-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19620
Комментариев: 1201
Написано: 21082


Национальная галерея в Осло (часть 1)

Четверг, 08 Сентября 2016 г. 15:46 + в цитатник

Расположенная в центре города Осло Национальная галерея (Nationalgalleriet) — главный художественный музей норвежской столицы и всей Норвегии. Музей относительно невелик: здесь около 25 залов. Часть из них посвящена шедеврам западноевропейского искусства эпохи античности, Возрождения, барокко, романтизма... Есть тут и французские импрессионисты, и даже русские иконы. Но, безусловно, главное, что делает этот музей уникальным, — это залы скандинавского искусства.

2012-05-04_18-49-40 (700x515, 112Kb)

Национальная галерея, Осло, Норвегия

Побывав здесь, вы удивитесь, насколько интересно и разнообразно творчество норвежских художников. Вы узнаете, что помимо Эдварда Мунка, из-за картин которого в этот музей обычно и идут туристы, в истории норвежской живописи были и другие яркие фигуры. Что же касается Мунка, то если у вас нет времени на посещение отдельного музея его творчества (Munch-museet), расположенного в некотором отделении от центра города, то Национальная галерея — лучшее место, чтобы увидеть около трех десятков отборных работ этого выдающегося экспрессиониста, созданных в 1880-1919 годах.

Сегодня мы совершим самостоятельную экскурсию по Национальной галерее (Осло), полюбуемся некоторыми картинами и скульптурами из постоянной экспозиции музея и постараемся получить представление об истории норвежского искусства и наиболее крупных его представителях. Но для начала несколько слов об истории самого музея и его коллекции в целом.

Национальная галерея в Осло: история музея и состав коллекции

Национальная галерея была основана в 1837 году. Начало музею положил парламентский акт 1836 года, в котором было официально оформлено решение о создании в Осло национального художественного музея. Музей создавался с целью представить собственное искусство молодой страны и связи этого искусства с более древней европейской традицией.

Коллекция Национальной галереи постепенно пополнялась за счет покупок и пожертвований. На сегодняшний день музей располагает крупнейшим в Норвегии собранием норвежского и зарубежного искусства: картин, графики и скульптуры.

Первоначально музей не имел собственного адреса и располагался в Королевском дворце, а в 1882 году переселился в отдельное музейное здание в неоренессансном стиле, которое было построено в 1879–1881 годах. Строительство было начато немецким архитектором Генрихом Ширмером (Heinrich Ernst Schirmer), много работавшим в Осло, но после конфликта с заказчиком работу пришлось заканчивать его сыну, Адольфу Ширмеру (Adolf Schirmer). Позднее здание расширили, чтобы разместить растущую коллекцию, лекционный зал и библиотеку: в 1904–1907 годах построили южное крыло, а в 1918–1924 — северное.

2012-05-04_19-53-18 (700x525, 139Kb)

Национальная галерея, Осло, Норвегия

Перед входом в это внушительное здание сегодня установлено несколько скульптур, в том числе «Мужчина и женщина» всемирно известного норвежского скульптора Густава Вигеланна (1905).

2012-05-04_18-49-52 (524x700, 121Kb)

Густав Вигеланн. Мужчина и женщина (1905)

С самого начала основным приоритетом коллекционной и выставочной политики Национальной галереи была популяризация норвежского искусства. Однако благодаря Обществу друзей (Nasjonalgalleriets venneforening), а также частным пожертвованиям, музею удалось также собрать значительную коллекцию высококачественного интернационального искусства, в том числе картины французских импрессионистов. Однако главными перлами коллекции остаются две важнейшие  работы Эдвадра Мунка: «Крик» и «Мадонна».

Сегодня коллекция Национальной галереи в Осло насчитывает более 4000 картин, 900 скульптур и около 50 тыс. работ на бумаге. Это одно из наиболее полных публичных художественных собраний в Северной Европе. На постоянных и временных выставках музея демонстрируются произведения европейского искусства от древности до XX века, с особым вниманием к работам норвежских мастеров.

Главные шедевры из музейной коллекции можно увидеть в рамках постоянной экспозиции, которая занимает весь второй этаж здания галереи и в настоящее время носит название «Танец жизни» (по одноименной картине Мунка).

2012-05-04_19-30-10 (700x519, 394Kb)

Эдвард Мунк. «Танец жизни» (1899-1900)

Осмотр этих залов — своеобразное путешествие по истории развития европейского искусства, причем особое место в этом калейдоскопе принадлежит норвежской живописи и скульптуре XIX-XX века.

Постоянная экспозиция в хронологическом порядке знакомит посетителей с 300 шедеврами норвежского и зарубежного искусства Ренессанса, барокко, романтизма, реализма, импрессионизма, символизма, кубизма и современного абстрактного искусства. Помимо работ всемирно известных западноевропейских художников и скульпторов, — в числе которых как старые европейские мастера, так и Моне, Сезанн, Дега и Роден, — посетители могут восхититься талантом лучших норвежских живописцев, таких как Юхан Кристиан Даль, Кристиан Крог и, конечно, Эдвард Мунк.

В административном отношении Национальная галерея с 2003 года является частью Национального музея искусства, архитектуры и дизайна Норвегии (Nasjonalmuseet).

Национальная галерея в Осло. Залы постоянной экспозиции

Знакомство с норвежским искусством начинается уже на лестнице, по которой мы поднимаемся на второй этаж, где разместилась постоянная экспозиция. На стенах лестничной площадки вывешены картины норвежского живописца Кристиана Крога (Christian Krohg) (1852-1925), в том числе «Автопортрет» (1883) с палитрой и огромной трубкой.

2012-05-04_18-55-32 (700x525, 84Kb)

Кристиан Крог. «Автопортрет» (1883)

Кристиан Крог был одним из главных представителей реализма и натурализма в норвежском искусстве. В юности Крог учился на юриста, но эта карьера его не слишком привлекала, поэтому он параллельно посещал художественную школу. Молодой человек продолжил художественное образование в Карлсруэ и Берлине (одним из его учителей был известный норвежский художник Ханс Гуде), а затем в Париже. Впоследствии Крог неоднократно бывал в датском Скагене, где были созданы его известные работы, изображающие моряков и рыбаков.

Испытав влияние французских писателей-натуралистов и будучи другом датского критика, теоретика натурализма Георга Брандеса, Крог считал, что художники должны искать мотивы для своих картин в повседневной жизни, и сам часто изображал людей из низших слоев, пытаясь привлечь внимание к социальным проблемам. Известный пример такого творчества на злобу дня — картина «Борьба за существование» (Kampen for tilværelsen) (1888-89), на которой изображена раздача хлеба бедным. Свидетелем этой сцены Крог лично стал одним морозным зимним утром в центре Осло, на углу Carl Johans gate и Skippergata. В 1880-х годах многие районы Осло (Кристиании) страдали от перенаселения, безработицы, нищеты и болезней. Обратите внимание, что, за исключением толкотни у булочной, на улице совсем никого нет, если не считать праздно расхаживающего по ней полицейского. Тем самым художник создает выразительный контраст. В конце очереди, ожесточенно сражающейся за хлеб, стоят малые дети с мятыми бидонами. Останется ли им что-то в этой давке?

Christian_Krohg-Kampen_for_tilvaerelsen (535x700, 208Kb)

Кристиан Крог. «Борьба за существование» (1888-89)

Кристиан Крог был не только художником, но и писателем, редактором журнала Impressionisten, многолетним журналистом газеты Verdens Gang и ведущей фигурой в радикальных богемных кругах тогдашнего Осло (Кристиании). В 1886 году Крог выпустил роман «Альбертина» (Albertine), рассказывающий о судьбе бедной швеи, которая была изнасилована и затем вынуждена стать проституткой. Роман вызвал скандал и уже на следующий день был изъят полицией из продажи, а на автора наложили штраф за оскорбление общественной морали. По мотивам романа Крог написал несколько картин, в том числе «Альбертина в приёмной полицейского доктора» (Albertine i politilegens venteværelse) (1885-87). Эта картина — одно из главных произведений в творчестве Крога как социального художника. Как и книга, картина затрагивала запретный вопрос половой жизни и вызвала оживленные споры среди современников.

2012-05-04_18-56-52 (700x525, 88Kb)

Кристиан Крог. «Альбертина в приёмной полицейского доктора» (1885-87)

Сам размер полотна — более 2 метров в высоту и 3 метра в ширину — был провокацией. Обычно холсты подобных габаритов предназначались для замков или храмов. Здесь же мотив далеко не возвышенный. На картине показан описанный в романе унизительный визит Альбертины к полицейскому врачу. Действие происходит в приемной. Альбертина, одетая очень скромно (по сравнению с другими женщинами в типичных для проституток ярких платьях), стоит у двери и ожидает своей очереди: она следующей должная войти к доктору и подвергнуться осмотру на предмет венерических заболеваний, а остальные женщины смотрят на новенькую, изучая ее с головы до ног, и усмехаются. Скандальная книга и картина Крога сыграли важную роль в кампании по борьбе с проституцией в Норвегии, и уже через пару лет этот вид деятельности был объявлен незаконным (1888).

Рядом можно увидеть картину Крога на историческую тематику: «Лейф Эрикссон открывает Америку» (Leif Erikson oppdager Amerika) (1893). Полотно посвящено скандинавскому мореплавателю, который посетил Северную Америку за пять веков до Колумба. При создании этой композиции, которая в 1893 году была представлена на Всемирной выставке в Чикаго, художник переработал свою более раннюю картину с изображением рыбаков во время шторма, и у него получилось историческое полотно из времен викингов.

2012-05-04_21-00-56 (700x465, 72Kb)

Кристиан Крог. «Лейф Эрикссон открывает Америку» (1893)

Но пора перейти в залы с основной экспозицией. Она построена, как уже было сказано, в хронологическом порядке. Каждый зал отмечен определенной буквой, от A до Z. В первых двух залах представлена античная скульптура. Здесь мы видим изваяния древнеегипетских и древнегреческих богов.

2012-05-04_19-00-24 (525x700, 62Kb)

Исида или жрица Исиды, 2 век до н. э.

В следующем зале выставлены бюсты древнегреческих поэтов, философов, императоров, воинов и политиков. Такие портретные бюсты греки начали создавать в V веке до н. э. Греки и римляне устанавливали их в общественных местах (в храмах, на площадях) и частных домах.

2012-05-04_19-00-48 (700x525, 69Kb)

Бюсты древнегреческих поэтов и политиков

Одним из первых реалистичных портретов в греческом искусстве был представленный здесь бюст поэта Пиндара. Также в зале демонстрируются скульптурные изображения императора Траяна, Тиберия, Александра Севера и других.

2012-05-04_20-21-42 (465x700, 51Kb)

Бюсты древнегреческих поэтов и политиков

Пройдем теперь в зал с русскими иконами XIV-XVIII веков. Немного странно видеть их в норвежском музее, но коллекция неплохая. Все представленные иконы привезены из Новгорода, одного из главных центров русской иконописи. Икона «Рождество Христово», написанная в XVI веке, изображает лежащую на ложе Марию, ясли с Младенцем, ангелов, возвещающих о Рождестве, Вифлеемскую звезду и сцену поклонения волхвов, а в нижней части иконы представлена сцена омовения Младенца и задумчивый, измученный сомнениями Иосиф со сгорбленным стариком-пастухом (это искушающий его дьявол). Соединение нескольких разновременных событий на одной плоскости — это вообще одна из основных особенностей иконописи.

2012-05-04_20-22-28 (465x700, 115Kb)

Икона «Рождество Христово», XVI век, Новгород

Следующий зал посвящен искусству североевропейского Ренессанса. В XVI веке влияние итальянского Возрождения распространилось на регионы к северу от Альп. Немецкие, фламандские и французские художники, обучавшиеся в Италии, вернулись домой с желанием создавать новое, гуманистическое искусство. Художники стали изучать окружающий мир с научной точки зрения, они проявляли интерес к законам перспективы и особенностям анатомии. Одновременно они черпали вдохновение в прошлом, особенно в древней философии, мифологии и искусстве. В Германии и Фландрии зажиточный купеческий класс поддерживал развитие искусства, в котором отражались эти новые идеалы. Гравюры и картины Альбрехта Дюрера (1471-1528) произвели революцию в немецком искусстве.

Duerer_Apocalypse_1 (496x700, 184Kb)

Альбрехт Дюрер. «Мученичество Иоанна Богослова»

Duerer_Apocalypse_12 (496x700, 184Kb)

Альбрехт Дюрер. «Битва архангела Михаила с драконом»

В этом зале можно увидеть более десятка замечательных дюреровских гравюр, в том числе иллюстрации к сатирическому произведению Себастьяна Бранта «Корабль дураков»; гравюры «Мученичество Иоанна Богослова», «Поклонение Богу и Агнцу», «Битва архангела Михаила с драконом» из знаменитой серии «Апокалипсис», созданной в 1496-1498 годах после возвращения из Италии; несколько отдельных гравюр на библейские и мифологические темы.

Альбрехт Дюрер был одним из первых художников, уделявших созданию гравюр не меньше внимания, чем живописи. Его вклад в развитие жанров гравюры на дереве и на меди как форм художественного выражения исключительно велик. Дюрер подчеркивал свою роль как художника, ставя на каждом оттиске свою подпись-монограмму. Среди гравёров того времени такая практика не была распространена. Цикл гравюр «Апокалипсис», виртуозных по исполнению, экспрессивных и динамичных, отличался совершенно новым для того времени стилем и принес Дюреру всемирную славу.

Duerer_Apocalypse_7 (516x700, 203Kb)

Альбрехт Дюрер. «Поклонение Богу и Агнцу»

Duerer_Hercules_Conquering_Cacus-ca-1496 (505x700, 213Kb)

Альбрехт Дюрер. «Геркулес побеждает Какуса»

Другой известный представитель Северного Возрождения, Лукас Кранах Старший (1472-1553), принадлежал к кругу реформатора Мартина Лютера и часто изображал библейские сюжеты с протестантской точки зрения. Помимо этого, он писал сюжеты из греческой и римской мифологии, жанровые сцены. В Национальной галерее находится известная картина Кранаха «Золотой Век» (ок. 1530).

2012-05-04_20-23-28 (700x465, 118Kb)

Лукас Кранах Старший. «Золотой Век»

Картина написана на сюжет античного мифа о счастливом, беззаботном существовании первобытного человечества. Здесь нашло отражение стремление художника воплотить ренессансную мечту об идеально прекрасном человеке. Кранах использовал множество символов, выражающих идеи чистоты, невинности, плодородия, единения человека с природой. Другую версию картины можно увидеть в Старой Пинакотеке в Мюнхене.

2012-05-04_19-02-56 (700x500, 117Kb)

Лукас Кранах Старший. «Золотой Век» (фрагмент)

На картине Кранаха «Христос и грешница» (1531, копия) представлен знаменитый эпизод из Евангелия от Иоанна. Центральное место на картине занимает фигура Иисуса, справа от него изображена взятая в прелюбодеянии женщина, а слева их обступают агрессивно настроенные книжники и фарисеи, готовые забросать грешницу камнями, — их карикатурно злобные лица контрастируют с мудрым и человечным ликом Христа. Ключевую фразу Иисуса («Кто из вас без греха, первый брось на неё камень») художник написал по-немецки над его головой. Справа, за спиной грешницы (на стороне Христа) Кранах изобразил своих современников, сподвижников Мартина Лютера.

2012-05-04_19-02-30 (700x518, 122Kb)

Лукас Кранах Старший. «Христос и грешница»

Далее мы попадаем в большой зал Langaardsalen, где представлено фламандское и голландское ренессансное и барочное искусство из коллекции норвежского предпринимателя и мецената Кнуда Кристиана Лангорда (Knud Christian Langaard) (1849-1922), который завещал часть своего собрания Национальной галерее и часть — Музею прикладного искусства Осло. Всего в зале Лангорда — около 70 экспонатов. Определенно, один из самых интересных и красивых залов в музее.

2012-05-04_19-06-46 (700x525, 97Kb)

Национальная галерея, Осло, Норвегия

2012-05-04_19-07-08 (700x525, 110Kb)

Школа Квентина Массейса. «Святое семейство»

Хочется особо отметить небольшую по размеру, но потрясающую по нежности и внутреннему сиянию картину школы фламандского живописца Квентина Массейса (1465/1466-1530) «Святое семейство» и картину «Благовещение» (ок. 1518), приписываемую другому фламандцу — Бернарту ван Орлею  (1488/1492-1542).

2012-05-04_19-09-10 (533x700, 126Kb)

 «Благовещение» (припис. Бернарту ван Орлею)

Помимо картин, в зале можно увидеть несколько образцов старинной мебели, в том числе голландский шкаф-кабинет середины XVII века на высоких витых ножках. С наружной стороны дверцы шкафа отделаны черепаховыми пластинами, а изнутри украшены расписными пейзажными и жанровыми сценами. Аналогично декорированы и выдвижные ящики.

2012-05-04_20-28-58 (700x465, 108Kb)

Национальная галерея, Осло, Норвегия

Также в зале радуют глаз несколько старинных скульптур, например немецкая скульптура неизвестного мастера XV века, изображающая евангелиста.

2012-05-04_19-09-44 (525x700, 87Kb)

Национальная галерея, Осло, Норвегия

Здесь же находится картина Эль Греко (1541-1614) «Кающийся Петр» (ок. 1610–14) и произведение мастерской Эль Греко «Снятие одежд с Христа» (ок. 1600).

2012-05-04_19-09-36 (700x525, 96Kb)

Национальная галерея, Осло, Норвегия

Творчество Эль Греко стоит особняком в истории испанской живописи. Для его картин характерен чрезвычайно богатый колорит, экстатические образы, искаженные фигуры. Художник фактически не имел последователей-современников, его гений был заново открыт лишь в XIX веке.

2012-05-04_19-10-16 (518x700, 144Kb)

Мастерская Эль Греко. «Снятие одежд с Христа»

Маньеристические излишества в творчестве уроженца Крита оказались созвучны иррациональным тенденциям европейского модернизма, отрицавшего рациональность академического искусства и искавшего новых идолов. Эль Греко стал считаться предшественником модернизма и питал новейшие художественные течения, вдохновляя экспрессионистов и кубистов.

2012-05-04_20-31-00 (465x700, 112Kb)

Эль Греко. «Кающийся Петр»

Покидая этот зал, взглянем на лиможское блюдо второй половины XVI века. Блюдо украшено орнаментами, аллегориями летних месяцев и сценами пиршеств в честь древнеримской богини урожая и плодородия Цереры.

2012-05-04_20-31-38 (700x465, 128Kb)

Национальная галерея, Осло, Норвегия

Следующий зал знакомит нас с романтическим фигуративным искусством 1780-1850 годов. Здесь можно увидеть работы знаменитых французов Эжена Делакруа (1798-1863) и Гюстава Курбе (1819-1877), а также основателя датской школы живописи — Николая Абильдгора (Nicolai Abildgaard) (1743-1809). Романтическое движение в Северной Европе было реакцией на рассудочность Просвещения, с его культом разума и помешанностью на правилах. Теперь художники искали вдохновения в эпохе Средневековья, с характерным для нее иррациональным, более духовным взглядом на мир. Литературные произведения, древние легенды и сказки, путешествия в экзотические страны — всё это стало источником вдохновения для художников-романтиков, которые воспевали всё необычное, яркое, дикое, гениальное и ценили сильные чувства.

Nicolai_Abildgaard_Julia_og_Fulvia (686x700, 88Kb)

Николай Абильдгор. «Юлия и Фульвия»

Среди представленных в музее произведений романтического направления исключительно интересна незаконченная картина Гюстава Курбе «Отчаявшийся», известная также под названиями «Обезумевший от страха» или «На краю скалы» (Le Désespéré/Le Fou de peur) (ок. 1844-45). На этом необычном полотне художник изобразил самого себя, переживающего экзистенциальный кризис. Как раз в тот же период (1843-45) молодым Гюставом Курбе был создан другой известный автопортрет, также названный Le Désespéré (в частной коллекции). 

Gustave_Courbet_Le_Desespere (700x572, 461Kb)

В отличие от последнего, в варианте, который находится в Осло, художник изобразил себя в полный рост. Его безумный, застывший взгляд и искаженное гримасой страха лицо притягивают, гипнотизируют зрителя. Мы видим измученного, безнадежно потерявшего равновесие человека на краю пропасти, находящегося в состоянии паники и, возможно, пытающегося покончить жизнь самоубийством. Этот удивительный автопортрет входит в число других автопортретов Курбе, в которых он примеряет на себя «маски», переодевается в костюмы разных персонажей («Скульптор», «Виолончелист», «Раненый человек», «Мужчина с трубкой» и др.), передавая разные состояния души.

2012-05-04_20-32-30 (465x700, 102Kb)

Гюстав Курбе. «Отчаявшийся»

Зал по соседству переносит нас в мир романтической пейзажной живописи 1800-1840 годов. В истории живописи пейзажный жанр долгое время считался менее «почетным» по сравнению с картинами на исторические, мифологические или библейские темы. Однако отношение к пейзажу поменялось с наступлением эпохи романтизма, когда на первый план вышла творческая свобода художника, интерес к теме природы и стихийных, естественных чувств человека. Под влиянием негативных последствий научно-технического прогресса и Просвещения романтики отвергли рационалистическую, механистическую концепцию природы. Философия и литература романтизма показывает природу как динамичный непредсказуемый организм, не поддающийся контролю человеческим разумом.

2012-05-04_20-34-26 (700x558, 98Kb)

Карл Густав Карус. «Императорский замок в Эгере» (1824)

В начале XIX века этот новый взгляд на природу как первобытную одухотворенную сущность активно проникает в немецкую и скандинавскую живопись. На картинах немецких художников Каспара Давида Фридриха (1774-1840) и его друга Карла Густава Каруса (1789-1869) мы часто видим крошечные одинокие фигуры людей, затерянных в бескрайней молчаливой природе, созерцающих ее величие. Художники романтического направления предпочитали пейзажи с задумчивой, подчас мистической атмосферой. Они изображали мир в сумерках или при лунном освещении, когда купола и башни городов выделяются черными силуэтами на фоне яркого неба. Особенно близки такому мироощущению были меланхолические мотивы, отсылающие к прошлым цивилизациям: древние гробницы, руины замков и монастырей, кладбища.

2012-05-04_19-13-42 (700x525, 135Kb)

Каспар Давид Фридрих. «Грайфсвальд в лунном свете» (1817)

Из скандинавских представителей этого направления назовем И.-X. Даля (Johan Christian Dahl) (1788-1857), который считается основоположником норвежского национального пейзажа. Испытав влияние немецкого романтизма и в частности Каспара Давида Фридриха, он часто писал пейзажи при лунном свете или на закате, в том числе виды Италии, Германии и, конечно, родной Норвегии. Подробнее об этом художнике мы поговорим в зале, посвященном его творчеству.

2012-05-04_20-34-48_1 (700x465, 95Kb)

И.-X. Даль. «Дрезден в лунном свете» (1838)

Далее проходим в зал, посвященный Золотому веку датского искусства — периоду, который охватывает историю развития датского искусства и, в частности, живописи в 1800-1850 годах. Несмотря на серьезные политические и экономические проблемы в стране, Копенгаген в первой половине XIX века стал важным центром новых идей в искусстве и науке. Здесь работала крупная Академия искусств, где учились, преподавали и выставлялись датские и норвежские живописцы (даже после получения Норвегией независимости в 1814 году), в том числе И.-X. Даль (1788-1857) и Кнут Бааде (Knut Baade) (1808-1879).

Наряду с портретными и пейзажными работами, многие художники создавали картины с повседневными жанровыми сценами, завоевавшие популярность среди состоятельной публики. Датские художники Йенс Юэль (Jens Juel) (1745-1802) и К. В. Эккерсберг (Christoffer Wilhelm Eckersberg) (1783-1853) писали реалистичные портреты, отражавшие добродетели, которые ассоциировались с честной семейной и гражданской жизнью. Из поздних картин Эккерсберга следует отметить морские пейзажи, например «На рейде в Копенгагене 1 мая 1832 года» (Københavns Reed Den 1. May 1832). Другие мастера, такие как Кристен Кёбке (Christen Købke) (1810-1848) и Константин Хансен (Constantin Hansen) (1804-1880), предпочитали более экзотические мотивы, в том числе пейзажи и картины жизни в Италии.

2012-05-04_19-12-48 (700x525, 86Kb)

К. В. Эккерсберг. «На рейде в Копенгагене 1 мая 1832 года» (1832)

Одной из ярчайших звезд на этом художественном небосклоне был знаменитый датский скульптор Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1770-1844), который прожил в Италии более сорока лет. В своей мастерской в Риме плодовитый Торвальдсен создавал скульптуры на античные сюжеты по заказу богатейших людей Европы. В Национальной галерее в Осло из работ Торвальдсена можно увидеть лишь композицию «Три грации внимают песне Амура» (De tre gratier lytter til Amors sang) (1821).

2012-05-04_19-12-22 (512x700, 54Kb)

Бертель Торвальдсен. «Три грации внимают песне Амура» (1821)

В следующем зале демонстрируется множество небольших картин или этюдов норвежских художников, выполненных в XIX веке. На следующей фотографии видны два замечательных портрета крестьян кисти Кристиана Крога (1888), приморский пейзаж Эйлифа Петерссена (1889), зарисовка «Монахи на палубе» работы Фрица Таулова (1898) и деревенский пейзаж «Вилье-ле-Бель» норвежской художницы Асты Нёррегор.

2012-05-04_19-14-26 (700x525, 88Kb)

Национальная галерея, Осло, Норвегия

В зале, посвященном творчеству уже упоминавшегося И.-X. Даля (Johan Christian Dahl) (1788-1857), можно увидеть более десятка работ этого крупнейшего норвежского художника-пейзажиста. Юхан Кристиан Даль был первым норвежским живописцем, достигшим всемирной славы. В своих изображениях природы он сочетал романтическое ощущение гармонии с реалистическим вниманием к деталям, основанным на тщательных наблюдениях. Даль родился в Бергене. Он происходил из бедной семьи, но пожертвования состоятельных сограждан позволили ему с 1811 года начать обучение в Академии художеств Копенгагена. Там юный художник проявил необычайный талант в области пейзажной живописи, работая в стиле голландских мастеров XVII века. Совершив поездку в Италию, Даль затем прочно осел в Дрездене, где вращался в кругу Каспара Давида Фридриха и в 1824 году получил профессорскую кафедру. Летом художник неоднократно совершал путешествия в родную Норвегию, где много работал с натуры. Сделав подготовительные эскизы, он использовал их для создания крупных законченных композиций в дрезденской мастерской.

2012-05-04_20-20-22 (700x465, 76Kb)

И.-X. Даль. «Гавань Ларвика в лунном свете»

Творчество И.-X. Даля было источником вдохновения для художников дальнейших поколений, которые восхищались его способностью создавать пейзажи, полные жизни и движения. Он изображал облака, проплывающие над горами, бурлящие водопады, корабли в бушующем море, города в лунную ночь... В Национальной галерее можно увидеть довольно много картин Даля, в том числе «Гавань Ларвика в лунном свете» (Larvik havn i måneskinn) (1839) и «Кораблекрушение у норвежского побережья» (Skibbrudd ved den norske kyst) (1832). Последняя является самой известной работой художника.

JohanChristianDahlWrack (700x524, 42Kb)

И.-X. Даль. «Кораблекрушение у норвежского побережья»

Далее нас ждет зал, посвященный картинам Томаса Фернли (Thomas Fearnley) (1802–1842) и норвежской пейзажной живописи 1830-1870 годов. Отцом этого жанра считается, как мы теперь знаем, И.-X. Даль, и многие художники пошли по его стопам. Самым известным его учеником стал Томас Фернли, который рано умер, но успел оставить заметный след в истории искусства.

Фернли много путешествовал, в 1829-1830 годах учился в Дрездене у Даля, который стал для него не только учителем, но и близким другом. В творчестве Фернли природа предстает дикой, могущественной силой. Его излюбленными мотивами были горы, водопады и глухие, заброшенные уголки сельской местности. Картина «Старая береза на ферме Слинде (у Согне-фьорда)» («Береза на холме») (Slindebirken) (1839) поражает подбором красок и живописной композицией и недаром считается одним из главных шедевров Томаса Фернли, «каноническим» произведением в истории норвежской живописи. Эту знаменитую березу изображали многие художники-романтики, и хотя в 1874 году дерево рухнуло, оно продолжает «жить» на их картинах. 

2012-05-04_20-36-14 (700x465, 87Kb)

Томас Фернли. «Старая береза на ферме Слинде (у Согне-фьорда)»

Помимо работ Фернли, в зале можно полюбоваться романтическими видами норвежской природы кисти Педера Балке (Peder Balke) (1804-1887), меланхолическими лесными пейзажами Августа Каппелена (Hermann Cappelen) (1827-1852), а также картинами Ларса Хертервига (Lars Hertervig) (1830-1902), которого в Норвегии называют «художником света» (Lysets maler).

Lars_Hertervig-Fra_Borgoya (700x692, 334Kb)

Ларс Хертервиг. «Вид с острова Боргёй» (1867)

Ларс Хертервиг создавал фантастические полувоображаемые пейзажи побережья в окрестностях Ставангера, где обосновался после обучения в Дюссельдорфской академии художеств у Ханса Гуде. Талантливый художник всю жизнь страдал от психических болезней и жил в нищете, не имея средств даже на масляные краски и холсты. Для пейзажей Хертервига характерна атмосфера таинственной тишины и завораживающее свечение. Деревья, скалы и облака у него часто принимают причудливые очертания, выражая душевное состояние самого художника. Пейзажи Хертервига с их пронзительно голубым небом и удивительными красками оказывает сильнейшее впечатление на зрителя.

Lars_Hertervig_001 (700x520, 134Kb)

Ларс Хертервиг. «Лесное озеро» (1865)

Теперь пройдем в зал, экспозиция которого называется «Норвежские художники в Дюссельдорфе и Мюнхене, 1840-1880 годы». Длительное время норвежские художники были вынуждены ездить получать образование за границу, поскольку в Норвегии академий не было. В XIX веке большинство норвежских художников учились в Германии. Одной из самых современных в тот период была Дюссельдорфская академия художеств. В 1850-х годах здесь преподавал известный норвежский художник-пейзажист и маринист Ханс Гуде (Hans Gude) (1825-1903), у которого учились многие норвежские, финские и шведские живописцы. Гуде создал ряд национально-романтических горных пейзажей, а в 1860-х годах обратился к морской тематике. Сотрудничавший с ним Адольф Тидеманд (Adolph Tidemand) (1814-1876), другой представитель Дюссельдорфской школы, наиболее известен картинами повседневной народной жизни.

2012-05-04_20-37-04_1 (700x465, 96Kb)

Ханс Гуде и Адольф Тидеманд. «Поезд невесты в Хардангере» (1848)

Вместе с Хансом Гуде он создал знаменитое полотно «Поезд невесты в Хардангере» («Свадебная процессия на Хардангер-фьорде») (Brudeferd i Hardanger) (1848), которое служит одним из главных украшений этого зала.

При работе над этой картиной художники разделили обязанности: Ханс Гуде писал пейзажную часть, а Тидеманду было поручено изображение человеческих фигур и лодок. Получилось классическое национально-романтическое произведение, с идиллическими горными видами и любовью к народной культуре с ее обрядами, костюмами, музыкальными и кулинарными традициями.

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники:

1. Танец жизни. Постоянная экспозиция Национальной галереи в Осло

2. Официальный сайт Национальной галереи в Осло

3. Анализ избранных картин из собрания Национальной галереи в Осло

4. Национальная галерея на официальном туристическом сайте Норвегии

5. Национальная галерея в Осло, статья в Википедии

6. Эдвард Мунк в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна Норвегии (Национальной галерее)

mishanita.ru

c3d15191d26bff9788def05e1541cdc6 (450x59, 49Kb)

Рубрики:  Музеи


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

slavyankaLI   обратиться по имени Воскресенье, 26 Ноября 2017 г. 19:09 (ссылка)
stewardess0202, Благодарю. Цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Ноября 2017 г. 19:17ссылка
Рада, что понравилось!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку