Виды плетения определяются конструкцией и архитектурным решением формы
изделия, его назначением и различаются по способу заполнения
пространства между стойками.
Плетение бывает сплошное (густое), ажурное и смешанное.
Основные виды густого плетения: простое, послойное, рядами,
квадратное, веревочкой. В одном изделии могут сочетаться несколько
видов плетения.
В любом виде плетения различают стойки (основу) и прутья плетения (уток).
Простой способ плетения (рис. 11 - 14) - заплетка нечетного
количества стояков одиночным прутом через один промежуток по схеме
«перед- за, перед- за» стояком в виде непрерывного ряда, идущего по
пологой спирали. В замкнутых контурах изделий (различные корзины,
кашпо, вазы и тому подобные предметы) наслоение рядов ведется
кругообразно в одном направлении- слева направо, а в плоских изделиях
прямоугольной формы прут, доплетенный до крайнего стояка, огибает его и
заплетается по той же схеме в обратном направлении, пока не будет
достигнута высота стенки. Если длина прута при этом израсходована
полностью, его наращивают новым: комель состыковывается с комлем,
вершинный конец с вершинным.
Рис. 11
Рис.12
Рис.13
Рис.14
Послойное плетение (рис.15-18) в отличие от простого ведется справа
налево путем подстановки к левому стояку по одному пруту изнутри и
огибания правого стояка снаружи. После того, как все прутья утка будут
установлены, они поочередно вплетаются в стенку изделия на один ряд
через стояк. Диаметр прутьев и их длина должны быть строго
одинаковыми, тогда вплетенные на всю длину между стояками прутья дадут
и одинаковое количество рядков и равный по высоте слой плетения стенки.
Отпадает необходимость наращивания израсходованной длины прутьев.
Высоту стенки рассчитывают по числу слоев плетения, разделяемых
веревочками (см. дальше ). Послойное плетение выполняют как одним, так
и двумя, тремя прутьями. Послойным плетением выплетают только замкнутые
поверхности.
Рис.15
Рис.16
Рис. 17
Рис. 18
Квадратное плетение (рис. 19 - 21) подходит для изготовления
прямоугольных изделий и, в отличие от всех перечисленных способов,
ведется через два стояка снаружи за два стояка изнутри и т.д. Плетение
первого ряда квадратов начинают комлевыми концами прута, пока высота
выкладываемых рядков не будет равна расстоянию между стояками, то есть
пока не получится квадрат. Следующую полосу квадратов начинают плести,
отступив вправо на один промежуток, для того чтобы квадраты в рядах
ложились как кирпичи в стене. Добиваясь большей плотности плетения,
ряды квадратов все время сбивают, уплотняют колотушкой (изером).
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 21
Плетение веревочками (рис. 22 - 29) тоже широко применяется буквально в
каждом изделии. Различные веревочки в два, три, четыре и даже в пять
прутьев используются для фиксации стояков на равных друг от друга
расстояниях, для придания изделию жесткости и прочности, отбивок
одного вида плетения от другого. Во всех этих случаях прутья не только
оплетают стояки, но и перевиваются между собой в узоры «елочка»,
«цепочка» и др.
Рис.22
Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
Рис. 26
Рис. 27
Рис. 28
Рис. 29
Ажурное плетение - один из видов художественного плетения (от
французского слова « ажур » - « сквозной »), придающий изделиям
декоративность, красоту, изящество. Огромное разнообразие рисунков
обеспечивается за счет чередования открытых ячеек, столбиков, ромбиков
и т.д. , вплоть до воспроизведения кружевных узоров, сложных тканей,
воздушных загибок и бордюров.
Загибки и кромки завершающие плетение стенок изделия, также бывают
разнообразные. Наиболее распространенные из них некоторые плетельщики
называют условно «дорожками», «розгами», «косичками» или ажурными
бордюрами. Но суть не в названии, а в технике плетения, о которой
расскажем, хотя бы в общих чертах.
Так, «дорожки» заплетают по верхнему краю изделий из оставшихся
свободных концов одинарных или парных стояков после заплетения боковой
стенки веревочкой в два или три прута. Для этого справа от исходного
стояка закладывают шило или короткий обрезок прута и, прижимая стояк к
шилу или обрезку прута, загибают его вправо, обводят им изнутри
соседний (второй) стояк, затем снаружи огибают два стояка и конец прута
заводят за пятый от исходного стояк. Точно так же по этой схеме
загибают второй, а затем и третий и все последующие стояки до
последнего, еще не согнутого в загибку стояка.
Шило или обрезок прута из под исходного стояка вытаскивают и в
образовавшееся под ним пространство изнутри заводят последний стояк,
конец которого затем протягивают снаружи двух последующих (уже лежащих
в загибке) стояков и заправляют внутрь изделия за уложенный так же в
загибку пятый стояк. Кончики всех уложенных в загибку стояков
подтягивают, загибка по всему периметру изделия выравнивается, а
оставшиеся от нее концы обрезают.
Благодаря этому получается четкий рисунок края изделия, загибка
красиво завершает боковую стеночку. Но иногда требуется более широкая
кромка и тогда к основным стоякам изделия подставляют из прутиков
такого же диаметра дополнительные стоячки, чтобы вести загибку по
схеме: направо за вторую пару стояков изнутри перед третьей и четвертой
парами, за пятой перед шестой и затем ведут прут дальше, за седьмую
пару стояков внутрь изделия прячут концы и, подтянув их равномерно,
аккуратно подрезают. Такую загибку называют «дорожкой в два прута».
Загибка в два прута может заканчиваться обрезкой концов не только
внутри изделия. Иногда их выводят наружу и подрезают на внешней стороне
боковой стенки изделия. Дорожка в два прута по сравнению с предыдущей
выглядит более эффектно. Когда изделие плетут из цветного прута, можно
подставляемые к основным стоякам прутики взять другой расцветки или
белые окоренные. И наоборот, когда изделие плетут из белого прута,
можно подставить к стоякам цветные прутики и загибка получится в два
цвета - еще наряднее.
Загибка в три или четыре пары прутьев (рис. 30 - 45) - наиболее
оригинальная и красивая из всех загибок, но для ее плетения требуется
большой опыт. Такая загибка не только придает изделию красивый
законченный вид, и обеспечивает хорошую жесткость кромке изделия и
устойчивость приданной ему формы. Поэтому стоит потрудиться, чтобы
овладеть приемами и последовательностью операций плетения такой
заготовки.
Рис. 30
Рис. 31
Рис. 32
Рис. 33
Рис. 34
Рис. 35
Рис. 36
Рис.37
Рис. 38
Рис. 39
Рис. 40
Рис. 41
Рис. 42
Рис. 43
Рис. 44
Рис. 45
Кромка, или загибка "косичкой" (Рис. 46 – 50)— самая наглядная, но и
самая трудоёмкая из всех кромок, завершающих край борта изделий из
свободных концов стояков. Обычно "косички" плетут из двух прутьев в
одой пряди и трёх прутьев - в другой, а когда надо получить более
широкую кромку, то плетение идет из двух троек симметрично