-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sv-online

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) novate pravoslavie Sacrament The_Best_in_Internet Work_of_art

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.07.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 5057


Выборы и культура: «текст» в «тексте».

Среда, 07 Ноября 2007 г. 19:47 + в цитатник
Настоящий пост продолжает тему политической психологии, начатую в записи "Почему голосуют избиратели?".

Кроме душевного кризиса, есть еще одно обстоятельство, которое размывает подсознательное чувство собственной реалистичности. Этим обстоятельством стала культуральная "добавка", привнесенная в избирательные технологии самим духом времени.

Раньше избирателей просто агитировали и такая информация считалась единственно верной. Сейчас же помимо обычной агитации, перед массовой аудиторией раскрываются и методы такого манипулирования общественным мнением. Обозреватели, не скрывая имен противоборствующих сторон, рассказывают телезрителям о всевозможных хитроумных уловках, заложенных в тех или иных пиаровских приемах (производное от PR или public relations - связь с общественностью). Нередко прямо на наших глазах развертываются целые телевизионные дискуссии, в которых обсуждается вероятность фальсификации видеозаписей с сомнительными сценами, банковскими документами и свидетельствами очевидцев - главных аргументов, используемых в информационных войнах.

У потребителей такой политической продукции создается впечатление иллюзорности всего происходящего в информационном пространстве. Что это означает? А только то, что от одномерных массовых коммуникаций, характерных для индустриального общества, мы перешли к многомерным или многозначным информационным взаимодействиям, при которых используется феномен "текст в тексте". По определению В.Руднева, в этом феномене наблюдается "конфликт между двумя текстами за обладание большей подлинностью", который обусловлен "глобальной установкой культуры ХХ в. на поиски утраченных границ между иллюзией и реальностью" (Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997, с.308).

Согласитесь, в сказанном очень много такого, что заставляет нас вспомнить о романе Булгакова "Мастер и Маргарита". Уточню, что речь идет о рукописи Мастера, включенную в роман наравне с основным повествованием. Эту особенность нашей эпохи ученые назвали "постмодернизмом". В глубинной психологии таким закономерностям соответствует другой феномен - "сновидение в сновидении". О его существовании известно от людей, которые сообщали специалистам о том, что во сне они видели самих себя спящими. Впрочем, никто из них не мог сказать ничего определенного относительно того, что грезилось им в тот момент.

Таким образом, в своих самых современных формах массовая политическая культура повторяет строение нашего душевного фундамента - подсознания.

Сергей Выгонский, психиатр

Опубликовано в авторской рассылке Subscribe.ru "СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО"
, выпуск "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" (№6 [28]. Сентябрь-октябрь, 2007).

Klieo   обратиться по имени Суббота, 10 Ноября 2007 г. 10:27 (ссылка)
У потребителей такой политической продукции создается впечатление иллюзорности всего происходящего в информационном пространстве.
---------
то что происходит есть игры разума. голволомка. пиарщики и соревнуются: кто оригинальнее?

голосующим все понятно. только разумных среди них 2%. а закон одной трети работает от общей массы человеков. вот и бьются великие за электорат.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку