-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stive_yanberg

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) niks68pm

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.06.2009
Записей: 1339
Комментариев: 4386
Написано: 6642


Теория и символы АЛХИМИИ. Великое делание.

Четверг, 17 Декабря 2020 г. 19:49 + в цитатник
Цитата сообщения Космическийстранник2012 Теория и символы АЛХИМИИ. Великое делание.

Ложные алхимики ищут только способ делать золото, а истинные философы жаждут науки. Первые делают краски, поддельные камни, а вторые приобретают знание вещей.                                                                                                  Иоганн Иоахим Беккер

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Об Алхимии спорят химики, философы, историки,

психологи. Прошедшие несколько веков отдалили от нас

суть этого средневекового искусства. И если прагматики

сводят Алхимию только к поиску способов превращения

неблагородных металлов в золото, то теософы находят в

ее своеобразном символизме источник оккультных знаний,

отражающих метафизическую реальность мира. Если для

некоторых современных ученых века промышленных технологий

Алхимия является не чем иным, как бесплодным

отростком на живом дереве химии, то с позиции глубинной

психологии в ней нашли свое исключительно своеобразное

отражение творческие возможности человека. Сохранились

ли ключи понимания этого феномена культуры?

Особая многогранность объекта требует для его осмысления

разностороннего, многопланового исследования. Из исторических

источников, которыми мы располагаем, известно,

что Алхимия получила широкое распространение в Европе

в XIII—XVII веках. Однако разнообразие этих

источников, как и их особый, символически-мифологический

язык, затрудняют анализ западной Алхимии как исторического

явления. Почти во всех древних текстах, посвященных

"Царскому Искусству", его родиной упоминается

Египет. В эллинистической и последующих традициях

указывается бог Тот (Гермес Трисмегист в средневековой

алхимической традиции), который якобы открыл эту

Великую Науку людям мифического прошлого.

Понять, чем была Алхимия в Древнем Египте, сложно,

поскольку египтяне не открывали профанам смысла Мистерий,

Таинств, ср.^ршаемых в Храмах. Похоже, что в более

позднюю эпоху, когда конец Египта был не за горами и

его приближение становилось все более очевидным, жрецы

3

Антония Котиньола

сознательно уничтожали всякое знание, используемое в

Практической Магии, и Алхимию, как одну из ее ветвей,

в том числе. Осколки древнеегипетской Алхимии, возможно,

рассеяны по отрывкам древних мифов (как, например,

в мифе об Озирисе, где бог оказывается погребенным в

саркофаге, который запечатал свинцом его брат Сет), или

же их следует искать в загадочном и символичном языке

цветов настенной живописи древних усыпальниц.

В Греции пифагорейцы и Платон воссоздали древнюю

систему "соответствий" между универсальными Принципами

(Числами) и различными планами Природы. Средневековые

алхимики рассматривали Платонова "Тимея " как

один из основополагающих алхимических источников и

широко использовали греческих богов для символического

представления своего "Великого Делания ", или "Великого

Деяния", или "Великого Дела". В эллинскую эпоху появляется

так называемый "Герметический Свод" ("Corpus

Hermeticum "), приписываемый богу Тоту. Он включает в

себя такие известные тексты, как "Пимандр", "Лсклепий"

и "Изумрудная Скрижаль ". С падением Римской Империи

Алхимия нашла прибежище на Ближнем Востоке. Многие

греческие философские и научные труды были переведены

на арабский язык. В некоторых из них содержались сведения

из области Алхимии. Наиболее известным из арабских

алхимиков был Джабир ибн Гайан (721—815 гг.н.э.).

Он основал школу, которой приписывают сотни алхимических

трактатов. Имя Джабира было столь значительно,

что известный итальянский алхимик XIII века избрал себе

в качестве псевдонима имя Гебер —. латинизированную

форму имени Джабир. Под этим именем он создал свой

"Свод совершенств" ("Summa Perfectionis") — значительный

труд по Алхимии.

Когда Западная Европа возобновила торговые связи

с Ближним Востоком, алхимические тексты вновь стали

проникать на Запад. Причем не только Византия и, воз-

4

Великое Делание

можно, Сицилия, но и Испания стали проводниками древних

традиций, и благодаря им это знание опять получило

распространение на старом континенте, постепенно стряхивающем

с себя оцепенение Средневековья. Согласно другим

источникам, в период позднего Средневековья, когда между

Востоком и Западом протянулись торговые пути, европейцы

уже имели доступ к источникам мудрости Китая, где Алхимия

существовала уже на протяжении тысячелетий и сохранялась

в русле особого течения, известного в истории как

Даосизм.

Изумрудная скрижаль.Согласно Е.П.Блаватской,

единственным оригинальным текстом среди так называемых

"Герметических'' была знаменитая "Изумрудная Скрижаль

приписываемая Гермесу Трисмегисту. Связать этот

текст с каким-либо автором или периодом весьма сложно,

поскольку мы располагаем лишь его латинским и арабским

переводами. А единственными указаниями на авторство

Гермеса Трисмегиста являются древние легенды, в основном

символического характера. В статье "Алхимия в X.IX. веке "

Е.П.Блаватская объясняет, почему столь сложно настаивать

на авторстве одного лица:

"Разве не сообщает нам Авиценна, что "Изумрудная

Скрижаль " — самый древний алхимический трактат —

найдена Саррой, женой Авраама, на теле Гермеса, которое

много веков покоилось в Хевроне? Но слово "Гермес"

никогда не было именем одного человека. Это родовое

имя, которое употреблялось аналогично термину "неоплатоник"

в античности или "теософ" в настоящее время. Что

же в действительности известно о Гермесе Трисмегисте,

Трижды Величайшем? Гораздо меньше, чем мы знаем об

Аврааме, его жене Сарре и его наложнице Агари, которую

Святой Павел объявил аллегорией. Во времена Платона

Гермес отождествлялся с египетским Тотом. Нет сомнений,

что слово "Тот" означает не только "Разум", но и

"Собрание" ("Ассамблея") или "Школа".

5

Антония Котнньола

На самом деле Тот-Гермес суть простая персонификация

Гласа (или священного учения) касты Жрецов в

Египте; Глас Великого Иерофанта. И если это так, можем

ли мы сказать, в какую именно историческую эпоху на

земле Кем начался расцвет Иерархии Посвященных?

Древние жители Египта называли свою страну Хем,

Хеми или Кем, что означало Черная Земля или Земля

Тайны ("Египет" — более позднее название, данное

эллинами). Некоторые философы считают, что от этого

древнего корня "Хем" или "Кем" и происходит слово

"Алхимия", означавшее "относящийся к Египту".

Почти во всех алхимических текстах мы находим по

меньшей мере два возможных ключа объяснения символов

и аллегорий. Первый касается преобразования (трансмутации,

превращения) металлов, их перехода от низшего,

хаотического состояния к более высокому, упорядоченному

и благородному. Второй связан с трансмутацией "хаотических",

или животных качеств человеческого существа, и

с их превращением в более возвышенные. Преобладание

благородных качеств над инстинктивными превращает

индивида в "Золотого Человека" (см. в "Государстве

Платона упоминание легенды о металлах).

Во всех алхимических трудах, независимо от их формы,

литературной или графической, использовались символы

и аллегории. Поэтому в них, как во всякой системе символов,

должны существовать различные ключи, помогающие

понять систему на разных уровнях. Для неофитов даже

простое определение на основе подлинных источников было

задачей не из легких. И, как писала Е.П.Б., "поскольку в

Европе преобладали фальшивые тексты, сам Гермес

растерялся бы".

Алхимический Труд. В своей работе алхимик использует

три основных понятия: "Lapis Philosophorum" (Философский

Камень), "Alkahest", или Универсальный Растворитель,

и "Elixir vitae" (Эликсир Жизни).

6

Великое Делание

Эликсир Жизни обновляет физическое тело и продлевает

человеческую жизнь. Е.П.Б. различает малый и

большой Эликсир. Тот, который используется на физическом

плане, связан с трансмутациями металлов И с омолаживанием.

"Большой Эликсир" — символического характера

— дарует сознательное Бессмертие в Духе, приводит

к Нирване во всех циклах, которая предшествует Парани-

рване, т.е. абсолютному слиянию с Единой Сущностью.

Alkahest позволяет растворять все, что угодно, чтобы

удалить из любой вещи все нечистое, что ее загрязняет.

Суть этого реагента отражена в алхимическом афоризме

"Solve et coagula" (растворяй и осаждай). В мистическом

смысле — это Высшее Единое, изгоняющее все наносное,

все примеси, и восстанавливающее элементы в их первозданном

виде.

Философский Камень делал возможным превращение

загрязненных, нечистых металлов в золото. Мистически

Философский Камень, бесспорно, символизирует изменение

внутренней природы человека, ее возвышение до Божественного

(Е.П.Б., Теософский Словарь).

Станислав Клоссовски считает, что "первой задачей

ученика должен быть поиск Изначальной Материи". Изначальное

вещество — это материя в недифференцированном

состоянии (санскритская "Пракрита"). Но это не

материя в хаотическом состоянии, как свинец и многие

другие из окружающих нас веществ. Изначальная Материя

не имеет формы, однако может принять любую.

Четыре Стихии происходят из Изначальной Материи

з процессе первого ее разделения, когда возникает Эфир,

заполняющий все пространство. Семь металлов и любая

другая форма материи в телесном мире происходят из

Четырех Стихий.

Алхимическую концепцию Четырех Стихий можно

связать с понятиями "бхута" и "танматра" индуистской

школы Санкхья, которая учит, что каждый элемент

7

Антония Котиньола

материального мира имеет дополнительный в познавательном

мире субъекта.

Четыре Стихии представлены в алхимических текстах

в виде множества особых символов. Тит Буркхардт

объясняет, что, согласно герметической традиции, естественный

порядок Стихий принято изображать в виде

креста, центральная точка которого соответствует Пятой

Сущности, или же в виде концентрических кругов — в

этом случае Земле соответствует центральная точка, а

Огню — внешний круг. Они могут быть выражены через

составляющие элементы "Печати Соломона", образованной

двумя пересекающимися равносторонними треугольниками.

Тот, вершина которого обращена вниз, соответствует Воде,

а противоположный — Огню. Верхняя часть последнего,

начиная с горизонтальной стороны другого, символизирует

Воздух, а симметричный ему другой маленький треугольник,

обращенный вершиной вниз — Землю. А вся печать в

целом символизирует синтез всех Стихий, и через него —

единство всех противоположностей.

Согласно космологической схеме, металлы происходят

из четырех Элементов (или Стихий). Существует семь

металлов, или "земных" планет, как их принято называть

из-за того, что каждый из них представляет собой кристаллизованную,

телесную форму эманирующей энергии

одной из семи астрологических планет. Металлы "рождаются"

в течение долгого эволюционного процесса. Они

"созревают" в недрах Земли, каждый под влиянием соответствующей

планеты. Золото соответствует Солнцу,

серебро — Луне, ртуть — Меркурию, медь — Венере,

железо — Марсу, олово — Юпитеру и свинец —

Сатурну.

Процесс трансмутации элементов протекает в несколько

последовательных этапов, число которых'в разных

алхимических текстах упоминается как 3, 7, 12 и 21. Как

уже упоминалось, превращения начинаются с подготовки

8

Великое Делание

Изначальной Материи (сырья), или подготовки ртути с

серой и солью, что изображалось в Атаноре (сосуд-горн

для получения Эликсира). Подобно тому как золото и

серебро представляют собой статичные кристаллизации

Солнца и Луны, сера и ртуть являются активными или

динамическими проявлениями двух противоположных сил.

Первые врата. Утерянное ныне Искусство, корнями

своими уходящее в допотопное время, открывается лишь

вдумчивому философу, ищущему мудрость. Желая составить

представления о сути таинственной герметической

науки, следует начать со знакомства с ее своеобразным

языком. Исследования французского алхимика X I X века

Альберта Пуассона и его современника, русского философа-

естествоиспытателя Николая Морозова, включенные

в состав настоящей книги, содержат исторический обзор

основных алхимических трактатов Царского Искусства,

описание основных этапов и конечного продукта Великого

Делания. Их взгляды на суть феномена Алхимии различаются.

Для А.Пуассона естественна, несомненна мистическая

сторона этой древней мудрости, истоки которой

теряются в глубине веков, восходят к мифическим временам.

Его доверие к историческим источникам, убежденность в

возможности осуществления Великого Делания, скорее

всего, основано не только на интеллектуальном постижении,

но и на определенном опыте практического прохождения

отдельных этапов алхимического процесса. Н.Морозов же

склонен оценивать Алхимию лишь как предхимию, относя

налет мистицизма за счет невежества древних исследователей.

Такой подход к традиционным знаниям вообще

присущ был науке начала X X века, и в этом смысле

автор является выразителем позитивистского подхода.

Однако следует отдать должное его уважению к трудам

предшественников и внимательному, вдумчивому отношению

к историческим свидетельствам. Благожелательный

читатель будет иметь возможность уловить глубокие

9__

Антония Котиньола

архетипические пласты Алхимии и за кажущейся порой

пародоксальной символикой этой науки, и за некоторым

налетом скептицизма, присущим выразителям научного

мировоззрения X I X века.

Включенные в настоящую книгу избранные произведения

философов X X века Фернанда Шварца и Карла

Густава Юнга дают представление о связи алхимических

процессов с духовной эволюцией человека, позволяют

воспользоваться психологическим ключом интерпретации

процесса трансмутации химических элементов, над которым

трудится алхимик, осуществляя поиск Философского

Камня.

Мирча Элиаде видит в Алхимии одно из выражений

религиозного сознания человека, восприятие мира через

призму священного, сакрального, делает попытку сблизить

алхимическую символику с языком Мистерий.

Менее всего данная подборка материалов может

служить пособием по Алхимии или руководством для лабораторных

опытов, но имеет своей целью пробудить пытливый

ум искателя мудрости, дать толчок самостоятельным

углубленным поискам, лишь слегка приоткрыть покрывало

Изиды, чтобы возникло доверие к древней мудрости,

присутствующей в традициях Востока и Запада.

Платон учил нас, что существуют люди из Золота,

Серебра, Бронзы и Железа. Он упоминал также о

возможности сплава, смешения металлов в душах и их

трансмутации в процессе инициатического обучения.

В этом и заключается для нас огромная важность

этой древней Великой Науки. Атанор дает нам возможность

очищения и преобразования нашей личности, нашего "Я",

 

Рубрики:  Алхимия.
Книги по магии и колдовству

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку