Без заголовка |
В России балы начали устраивать по указу Петра I с 1718 года. Они назывались ассамблеями и давались по очереди всеми придворными. На ассамблеях вели деловые беседы, курили трубки, пили вино, играли в шашки и шахматы. Главным же увеселением были танцы. Не сразу далось нашим предкам искусство непринужденного светского общения. Первое время в перерывах между танцами все сидели как немые. И танцующих было мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые танцевальные шаги, однако позволяли принимать различные позы, образуя изящные картинки. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.
Осваивалось танцевальное искусство медленно. Читаем у А. Пушкина в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали: прямо против себя, потом, поворотясь направо, потом налево и так далее". Танцевали англез, представлявший собой пантомиму: ухаживания кавалера за дамой. Постепенно танцы стали разнообразней, вошел в употребление польский полонез. Его основу составляли плавные движения, поклоны и реверансы. Начинался бал менуэтом - медленным изящным танцем, но сложным, только по примеру Елизаветы Петровны, отличной танцорки, менуэт при русском дворе стали танцевать красиво и изящно. Танцевали очень любимый Петром шумный и веселый гросфатер. Сам отличный танцор, Петр любил шутку и был не прочь расшевелить своих неповоротливых придворных. Приказав всем танцевать, становился со своей дамой впереди и под медленную мелодию выделывал разные па. Постепенно темп музыки убыстрялся, Петр менял "курс" направления, заставляя танцующих пересекать зал в обратном направлении, потом наискосок, потом по кругу, далее направлял всех по всем комнатам, затем в сад, по дорожкам между клумб и деревьев, снова возвращался в дом, оркестр встречал измученных танцоров похоронным маршем, все смеялись".
Петр следил за проведением ассамблей. Нарушителей правил Петр заставлял в виде наказания выпивать одним махом "Кубок большого орла". Порядок, заведенный на ассамблеях, отличался от европейского бального этикета, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучились к новым обычаям, светскому общению, вежливым манерам.
После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов. Табак и спиртные напитки ушли в прошлое, гостям разносили прохладительные напитки: лимонад, оршад и другие. Вместо шашек и шахмат играли в карты. Мастеровых уже не приглашали, придворный этикет стал более строгим. Извещать о балах стали не барабанным боем, а специальными приглашениями. Танцы имели свою последовательность. Кроме танцев бал включал дополнительные развлечения: небольшой концерт, живые картинки, даже любительский спектакль. Заканчивался бал ужином.
Бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня масленицы, в остальное время балы устраивались по особым случаям.
Кроме императорской семьи на балах присутствовали придворные чины, дипломаты, знатные иностранцы, чиновники высших четырех классов согласно "Табеля о рангах". Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка, офицеры приглашались как партнеры по танцам. Все семейные должны были являться с женами и дочерьми.
Владимир Первунинский - Светский раут
Классификация балов
Балы выполняли разные функции, в том числе социальные. В зависимости от функций, они имели свои разновидности.
Придворные балы, как правило, были скучны. Но посещать придворные балы в Петербурге было необходимо. Это были официальные мероприятия. Чопорность и сдержанность были визитной карточкой подобных балов. Тысячи важных гостей собирались на балы, которые проводили самые именитые фамилии России.
Но светская молодежь предпочитала посещать московские – гораздо более непринужденные, на которые собиралось по нескольку тысяч человек. Такие балы предоставляли возможность веселиться от души.
Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)
Представители знати были обязаны давать балы для родни, великосветских знакомых. Молодые девушки на выданье начинали выходить в свет. На балах знакомились потенциальные женихи и невесты, намечалось сватовство. «Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками», – писал Пушкин.
Общественные балы чаще всего устраивались в провинции. Средства собирали со всех желающих путем распространения лотерейных билетов. Самые непринужденные из балов – семейные. Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А.Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.
Детские балы были праздниками для детей и их родителей. Чаще всего устраивались в частных домах. Девочки-подростки весело отплясывали, затевая игры. Это был первый выход в свет, возможность показать себя.
Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению.
Владимир Первунинский. Под звуки вальса
Дворянские балы в 19 веке
Увеселения московского дворянства в XIII веке
http://www.moskvam.ru/2007/09/Korotkova.htm
Русские благотворительные балы 19 века
http://www.maecenas.ru/doc/2003_2_8.html
Балы 19 века (описание бала 19 века и подробный бальный этикет)
http://alveare.ru/content/view/29/27/
Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века) // Бал
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lotman/04.php
Не поехать ли на бал? (история балов, балы 19 века)
http://www.mega.kemerovo.su/WEB/HTML/68576.HTM
История балов. Бальный этикет
http://www.zarubegom.com/project/ball_history.html
Вы поедете на бал? (Как развлекались наши предки.)
(есть классификация балов)
http://www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-13763/
Петербургские балы в XIX веке
http://unz-ev.de/Ru/spb_ball_dialog_der_kulturen.php
Встретимся в XIX веке (о современных балах)
http://www.reakcia.ru/article/?1373
· Современный бальный танец. Под редакцией В.М. Стриганова и В.И. Уральской: Учебное пособие. - М., Просвещение, 1977.
· Воронина И.А.. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – М., Искусство, 1980.
· Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: Учебное пособие. – 2-ое изд., пересмотренное. – М., Искусство, 1987.
· Г. Регацциони, М.Анджело Росси, А. Маджони. Учимся танцевать бальные танцы. Перевод с французского. – М., БММ АО, 2001.
· Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982.
· Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв. Под редакцией Ю.И.Слонимского. Рекомендовано в качестве учебного пособия для хореографических учебных заведений. – М., Искусство, 1948.
· Рославлев М.И. Современный бальный танец. – М., Искусство, 1980.
· Балы и праздники в России. Книга-энциклопедия. - М. Аргументы и факты, 2000.
· Колесникова А.В. Бал в России: XVIII - начало XX века. – М. Искусство. 2005.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |