Воды Подмосковья бороздят тысячи частных лодок общей стоимостью более миллиарда евро. GQ изучает местный яхтинг.
Куда податься миллиардеру, чья 100-футовая лодка отходит от причала подмосковного яхт-клуба? GQ изучает проблемы яхтинга в самом центре Среднерусской возвышенности.
«Для веселия планета наша мало оборудована, надо вырвать радость у грядущих дней», – написав такое в 1926 году, Маяковский сильно опередил свое время. По-настоящему «вырывать» радость русские научились только сейчас, на волне роста цен на энергоносители. На нашей планете – той, что простирается километров на 10–15 за МКАД – грядущие дни настали, и никто уже не смотрит: оборудована – не оборудована. Какая разница? Радости все прибывает.
ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК КОРРЕСПОНДЕНТА GQ:
Воскресным утром сорокафутовая лодка Fairline Phantom выходит из марины яхт-клуба «Буревестник» и берет курс на пляжно-развлекательный комплекс «Малибу». За полчаса нам встретились пять или шесть моторных яхт, почти не уступавших нашей в размерах и по стоимости. Акваторию рассекают гидроциклы и кайтсерфингисты, по берегам разбросаны яхт-клубы и базы отдыха. Москва – порт пяти морей. Глядя на карту России, согласно которой от Москвы до ближайшего моря добрых 700 верст, ни за что бы не догадался, что тут процветает яхтинг как стиль жизни – а вот поди ж ты.
Наши современники не поймут Петра, перенесшего столицу на берега Финского залива, чтобы превратить Россию в морскую державу. Зачем? Несколько десятков тысяч зэков, три года ударного труда – и водная система канала имени Москвы готова. Быстрая перемотка шести десятилетий истории – и картину оживили сотни частных яхт суммарной стоимостью под миллиард евро, каждые летние выходные бороздящие просторы московской акватории.
Интересный парадокс: все они находятся там нелегально. Согласно приложению к Постановлению губернатора Московской области от 30.04.1997 года, «запрещается базирование и эксплуатация моторных судов на водохранилищах Пяловском, Пестовском, Клязьминском, Химкинском...» Ситуацию прокомментировал в частной беседе сотрудник госинспекции по маломерным судам: «Мы про это постановление знаем, но пока приказа не было».
Пока «приказа» нет, на берегу растут новые яхтенные стоянки. Каждый сезон прибавляется около 100 яхтомест. В подавляющем большинстве причалы рассчитаны на моторные суда. Парусные яхты (которые, в отличие от моторных, находятся здесь законно), составляют около 15–20 %, и в пафосных яхт-клубах их не увидишь. Большинство любителей паруса относятся к тому самому среднему классу, который безуспешно разыскивается в нашей стране, а стоимость места в клубах новой формации ориентирована на другой легендарный класс – российскую элиту.
Марина бывшего студенческого яхт-клуба «Буревестник» – ярмарка тщеславия самых дорогих лодок.
ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК:
В акватории Пироговского водохранилища желтые шатры «Малибу» – самое яркое цветовое пятно. В структуру комплекса входит ресторан на воде, пляж, бассейны и бутафорские пальмы, из которых по вечерам бьют фонтаны. Писсуары выполнены в виде чувственных женских ртов с накрашенными губами. На противоположном берегу Бухты Радости пришвартована лодка около 150 футов в длину (такие принято называть мегаяхтами). Все знают, что она принадлежит Олегу Дерипаске.
Зачем покупают океанские яхты в Подмосковье? В мире больших яхт не работают рекламные слоганы прохладительных напитков. Здесь «имидж» – все. Если ты такой умный, где твоя лодка? Должна быть поблизости, чтобы ее легко можно было предъявить старым друзьям и новым подругам.
Поединок тщеславия – движущая сила мирового судостроения. Всегда где-то строится лодка на метр длиннее, и купить «самую крутую яхту» – абсолютно неразрешимая задача. Да большие мегаяхты и не впишутся к нам габаритами: либо не пройдут шлюзы, либо застрянут под мостом. Для наших акваторий лучше всего подходят водоизмещающие неторопливые катера размером 8–10 метров, каких много в Голландии. Но не приживается у нас североевропейская мода, такие суда не покупают. Скорость, дизайн открытых палуб для залитой солнцем Адриатики и роскошь белоснежных салонов – вот что радует сердце подмосковного морехода. Не проходит под мостом? Да что мы там потеряли, под этим мостом? В московской акватории базируется немало лодок, на которые хозяин не приезжает за сезон ни разу. Обычно наемный капитан сбрасывает ее на воду по весне, летом загорает на палубе, а осенью благополучно закатывает в эллинг.
Обитатели акватории уверены, что эта 150-футовая лодка принадлежит Олегу Дерипаске.
ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК:
Из Пироговского водохранилища идем в Пестовское. Канал узок, приходится замедлять ход. Наши круизные 30 узлов были бы угрозой жизни отдыхающих на берегу. Сбросив скорость, понимаешь, что водная прогулка по Подмосковью – своего рода прыжок в прошлое. С берега долетают жизнерадостные звуки Boney M, с проплывающих пароходов дети целятся в нас из игрушечных ружей. На берегах – полуразвалившиеся беседки, причалы и ротонды, выдержанные в узнаваемом имперском стиле. Глаз отдыхает на белесых телах купальщиц, вышедших к воде из прибрежных санаториев с завернутой в казенное полотенце книгой.
Канал разрушается, берега размываются. Разрешенная скорость движения – 9 узлов (15 км в час), но владельцы не прочь испытать свои лодки на быстроходность, вытеснив из-за руля капитана. Девушки визжат, бокалы с шампанским летят в воду. Водная милиция и ГИМС пытаются наводить порядок. Но самых серьезных неприятностей следует ждать от собратьев – владельцев яхт. Когда лодка проносится мимо, поднимается почти океанская волна. Пришвартованные яхты бьются о причалы яхт-клубов, в канале еще хуже – идущее рядом судно может вылететь на берег. И ох как это не нравится владельцам соседних яхт. В результате можно напороться и на картечь по корпусу свежекупленной лодки. Никаких игрушечных ружей, здесь все серьезно.
Воды Подмосковья бороздят тысячи частных лодок общей стоимостью более миллиарда евро.
ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК:
В Пестово, куда мы направляемся, находится единственный в Подмосковье гольф-клуб с причалом. На пристани нас уже ждет молодой человек в поло Ralph Lauren и ультимативно, в довольно недружелюбной форме сообщает, что это закрытый клуб. Стоимость членства составляет $100 000. У нас с собой столько нет. Направляемся к шлюзу. Он, как и гольф-клуб, режимный объект, его не откроют для случайной яхты. Остается признать, что дальше ехать некуда.
Вдоволь накатавшись по водохранилищу, судовладелец сталкивается с проблемой: куда дальше? Вполне естественный позыв – отправиться под стены Кремля. Джентльмен в белом костюме, на палубе, с бокалом Ruinart и длинноногой гражданкой, куда лучше символизировал бы величие российской государственности, чем проходящие через Москву унылые сухогрузы и речные трамвайчики. Бытует мнение, что для прохода по Москве нужны специальные разрешения. Ничего не нужно. Единственная проблема – шлюзы. Между Химкинским водохранилищем и Москвой-рекой их два. Шлюзование отнимет часа четыре в одну сторону, причем надо дождаться крупного судна. Уложиться при этом надо в один день – в центре Москвы нет причалов для частного флота, даже пристать для посадки пассажира можно только полулегально. Но возможно, строгие законы ВВП (Внутренних водных путей) можно обойти? Комментирует владелец яхт-клуба «Буревестник» Андрей Бойко: «Я задавался вопросом, возможно ли приобрести право внеочередного прохода шлюзов, если очень надо. Выяснилось, что многих тут остановит цена. Основную денежную массу дает грузовой и пассажирский флот. Четыре больших судна платят за прохождение шлюзов около 600 тыс. рублей – нет смысла с ними конкурировать. Всегда можно отправить лодку заранее, а самому приехать прямо к месту назначения. Полет вертолетом от нашего клуба до Иваньковского водохранилища занимает 12 минут, и это дешевле, чем составила бы плата за шлюз».
Причал-ресторан «95'», издали напоминающий покосившуюся береговую времянку, на самом деле – шедевр архитектурного авангарда. Опоры вбиты в землю под углом, давшим название этому культовому заведению.
ИЗ ПУТЕВЫХ ЗАМЕТОК:
Жаль, что не удалось подняться к Иваньковскому водохранилищу. Там на берегу можно увидеть гигантский памятник Ленину. Сталина, установленного на другом берегу, демонтировали в 1960-м. Где-то здесь должен быть установлен и мемориальный крест в память о погибших строителях канала, заключенных Дмитлага, но он куда менее приметный.
С воды можно увидеть не только исторические памятники, но и полузаброшенные корпуса заводов унылых промзон, вытянувшихся по окраинам города. Район Большой Филевской улицы и Шмитовского проезда с воды смотрится как Сталинград после битвы. На дне реки лежат около двадцати затонувших плавсредств – с судового хода лучше не уходить. Заправок в черте города также нет. С топливом вообще ситуация сложная: отправившись из Москвы на яхте в Санкт-Петербург, один судовладелец приобрел бензовоз, нанял водителя и путешествовал с таким эскортом. Ну, не оборудована еще наша планета для веселья, предупреждали же.
Впрочем, Андрей Бойко призывает к оптимизму. «Послушайте, надо же понимать, что весь этот хенд-мейд, выполненный в 1935–1937 году, – это наша единственная вода. У парижан или берлинцев и того нет. До Средиземного моря от Москвы три часа лета, а здесь тридцать минут – и вы на палубе собственной лодки. А возможности водного туризма в России огромные. Взять хотя бы маршрут из Москвы в Санкт-Петербург. Там дикие берега, на речке Вытегра вы будете проходить
http://www.liveinternet.ru/codes_help.htmlмимо заброшенных зон. Угрюмое место, в сумерках там немного боязно. А днем, когда светит солнце, нормально».
Пока светит солнце, пока приказа нет. Пока продажи яхт в России стабильно растут. Присоединяетесь, повеселимся.
Постовой:
Качественный
профнастил оцинкованный для ремонта.
Хотите отправиться с фирмой на отдых?
Проведение корпоративных праздников - советуем.
Хотите фарсануть перед девушкой? Недорогая
аренда бентли в Москве.