Размещенный ранее на Планете Рамблер пост, посвященный фильму "Жара", подвергся жесткому комментированию. Затем в центре дискуссии почему-то оказался фильм "Живой". Мои оппоненты считали, что первая лента не может нравится "по определению", а вот вторая - настоящий образец качественного кино. Закончился спор тем, что меня в письме попросили прокомменировать свое отношение к фильму "Живой". Странное дело, ник автора письма почему-то напоминал имя и фамилию известного кинообозревателя (надеюсь, что это все же не он, уважаемый мною режиссер). Желая узнать мнение пользователей на сей счет, я привожу здесь текст этого письма с некоторыми сокращениями и правками.
...
Большинство современных фильмов на военную тему производят на меня впечатление коньюнктурности, желания их создателей воспользоваться интересом общества к столь непростой теме. В таких произведениях зачастую очень много общих мест и деклараций, сводящих на нет их художественную ценность. Например, "Мой сводный брат Франкенштейн" спасает только то, что в нем художественно представлен вполне определенный психиатрический синдром, делающий фильм мало-мальски убедительным. К сожалению, после просмотра фильма "Живой" не можешь отделаться от мысли, что и эта лента несвободна от подобных недостатков.
Так, в частности, сцены с киданием денег и расправы при помощи сабли с продажным фронтовым другом, постоянное пьянство героя - попытка показать надрыв искалеченной души. Но сравните эти фрагменты с видеорядом из "Астенического синдромом" Киры Муратовой. И хотя эта лента не относится к "военным", в ней воссоздана сюрреалистическая ситуация всеобщего надлома, которая производит очень сильное впечатление.
Еще одно замечание касается сюжетной линии встречи главного героя фильма с молодым священником отцом Сергием. В этом эпизоде реализована попытка показать ситуацию бывшего участника войны в мировоззренческом ключе. Но, опять же, вспомните фильм "Остров". Там тоже изображена война, предательство, покаяние. Однако, согласитесь, глубина художественной трактовки вечных вопросов в последнем случае совсем иная. И сравнение вовсе не в пользу обсуждаемой ленты.
Немного о Ремарке, упоминание которого почему-то так заинтересовало моего оппонента: меня этот писатель поражает тем, как искуссно он показывает скуку и усталость тех, кто пережил войну. Это ощущение в его тексте прослеживается в каждой повседневной мелоче. Ремарковский стиль заставляет всерьез прочувствовать атмосферу всеобщей опустошенности.
И напоследок: фильм "Живой", конечно же, вовсе не так плох. Его отрицательные оценки, безусловно, были несколько усилены в пылу полемики. И тем не менее, если его сравнивать с упоминавшимися в письме фильмами, то, увы, - он проигрывает. И с этим ничего нельзя поделать. Как говорят закоренелые интернетчики, IMHO. Таково мое скромное мнение. Больше мне к этому добавить нечего.
Что же касается заголовка поста об оживлении зомби, то это скорее художественный трюк для привлечения читателей. Мы-то с вами точно знаем о том, что мертвое никакой реанимации не поддается.
Сергей Выгонский, психиатр
При републикации необходима ссылка на блог
http://www.liveinternet.ru/users/sv-online/