две не схожу в Церковь, мне уже звонят из монастыря от батюшки, и говорят...-"Лидия, батюшка сказал ты в Храм не ходишь" !!! опа....все мои мысли знает...наперед....точно знаю, что без моего Духовного отца, я бы еще бродила по неведомым дорожкам грешного мира....
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Понедельник, 02 Сентября 2013 г. 21:19 (ссылка)

Ответ на комментарий Голубка_-_белоснежная

Голубка_-_белоснежная,
«Без чувств жить нельзя, но чувствам поддаваться незаконно. Надо освежать и умерять их рассуждением и давать им должное направление. …Закон – держать сердце в руках и подвергать чувства, вкусы и влечения его строгой критике. Когда очистится кто от страстей, пусть дает волю сердцу, но пока страсти в силе, давать волю сердцу – значит явно обречь себя на всякие неверные шаги…»
Свт. Феофан Затворник
Ответить С цитатой В цитатник
Сильвина   обратиться по имени Среда, 04 Сентября 2013 г. 11:44 (ссылка)
Из перечисленных книг я часто перечитываю "Рассказы странника", но не как совет к руководству, а интересен вопрос паломничества в те годы, как люди относились друг к другу, о чем рассуждали. Практика же изучения Иисусовой молитвы должна проходит не по книгам, а под руководством наставника, сама знала людей,которые без благословения начали заниматься таким серьёзным дело - конец плачевный...
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 04 Сентября 2013 г. 12:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Сильвина

Спасибо, Евгения!
Да, как пишет Алексей Ильич Осипов, молитва Иисусова "должна совершаться не как-нибудь, а правильно. В противном случае, упражнение в ней не только перестает быть молитвой, но и может погубить христианина.

В одном из писем свт. Игнатий говорит, каким должен быть настрой души при молитве:

"Сегодня я прочитал то изречение Великого Сисоя, которое мне всегда особенно нравилось, всегда было мне особенно по сердцу. Некоторый инок сказал ему: "Я нахожусь в непрестанном памятовании Бога". Преподобный Сисой отвечал ему: "Это не велико; велико будет то, когда ты сочтешь себя хуже всей твари". Высокое занятие, – продолжает Святитель, – непрестанное памятование Бога! Но эта высота очень опасная, когда лествица к ней не основана на прочном камне смирения".

"… Духовная борьба, результатом и целью которой является приобретение СМИРЕНИЯ... подменяется у некоторых иной (промежуточной) целью: приобретением непрестанной и самодвижной Иисусовой молитвы, которая ... не является конечной целью, а лишь одним из средств ее достижения".
Ответить С цитатой В цитатник
Сильвина   обратиться по имени Четверг, 05 Сентября 2013 г. 14:28 (ссылка)

Ответ на комментарий Svetlana---

Хорошо сказал преподобный Сисой. Откопировала и разослала знакомым.
Ответить С цитатой В цитатник
Leykoteya   обратиться по имени Суббота, 07 Сентября 2013 г. 17:37 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Суббота, 07 Сентября 2013 г. 17:40 (ссылка)

Ответ на комментарий Leykoteya

Leykoteya, и вам спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Wasilinka   обратиться по имени Вторник, 10 Сентября 2013 г. 13:07 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Вторник, 10 Сентября 2013 г. 15:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Wasilinka

Wasilinka, рада вас видеть!
Ответить С цитатой В цитатник
Марина_Баркова   обратиться по имени Вторник, 10 Июня 2014 г. 01:37 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana---   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2014 г. 01:33 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку