«Фёдоров — единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…»
А. Л. Волынский
Николай Фёдорович
Фёдоров
Русский религиозный мыслитель и философ - футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.
Николай Фёдорович Фёдоров родился 26 мая (7 июня) 1829 года в Ключах, Тамбовской губернии Российской Империи. Умер философ в Москве 15 (28) декабря 1903 года.
Николай Федоров как внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина получил фамилию крестного отца. В 1849 г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение.
Работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы. В середине 60-х годов познакомился с Н. П. Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова но через три недели освобожден.
Летом 1867 г. Федоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни - в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел.
В Румянцевском музее Федоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трех часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.
Федоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим "стипендиатам", от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Федоров обладал хорошим здоровьем, но в 1903 г. в жестокий декабрьский мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже, он заболел воспалением легких, и от этого умер. Федоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет. Единственное изображение Федоров было нарисовано тайком Пастернаком.
Современники Федорова
В 1870-х гг. Федоров руководил самообразованием К. Э. Циолковского. Ф. М. Достоевский познакомился с учением Федорова в изложении Петерсона в 1878 г. . В 80-х и 90-х гг. Л. Н. Толстой и Вл. Соловьев регулярно общались с Федоровым. Вл. Соловьев называл Фёдорова "дорогим учителем", признавая его учение "первым движением вперёд человеческого духа по пути Христову"
К.Э.Циолковский, вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим "пансионером", называл Фёдорова "изумительным философом".
Философские идеи
Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров всегда был глубоко верующим христианином. Он ясно понимал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу.
Но главное в учении Христа - весть о грядущем телесном воскрешении, победе над "последним врагом" - смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную, но отнюдь не противоречащую христианскому мировоззрению мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.
Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце ХХ стали называть "экологическими глобальными проблемами". Он выдвинул замечательную идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы - смерчам, ураганам, засухам, наводнениям - которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству.
Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли.
Н.Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.
Связь с Космонавтикой
Мысль Циолковского: "Земля - колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!" явно вдохновлена идеями Н.Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.
Идеи Н.Ф.Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики.
Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием "Философия Общего Дела", внимательно читал С.П.Королёв. Когда 12 октября 1962 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй "Два Гагарина", напоминая о том, что Николай Фёдоров был незаконным сыном князя Гагарина. Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики. Но выход человечества в Космос - это лишь одно из следствий Философии Общего Дела.
Современность
В конце ХХ века в России интересе к творчеству и идеям Федорова вновь вырос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н.Ф.Фёдорова. В Музее-читальне им. Н.Ф.Фёдорова регулярно работает научно - философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н.Ф.Фёдоров и К.Э.Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения.
Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде "Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова".
Николай Фёдорович Фёдоров: „В Троице нет причин смерти и заключаются все условия бессмертия“
|