Настоящий пост продолжает тему политической психологии, начатую в записи
"Почему голосуют избиратели?".
Кроме душевного кризиса, есть еще одно обстоятельство, которое размывает подсознательное чувство собственной реалистичности. Этим обстоятельством стала культуральная "добавка", привнесенная в избирательные технологии самим духом времени.
Раньше избирателей просто агитировали и такая информация считалась единственно верной. Сейчас же помимо обычной агитации, перед массовой аудиторией раскрываются и методы такого манипулирования общественным мнением. Обозреватели, не скрывая имен противоборствующих сторон, рассказывают телезрителям о всевозможных хитроумных уловках, заложенных в тех или иных пиаровских приемах (производное от PR или public relations - связь с общественностью). Нередко прямо на наших глазах развертываются целые телевизионные дискуссии, в которых обсуждается вероятность фальсификации видеозаписей с сомнительными сценами, банковскими документами и свидетельствами очевидцев - главных аргументов, используемых в информационных войнах.
У потребителей такой политической продукции создается впечатление иллюзорности всего происходящего в информационном пространстве. Что это означает? А только то, что от одномерных массовых коммуникаций, характерных для индустриального общества, мы перешли к многомерным или многозначным информационным взаимодействиям, при которых используется феномен "текст в тексте". По определению В.Руднева, в этом феномене наблюдается "конфликт между двумя текстами за обладание большей подлинностью", который обусловлен "глобальной установкой культуры ХХ в. на поиски утраченных границ между иллюзией и реальностью" (Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997, с.308).
Согласитесь, в сказанном очень много такого, что заставляет нас вспомнить о романе Булгакова "Мастер и Маргарита". Уточню, что речь идет о рукописи Мастера, включенную в роман наравне с основным повествованием. Эту особенность нашей эпохи ученые назвали "постмодернизмом". В глубинной психологии таким закономерностям соответствует другой феномен - "сновидение в сновидении". О его существовании известно от людей, которые сообщали специалистам о том, что во сне они видели самих себя спящими. Впрочем, никто из них не мог сказать ничего определенного относительно того, что грезилось им в тот момент.
Таким образом, в своих самых современных формах массовая политическая культура повторяет строение нашего душевного фундамента - подсознания.
Сергей Выгонский, психиатр
Опубликовано в авторской рассылке Subscribe.ru
"СОЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ
ОТ СЕРГЕЯ ВЫГОНСКОГО", выпуск "ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ" (№6 [28]. Сентябрь-октябрь, 2007).