-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19654
Комментариев: 1204
Написано: 21120


Актёры Алёшина-Толубеевы. Толубеев Андрей Юрьевич

Вторник, 11 Июля 2017 г. 15:41 + в цитатник

873_tolubeev_andr.jpg_max (341x461, 92Kb)

Народный артист России (1991)

873_94511.jpg_max (600x566, 132Kb)

Андрей Толубеев родился 30 марта 1945 года в Ленинграде в актерской семье Юрия Толубеева и Тамары Алёшиной. 

Когда Андрею исполнилось четыре года, его родители расстались. Его мама замуж больше не выходила, а папа женился. Несмотря на развод, родители Андрея сохранили хорошие отношения, и впоследствии регулярно передавали друг другу приветы через письма к сыну, что для Андрея всегда имело большое значение.

Андрей Толубеев в детстве мечтал стать космонавтом, но во время прохождения медицинской комиссии Андрею объяснили, что из-за плохого зрения он не пригоден к полетам и с 1963-го по 1969-й годы он учился в Ленинградской военно-медицинской академии имени Кирова на факультете подготовки авиационных и космических врачей. После окончания академии Андрей Толубеев некоторое время работал по специальности врачом в одной из армейских частей, но позже вернулся на кафедру космической медицины и окончил курсы психофизиологии. 

Учась в военно-медицинской академии, Андрей Толубеев активно занимался в университетском театре, несмотря на то, что отец Андрея, будучи известным артистом, был против выбора сыном актерской карьеры.

В 1973 году Андрей Толубеев демобилизовался из армии и поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии на курс Игоря Горбачева.

В 1975 году Андрей Толубеев окончил ЛГИТМиК. Игорь Олегович Горбачев, руководивший в те годы Александринским театром, приглашал своего ученика к себе в труппу, но Андрей отклонил это предложение. Впоследствии он объяснял свое решение: «Я совершенно четко разделяю две вещи. Как учителя, Горбачева я уважаю. С другой стороны, я не разделял его политические позиции: слишком заидеологизированный репертуар, не всегда хорошая драматургия. И очень хорошие артисты иногда вынуждены были играть просто ахинею».

873_03.jpg_max (581x511, 172Kb)

По приглашению Георгия Товстоногова Толубеев стал играть на сцене Академического Большого Драматического Театра имени Максима Горького (с 1992 года - имени Г. А. Товстоногова). Сначала он появлялся лишь в массовке, но вскоре у него появились серьезные роли. В труппе, где блистали такие выдающиеся мастера, как Олег Басилашвили, Алиса Фрейндлих, Кирилл Лавров и Ефим Копелян, он сумел не просто не затеряться, а стать одним из ведущих актеров. Зрители нередко ходили в БДТ именно «на Толубеева».

За годы работы он сыграл почти в полусотне спектаклей. Он сыграл роль адвоката Фога в спектакле «Пиквикский клуб», Корецкого в спектакле «Волки и овцы», Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия», Якова в спектакле «Последние», Бальзаминова в спектакле «Женитьба Бальзаминова», Терентьева в спектакле «Жестокие игры», Платона в спектакле «Мачеха Саманишвили», Джорджа в спектакле «Наш городок», Михаила в спектакле «Последний срок», Казановы в спектакле «Поэтические страницы» и Лопахина в спектакле «Вишневый сад». Сам актер одной из любимых своих работ называл роль Нерона в спектакле Товстоногова и Малышицкого «Театр времен Нерона и Сенеки» по пьесе Эдварда Радзинского, премьера которого состоялась в 1986 году.

Вот что писали о Андрее Юрьевиче критики: «Он брал зал легко и мощно, и с каждым годом в нем точно пробуждалась монолитность и сила его отца. Выросший за кулисами Александринки, Толубеев легко и естественно впитал способность к артистичному и изысканно-умному рисунку ролей. За его героями следить было и увлекательно, и волнующе. Он очаровывал умом и непобедимой страстностью своего существования на сцене. Придя в БДТ почти случайно, он в последние два десятилетия - уже без Товстоногова - удерживал в нем его самые лучшие качества, став надежным мостом между новым и старым, между прошлым и будущим».

В кино Андрей Толубеев начал сниматься с середины 1970-х годов. Свою первую роль в кино – комсорга Славу Карасева в социальной драме режиссера Ильи Гурина «Еще можно успеть» Андрей Толубеев сыграл, будучи студентом ЛГИТМиК. Эта картина, как и последующие ленты 1970-х годов с его участием не получили широкого признания и сейчас забыты, однако они сыграли свою роль в становлении актера, который в дальнейшем работал с известными режиссерами Виктором Аристовым, Георгием Данелия, Марком Захаровым и Вячеславом Криштофовичем. Толубеев снялся в фильмах «Убить дракона», «Гу-га», «Чернов. Chernov», «Ребро Адама», «На муромской дорожке», «Андерсен. Жизнь без любви» и многих других картинах. Андрей Толубеев особенно запомнился зрителям после участия в телесериале «Агент национальной безопасности». 

873_135692630.jpg_max (700x455, 169Kb)

Также он снимался в сериалах «Бандитский Петербург», «Вепрь», «Капитанские дети» и «Есенин». Андрей Толубеев писал рассказы, повести и пьесы. На конкурсе, посвященном 300-летию Санкт-Петербурга, его пьеса «Александрия» заняла третье место. В 2006 году Толубеев выпустил книгу «Наполнение луной», включавшую в себя большую часть его произведений, и занялся подготовкой книги «Выпавший из гнезда». Помимо актерской и писательской деятельности Толубеев вел передачи на радио и телевидении.

Андрей Толубеев был соучредителем общественного фонда «Наш город», членом Союза театральных деятелей России и Союза писателей и кинематографистов. Он так же был членом президиума общественного совета при губернаторе Санкт-Петербурга и председателем Петербургского СТД. 

В 1999 году Толубеев выпустил актерский курс в театральном институте, и был удостоен премии «Общественное признание» Совета федерации России, премии «Человек года», Литературной премии «Петрополь» и Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». В 1991 году Толубееву было присвоено звание «Народный артист России». А еще Толубеев дважды удостаивался в 2000-м и 2004-м годах Государственной премии Российской Федерации. 

Андрей Толубеев занимался озвучиванием: его голосом говорит купец Колыван в мультфильме «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Последней работой актера на экране стала роль вице-адмирала Николая Оттовича Эссена в сериале «Адмиралъ». Однако озвучивал ее актер Владимир Долинский.

Когда врачи поставили Андрею диагноз «рак поджелудочной железы», актер не очень хотел делиться с коллегами информацией на эту тему. Однажды, несмотря на плохое состояние здоровья, он пришел на вручение премии своему коллеге Олегу Табакову.

873_DKSPB_AT.jpg_max (456x633, 133Kb)

Как ни старался Андрей Толубеев, но скрыть очевидное не получилось. «Да, мы знаем о серьезности положения дел, - говорил в интервью директор театра Борис Контребинский. - Нужны очень большие деньги. Насколько я знаю, Андрей Толубеев собирается отправиться в Киргизию к врачам. Он слышал, что у них недавно проходил лечение Александр Абдулов. Сумма для лечения нужна порядка полутора миллиона рублей».

Но лечение не помогло, и после продолжительной болезни Андрей Толубеев скончался в возрасте 64 лет. За время своей творческой карьеры он успел сняться более чем в 70 фильмах и сериалах.

Андрей Толубеев был похоронен рядом с могилой отца на Волковском кладбище в музее-некрополе «Литераторские мостки». 

Могила_артиста_Андрея_Толубеева (524x700, 114Kb)

tolubeev-andrei2 (520x693, 351Kb)

tolubeev2 (700x606, 764Kb)

У него осталась жена две дочери.

873_94516.jpg_max (586x449, 179Kb)

ИНТЕРВЬЮ С АНДРЕЕМ ТОЛУБЕЕВЫМ: "ОТЕЦ НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ Я ИГРАЛ АХИНЕЮ"

873_135692641.jpg_max (600x396, 86Kb)

– Андрей Юрьевич, у вас ведь не только отец был актером. Рассказывают об уникальной династии Толубеевых...

– Мама, Тамара Алёшина, заслуженная артистка России, работала в Александринке. Она скончалась в 1999 году.

– Страна знала Юрия Толубеева по кино, а ведь он работал и в театре... 

– Папа служил в театре Ленинского комсомола, теперь это "Балтийский Дом", ряде других театров, даже в Самару выезжал с Симоновым поработать. Потом в его жизни была Александринка. Оттуда он ушел на пенсию. Посидел-посидел дома, ему тошно было, и принял приглашение Товстоногова – пришел в БДТ, года полтора здесь играл. И мама тут пять спектаклей сыграла ("Горе от ума"), когда Татьяна Доронина заболела. Понимаете, что для меня БДТ? Помимо того, что я здесь уже 28 лет, по этой сцене прошлись и мои родители. В Александринке же мне пока не удалось ничего сыграть, хотя предложения были. Наверное, я там когда-нибудь попробую выйти на сцену, чтобы перекинуть мостик между поколениями.

Жена моя, Екатерина Марусяк, тоже актриса. Она работает здесь же, в БДТ. Ее пригласил сам Товстоногов, но, к сожалению, вскоре он умер, и она, что называется, "зависла в воздухе". Актриса очень хорошая. Советую вам посмотреть "Любовные письма" в театре Рудольфа Фурманова "Русская антреприза имени Андрея Миронова". Мы с ней вместе играем этот спектакль.

Младшая дочь, Надежда, еще школьница, мечтает стать актрисой, ее тоже тянет на сцену. Обе наши дочери уже выбегали здесь на сцену, когда у нас в спектаклях была необходимость в детях. Так что у меня в буквальном смысле театральная семья. Даже моя бабушка по маминой линии довольно долго работала в Александринке билетером. Брат отца, мой дядя, был артистом, он погиб в блокаду...

– Вам, следовательно, на роду было написано стать актером? Это была мечта детства? Родители поддерживали вас?

– Отец был против. Мама же нейтрально отнеслась к моему решению. Я был единственным ребенком, мои родители расстались, когда я был еще мал. У меня есть сводная сестра. Тем не менее я не был брошенным, безотцовщиной, мы всегда были с отцом в хороших отношениях. Но он был против моего желания пойти в артисты. Не по злому умыслу. Времена, когда он заканчивал свою жизнь, были самыми паскудными для театра (брежневские). Александринским театром, где он тогда работал, руководил Игорь Олегович Горбачев. Мой учитель, кстати. Они с отцом не нашли общего языка. Отец ушел из театра. Если бы не ушел, был бы жив. Его сгубила болезнь нервов – рак. Ему бы классику играть... Если бы он пожил еще, сыграл бы здесь что-нибудь интересное. Я совершенно четко разделяю две вещи. Как учителя, Горбачева я уважаю. С другой стороны, я не разделял его политические позиции: слишком заидеологизированный репертуар, не всегда хорошая драматургия. И очень хорошие артисты иногда вынуждены были играть просто ахинею.

Горбачев звал меня в свой театр. Отец понимал, что я буду играть эту ахинею. Гарантий, что у меня есть дарование, – никаких. Неизвестно, как сложится моя судьба. К тому же отец не считал, что я человек одаренный. Это его право. Я благодарен ему за то, что он заставил меня сначала получить другое образование. Он поступил мудро. Если бы не мое медицинское образование, я не думаю, что мы сегодня сидели бы с вами и беседовали о моих удачах и неудачах в театре, о кино. Все было бы гораздо скромнее. Вполне возможно, что если бы я даже добился своего, то был бы весьма посредственным актером, не защищающим свою фамилию. 

– То есть вы хотите сказать, что в театре вам пригодился жизненный опыт? 

– Именно. И, грубо говоря, извилины все-таки тренируются. Медицина – наука классическая. Подобных наук не так уж много. Душа и тело связаны. Если мы изучаем тело, то волей-неволей заглядываем в душу человеческую. А театр дает такую возможность: заглянув туда, еще и смоделировать потом в присутствии многих людей, которые этим не владеют. Образование позволило мне расширить кругозор. На сцене это всегда видно... Удержаться в седле сложно. Скажем, артисту удалось сняться в кино у хорошего режиссера. Но затем ему предлагают роль похуже. Актер отказывается ее играть. Раз отказался, два... А потом его забывают. И начинается трагедия. Раз попробовав поработать с каким-нибудь светилом, после этого уже тяжело работать с другими, менее талантливым. Так же, как тяжело бывшим товстоноговским актерам участвовать в постановках других режиссеров. Товстоногов обладал гигантским полем интеллекта, эмоций, доходчивости. Он мог одним словом разрешить проблему. Ему не надо было полчаса объяснять артисту, как играть. И артисты верили ему, понимали его. Не со всеми режиссерами мы находим общий язык...

– В вашей жизни, кроме БДТ, не было других театров?

– Я пришел 28 лет назад в эту гримерную. Здесь же сидел Юрий Демич, потом он умер, и мы с Геннадием Богачевым остались вдвоем.

– Вы поработали с Товстоноговым?

– 13 лет. Года три, конечно, в массовке бегал. Я ведь сюда из института пришел (в 30 лет его закончил), Георгий Александрович меня и пригласил. Я жизнь поменял. Был военным врачом (закончил военно-медицинскую академию). Занимался три года комсомольской работой: был освобожденным секретарем факультета космической медицины, который закончил.

Я раскопал свою родословную. Оказывается, у нас в семье все были военными. Отец нарушил эту традицию. Все-таки что-то перетянуло и меня в актеры. Я сейчас в "своей тарелке". В моем лице военная медицина ничего не потеряла. Наука, думаю, тоже. А театр... Все-таки формально есть какие-то определенные знаки внимания. Хотим мы или не хотим, но приходится свое право выхода на сцену профессионально защищать. Каждый вечер...

– Андрей Юрьевич, известная фамилия помогала вам в жизни?

– Конечно, что уж скрывать... Эта фамилия принадлежит другому поколению. Когда оно уйдет, тогда защищать ее останется только мне, перед своим поколением и перед теми, кто моложе. И если это удастся, то какое-то время будут помнить и меня.

Очень много кануло в Лету артистов, имена которых теперь можно прочесть только в публичных библиотеках, в театральных музеях, в старых программках. А это были великие артисты. О них редко кто сейчас вспоминает. В принципе, это трагическая профессия. Собственно, как, наверное, и любая другая. Знаменитых музыкантов, архитекторов иногда помнят, а кто помнит простого каменщика, садовода, рыбака? Мы-то, артисты, все время на виду, на слуху. Когда люди привыкают быть на виду, а потом вдруг становятся ненужными, вот тогда и наступает трагический для очень многих момент забвения. И моего отца будут помнить ровно столько, сколько будут жить пленки "Дон Кихота", "Хроники пикирующего бомбардировщика"... Был великий артист Смоктуновский. Сейчас редко кто произносит его имя. Молились на Леонова, Евстигнеева. Кто их нынче вспоминает? Сейчас знают Хабенского, Пореченкова, "Бригаду". Ну что ж, время такое. Они принадлежат этому поколению, и сериалы прочно вставляют их в сознание народа.

873_135692639.jpg_max (600x397, 87Kb)

– И вас ведь страна знает по сериалам. Это в Петербурге люди ходят в театр на спектакли с вашим участием...

– Да, я тоже мелькаю. Не более того. Я человек театра. Лучше бы меня знали по театру. Раньше, когда у театров были большие гастроли и когда не было так развито телевидение, не было такого потока сериалов, артистов знали по сцене. Это приятнее. Это другая профессия, она намного сложнее, чем в кино. Хотя есть выдающиеся киноактеры. Но, как правило, киноактеры, выходя на подмостки, что-то теряют. А театральные актеры, приходящие в кино, наоборот, как ни странно, приобретают. Кино – это процесс очень выгодный для театрального артиста. Оттачиваешь мастерство, учишься играть глазами, а не только телом, грацией... 

Кино-то, по сути, теперь мало кто снимает. Больше телесериалы. Как правило, они быстро делаются, а от этого страдает качество. Могут спасти только очень профессиональные артисты, которые на лету все схватывают. Вот, скажем, "Баязет". Он все-таки более или менее подробно снят. И актеры хорошие. Там с уважением смотришь на их работу. А если опыта мало, это дело безнадежное. Скучно становится. Люди, которые берутся снимать сериалы, порой даже не представляют, во что ввязались. Довольно часто это просто халтура. И зрители начинают уставать от сериалов.

– У вас сейчас есть работа в кино?

– В кино, к сожалению, нет, есть на телевидении. Это еще один блок серий "Агента национальной безопасности", продолжение. Есть приглашения в другие сериалы, на небольшие роли. Скажем, есть очень смешной персонаж в сериале "Иванов и Рабинович" по прозе Кунина. Большой работы нет. Я соглашаюсь из-за того, чтобы как-то жить. Потому что нельзя прожить семьей на то, что государство платит нам в театре. (С 1 октября оклад народного артиста в театре повысился аж до двух тысяч семисот рублей.) Значит, это мой способ зарабатывания денег.

Вот я сейчас говорю вам о халтуре, а сам в этом производстве отчасти участвую. Артист не может не работать. Поэтому и мы ввязаны в бессмысленную свистопляску. Надо ведь растить детей, кормить их, одевать, обувать... Хотя, конечно, стараюсь не халтурить в силу того, что так воспитан моими учителями.

Надеюсь, что когда-нибудь пригласят сняться в настоящем кино... Последний раз я снимался у Эльдара Рязанова в фильме "Ключ от спальни". Получил большое удовольствие от общения с ним. Это такая маленькая работа, не совсем обычная. Меня ведь в комедии не приглашают, я теперь "кадровый" работник системы внутренних дел, ФСБ, играю генералов, полковников. А Рязанов дал мне роль пристава. Опять-таки из погон я не вылез, но хотя бы жанровая зарисовка получилась.

К моему счастью, театр дает мне большее разнообразие, чем экран. Это еще от Товстоногова повелось. У меня здесь были роли зловещие – Нерон, а теперь вот Арбенин в "Маскараде". Я сыграл Бальзаминова. Были комедии, были роли с юмором. Я очень любил спектакль "Солнечная ночь" по Думбадзе, хотя у меня там роль неглавная (профессора Тбилисского университета). Сегодня тоже играю не в самом мрачном спектакле – "Ложь на длинных ногах" Эдуардо Де Филиппо. Мне эта роль нравится. Есть возможность выразить свою гражданскую позицию (мой герой не побоялся сказать правду). И вместе с тем там много юмора. Мне удалось найти в себе что-то такое неожиданное. "ART", "Лес" – это то, что греет душу. Мне эта работа приносит удовлетворение. Другой вопрос – удается ли все это донести до зрителя?.. Есть роли очень трудные, и я их боюсь до сих пор. Но в них приятно работать. "Загадочные вариации", например, или "Маскарад". Бывает, что не хочется выходить на сцену. Раздражение от работы над какой-то ролью, с каким-то режиссером возрастает. Это ужасно. Раньше такого не было. Раньше все, что давали, играл в охотку. С возрастом вдруг появилась странная неудовлетворенность. Казалось бы, откуда? Каждый год – главная роль, а то и две...

Это я о театре. Телевидение же радует меня с другой стороны. Не знаю, удалось ли вам посмотреть хотя бы одну передачу "Петербург. Время и место" по каналу "Культура"?.. Ее смотрят и за границей, мне писали и звонили из Израиля, Америки, Прибалтики. Мы рассказываем о петербургских музеях, уже прошли 80 музеев. А еще рассказываем о деятелях петербургской культуры, науки. Там есть игровые моменты, мне удается сыграть то, что я никогда бы в жизни не сыграл. Причем не переодеваясь. Стараюсь смотреть на мир глазами тех людей, передать их ощущения от взглядов на ту жизнь, перекинуть мостик в сегодняшний день. И, судя по реакции зрителей, там нам всем много чего удается. Бригада маленькая, но талантливая: замечательные режиссер, оператор. Передача выдвинута на Госпремию. Значит, я не зря работал. Все музеи поддержали эту программу, она просветительская. Это меня греет гораздо больше, чем моя работа в сериалах... 

873_135692642.jpg_max (451x521, 120Kb)

– Андрей Юрьевич, вы были председателем Петербургского отделения СТД (Союза театральных деятелей России)...

– Был, ушел в замы, не стал баллотироваться еще раз. Работы хватает. В Москве я зам Калягина в правлении СТД.

– А еще слышала, что вы пьесу написали, и ее сейчас ставят в Александринке...

– Да, пьеса "Александрия". Ее ставят также в театре "Балтийский Дом". И собирается поставить маленький студийный петербургский театр. Я писал повести, рассказы, даже были публикации в журнале "Нева", в других изданиях. Но пьесы писать, оказывается, сложное дело. Я вот начал вторую и остановился. Повторить, сделать второй шаг гораздо труднее...

– А за режиссуру не брались?

– Брался. В университетской самодеятельности. И остановил себя. Это другое мироощущение. Актер – профессия подчиненная, и ты привыкаешь к этому. Я ведь уже однажды жизнь менял. У меня были погоны, я их снял. Еще раз поменять – уйти в режиссеры – нет...

Светлана Мазурова,
"Восточно-Сибирская правда", 2003

images (313x161, 7Kb)

АНДРЕЙ ТОЛУБЕЕВ: "С ЭКРАНА ИСЧЕЗ НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК"

873_94512.jpg_max (586x421, 167Kb)

Известный актер написал пьесу об одиноких женщинах и родном Петербурге.

Он мог стать космонавтом или летчиком-испытателем – будучи старшеклассником, увлеченно занимался в клубе юных космонавтов. Он должен был быть врачом – успешно окончил Военно-медицинскую академию. У него несомненный литературный дар – пишет рассказы, пьесы. Но числит себя Андрей Юрьевич Толубеев прежде всего актером. Служит в знаменитом БДТ, куда был приглашен самим Георгием Товстоноговым. Сейчас он один из самых востребованных артистов в театре. Откуда берет время еще на общественную работу, на сочинительство?

– На общественную работу я "заряжен" со школьных лет, – говорит актер. – Так меня воспитали. Мой отец, народный артист СССР Юрий Толубеев, всегда делал что мог для своих коллег-актеров, приходивших к нему за советом или помощью. Моя мама, тоже актриса, не один год избиралась в местные депутаты. Но я сейчас по общественной части стал работать несколько меньше. Я не человек власти. А писать – это мое увлечение. Вся русская интеллигенция раньше писала. Кто-то ограничивался дневниками, кто-то – статьями в газетах, журналах...

– У вас дневниками это не ограничилось – готовится к выходу книга...

– Да, скоро выходит в свет мое "Наполнение луной". В этой книге записанные мной монологи, а также рассказы, повести и пьеса. Но не думайте, что мыслю себя великим писателем. Никаких причуд по этому поводу в голове нет. Я актер.

– Однако вы и рисуете хорошо. Оформление книги – ваше?

– Хотел, чтобы было так. Но на рисунки требуется время, а у меня его нет.

– В прошлом году город был оклеен афишами нового спектакля Александринского театра – "Александрия", поставленном по вашей пьесе. Уже и билеты продавались. В последний момент премьеру отменили...

– Писал свою первую пьесу ради собственного удовольствия и исходя из своего актерского опыта. Учитывая, что может и хочет играть актер на сцене. Показывал ее знакомым режиссерам, театроведам. Все отзывались в целом неплохо, хотя без замечаний, конечно, не обошлось. Одному понравился один акт, другому – другой, третий предлагал изменить начало, четвертый – концовку. Я пытался замечания учесть, добросовестно вносил правку. Пока в один прекрасный момент не понял, что так можно себя потерять, свое "я". Поэтому восстановил оригинал рукописи и оставил все как есть. В конце концов я же не профессиональный драматург и не претендую на это звание. У меня нет никакой обиды и на художественное руководство Александринки, снявшее уже практически готовый спектакль. Как мне сообщили: "Пьеса хорошая, но не соответствует эстетике театра". Но все обязательства передо мной как перед автором были выполнены. Как, видимо, и перед художником Ольгой Земцовой, создавшей великолепные декорации, и перед композитором Александром Дольским. Сейчас моя "Александрия" идет в Театре флота в Кронштадте и в небольшом театре Культурного центра Московского района города.

– Это пьеса о вашей семье?

– О семье, но не моей. Там использовано одно письмо, его зачитывают герои – вот оно принадлежит моим близким. Остальное – плод фантазии и наблюдений актера. "Александрия" – пьеса о трех одиноких женщинах, о любви, о родном Петербурге. Происходит действие в волшебные и мистические белые ночи.

– А почему, извините, вдруг о женщинах?

– Потому что я – мужчина, и все время смотрю на них, любуюсь ими, пытаюсь их понять и познать.

– В вашу пьесу режиссеры пытались внести коррективы. А когда вы в театре работаете над тем или иным спектаклем – "поправляете" вместе с постановщиком авторов?

– Все зависит от таланта. Чем талантливее постановщик и исполнители, тем больше прислушиваются они к автору. Тем интереснее постановочное решение. Чтобы меняли реплики? Не помню такого. В постановке шекспировского "Макбета" Тимур Чхеидзе одел актеров в костюмы конца ХХ века. Подобного сам Вильям Шекспир, думаю, никак не мог предположить. Спектакль от этого не проиграл.

– Как профессиональный врач поставьте, пожалуйста, диагноз современному театру.

– Я не смешиваю две эти профессии – врача и актера. Учеба в Военно-медицинской академии дала мне кругозор. Но я давно уже не практикую. И не берусь рассматривать систему Станиславского с точки зрения, например, учения Павлова о рефлексах.
Диагноз, впрочем, очевиден: функциональный паралич воли. Со сцены исчезли волевые герои.

– Я не о героях, а о самом театре.

– Театр, безусловно, жив. Спектаклей ставится много. Разных. Об этом можно спорить. И, слава Богу, есть о чем спорить! Основная проблема сейчас – как молодым заявить о себе. Денег дают для постановки, главным образом, под известные имена. Не слышал, чтобы их получил чистой воды талант. Чтобы пробиться, молодым приходится выворачиваться наизнанку, ставить в угоду заказчику иной раз не только пустые, но и пошлые спектакли. Последнее время много говорят о грядущем реформировании театра. Я не первый десяток лет работаю в нем, догадываюсь, что можно сделать с ним, а что нельзя. Категорически нельзя отказываться от завоеваний прошлого. В нашем отечественном театре было много хорошего – и все вдруг на помойку? Несправедливо по отношению ни к старшему поколению артистов, ни к самому театральному искусству.

– Вы мало стали сниматься в кино. Почему?

– Не приглашают. Иногда становится обидно. Иногда думаю – и к лучшему! Заказывают нынче кинофильмы люди, которые часто не имеют отношения к искусству. Те, у кого есть деньги. Герои и исполнители этих героев у них, как правило, одни и те же, переходят из сериала в сериал. Нормальный человек с экрана практически исчез, одни уголовники. Вспомните: "Брат", "Бригада". Совсем новый – "Люди из стали". Этот круче предыдущих. Я, к слову, должен был сниматься в нем. Играть продажного губернатора. Скрепя сердце согласился – нужны деньги, чтобы содержать семью. Но пока читал сценарий, на "мою" роль взяли другого актера, он как раз завершил предыдущую работу, тоже какого-то перевертыша там играл. Подобные обманы теперь в порядке вещей. Со мной, во всяком случае, они случались не один раз. В одном сериале я уже даже начал сниматься. Уехал домой отдохнуть, а через день узнал: вместо меня в сериале задействован другой исполнитель. Передо мной даже не извинились!

– Разве вы не подписывали договор?

– Договора не было. Я привык доверять людям. Если сами художники не будут честными между собой, что тогда святого в этой жизни?

– Но своей театральной судьбой, мне кажется, вы должны быть довольны: из мужской половины труппы БДТ никто, кажется, не играет больше вас – на вас держится почти половина репертуара. Вы чувствуете себя органично в разных ролях?

– Не во всех. Роль в спектакле "Ложь на длинных ногах" явно не моя. Говорил об этом режиссеру, а он не согласился. Совершенно неожиданно назначили Арбениным в "Маскараде". Всегда с ужасом иду на этот спектакль. Он патологический человек – этот Арбенин.

– Ну, вам-то не привыкать играть и такое. Один Нерон в спектакле Товстоногова "Театр времен Нерона и Сенеки" чего стоит...

– Да, но Нерон был артистичен в своих злодеяниях. И у него было на кого свалить – "Ты ж меня таким воспитал, Сенека!" Хоть какое-то оправдание. Арбенин же – просто себялюбивый маньяк, без всяких объяснений. И враки все это, что общество его таким сделало. Может, все дело в том, что "Маскарад" – первая пьеса Лермонтова? Красивая, но не до конца продуманная. Она, кстати, долго имела не очень хорошую сценическую судьбу. Играли ее мало.

– А какие у вас любимые пьесы?

– Вкус у меня простой: люблю Чехова и Шекспира. Хотя они, наверное, доведись им встретиться, друг друга бы не полюбили. С удовольствием играл бы в пьесах Александра Островского. Вот они никогда не устареют.

– Недавно в Петербурге прошла традиционная ежегодная церемония вручения премии Владислава Стржельчика, вашего старшего коллеги по БДТ. Ее получили вы и, говорят, были очень этим удивлены.

– И удивлен, и рад, и очень горд. Премия эта тем хороша, что присуждают ее сами актеры – своим коллегам, которых хорошо знают. Обычно она вручалась молодым подающим надежды исполнителям, способным продолжить дело такого мастера, как Владислав Игнатьевич. То, что на этот раз ее получил я... Возможно, коллеги подгадали к моей круглой дате – скоро отмечу 60-летие. Возможно, намекают, что все еще впереди в моей актерской судьбе. И мне так хочется думать. Сам Владислав Стржельчик остается для меня идеалом драматического актера. Его талант был уникален. Играть мог все.

– Как ваш отец оценил бы ваше существование в профессии?

– Отец был категорически против того, чтобы я шел в актеры. Радовался, когда я стал слушателем ВМА и потом уехал служить в дальний гарнизон. Когда же я поступил в Театральный институт, то он настроен был по отношению к моему будущему лицедейству весьма скептически. Смирился, что называется, нехотя. А незадолго до смерти, в 1979 году услышал по радио инсценировку спектакля "Генералиссимус Суворов". Я исполнял в нем роль Суворова. Он слушал и плакал. Только после этого признал меня артистом. Почти по Пушкину: "И в гроб сходя, благословил".

Людмила Безрукова, 2005 год

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:

873_01.jpg_max (600x394, 91Kb)

Большой драматический театр им. Горького

1975 — «Энергичные люди» В. М. Шукшина. Режиссёр: Г. Товстоногов — милиционер
1975 — «Король Генрих IV» Шекспира. Режиссёр: Г. Товстоногов — Телок
1976 — «Протокол одного заседания» А. Гельман. Режиссёр: Г. Товстоногов — Сливченко
1976 — «Ханума» А. Цагарели. Режиссёр: Г. Товстоногов — полицейский
1976 — «Общественное мнение» А. Баранги. Режиссёр: Г. Товстоногов — Думитраш
1976 — «Дачники» М. Горького. Режиссёр: Г. Товстоногов — Зимин
1976 — «Валентин и Валентина» М. Рощин. Режиссёр: Г. Товстоногов — Карандашев
1977 — «Тихий Дон» М. Шолохова. Режиссёр: Г. Товстоногов — музыкант
1978 — «Наш городок» Т. Уайлдера . Режиссёр: Э. Аксер — Джордж
1978 — «Жестокие игры» А. Арбузова. Режиссёр: Ю. Аксенов — Терентий
1979 — «Последний срок» В. Распутина. Режиссёр: Е. Лебедев — Михаил
1980 — «Перечитывая заново» Д. Шварца. Режиссёр: Г. Товстоногов — Шадрин
1980 — «Волки и овцы» А. Островского. Режиссёр: Г. Товстоногов — Горецкий
1980 — «Дундо Марое» М. Држича. Режиссёр: М. Белович — Маро
1981 — «Поэтические страницы» М. Цветаевой. Режиссёр: А.Рессер — Казанова
1981 — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Режиссёр: Г. Товстоногов — Алексей
1982 — «Мачеха Саманишвили» Д. Кладиашвили. Режиссёр: Г.Товстоногов — Платон
1984 — «Киноповесть с одним антрактом» А. Володина. Режиссёр: Г. Товстоногов — Миша
1985 — «Модели сезона» Г. Рябкина. Режиссёр: Г. Руденко — Фунтиков
1986 — «Последний посетитель» В. Дозорцева. Режиссёр: Г. Товстоногов — Посетитель
1987 — «Театр времён Нерона и Сенеки» Э. Радзинского. Режиссёр: Г. Товстоногов — Нерон
1988 — «Стеклянный зверинец» по Т. Уильямсу. Режиссёр: Н. Джексон — Том
1988 — «Рядовые» А. Дударева. Режиссёр: Г. Товстоногов — Буштец
1990 — «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Режиссёр: Тимур Чхеидзе — Вурм
1990 — «За чем пойдешь, то и найдешь» по А. Островскому. Режиссёр: Дмитрий Астрахан — Бальзаминов
1991 — «Салемские колдуньи» Артура Миллера. Режиссёр: Тимур Чхеидзе — Джон Проктор
1991 — «Любовные письма» А. Герни. Режиссёр: Л. Шувалова — Энди
1993 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёр: Александр Шапиро — Лопахин
1994 — «Последние» М. Горького. . Режиссёр: А.Максимов — Яков
1995 — «Макбет» В. Шекспира. Режиссёр: Тимур Чхеидзе — Банко
1996 — «Антигона» Ж. Ануя. Режиссёр: Тимур Чхеидзе — Хор
1997 — «Солнечная ночь» Н. Думбадзе. Режиссёр: Тимур Чхеидзе — Шалва
1998 — «Art» Я. Резы. Режиссёр: Николай Пинигин — Серж
1998 — «Аркадия» Т. Стоппарда. Режиссёр: Э. Нюганен — Бернард
1999 — «Лес» А. Н. Островского. Режиссёр: Александр Шапиро — Счастливцев
2000 — «Загадочные вариации» Э. Шмитта. Режиссёр: Алексей Серов — Абель Знорко
2000 — «Ложь на длинных ногах» Э. Де Филиппо. Режиссёр: Николай Пинигин — Либеро
2003 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Режиссёр: Тимур Чхеидзе — Арбенин
2004 — «Мотылек» Петра Гладилина. Режиссёр: Николай Пинигин — полковник Кинчин Андрей Исаевич
2006 — «Васса Железнова» М. Горького. Режиссёр: С. Яшин — Михайло Васильевич
2006 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера. Режиссёр: Тимур Чхеидзе — Джордж Тальбот
2006 — «Чёрная комедия» П. Шеффера. Режиссёр: А. Максимов — Гарольд Корриндж

Другие театры и антрепризные постановки

1993 — «Эдип царь» Софокла — Эдип. (Эрмитажный театр)
1998 — «Летучая мышь» И.Штрауса — тюремщик Фрош. (Михайловский театр)
1998 — «Фортуна» М.Цветаевой — Лозен. (Академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской)
2002 — «Белая горячка» Э.Ионеско — Муж. (Русская антреприза им. А.Миронова)

ФИЛЬМОГРАФИЯ: 

873_02.jpg_max (356x276, 100Kb)

1974 Еще можно успеть
1975 Призвание
1976 Старые друзья
1978 Встречи
1979 Крутой поворот
1980 Тростинка на ветру
1980 Два долгих гудка в тумане
1980 В поте лица своего
1981 Комендантский час
1981 20-е декабря
1982 Слезы капали
1982 Пространство для маневра
1982 Долгая дорога к себе
1983 Эхо дальнего взрыва
1983 Средь бела дня...
1983 Мера пресечения
1984 Убийце - Гонкуровская премия - фильм-спектакль
1985 Тетя Маруся
1985 Танцы на крыше
1985 Рядовые - фильм-спектакль
1985 Криминальный талант - фильм-спектакль
1985 Друзей не выбирают
1985 Вина лейтенанта Некрасова
1986 Тихое следствие 
1986 Скакал казак через долину
1986 Россия / Russia (Канада)
1986 При открытых дверях :: Георгий Степанович
1986 Пиквикский клуб - фильм-спектакль
1987 Холодный март
1987 Единожды солгав... 
1987 Время летать
1988 Убить дракона
1988 Спасенному - рай
1989 Я в полном порядке
1989 То мужчина, то женщина
1989 Степан Сергеич
1989 Коррупция
1989 Женщины, которым повезло
1989 Гу-га
1990 Шаги императора - фильм-спектакль
1990 Чернов / Chernov
1990 Самое ценное - короткометражный
1990 Ребро Адама
1990 Мистификатор
1990 Дина
1990 Война на западном направлении
1991 Царь Иван Грозный
1991 Мой лучший друг - генерал Василий, сын Иосифа
1992 Женщина в море
1992 Воспитание жестокости у женщин и собак
1992 Билет в красный театр, или Смерть гробокопателя
1992 Ангелы в раю
1993 Наводнение
1993 На Муромской дорожке
1993 Любовь по заказу
1993 Лабиринт любви
1994 Полигон-1
1995 Роковые яйца
1995 Роберт и Клара / Musique de l`amour: Robert et Clara, La (Франция)
1996-1997 Поживем - увидим
1998 Дух
1998-1999 Агент национальной безопасности - 1 - сериал
1999 В зеркале Венеры
1999 Бенуа - короткометражный
2000 Бандитский Петербург – 1 (Барон) - сериал
2000 Агент национальной безопасности – 2 - сериал
2000 Империя под ударом - сериал
2000 Бандитский Петербург - 2 (Адвокат) - сериал
2001 Убойная сила-3 - сериал
2001 Бандитский Петербург - 3 (Крах Антибиотика) - сериал
2001 Агент национальной безопасности - 3 - сериал
2002 Улицы разбитых фонарей-4 - сериал
2002 Спецназ - сериал
2002 Мишель
2002 Лунные поляны
2003 Спецназ 2 - сериал
2003 Повторение пройденного
2003 Крутые виражи
2003 Ключ от спальни
2003 Бандитский Петербург - 5 (Опер) - сериал
2003 Агент национальной безопасности – 4 - сериал
2004 Иванов и Рабинович
2004 Диверсант
2004 Агент национальной безопасности - 5 - сериал
2005 Риэлтор - сериал
2005 Есенин - сериал
2005 Далеко от Сансет-бульвара
2005 Вепрь - сериал
2005 1825 год. Загадки междуцарствия - документальный
2006 Сонька Золотая ручка - сериал
2006 Секретные поручения
2006 Маскарад - фильм-спектакль
2006 Капитанские дети - сериал
2006 Андерсен. Жизнь без любви
2007 Казнить нельзя помиловать
2008 Я вернусь
2009 Адмиралъ - сериал 

873_94508.jpg_max (452x636, 120Kb)

30 марта 1945 года – 10 апреля 2008 года 

Текст подготовил Андрей Гончаров

chtoby-pomnili.com

images (313x161, 7Kb)

Рубрики:  ЧТОБЫ ПОМНИЛИ


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку