-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19610
Комментариев: 1200
Написано: 21071


АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Четверг, 12 Июля 2018 г. 11:39 + в цитатник

Улугбек Маматов, художник исследователь

В статье исследуется точка зрения на исторический реализм в изобразительного искусстве.

На примере феномена личности Чингиза Айтматова, на его восприятие мира, его творчества писателя, которое является частью мировой культуры, влияние художника слова на развитие мировой культуры, можно сказать, что девизом организованных им международных форумов был и остается - «Выживание через творчество»1.

Чингиз Айтматов говорил – «Быть или не быть человеку на планете Земля»2, зависит от того, что основной задачей культуры и искусства – должен стать рассказ человека о человеке, дополняемой мыслью общности всего человеческого рода.

В постсоветском пространстве, часть нового поколения воспитана в ситуации «Идеологического вакуума», не знает иных ценностей и идеалов, кроме индивидуального благополучия и потребительского достатка, не видит свою сопричастность к национальным интересам народа. В такой духовной атмосфере сложно решать проблемы социальной стабилизации, достижения устойчивого развития, сохранения национальной идентичности. Поэтому в центре внимания искусства Узбекистана, должны стоять такие вопросы, как сохранение национальных и общечеловеческих ценностей, культурное многообразие и самобытность. Задачей искусства является формирование у молодежи уважительного отношения к культурным традициям своей страны и к ее народу.

Народность и правдивость изложения в произведениях искусства, должны быть непременными условиями их создания. Прежде всего, именно эти условия, делают искусство и литературу в целом, полезными и действенными. Если искусство и литература лишены правды жизни, смогут ли они войти в сокровищницу человеческой культуры и духовности? Здесь необходимо обратить внимание на стихи Алишера Навои:

«Не ценится газель, хоть и звучна,

Когда она значенья лишена.

Коль слово жаром Истины горит,

Оно и камень в воду превратит»3.

Эти слова служат программным документом и являются обязательным правилом для всех творческих людей, знакомых с поэзией Алишера Навои и воспитанных ею, создающих что-либо новое и прекрасное.

Возвращаясь к литературному творчеству и миротворческой миссии Чингиза Айтматова, нужно отметить, что он внес существенный вклад в мировую культуру. «На берегу прекрасного Иссык-Кульского озера, в октябре 1986 года, состоялся первый Форум, получивший название Иссык-Кульский. Человек с планетарным мышлением, Чингиз Торекулович Айтматов собрал на первый форум прогрессивных мыслителей, общественных деятелей, писателей, актеров и художников. Данный неформальный форум собрал выдающихся интеллектуалов Востока и Запада для того, чтобы вместе порассуждать о том, что происходит в мире, порой пугающе разнополярном. Узнать, что бродит в умах людей, которые известны своими принципами, отстаивающие общечеловеческие ценности, людей, которые не делят мир на расы, по конфессиональным, национальным или другим дискриминирующим признакам. Как можно повлиять на мир, что бы сделать его лучше. Участники первого форума искали ответы на многие вопросы. Впервые прозвучали такие понятия, как «Новый подход», «Новое мышление», «Новое видение мира». Таким образом, Иссык-кульский форум Ч. Айтматова стал зародышем нового мышления.

Обретение независимости национальных республик в 1991 г. привело к всплеску национального самосознания, в то же время интенсивно наступает интеграционная политика во всех сферах жизни. В такой ситуации, в эпоху противоречивых факторов, миру необходимо найти ответ на самые острые вопросы современности через поиск общего культурно-исторического начала. На третьем Иссык-кульском форуме представители вузов, общественных организаций, эксперты в области социологии, культурологии, образования, истории, искусствоведения, представители средств массовой информации из России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Киргизстана, США и других стран СНГ обсуждали актуальные вопросы в сфере гуманитарного пространства и взаимодействия культур. На форуме отмечалось, что культура предлагает единственно верный в условиях современности подход, который можно было бы выразить формулой Гете: «Превыше народов – человечество»4.

Изобразительное искусство должно служить развитию духовной культуры народа и духовному воспитанию подрастающего поколения.

Примеров произведений исторического жанра в изобразительном искусстве, служащих духовному развитию, воспитанию человечества, созданных в минувшие века и в современном искусстве много. В XVI веке великий голландский художник Рембрандт Ван Рейн, создал свою гениальную картину «Возвращение блудного сына», имеющей огромное воспитательное значение для молодежи. 

bludnyy_syn_rembrandt_van_reyn (535x700, 94Kb)

Сын, востребовав свою долю наследства, ушел от родителей, не получив от них благословения. Он потратил свое наследство на азартные игры и на веселые пирушки. Обнищав, он возвращается в родной дом, к ослепшему от горя отцу. В картине сын стоит на коленях, вымаливая у отца прощение. Его голова и стопы ног покрыты язвами, на нем рваная, когда то бывшая богатой, одежда. Слепой отец, склонившись к сыну, гладит его плечи. Он его прощает. Это картина служит великим примером неразумности, своеволия молодости и прощения отцов и воспитывает молодежь в духе уважения к старшему поколению.

kamoliddin_behzod_-_stroiteli_0 (535x700, 82Kb)

Можно привести пример целесообразности сотрудничества людей в достижении общей благородной цели. В миниатюре великого художника Камолиддина Бехзода - «Строительства замка Хаварнак». Только сплотившись, можно ставить благородные цели построения здания будущего. В основе миниатюры, заложена глубокая философская мысль. Только объединившись, человечество может построить общий дом на планете - Земля. В музыке есть парафраз миниатюре – четвертая часть, девятой симфонии Бетховена, которая призывает людей к объединению и к сотрудничеству сегодня. Она является гимном Евросоюза. 

Трагедией человечества является, когда матери отдают жизни своих сыновей войне. Великий поэт Алишер Навои призывал в своих стихах: «Поймите, люди всей земли: - вражда плохое дело, живите в дружбе меж собой – нет лучшего удела»5.

Вражда уносит у матерей самое дорогое в жизни, их детей причиняя им огромное горе. Возможно, об этом думали скульптор Микеланджело в период Высокого Ренессанса, в XVI веке и наш современник, скульптор Ильхом Джаббаров, создавая свои произведения «Пьета» - «Оплакивание» 

michelangelo_pieta (600x614, 276Kb)

и «Мотамсаро Она» - «Скорбящая Мать». 

ujijj314311741636014_b (600x400, 71Kb)

Если провести диахронное исследования этих памятников, созданных в различных веках, но отражающих единую мысль, одну идею - мы увидим, что обе матери находятся в глубокой скорби по сыновьям. Памятники созданы в различных материалах – «Пьета» в мраморе и «Матомсаро Она» в бронзе. Эти материалы считаются долговечными. Они послужили раскрытию глубоких замыслов мастеров изобразительного искусства. Произведения «Пьета» и «Мотамсаро Она» являются, одними из самых знаменитых и почитаемых народами Италии и Узбекистана скульптурных памятников. 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основная задача изобразительного искусства - служить духовным ориентиром в воспитании человека с развитым интеллектом, с глубоким чувством ответственности за выживание своего народа и человечество в целом. 

Литература:

1.     http://infourok.ru/chingiz_aytmatov_mir__kak_slozhnaya_mozaika_nacionalnyh__kultur_vostoka_i_zapada.

2.     http://infourok.ru/chingiz_aytmatov_mir__kak_slozhnaya_mozaika_nacionalnyh__kultur_vostoka_i_zapada.

3.     Алишер Навои - Поэмы. Издательство: Художественная Литература, Москва. Библиотека всемирной литературы. Серия первая; т.26. 1972 год. с-10.

4.     http://infourok.ru/chingiz_aytmatov_mir__kak_slozhnaya_mozaika_nacionalnyh__kultur_vostoka_i_zapada.

5.     Алишер Навои - Поэмы. Издательство: Художественная Литература, Москва. Библиотека всемирной литературы. Серия первая; т.26. 1972 год. с-29.

gisap.eu

0_10c555_1d964e1e_orig (450x133, 65Kb)

Рубрики:  Искусство
История одной картины
Скульпторы и скульптуры
ХУДОЖНИКИ
ИСТОРИЯ и ИСТОРИИ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку