http://igorsakharov.livejournal.com/
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ (и основное):
Глаз, матрица, плёнка видит не падающий на объект свет, а отражённый от него свет. Проверить это легко. Поставьте рядом скандинава и негра, посветите на них одним источником света и вы увидите, что скандинав будет нормально экспонирован, а негр будет недосвечен, т.к. отражающая способность его меньше, чем у светлокожего европейца ;)
Второе правило
Оно напрямую следует из первого и звучит так : УГОЛ ОТРАЖЕНИЯ РАВЕН УГЛУ ПАДЕНИЯ. Чтобы осветить какой либо участок на объекте, нужно провести прямую от объектива до этого участка и отразившийся луч укажет то место, где должен находиться источник света. Если поверхность сложная, тогда можно воспользоваться лазерной указкой ;) Достаточно посветить указкой в видоискатель зеркальной камеры и направить луч на высвечиваемый участок, отраженный луч укажет точное направление расположения источника света.
http://igorsakharov.livejournal.com/76436.html
Третье правило
Оно довольно простое - зритель рассматривает картинку слева направо и сверху вниз, ровно так, как мы читаем книгу и пишем ;)
Соответственно, если мы имеем в кадре два разновеликих объекта, слева лучше располагать меньший, а справа больший объект. Если же мы сделаем наоборот, то взгляд "упрется" в больший предмет и не дойдет до малого ;)
То же самое касается и света, левая часть более светлая, правая - более темная. Так же сверху нужно больше "воздуха", а низ должен служить основанием и быть более темным. В рекламе сюжетно важный объект зачастую располагают справа, т.к. ещё со времен Штирлица известно, что лучше всего запоминается последнее ;)
Четвёртое правило
Одно из основных правил ;)
Не секрет, что при съёмке в студии мы стараемся копировать естественное освещение, только при этом не зависим от погодных условий и времени суток. Таким образом, точечный источник света в студии соответствует открытому солнцу, а большой софтбокс - небу с легкой облачностью. Вывод напрашивается сам собой:
1. При одном источнике света (солнце) не может быть нескольких теней в разные стороны.
2. Источник света находится ВЫШЕ головы модели, тени падают сверху вниз, и чем ближе к экватору, тем солнце выше. Следовательно, если вы хотите поразить потрясающей фотографией белого медведя или оленевода Бельдыева, то смело ставьте свет на уровне фотоаппарата ;)
3. В глазах снимаемого должен отражаться один источник света, а не несколько. Чаще всего одновременно отражается квадратный и прямоугольный бокс, при этом явственно видно сразу три носа ( собственно, сам нос, и две тени от него).
4. Чем больше источников света, тем труднее его выставить, оборудование обходится дороже, и вы долго-долго выставляете задуманную схему.
Самое главное, что мы в реальной жизни видим объемное изображение, т.к. расстояние между глазами составляет 5-7 см и именно поэтому мы видим стереоизображение.
В монокартинке объем можно показать с помощью светотени, особенно хорошо работает сочетание свет-тень-свет.
http://igorsakharov.livejournal.com/77455.html#cutid1
Пятое правило
Чем меньше источник света, тем контрастнее освещение и чем больше, тем мягче свет. Это знают многие, но мало кто этим пользуется! Дело в том, что используя на съёмке бокс 150х150 и отодвинув его на три метра от модели, вы получаете в итоге свет от бокса 70х70. При этом, повернув такой далекий источник света относительно модели на 10 градусов, световая картинка практически не изменится!
В своей работе я ставлю свет в 30-50 сантиметрах от снимаемого объекта и повернув бокс или стрип на 5 градусов, получаю совсем другое освещение. Часто использую сотовые насадки и отсекатели на боксах, которые сужают световой поток и работа со светом становится более тонкой и интересной, это сродни подбору размера кистей художником, поэтому стараюсь работать колонком для придания объёма в фотографии. Никогда не использую зонтики в студии, потому что в ней не бывает дождя.