Славянское язычество (часть 2) |
Подводя итоги рассмотрению периодизации славянского язычествамы должны отметить наличие следующих периодов.
1. Культ упырей и берегинь. Первобытный анимизм с ярко выраженным дуализмом. Возникает, по-видимому, в глубинах охотничьего хозяйства, может быть, уже в палеолите или мезолите, но доживает вплоть до времени написания «Слова об идолах».
2. Культ Рода как божества Вселенной, всей природы и плодородия. Автору представляется, что этот культ близок к культу Озириса и был распространен на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, откуда он дошел и до славянского мира, заслонив собою старую демонологию. Возможно, что рожаницы были земледельческой трансформацией благожелательных берегинь. Хронологически почитание верховного земледельческого божества Рода и рожаниц должно было бы охватывать всю эпоху господства земледельческого хозяйства. Возможно, что культ двух (?) рожаниц предшествовал исторически культу единого Рода.
3. Культ Перуна как покровителя дружинно-княжеских кругов Киевской Руси. Необходимо согласиться с Е. В. Аничковым, что военный культ бога грозы был очень поздним явлением, возникшим одновременно с русской государственностью.
4. Принятие христианства. Язычество отступило на «украины», где продолжали молиться всем старым богам (в том числе и Перуну), но делали это «отай». Наиболее жизнеспособным из всех старых языческих культов оказалось почитание Рода и рожаниц, отмечавшееся явно как «вторая трапеза» после Рождества Богородицы в праздник урожая. Торжественные пиршества в честь Рода стали главным объектом церковных обличений, и церковники стремились разубедить языческих теологов, считавших, что Род, а не христианский бог создал все живое на земле.
Такова эта интереснейшая и глубокая периодизация, с которой мы в значительной мере можем согласиться. Главным звеном в ней является эра Рода, который подобно Кроносу, мифологическому отцу Зевса, предшествовал Перуну княжеских времен.
Рассмотрим теперь несколько подробнее основных славянских богов, общих для трех ветвей славянских народов.
Древние славяне считали Землю и Небо двумя живыми существами, более того – супружеской парой, чья любовь породила все живое.
Отца Всего Сущего называют Сварогом. Это имя означает «небо», а также «нечто сияющее, блестящее». Другое его имя – Стрибог, что означает «Отец-Бог». Стрибог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. А также установил первые законы, в частности велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине – одного мужа.
Имя же Великой Матери – Макошь, что означает – Всеобщая Мать, Хозяйка Жизни, Дарительница Урожая.
Солнце, Молния и Огонь – два небесных пламени и одно земное – сыновья Неба Земли.
Бога Солнца называют Даждьбогом. Это не от слова «дождь», а от слова «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верили, что он ездит по небу на чудесной колеснице, запряженной четверкой белых златогривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет исходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой.
Утренняя и Вечерняя Зори считались сестрою и братом, причем Утренняя Зоря была женою Солнца. Каждый год, во время великого праздника солнцестояния (ныне известного как Иванов день), торжественно празднуют их брак. Священный знак Солнца – равносторонний крест. Его часто изображали в круге, а иногда катящимся, как колесо солнечной колесницы. Такой крест называли свастикой. Она обращена в одну или другую сторону, смотря по тому, какое Солнце хотели изобразить – «дневное» или «ночное».
Перун – славянский Бог Грозы, Бог грома и молнии. Его представляли себе немолодым разгневанным мужем с рыжей, клубящейся бородой. Волосы же Бога Грозы уподоблялись грозовой туче. Славяне видели своего Бога мчащимся на коне среди туч, либо в колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Его имя означает «разящий, первый, правый». Перун – главный бог славянского пантеона, учредитель нравственного закона и защитник Правды. Давно замечено, как чист воздух и как легко дышится после грозы. Славяне объясняли это тем, что нечистая сила в страхе разбегается пред гневом Перуна. Его символами считаются топор и, так называемый, громовый знак, похожий на колесо с шестью спицами (радяница). Когда у славян появились князья и воины, его стали считать еще и их покровителем. Священное животное Перуна – тур – лесной бык. К сожалению, они были истреблены. Праздник Перуна 20 июля. Его дерево – могучий дуб, а любимый цветок – ирис. Святилища Перуна располагались под открытым небом. Они имели форму цветка с шестью или восьмью лепестками. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горели священные костры. Посередине ставилось скульптурное изображение Бога (идол). Перед изображением помещался каменный алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складывали жертвенные приношения и проливали жертвенную кровь.
Третий брат Солнца и Молнии – Огонь. Огонь был центром того мира, в котором проходила вся жизнь человека, и после смерти его тело ожидал погребальный костер. В глубочайшей древности Огонь отгонял тьму, холод и хищных зверей, а также собирал вокруг себя несколько поколений рода – большую семью. Во время трапезы Огонь угощали первыми и лучшими кусочками. Нечистая сила не смеет приблизиться к костру, зато Огонь способен очистить что-либо оскверненное. Над Огнем давались клятвы. Отсюда обычай прыгать через костер – если парень и девушка могли перепрыгнуть не расцепив рук, то их любви сужена долгая жизнь. Точно не известно как зовут Бога Огня. Ученые предполагают, что славяне живущие на юге Балтийского моря называли его Радогостем (Радигостом). Его имя было настолько свято, что его не произносили вслух, видимо, поэтому оно было забыто. Огонь, добытый трением, считался чистым и священным. Его зажигали на Солнцеворот (22-23 декабря) – Новый Год у славян. С Огнем славяне-язычники связывают происхождение людей. По некоторым сказаниям, Боги сотворили мужчину и женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь – самое первое пламя любви.
Род и Рожаницы – боги, ответственные за процветание и приплод всего живого в природе, а также за преумножение рода людского, за брак и любовь между людьми.
Славяне считают, что именно Род посылает души людей с небес на землю, когда рождаются дети. Особое внимание стоит обратить на однокоренные слова: «родня», «урожай», «родина», «природа».
О Богинях Рожаницах обычно говорят во множественном числе. Ученые пришли к выводу, что их две: Мать и Дочь. Рожаница-Мать связывается с периодом летнего плодородия, когда созревает урожай. Её имя – Лада. Некоторые исследователи также признают Ладу матерью двенадцати месяцев, на которые делится год. Дочь Лады – Леля – Богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, юной женственности. Праздник Рожаниц справляют 22-23 апреля. В этот день приносили жертву растительными и молочными продуктами, которые съедали на священном пиру, а потом всю ночь жгли костры.
Бог Ярила – бог сильных эмоций, связанных с идеей плодородия, размножения, физической любви. Ярила принадлежит к ежегодно умирающим и воскрешающим богам плодородия. Праздник «ярилки» проходил 27 апреля, на нем девушки и юноши гуляли, плясали, пели песни, а весенний расцвет пробуждал в них чувство любви.
В славянской мифологии известен «скотий Бог» Велес (Волос), отчетливо противопоставляемый Перуну. Его связь с животным царством вытекает из имени (Волос -волосатый - волохатый - мохнатый). А также выводит нас в мир змей и червяков. Велеса отождествляют со Змеем – противником Бога Грозы. Велес отождествляет силу первобытного Хаоса. Славяне поклонялись обоим божествам, и устраивали святилища Велесу в низких местах.
У западных славян воплощением зла был Чернобог. Его изваяния были черного цвета с серебряными усами.
Богиня Морана (Морена, Марана) – богиня тьмы, мороза и смерти. Именно её чучело жгут на Масленицу.
Представленные выше Боги являются общими для всех славян. Но существуют и местные боги, присущие той или иной территории. Поскольку славяне в первую очередь почитали основной пантеон Богов, я не считаю нужным перечислять местных Божеств.
К тому времени, когда у отдельных из славянских племен начали складываться первые государства, появилась необходимость создания единой религиозной системы, подчиняющей народ своей власти. Язычество, как политеистическая система не соответствовала этим требованиям. Каждое из славянских племен выделяла среди пантеона своего Бога-покровителя. Привести их к одному Богу не представлялось возможным. Правителями славянских протогосударств было решено ввести христианство, но факторы, обусловившие принятие христианства у западных, южных и восточных славян были различными.
Как уже было сказано выше, образование южнославянских государств происходило в условиях постоянной и крайне тяжелой борьбы с Византией. Южнославянские государства оказывали жесткое сопротивление атакам византийцев. Правительство Византии нашло идеологическое средство борьбы со славянами – к ним были направлены христианские проповедники. Разные побуждения заставляли южнославянский народ и его вождей принимать новую веру. После долгих воин и бедствий простой люд надеялся найти в чужих обрядах спасение. Вождь же надеялся получить в этой религии новую силу для подчинения народа, а в духовенстве встретить своих пособников. После принятия христианства, насаженного Византией, все южнославянские земли, ослабленные феодальной раздробленностью, переходят под практически полный контроль Византии.
Земли западных славян подвергались же набегам со стороны немцев, которые также посылали своих миссионеров и епископов на языческие территории. Западные славяне видели в немцах завоевателей и убийц, поэтому при всем своем гостеприимстве, были крайне нетерпимы к христианским епископам, церковнослужителям, которые были опорой для немецких завоевателей. Но, начиная с X века, западнославянские князья, одержимые идеей власти и объединения племен, а так же будучи сильно ориентированы на запад, в особенности на Германию, решают принять эту религию. У западных славян принятие христианства вызвало серьезную оппозицию. Только крайне жестокими мерами удалось насадить христианство. Этот шаг князей вызвал быстрый приток немцев на славянские территории. Не встречая сопротивления, немцы селятся на этих землях, порабощая славянское население. В результате принятия христианства западнославянские государства фактически стали оккупированы немцами, возникло классовое разделение на высший класс – немцев, и фактически, рабов – славян. Исконные славянские языки отдельных народов запрещаются и постепенно исчезают, а население переходит на немецкий язык.
Образовавшееся Древнерусское государство также требовало для своего сплочения единой религии. Эта религия должна была быть монотеистической и освятить власть князя. Князь Владимир Святославович, с именем которого связано принятие христианства, пытался приспособить языческую религию, назвав Перуна общегосударственным богом. Но племена продолжали поклоняться своим родовым богам, наряду с Перуном и остальным пантеоном. Надежды Владимира не были оправданы.
В 987 году византийский император Василий II обратился за помощью к Владимиру в борьбе против болгар. Владимир направил ему в помощь 6 тысяч человек. В благодарность за это Василий обещал выдать за Владимира свою сестру Анну и приобщить Русь к христианству. Владимир крестился сам, крестились и его дружинники. По возвращении в Киев Владимир приказал уничтожить изображения языческих богов и, греческие святители, прибывшие с ним, насильственно окрестили киевлян. Новая вера вводилась силой и встречала упорное сопротивление. Еще до XII века продолжалась борьба, после которого наступило двоеверие, которое в свою очередь сменилось наложением христианской религии на языческие верования. При этом язычество так и не удалось полностью уничтожить.
После того, как христианская религия стала государственной в славянских землях, и обрела власть, начались жестокие гонения на язычников с целью уничтожения религии предков. Язычество было названо идолопоклонничеством и каралось смертью. При чем, идолы, как мы знаем, - скульптурные изображения богов, тогда как иконы также изображения богов, но при этом христиане не считают себя идолопоклонниками. Поклонение языческим богам считалось чародейством, а занятия философией – чернокнижием. По последним подсчетам официально казнено (чаще всего сожжено на костре) 200 тысяч человек, не считая тех, кто был предан самосуду за малейшие подозрения в язычестве и колдовстве. Христиане же опирались на постулаты своей веры, которая в то время всецело удовлетворяла идеям тоталитаризма, носившимся в обществе. Тогда возвысились люди, не имеющие образование, которыми руководил фанатизм в своей вере. Понятно, что обязанные своим положением успехами церкви, они не могли терпеть рядом с собой присутствия свободомыслящих людей. Всякое знание представлялось им чернокнижием. Эта общественная ненависть была ужасна. Страх проник даже в христианские дома, где жгли все книги и рукописи, боясь быть осужденными в чернокнижии. Даже богословы не только не защищали, но и старались погубить всякий остаток знания.
Главным видом развлечения у славян была музыка. Больше всего они любили песни и пляски. Все годовые языческие праздники обязательно сопровождались музыкой и танцами. Церковь же безуспешно пыталась искоренить эти «бесовские пляски». В основном это были хоровые песни, а также героико-эпические, любовные и другие, которые исполнялись сольно. Основные музыкальные инструменты были труба, свирель, бубен и гусли, а также были известны лютня, дудки, танбур, варган цимбалы. Появилась целая прослойка бродячих музыкантов – скоморохов.
Linnen 2004
З.Ы. Это я случайно нашла кусок своего диплома. Решила выложить, чтобы опять не потерять
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |