-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в sunshinela

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.02.2010
Записей: 6902
Комментариев: 497
Написано: 10316


Двойная прибыль

Вторник, 16 Июня 2015 г. 15:17 + в цитатник
Цитата сообщения Светлана_Задера двойная прибыль

 

Кукла-мотанка — это обереговая кукла. Поэтому при ее создании требуется соблюдать ряд правил. Во-первых, ни шить, ни резать саму куклу не допускается. Можно шить только одежду. Во-вторых, используются для создания куклы только натуральные материалы. Считается так же, что каждый узелок на кукле должен быть завязан нечетное количество раз. Допускается использование тканей, старых простыней или одежды (если в этой одежде человек не переживал тяжелых жизненных ситуаций).
Кукла, которую вы видите, относится к типу столбушек. То есть в основе ее находится столбик. Это может быть и настоящее деревянное поленце (только помним, что для создания кукол не использовались ни осина, ни тополь). А может быть и валик, скрученный из ткани. Именно его я и буду использовать.

Итак, приступим.

Шаг 1

Начнем мы с головы. Я взяла полосу от старенькой простыни размером 10 х 120 см.>

 

 

Сложила эту полосу пополам вдоль.

 

 

И скрутила валик. Эта скрутка символизирует спиралевидное развитие-движение во Вселенной.

Далее, я взяла лоскут телесного (кремового) цвета — квадрат со стороной 20 см. Размер этот условный. Можно немного больше или немного меньше. Да и правильным квадратом ему быть не обязательно. Ведь чаще всего для создания куклы используется старая одежда, а из нее не всегда получается вырезать правильную форму.

 

 

 

 

"Прячем" наш валик в этом лоскуте и заворачиваем его, как показано на фото ниже:

 

 

 

 

 

 

Далее, нам понадобятся крепкие нитки. Для куклы годятся только белые или красные нитки. Исключением является тот случай, когда вся кукла делается из мешковины — тогда можно мотать нитью, выдернутой из ткани.

Очень крепко обматываем голову нитью и завязываем тройным узлом.

 

 

 

 

Теперь начнем мотать на лицо куклы крест. Крест этот называют сакральным (священным, посвященным Богу). Называют его еще и солярным, т.к. крест в круге является символом Солнца.

Я буду мотать этот крест нитками мулине. Нигде не нашла информацию о приоритетах цветовой гаммы этого креста. Как правило, говорится о сочетании цветов креста с нарядом куклы. Мне нравится, когда середина креста темная. Но встречала кресты и со светлой серединой.

 

 

Описывать наматывание нитей креста я не буду. Все видно на фотографиях: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Крест готов. Теперь наденем на голову белую косынку:

 

 

 

 

 

 

И крепко завяжем на шее нитью:

 

 

 

 

На косынку я надеваю повойники: красный и кружевной:

 

 

 

 

Осталось повязать платок. Но это мы сделаем в самом конце нашей работы.

Шаг 2 — тело куклы

Наша кукла относится к типу столбушек. То есть в основе ее тела находится столбик. Это может быть действительно деревянное поленце (не используют для изготовления кукол только осину и тополь). А может быть и скрученный валик из ткани. Именно тканевый столбик мы и будем делать.

Я взяла старую льняную скатерть (она довольно плотная), отрезала полосу 16 х 110 см (если у вас ткань менее плотная, то понадобится более длинная полоса) и, не сворачивая ее пополам, скрутила валик:

 

 

Обматывать этот валик нитью начинаем с середины валика. Идем нитью вверх, потом вниз, потом возвращаемся к середине; и здесь, в середине столбика, завязываем тройной узел. Он как бы символизирует пуповину.

 

 

Видите, края валика выглядят не очень аккуратно. Поэтому я беру небольшой лоскут белой ткани и один край столбика обматываю так, как мы бинтуем палец:

 

 

Теперь вставляем наш столбик в "хвостики" тканей головы и платка и очень крепко обматываем стык нитью:

 

 

Руки куклы я делаю из той же ткани, что и лицо куклы. В идеале — это должен быть квадрат, диагональ которого равняется размаху рук плюс 3 см. Но поскольку я использую ткань из обрезков рубахи, идеальный квадрат у меня не получился. И в этом нет ничего страшного. Ведь и раньше кукол делали из старой одежды и делали их не по выкройкам.

 

 

Сперва нам нужно сделать ладошки. Помните, как в детстве мы делали бумажные самолетики? Очень похоже:

 

 

 

 

 

 

Обматываем нашу ладошку нитью и завязываем узелком:

 

 

 

 

Теперь сворачиваем ткань между ладошками трубочкой-валиком и обматываем ее нитью, но очень легко, не туго:

 

 

Располагаем наши руки за спиной куклы (следим, чтобы они расположились симметрично) и приматываем их к телу куклы крестом:

 

 

 

 

 

 

Очень важный момент — бюст куклы. В качестве наполнителя можно использовать вату или синтепон. Я взяла льняной начес. Где его брать? В любом сантехническом магазине продается льняная пакля. Ее можно расчесать расческой-гребешком, и у нас получится прекрасный материал для кос куклы. А то, что начесалось (остатки) и есть "начес", который можно использовать в качестве наполнителя.

 

 

Я взяла два небольших квадрата мягкой ткани, обернула ей сформированные шарики и завязала нитью:

 

 

 

 

Привязываем грудь к телу куклы:

 

 

Все. Тело готово!

Шаг 3 — одевание

Начнем с рубашки. Рукава я делаю широкими и длинными (сантиметров на 5 длиннее необходимого). Сперва пришиваю к ним тесьму, а потом сшиваю на длину рукава плюс 1 см. 

Определяю ширину рубашки — обхват груди плюс 2 см. Длина отреза на рубашку равняется двойной длине готового изделия. По спинке дела продольный разрез. А по полочке тоже пришиваю тесьму:

 

 

Рукав не выворачиваем. Вставляем в него ладошку и обматываем нитью:

 

  •  
  •  
  •  

 

 
 
 
 
 

Это продолжение мастер-класса. Часть первая здесь >>

Мы остановились на прикреплении рукавов.

Напоминаю, последним нашим действием было привязывание рукава вывернутого наизнанку к ладошке куклы. Теперь мы его вывернем:

 

 

Возле шее по ткани рукава я делаю надрез (очень аккуратно, чтобы не зацепить тело куклы). Этот надрез позволит мне выложить "лишнюю" часть рукава по телу куклы:

 

 

 

 

Ту же операцию проделываем и со вторым рукавом:

 

 

 

 

Теперь выкладываем по телу куклы саму рубашку, подгибая края:

 

 

 

 

Для нижней юбки я взяла белую бязь, подшила низ, пришивая по краю белую тесьму (можно использовать белое кружево):

 

 

Верхний край юбки подогнула до нужной мне длины (юбка должна держаться ниже линии талии), собрала руками складочки и обмотала по верху нитью:

 

 

Верхнюю юбку я шью заранее: сшиваю боковой шов, обметываю низ юбки и заутюживаю швы. Выворачиваю юбку наизнанку и располагаю ее на кукле следующим образом:

 

 

Видите, я мелом отметила линию талии. Она будет располагаться над нижней юбкой. Обвязываю юбку по этой линии, распределяя складочки так, чтобы большая их часть приходилась на спину и бока.

 

 

Опускаем юбку вниз:

 

 

Фартушек — это украшение нашей куклы. Он может быть украшен тесьмой, кружевом, вышивкой или мережкой. Фартушков может быть несколько. У меня получился вот такой:

 

 

Крепятся они над юбкой таким образом:

 

 

 

 

Пояс тоже может быть совершенно различным. Можно подвязать куклу узкой тесьмой. Можно сплести пояс из ниток. Я взяла три тонких шнура, на края закрепила деревянные бусины и получился вот такой пояс: 

 

 

Самым последним надеваем на куклу платок. Очень хорошо выглядят (и очень удобно вяжутся) платки из настоящих шерстяных женских платков. Именно такой платок я повязала нашей кукле:

 

 

 

 

Вот, наша кукла одета-наряжена!

Шаг 4 — дети

Делаю скруточку высотой около 5 см:

 

 

Приматываем ткань, из которой мы делали лицо куклы:

 

 

 

 

Из той же ткани, из которой делали платок маме, делаем платочек и малышу, формируя личико:

 

 

 

 

Уголок я делаю из светлой плотной ткани. По краям уголка я сделала маленькую бахрому. Можно пришить тонкое кружево.

Серия сообщений "Мотанки":
Часть 1 - ИСТОРИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
Часть 2 - Славянские куклы - обереги.
...
Часть 19 - КЛЮЧНИЦЯ
Часть 20 - на счастье, оберег...
Часть 21 - двойная прибыль
Часть 22 - МК "Народная кукла-оберег Мамка"
Часть 23 - Мотанка
Рубрики:  Волшебный мир игрушки/Народная кукла
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку