-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sv2007

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

история православие церковные и важные общеполитические события юбилей саввино-сторожевского монастыря

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.03.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 42




"Вдумаемся: насколько созидательной и благодатной была жизнь Преподобного, память о котором народ с любовью хранит в течение шести веков"...

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИКОНЫ

Четверг, 10 Мая 2007 г. 18:41 + в цитатник


Завершились мероприятия посвященные преподобному Савве Сторожевскому в Петербурге

 

 

Поздно вечером 2 мая 2007 г. в Савввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде из Санкт-Петербурга вернулась древняя святыня – икона преподобного Саввы Сторожевского, которая находилась в северной столице  с 24 апреля по 2 мая 2007 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира в рамках мероприятий юбилейного года 600-летия преставления святого Саввы - небесного покровителя Царской Династии Романовых, который отмечается в России в 2007 году. Икона прибыла на Ленинградский( бывш. Николаевский) вокзал Москвы на скором поезде №23 «Юность» после девяти дней путешествия в город святого апостола Петра.

 

Духовные и миссионерские цели ставили перед собой организаторы акции – Оргкомитет по празднованию юбилея и Санкт-Петербургская митрополия.  Как отметил председатель Оргкомитета, наместник Саввино-Сторожевского монастыря, игумен Савва "Москвичи еще знают о нем, но если мы спросим питерцев, то, может, только один человек из ста расскажет, кто такой Савва Сторожевский. Наша основная задача - напомнить петержбурцам, что есть в России такой угодник Божий".

 

Чтимая икона преподобного Саввы Сторожевского с частицей мощей - «Молитвенника за Царей Богоизбранных» по приезде находилась  в Феодоровском  соборе г. Санкт-Петербурга, чтобы поддержать возрождение  храма, построенного в 1913 году в год 300-летия воцарения Дома Романовых и  являющегося одним из  важных национальных духовных символов г. Санкт-Петербурга и всей России. Затем икона была торжественно перенесена в Александро-Невскую Лавру, где к ней имели возможность приложиться тысячи жителей города на Неве. Перед иконой преподобного Саввы, по чудесному заступничеству которого были  в разное время спасены основатель Петербурга  император Петр I  и его отец царь Алексий Михайлович. После этого Саввин монастырь на протяжении столетий стал именоваться «собственное государево богомолье».

 

Этому событию была посвящена  юбилейная экспозиция о преподобном Савве Сторожевском на православной выставке  «Пасхальный праздник» в Михайловском Манеже, которая открылась  25 апреля 2007 года. Участникам  открытия экспозиции Святейший Патриарх  Алексий II, священноархимандрит  монастыря и почетный председатель Попечительского Совета, направил свое послание.

 

В Михайловском Манеже прошла пресс-конференция, посвященная возрождению  общероссийских святынь Саввино-Сторожевского монастыря в г.Звенигороде и Феодоровского собора в Санкт-Петербурга. Эти две святыни  непосредственно связаны с русскими государями и олицетворяют собой  историю церковно-государственных отношений в нашей стране. Их возрождение стало частью партийного проекта «Единой России» по обретению исторической памяти, реализуемого при личном участии Председателя Государственной Думы Российской Федерации Б.В. Грызлова, который возглавил Попечительские Советы по этим объектам.

 

В пресс-конференции участвовали игумен Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского монастыря, архимандрит Назарий (Лавриненко), наместник Александро-Невской  Лавры, протоиерей Александр Сорокин, настоятель Феодоровского собора в Санкт-Петербурге, Д.И.Фомичев, член рабочей группы проекта "Историческая память" партии "Единая Россия", И.С.Риммер, депутат Законодательного собрания СПб, И.П.Кирсанов, генеральный директор Выставочного объединения "РЕСТЭК". Вот как оценил отношение братии Александро-Невской Лавры ее наместник архимандрит Назарий (Лавриненко)« Для нас приезд святынь же давно не является необычным событием, но мы всегда очень этому рады, ведь пребывание святынь освящает то место, где мы, люди далеко не святые, живем. Я поэтому всегда очень благодарен Его Святейшеству и всем, кто приезжает в Петербург со святынями, что чтимые иконы и честные мощи всегда располагают в нашей лавре. Александро-Невская лавра - духовное сердце Санкт-Петербурга, она сейчас возрождается, вновь приобретает значимость для горожан. Савва Сторожевский - один из столпов русского монашества, поэтому, конечно, мы с большой радостью встретили его чтимую икону с частицей честных мощей и благодарим за то, что именно Троицкий собор Александро-Невской лавры избран местом пребывания этой великой святыни из древнего Звенигорода, к которой люди смогут приложиться, помолиться преподобному Савве и унести домой частицу благодати.

 

Икона преподобного Саввы Сторожевского, которая совершила путешествие в Санкт-Петербург – самая древняя в монастыре. По преданию, она являлась списком с иконы XV века, написанной после чудесного явления святого Саввы игумену монастыря Дионисию через несколько десятилетий после преставления. Та первая древняя икона святого Саввы считается утраченной. Список был сделан в середине 17 века и почитается верующими в Москве и Подмосковье. В 1812 году икона находилась на Саввинском подворье на Тверской улице в Москве и чудом уцелела во время пожара во дни наполеоновского нашествия.

 

           

 


МОЛОДЁЖНЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД

Пятница, 20 Апреля 2007 г. 12:41 + в цитатник
В первый день Страстной Седмицы группа представителей православных молодежных организаций Москвы и Московской области из 17 человек прошла крестным ходом от Саввино-Сторожевского монастыря к Ново-Иерусалимскому монастырю.
Расстояние между монастырями  - около 30 километров - молодые люди прошли стараясь двигаться максимально близко к первоначальному маршруту Покаянного Царского пути царя Алексея Михайловича Романова, который из своей резиденции в Саввино-Сторожевском монастыре накануне Пасхи совершал крестный ход в Ново-Иерусалимский монастырь, где находилась резиденция Патриарха.
Молодые паломники шли с иконами Пресвятой Богородицы, Семьи Царственных Страстотерпцев и с черно-желто-белым российским имперским флагом, который для них обозначает историческую связь времен.
Как сообщил один из организаторов крестного хода, сопредседатель православного молодежного движения «Георгиевцы!» Игорь Тихоновский «идея провести крестный ход по Царскому пути, соединившему две святых обители, возникла у нас уже давно, еще 4 ноября прошлого года. Тогда мы на Крутицком подворье выпускали в небо голубей, символизируя наше общее единство в Святом Духе. Для нас пройти этим путем - прежде всего духовное дело, но не менее важно и привлечение внимания общественности к нашей исторической памяти, к возрождению традиций Российской империи».
Большую поддержку по организации крестного хода оказали Одинцовское отделение МЧС РФ и Оргкомитет по подготовке и проведению торжеств, посвященных 600-летию преставления преподобного Саввы Звенигородского.
Организаторы надеются, что такие крестные ходы станут традиционными.  (700x525, 161Kb)

...А С ИКОНЫ СМОТРИТ АВВА - ПРЕПОДОБНЫЙ САВВА

Пятница, 20 Апреля 2007 г. 12:21 + в цитатник
 (200x232, 14Kb)

«Молитвенник о царях Богом избранных», «Забрало Москве, утверждение царствию, всем сирым прибежище», «Скорый помощниче и преславный чудотворче» - так именовали современники преподобного отца нашего Савву, игумена Сторожевского, так воспевает и величает его Церковь Христова до сего дня. Великий святой, общавшийся с самим Сергием Радонежским, князьями и многими именитыми людьми своего времени, оставил все прелести мира и с юности воспринял благое иго Христово – и в дальнейшей жизни ничто не могло поколебать его любовь и преданность Господу.

Как же возможно, удаляясь от мира – мира, по слову апостола Иоанна, во зле лежащего – благотворно воздействовать на этот мир, умножая в нём добрые всходы христианских добродетелей и предопережая врага человеческого рода в его замысле рассеять среди пшеницы и плевелы? Что может человек, отрекшийся от всего земного, изменить в этом земном?

Преподобный Савва был Молитвенником. Заботясь об исполнении послушаний, будучи насельником обители Живоначальной Троицы, управляя этим монастырём по смерти аввы Сергия, заводя строительство и обустройство монастыря под Звенигородом он никогда не забывал главного делания монаха и всегда осознавал – Господь тогда нам Помощник и Заступник, когда мы молим Его о спасении вечном и помощи во временном. Молитва, осознание своей духовной нищеты и душевный вопль «Очисти мя, Спасе, многа бо беззакония моя…» - вот что служило Звенигородскому игумену залогом его успешной деятельности как на поприще церковном, так и в общении с мирскими людьми. Обитель, основанная им на горе Стороже, стоит уже более 600 лет, проходя времена упадка и разорения, обновляется и расцветает вновь и вновь, становясь красивей и величественней прежнего. Это ли не доказательство, что её основатель молитвенно ходатайствует перед престолом Всевышнего и до скончания века не оставит братию, собравшуюся под его покровительство. И не только братию. Преподобный Савва – хозяин Звенигородской земли, и всякий, здесь проживающий, не может не почувствовать его заступление.

Юбилейные торжества в самом разгаре. Братия Обители, движимая любовью к своему Преподобному Игумену, знакомят с его подвигами и их значением для всего Российского государства политическую элиту страны, творческую интеллигенцию, научные круги – всех призывает преподобный Савва под свой кров к единению народных сил и возрастающему могуществу России. Из тесной пещерки вблизи Саввино-Сторожевского монастыря, где подвизался Савва перед своей кончиной, воссиял нетленный свет благодатной молитвы за нашу землю. Ныне тысячи паломников устремляются сюда, чтобы приобщиться этой молитве и унести частицу этого света в своих сердцах. Мы не знаем всех подробностей жизни Преподобного, но Господь сказал: «По делам их узнаете их». Дело же нашего святого живёт уже 600 лет, братия каждое утро, испросив на братском молебне благословение на наступающий день, выходит из Рождественского собора трудиться во славу Святой Церкви и в похвалу Звенигородскому чудотворцу. И совершается чудо преображения окружающего мира – по его молитвам и трудам насельников. И то и другое равноценно в очах Божиих. Преподобный, удаляясь от мира, до сей поры благодатно воздействует на этот мир.

ВЫСТАВКА В НИЖНЕЙ ПАЛАТЕ

Пятница, 20 Апреля 2007 г. 12:09 + в цитатник

В Госдуме России состоялось открытие выставки «Преподобный Савва Сторожевский – 600 лет на страже России»

МОСКВА. 18 апреля в Государственной Думе Федерального Собрания РФ состоялось открытие юбилейной выставки «Преподобный Савва Сторожевский – 600 лет на страже России».

Церемонию открытия выставки открыл председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А.Попов.

«Стало доброй традицией проводить в Госдуме знаковые выставки, посвященные выдающимся событиям российской истории», – подчеркнул С.А.Попов. Нынешняя выставка, по его словам, свидетельствует об уважении законодательного органа Российского государства к памяти преподобного Саввы Сторожевского.

     
  Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
 
 

Выступив с кратким вступительным обращением, С.А.Попов предоставил слово первому заместителю председателя Государственной Думы Л.К.Слиске. В своем выступлении Л.К.Слиска рекомендовала всем посетителям выставки побывать в Саввино-Сторожевском монастыре, который расположен так, что, по ощущениям, «оттуда видишь всю Россию».

Вслед за С.А.Поповым Л.К.Слиска с удовлетворением отметила традицию Госдумы проводить выставки, посвященные видным деятелям российской истории, в число которых входит и преподобный Савва Сторожевский. Единение власти, духовенства и общества в праздновании юбилея преставления преподобного Саввы, по мнению первого заместителя председателя Государственной Думы, свидетельствует о том, что современное российское общество учится дорожить своими историческими корнями, начинает осознавать высокое значение наследия, оставленного подвижниками русского Православия.

«Хотелось бы, чтобы это небольшое событие — открытие выставки — стало для кого-то началом большого пути к храму, к Православию, – пожелала в завершение своей речи Л.К.Слиска. – Возможно, мы за свою жизнь не способны узнать и малой толики нашего неисчерпаемого исторического наследия, но Савва Сторожевский, безусловно, заслуживает того, чтобы мы поклонялись ему, ценили его, и он ждет нас всех в гости».

Выступивший вслед за Л.К.Слиской митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии, рассказал о значении празднования 600-летия преставления преподобного Саввы. По словам митрополита Климента, преподобный Савва жил в переломную эпоху в истории России, которая освобождалась от татаро-монгольского ига, и оказал большое влияние на формирование новой ментальности русского общества и развитие государства Российского. Владыка Климент уверен, что и на современном этапе государственного строительства нельзя забывать о наследии преподобного Саввы Сторожевского, который своей жизнью показал, как надо веровать и любить свою страну.

Затем владыка Климент огласил приветственный адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

     
  Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
 
 

На церемонии открытия выставки был показан видеосюжет, посвященный возрождению Саввино-Сторожевской обители, после чего директор института славяноведения РАН К.В.Никифоров рассказал о духовной связи между святителем Сербской Церкви Саввой и русским преподобным Саввой Сторожевским. В то же время, если нет ни одного серба, не знающего Савву Сербского, то среди русских немало тех, кто никогда не слышал о Савве Сторожевском, с грустью констатировал К.В.Никифоров. Данная выставка, по мнению директора института славяноведения, возвращает Отечеству его пророков, и отныне больше русских людей узнает имя основателя Звенигородской обители.

Заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Н.А.Нарочницкая вслед за предыдущими ораторами, приветствовала процесс восстановления исторической памяти и непрерывности истории государства Российского, который как ничто другое содействует объединению общества. «Жива и непоколебима вера, создавшая русскому народу смысл его исторической жизни, значит, жива и непоколебима надежда на наше историческое воскресение. Будет вера, будет и подлинная нация – единый и преемственно живущий организм с целями, ценностями, общими представлениями о добре и зле, о праведном, с общими историческими переживаниями,» – подчеркнула Н.А.Нарочицкая.

Собравшихся также поздравил наместник Саввино-Сторожевского монастыря игумен Савва (Фатеев). Игумен Савва провел параллели между временем жизни преподобного основателя Звенигородской обители и современностью. По его словам, и в XIV-XV вв., и в XXI в. единственно верным путем обретения свободы и личного совершенствования является духовное очищение, спасение души. По этому пути пошли преподобные Сергий Радонежский и Савва Сторожевский, чьи молитвы хранили и по ныне хранят Россию.

На церемонии присутствовали председатель комиссии Московской городской Думы по межнациональным и межконфессиональным отношениям И.О.Елеференко, президент Славянского фонда России Г.В.Боголюбова, насельники Саввино-Сторожевского монастыря, депутаты Государственной Думы.

Состоялся концерт духовной музыки, в котором участвовали хор Саввино-Сторожевского монастыря и детская хоровая студия «Преображение» при Союзе композиторов России.

     
  Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru  
 
Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru
 
 
Выставка в Госдуме России «Преподобный Савва Сторожевский – 600 лет на страже России» продолжает череду праздничных мероприятий, посвященных 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского – ученика преподобного Сергия Радонежского. Юбилейный год Саввы Сторожевского проходит под девизом: «Забрало Москве, утверждение Царствию, всем грешным прибежище…».

КОГДА ХОЧЕТСЯ ПИТЬ

Четверг, 22 Марта 2007 г. 11:51 + в цитатник
Это цитата сообщения sv2007 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]


Когда телу хочется пить, умирающий видит: тело томится жаждой, и рад избавиться от тела. Еда,  одежда, удовольствия не нужны тому, для кого и тело - незначащая часть обширного имения, вроде осла на привязи во дворе.
     А  потом  наступает  агония:  прилив,  отлив --  волны  памяти  бередят сознание, омывают пережитым, вздымаются, опадают,  приносят и уносят камешки воспоминаний,  звучащие раковины  голосов, дотянулись,  раскачали сердце, и, словно нити водорослей, ожили  сердечные привязанности. Но равноденствие уже приготовило  последний отлив,  пустеет сердце, и волна пережитого отходит  к Господу.
     Все,  кто  живы, --  я знаю,  -- боятся  смерти. Они  заранее  напуганы предстоящей встречей.  И  поверьте, ни разу  не  видел, чтобы умереть боялся умирающий.



Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель.


БЛАГАЯ ВЕСТЬ

Четверг, 22 Марта 2007 г. 11:00 + в цитатник
Это цитата сообщения sv2007 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришёл час её; но когда родит младенца, уже не помнит скорба от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас.


Евангелие от Иоанна, 16.21-22.


БЛАГАЯ ВЕСТЬ

Среда, 21 Марта 2007 г. 17:33 + в цитатник
Это цитата сообщения sv2007 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Говорящий сам от себя ищет славы себе; а кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём.


Евангелие от Иоанна, 7.18


БУДТЕ ГОТОВЫ...

Среда, 21 Марта 2007 г. 17:19 + в цитатник
Это цитата сообщения sv2007 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

...Ведь наша жизнь временна и скоротечна; как цветок полевой, так скоро и мы увядаем; нечастия, скорби, болезни подстерегают нас на каждом шагу, всё взывает к нам: "Не здесь жизнь, а там, на небе; здесь лишь призрак жизни, здесь лишь приготовление  к вечности; будте готовы, се, смертный час близок!"
Митрополит Трифон (Туркестанов). Из книги "Любовь не умирает".

В ДАНИЛОВОМ МОНАСТЫРЕ ПРОШЛО ЗАСЕДАНИЕ ПОПЕЧИТЕЛЬСКОГО СОВЕТА ТОРЖЕСТВ

Среда, 21 Марта 2007 г. 16:33 + в цитатник

Юбилейный год, посвященный 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, проходит под девизом «Забрало Москве, утверждение Царствию, всем грешным прибежище...». Юбилейные мероприятия состоятся не только в Звенигороде и в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. На заседании подчеркивалось, что...

 (699x466, 185Kb)

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=12411


Информационный сайт юбилейных торжеств

Среда, 21 Марта 2007 г. 16:24 + в цитатник
org-savva600.ru/ На ресурсе освещается подготовка и проведение мероприятий в рамках юбилейных торжеств, посвящённых 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского.

Савва 1020

Среда, 21 Марта 2007 г. 16:14 + в цитатник
Ещё один ресурс, знакомящий с ходом юбилейных торжеств 2007 года.

Сайт, посвящённый монастырю

Среда, 21 Марта 2007 г. 13:19 + в цитатник
savvin.ru/ Расписание богослужений, как добраться, престольные праздники - всё, что необходимо паломнику, собравшемуся посетить Саввино-Сторожевский монастырь.

Официальный сайт Саввино-Стоожевского монастыря

Среда, 21 Марта 2007 г. 13:06 + в цитатник
n-profi.ru/savva/index.html Житие преп. Саввы, история Обители, летопись событий последних лет, информация о палонической службе, богословских курсах, детском приюте, фотогалерея и многое другое.

ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ

Среда, 21 Марта 2007 г. 12:30 + в цитатник

Удивительная, а в ХХ веке почти детективная история о том, как до наших дней сохранилась главная святыня Обители - мощи преподобного Саввы.

ВСЕ ПОДРОБНОСТИ  http://www.n-profi.ru/savva/obretenie.html

 (466x699, 71Kb)


МУДРОСТЬ

Среда, 21 Марта 2007 г. 12:19 + в цитатник
Это цитата сообщения sv2007 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростию превосходил многих мнящих себя быть мудрыми". Из Жития преподобного Саввы.

Аудио-запись: Пятый Шаг - "Звенигород"

Среда, 21 Марта 2007 г. 12:00 + в цитатник
Прослушать Остановить
6 слушали
0 копий

[+ в свой плеер]

Совем молодая группа Пятый Шаг, участники которой проживают либо раньше жили в Звенигороде и окрестностях.

Метки:  

БИТВА У МОНАСТЫРЯ

Пятница, 16 Марта 2007 г. 13:58 + в цитатник

"27 августа, на следующий день после Бородинского сражения, Винценгероде прибыл из Сорочнево в Можайск и увиделся с Кутузовым и Барклаем. Оба военачальника хорошо знали генерала. Кутузов помнил его еще с 1805 года, когда под Шенграбеном Винценгероде дезориентировал Мюрата и маршалов легендой о будто бы..." - так начинается увлекательная история сражений под Звенигородом у стен Саввино-Сторожевского монастыря в 1812 году. Чудо, произошедшее тогда, спасло Обитель от разорения французами, связь с потомками французского генерала Евгения Богарне, отдавшего приказ сохранить монастырь, поддерживается братией до сих пор. Что же произошло тогда, в далёком 1812 году?

ЧИТАЕМ: http://www.n-profi.ru/savva/letopis.html?year=2005&m=2&day=27


Золотой век древнерусского искусства в Звенигороде

Пятница, 16 Марта 2007 г. 13:48 + в цитатник
 (468x699, 73Kb)


600-летие преставления преп. Саввы Сторожевского - дата ко многому нас обязывающая. Во-первых, это призыв внимательнее всмотреться в личность великого святого, ведь преп. Савва, ближайший сподвижник преп. Сергия Радонежского и один из наиболее духовно значительных и влиятельных людей своего времени, чья деятельность способствовала духовному возрождению Руси.
Во-вторых, эпоха, в которую Бог призвал на служение Звенигородского игумена - конец XIV – нач. XV вв. - это время переломное и во многом определившее исторические пути нашей страны, в частности, судьбу Москвы.
В-третьих, Звенигород был в то время одной из культурных столиц Руси, в которой закладывались духовные основания, позволившие все XV столетие назвать золотым веком древнерусского искусства. И в этом, несомненно, не последняя роль принадлежит преп. Савве.
Храмы, сохранившиеся от этого времени - Успенский собор на Городке и собор Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря - свидетельствуют о великолепии зодчества и высочайшей строительной культуре Звенигородского княжества. А найденные в 1918 г. иконы, вошедшие в научный обиход под названием «Звенигородский чин», - это едва ли не самое высокие и непревзойденные образцы древнерусской иконописи. Известно, что в Звенигороде трудился великий русский иконописец преп. Андрей Рублев и, по мнению большинства исследователей, эти иконы принадлежат его кисти. Хотя об авторстве Рублева, как и о том, в какой храм были написаны эти удивительные образы, до сих пор идут споры. Древние иконописцы не подписывали своих произведений, и загадка «Звенигородского чина», вероятно, еще долго будет привлекать внимание исследователей. Но дело не только в авторстве и местонахождении этих шедевров, икона как произведение, прежде всего, молитвенное, литургическое и богословское, отражает духовный уровень, причем не только написавшего его художника, но, прежде всего, той среды, в которой икона создается и бытует. «Звенигородский чин» - это больше, чем шедевры древней живописи, это глубочайшие образы богооткровения, свидетельствующие о том, что вокруг преп. Саввы (а иконы эти были, безусловно, написаны при его самом непосредственном участии) сложилась особая среда высочайшего духовного опыта. Обычно этот духовный опыт связывают с исихазмом - мистическим движением, охватившим весь православный мир в XIV в., связанный с молитвенно-созерцательной практикой (т.н. «умное делание»), стяжанием нетварного света, преображением и проч. На Руси это движение было связано, прежде всего, с монастырями, но оно не замыкалось в стенах монастырских обителей, а оказывало влияние на мир, преображая его. К сожалению, пока это явление еще мало изучено и, как правило, исследователи обходятся только общими фразами относительно тех, кто этот опыт культивировал и распространял. Однако личность преп. Саввы Сторожевского, как одного из самых духоносных подвижников своего времени, стоявшего в центре всех духовных устремлений эпохи, дает серьезные основания более глубоко вникнуть в суть этого явления и понять его воздействия его на мир и обыденную жизнь людей. В этом смысле и «Звенигородский» чин может быть предметом не только искусствоведческого анализа, но более глубокого - богословского исследования, приоткрывающего тайну преображающего света, который через душу подвижника изливается в мир, преобразуя его. Изучение этого духовного опыта необходимо сегодня, поскольку в нем есть ответы и для сегодняшнего дня, для нас, живущих также в переломную эпоху. Необходимость более тщательное изучение духовной культуры Звенигородского княжества очевидна, ведь значение ее долгое время недооценивалось и даже было сокрыто сиянием славы Москвы.
На протяжении веков Звенигород оставался всего лишь удельным княжеством, а затем провинциальным городком и районным центром, но начало его истории — поистине великое. И это не в последнюю очередь благодаря преп. Савве Сторожевскому. Монастырь преп. Саввы, не случайно, был излюбленным местом паломничества и духовного отдохновения царя Алексея Михайловича. Один из самых духовно чутких российских монархов смог оценить особую атмосферу Саввино-Сторожевской обители и мощь духовного покровительства ее основателя. Испытал его силу духа и французский генерал Богарне, именно здесь понявший, что завоевать силой страну, у которой есть такой духовный щит, невозможно. Возрождение обители в кон. ХХ века также есть величайшее свидетельство силы духа преп. Саввы и продолжение его служения. Все эти исторические факты и деяния преп. Саввы Сторожевского должны были бы лечь в основу большой житийной иконы преподобного, аналогично тому как некогда были созданы подробно разработанные иконы с житием таких русских святых как преп. Сергий, св. Петр и Алексей митрополиты московские и др. Однако такой иконы не существует. Тем не менее долг памяти обязывает нас способствовать созданию такого образа, в котором преп. Савва предстал бы во весь свой духовный рост. Создание подробного иллюстрированного жития Звенигродского игумена также необходимо, чтобы жизнь и подвиги святого - в книге и на иконе - помогли нашим современникам прикоснуться к подвигу преп. Саввы и обратиться к нему как молитвеннику, заступнику и духовному наставнику.
Юбилейный год - в библейском понимании это год особой ответственности перед Богом - дает нам не просто повод вспомнить одного из деятелей отечественной истории, но обратиться к подвижнической жизни и светоносному духовному опыту величайшего святого Руси, прославленного Церковью и оказавшего огромное влияние на судьбы страны.
Ирина Языкова, искусствовед


ЮБИЛЕЙ

Пятница, 16 Марта 2007 г. 13:11 + в цитатник

 (529x699, 84Kb)
Из Юбилейного послания Святейшего Патриарха: "Вдумаемся: насколько созидательной и благодатной была жизнь Преподобного, память о котором народ с любовью хранит в течение шести веков"...

ПОСЛАНИЕ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ, ПОСВЯЩЕННОЕ 600-ЛЕТИЮ ПРЕСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО САВВЫ, ИГУМЕНА СТОРОЖЕВСКОГО, ЗВЕНИГРОДСКОГО ЧУДОТВОРЦА


Возлюбленные о Господе братия и сестры!

Быстротечна жизнь христианина. Незаметно приближаемся мы к концу земного странствования - к чаемому единению со Христом Спасителем. На пути к сей желанной цели Церковь духовно утешает и поддерживает нас сменяющейся чередой церковных праздников и торжеств. Кажется, совсем недавно, в августе 1998 года, мы отметили 600-летие основания главной святыни Звенигородской земли - Саввино-Сторожевской Обители, и вот ныне, спустя почти десять лет, вновь приближаемся мы к знаменательному юбилею - 600-летию преставления преподобного Саввы, которому в церковном календаре посвящен 2007 год.

Возвращение святых мощей преподобного Саввы в основанную им Обитель поистине стало не только большим церковным, но и весьма значимым государственным событием, убедительно свидетельствующим о возрождении духовно-нравственных начал в общественной жизни России, примером благотворного сотрудничества Церкви и государства на благо нашего народа, всей нашей страны. Имя преподобного Саввы, вместе с подвижниками Руси преподобным Сергием Радонежским, князьями Александром Невским и Дмитрием Донским вновь стало одним из символов всероссийского единства.

Более чем 600-летняя история монастыря исполнена молитвами и трудами предыдущих поколений братии и, в первую очередь, подвигом самого преподобного Саввы. Придя в Сергиев Троицкий монастырь под Радонежем юным послушником, будущий святой уже в скором времени кротостью и послушанием стяжал множество добродетелей, приобретя искреннюю любовь и уважение братии и самого преподобного Сергия. Став настоятелем монастыря, которому Промыслом Божиим уготовано было превратиться в великую Троице-Сергиеву лавру, преподобный Савва не отступил от заветов своего наставника - в его кротких речах черпали мудрость и силу все приходящие на Маковец за духовной помощью и утешением.

В 1398 году преподобный Савва, по просьбе своего духовного сына князя Юрия Дмитриевича, пришёл в Звенигород, и положил начало иноческой жизни на горе Стороже. Сколько было пролито им покаянных слёз и вознесено молитв о новой Обители и собирающейся братии - то ведает Господь. Но предшествующие века её существования и нынешнее возрождение убеждают в том, что преподобный Савва предстоит перед престолом Божиим, молясь о своём монастыре, его насельниках и прихожанах. Закончив жизнь в тесной келье основанного им монастыря, Звенигородский игумен стал образцом для последующих поколений монашествующих: в молитвенном подвиге и уединённом богомыслии, в общественно-государственной деятельности и церковно-административном служении. Песнопение праздничного богослужения выражает отношение современников к преподобному такими словами: «Забрало Москве, укрепление царства, всем сирым прибежище...»

Как пример церковно-государственного соработничества предстаёт перед нами отношение царя Алексея Михайловича Тишайшего к Саввино-Сторожевскому монастырю. Полюбив «Дом Пречистой на Сторожах», ревностный почитатель преподобного Саввы, усердный богомолец и твёрдый правитель Руси, устроил здесь «собственное государево богомолье».

Ныне монастырь вновь обретает былое благолепие. Ежедневные богослужения, усердные труды по благоустройству и восстановлению некогда разорённых храмов, окормление паломников и прихожан, духовно-просветительская, образовательная и издательская деятельность, забота о детях, престарелых и заключённых и, главное, молитвенное заступничество покровителя сего святого места преподобного Саввы - всё это привлекает многочисленных богомольцев под своды древнего Богородице-Рождественского собора к честным и многоцелебным мощам Звенигородского чудотворца. Явив пример иноческого служения и молитвенного подвига, преподобный Савва и в наше время продолжает укреплять насельников обители, которые выбрали служение Богу и ближним, как благое иго Христово.

Ныне мы готовимся к 600-летию преставления основателя Саввино-Сторожевского монастыря. Дай Бог, чтобы предстоящие торжества стали ещё одной крепкой нитью, духовно связующей наше общество, чтобы в молитвах и богослужениях мы почувствовали единство душ, единство веры, и, взирая на житие преподобного Саввы, ощутили присутствие Божиего промысла в нашей истории и осознали величие Православной Руси. Вдумаемся: насколько созидательной и благодатной была жизнь преподобного, память о котором народ с любовью хранит в течение шести веков.дравляю с грядущим юбилеем и призываю благословение Божие на братию Обители, её прихожан и благотворителей - всех, кто неравнодушен к судьбе Саввино-Сторожевского монастыря, к воссозданию его святынь и укреплению духовно-нравственных основ в нашем Отечестве.

Выражаю надежду, что Обитель и впредь будет нести свет истинной веры, христианской любви и духовной радости в сердца тех, кто молитвенно обращается к великому святому, нашему скорому помощнику и преславному чудотворцу - преподобному Савве Сторожевскому.

АЛЕКСИЙ
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


Преподобие отче наш Савво,
моли Бога о нас!



Поиск сообщений в sv2007
Страницы: [1] Календарь