Прогулка по Кронштадту (часть 3) |
В третьей части нашей прогулки по Кронштадту мы познакомимся с достопримечательностями центрального района города на острове Котлин. Предыдущая часть нашей самостоятельной экскурсии привела нас на Петровскую улицу.
На углу Петровской и Красной улицы находится красочное здание с угловыми балконами — построенный в середине XIX века жилой дом купца Васильева.
Дом находится не в лучшем состоянии, но благодаря яркому фасаду и увитому цветами балкону смотрится очень даже нарядно. Балконы опираются на фигурные металлические кронштейны, напоминающие драконов.
Сразу за этим купеческим домом по Петровской улице начинается Летний сад Кронштадта — место историческое, но на редкость запущенное.
Грот в парке превращен в самый настоящий общественный туалет, а в тенистых закоулках выпивает люмпенское население. Большинство дорожек Летнего сада выглядят заброшенными и неприветливыми, и основная его часть напоминает скорее не культурный парк, а заросший лес. Ни цветников, ни ухоженных лужаек не наблюдается.
Полный контраст с Петровским парком, а между тем именно Летний сад является самым старым общественным парком Кронштадта. Когда-то здесь даже росли абрикосы, сливы и пальмы. В настоящее время у администрации города имеются планы по реставрации Летнего сада и воссозданию домика Петра I.
На Петровскую улицу выходят главные ворота кронштадтского Летнего сада и несколько второстепенных ворот. Украшенная якорями чугунная ограда была выполнена в 1872-1873 по проекту архитектора В. В. Виндельбандта. За главными воротами начинается так называемая главная аллея Летнего сада — всё, что осталось от Петровской першпективы (1711). На этой аллее некогда располагался домик Петра I (окруженный специально выписанными из Амстердама липами) и дома царских сподвижников. В 1828 году эти дома были выкуплены у наследников и снесены, и в саду начались работы по перепланировке под руководством архитектора И. И. Шарлеманя.
В Летнем саду Кронштадта находятся два памятника. Первый посвящен клиперу «Опричник», пропавшему без вести в 1861 году при возвращении из экспедиции с Дальнего Востока. Второй памятник расположен справа от главной аллеи и рассказывает о подвиге мичмана А. А. Домашенко, совершенном им незадолго до Наваринского сражения 1827 года, во время перехода корабля «Азов» в Средиземное море.
Девятнадцатилетний мичман Александр Домашенко бросился с кормы линкора «Азов» в разбушевавшиеся волны близ острова Сицилия, чтобы спасти матроса, однако к моменту, когда была спущена спасательная шлюпка, офицер и матрос уже утонули. На закругленной чугунной стеле выведена надпись: «В память человеколюбивого поступка А. Домашенка. 9 сентября 1827 года при берегах Сицилии». Ниже помещено изображение кормы линейного корабля «Азов», а вверху стела украшена позолоченным лавровым венком. На обратной стороне: «Офицеры корабля Азова любезному сослуживцу, бросившемуся с кормы корабля для спасения погибающего в волнах матроса и заплатившему жизнью за столь человеколюбивый поступок».
Памятник был создан по инициативе командира «Азова» адмирала М. П. Лазарева и будущего адмирала П. С. Нахимова, который служил на этом корабле лейтенантом и был свидетелем подвига своего товарища. Монумент был установлен в 1828 году на средства, собранные моряками линкора «Азов». Памятник мичману Домашенко является старейшим из сохранившихся в Кронштадте памятников.
Из Летнего сада наш путь лежит в самый центр Кронштадта, к Якорной площади. Для этого нужно пересечь Макаровский мост через Петровский овраг (часть Петровского дока). Это одно из самых красивых мест Кронштадта, тихое, утопающее в зелени. Сам мост необыкновенно живописен и изящен.
Макаровский мост был построен рабочими Морского завода Кронштадта в 1912 году. Рабочим пришлось спешно взяться за дело: они должны были поспеть до открытия Морского собора. Дело в том, что за три месяца до первой службы в новом храме местные власти спохватились, что Николаю II, возможно, захочется посетить эту службу, и тогда императору потребуется каким-то образом добираться от Петровской пристани до Якорной площади, но не станет же он спускаться в овраг! Решено было спешно построить переправу. Однако когда царь подошел к новому мосту, у него возникли сомнения в прочности конструкции. Тогда один молодой офицер уверенно прошагал от одного конца моста до другого, лично доказав, что это вполне безопасно. Монаршее семейство повеселело и спокойно перешло на ту сторону, а храбрый офицер получил из рук Николая II орден.
На самом деле конструкция моста поначалу была не слишком надежной: настил из дерева быстро изнашивался и требовал ремонта. В 1940 году провели капитальный ремонт Макаровского моста, однако и после этого воинским подразделениям здесь было запрещено ходить строем, так что солдатам приходилось спускаться в овраг. Велосипедистам ездить по мосту также не разрешалось. Наконец, в 1970 году мост был модернизирован: металлические заклепки заменили сваркой, а деревянный настил — асфальтовым покрытием. Внешний вид моста в ходе этих переделок, по счастью, не изменился. Как и прежде, Макаровский мост остается исключительно пешеходным.
Макаровский мост приводит нас в сердце Кронштадта — на Якорную площадь. Якорная площадь имеет форму треугольника, ограниченного, соответственно, Морским собором, оврагом Петровского дока и стеной Адмиралтейства (ныне военного городка). Якорная площадь — средоточие самых известных достопримечательностей Кронштадта. Здесь, в частности, можно увидеть одну из знаменитых «фишек» Кронштадта — уникальную чугунную мостовую. Эта дорога была в свое время проложена к воротам Адмиралтейства. Впрочем, эта чугунная мостовая не подлинная. Настоящая мостовая из чугуна сохранилась на Пеньковом мосту, и мы скоро ее увидим. Вдоль Якорной площади тянется стена Адмиралтейства, на которой установлены мемориальные доски с перечислением кораблей, подводных лодок, соединений и частей, участвовавших в обороне города.
Якорная площадь появилась в Кронштадте еще в середине XVIII века и получила такое название потому, что ее использовали для хранения корабельных якорей и якорных цепей. В начале XX века, после возведения Морского собора и открытия памятника адмиралу С. О. Макарову, площадь приобрела нынешний облик. Якорная площадь играла большую роль в истории города: это был центр общественной жизни и общегородских собраний. С митинга на Якорной площади в 1921 году началось антибольшевистское Кронштадтское восстание.
Сегодня на Якорной площади находится братская могила борцов за дело революции. Здесь же горит Вечный огонь в память о погибших в борьбе за победу советской власти крондштадтцах: о жертвах первой русской революции и участниках подавления контрреволюционного мятежа на форту Красная горка в июне 1919 года, а также участниках большевистского штурма в ходе подавления восстания 1921 года. Всего здесь покоятся более четырехсот человек.
Двумя другими важнейшими объектами площади являются громада Морского собора и памятник адмиралу С. О. Макарову. Морской Никольский собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца) служит высотной доминантой Кронштадта (его высота превышает 70 метров) и в ясную погоду хорошо просматривается с любой точки Невского фарватера.
Морской Никольский (Николаевский) собор в Кронштадте был построен в 1901-1913 гг. по инициативе вице-адмирала Н. И. Казнаковa и по проекту архитектора Василия Косякова (1862–1921).
Интерьер собора имел огромную художественную ценность. Проектированием интерьеров вместе с Василием Косяковым занимались его братья Георгий и Владимир.
Роспись сводов и стен была выполнена под руководством художника М. М. Васильева большим коллективом живописцев и имитировала частично мозаику, частично фрески. Потрясающее впечатление производил беломраморный иконостас тонкой ажурной резьбы работы скульптора Н. А. Попова по проекту В. А. Косякова. Мозаики были созданы по эскизам Ф. А. Райляна. Собор поражал огромными размерами и великолепной отделкой.
Грандиозный храм строился не просто как религиозное сооружение, но еще и как ориентир для мореплавателей и, в первую очередь, — как памятник всем морякам, всем когда-либо погибшим чинам российского флота. Неслучайно в храме собирались реликвии, связанные с историей флота, а также хранились черные мемориальные доски с именами всех флотских офицеров (без различия вероисповедания), погибших в сражениях, при кораблекрушениях и при исполнении служебного долга с 1695 по 1910 год, а также гражданских и медицинских чинов, служивших на военных кораблях. На отдельных белых мраморных досках были записаны имена погибших в море флотских священнослужителей. После закрытия собора в 1929 году доски были уничтожены и пущены на хозяйственные нужды. На основе архивных материалов текст и внешний вид памятных досок недавно удалось воссоздать, и сегодня они размещены в интерьере возрожденного собора.
Поскольку собор мыслился как памятник русской морской славы, то в его наружном и внутреннем оформлении в изобилии использовалась морская символика. Например, огромный медный купол украсили позолоченным рельефным орнаментом из якорей и спасательных кругов, а на тяжелых входных дверях были помещены рельефные изображения рыб (фото с сайта fund-morskoysobor.ru).
В интерьере храма также присутствовали морские мотивы: образы рыб, кораблей, якорей, морских животных и растений фигурировали на мозаичном полу, в росписях стен и дизайне церковной утвари. Многие сюжеты мозаик и росписей в храме были посвящены жизни св. Николая Чудотворца — покровителя моряков и путешественников.
Храм строился десять лет. Освящение собора состоялось в июне 1913 года в присутствии императорской семьи (в рамках торжеств по случаю 300-летнего юбилея династии Романовых), а уже в 1929 году собор был закрыт и разорен, а затем переделан под кинотеатр. В годы Великой Отечественной войны на куполе Морского собора был оборудован наблюдательный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В 1956 году в бывшем храме был устроен клуб и концертный зал, а в 1974 году открылся филиал Центрального военно-морского музея. Храм пришел в полное запустение. Восстановление Морского собора началось в 2002 году. Через десять лет, 9 апреля 2012 года, был совершен чин малого освящения собора, что ознаменовало завершение основных реставрационных работ в храме. Реставрация окончилась весной – летом 2013 года (т. к. планировалось приурочить открытие собора к столетию со дня его первого освящения в 1913 году).
Снаружи сооружение отреставрировано и сияет даже, пожалуй, чересчур ярко. Прежде храм с его зелеными куполами выглядел более спокойно и благородно, чем нынешний, непривычно «пряничный» вариант (фото купола до реставрации с сайта vokrugsveta.ru).
С другой стороны, известно, что первоначально центральный купол собора имел именно такой блестящий серебристый цвет. По некоторым сведениям, медь была покрыта алюминием, а впоследствии, когда слой алюминия был содран, медь начала окисляться и приобретать характерный зеленовато-бирюзовый оттенок, знакомый всем, кто бывал в Кронштадте до реставрации храма. Теперь, видимо, придется привыкать к обновленному облику собора. То же касается и поверхности фасадов, которые сейчас кажутся излишне выбеленными и плоскими, тогда как мы привыкли их видеть более темными и осязаемо рельефными. Но, наверное, по этому поводу не стоит сокрушаться: есть надежда на то, что петербургская погода сделает свое дело.
Несколько слов об архитектуре и убранстве Морского собора в Кронштадте. Фасад собора облицован кирпичом с орнаментами из терракоты, а также декоративными деталями из майолики и мозаики.
Мозаичные иконы для фасадов храма выполнила знаменитая мастерская В. А. Фролова. Так, над главным западным порталом, выполненным в «византийско-романской» стилистике, находится мозаичное изображение Спаса Нерукотворного, а по обеим сторонам от входа — две сцены из жизни Николая Чудотворца.
Над боковыми порталами центрального фасада помещены мозаичные иконы свв. апостолов Петра и Павла (слева) и св. Николая Чудотворца и св. Иоанна Рыльского (справа).
По обеим сторонам внушительного портала располагаются башенки-звонницы с позолоченными куполами.
Северный и южный фасады выделяются высокими арками и огромными круглыми окнами-«иллюминаторами» с витражами. Над системой больших и малых полукуполов на восточном и западном фасадах и над башенками звонниц господствует центральный купол собора диаметром около 27 м, обвитый золоченым рельефным орнаментом в виде якорей и спасательных кругов.
Морской собор в Кронштадте строился по плану храма Святой Софии в Константинополе, но это не просто монументальный храм в византийском стиле: многие элементы декора несут отчетливую печать эстетики модерна — взять хотя бы большие круглые окна на северном и южном боковом фасаде. По архитектурному облику Морской собор относят к «русско-византийскому» стилю, возникшему в конце XIX – начале XX века как раз в русле культуры модерна, как воплощение национально-романтического движения.
Те же модернистские веяния проявились и в оформлении интерьера, который, к сожалению, был практически полностью уничтожен в советское время. Например, влияние стиля модерн (югендштиль) обнаруживается в игре складок и очертаниях стилизованных фигур херувимов, а также в орнаментальных мотивах росписей. Источник иллюстраций: kr2012.ru.
В настоящее время интерьер собора восстановлен. При этом специалисты изучили все имеющиеся документальные материалы об исторической росписи собора, выполненной под руководством художника М. М. Васильева в 1913 году, а также эскизы первоначального (неосуществленного) проекта росписи В. А. Косякова.
Известно, что к моменту первого освящения храма в 1913 году роспись покрывала не всё внутреннее пространство Морского собора. Например, главный купол и паруса были лишь ровно окрашены: декоративная живопись в этих частях интерьера отсутствовала. Возможно, это было связано со спешной подготовкой к освящению храма. Так или иначе, современные реставраторы решили украсить главный купол храма росписями с образом Христа Вседержителя (Пантократора) в духе византийской традиции, а в центральных парусах появились изображения четырех евангелистов с соответствующими символами. В 2011-2012 гг. в петербургской мастерской Алексея Яковлева были восстановлены гигантские круглые витражи, которые являлись самыми крупными в дореволюционной России. Фото интерьера Морского собора в Кронштадте после реставрации (источник: remidios-fine.livejournal.com):
В южной части Якорной площади возвышается памятник адмиралу С. О. Макарову. Этот замечательный монумент был открыт в Кронштадте одновременно с освящением Морского собора, в 1913 году, в присутствии Николая II. Памятник посвящен выдающемуся русскому флотоводцу, кораблестроителю, полярному исследователю и океанографу вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1849–1904). Этот человек вошел в историю военного дела как крупный изобретатель, автор множества рационализаторских предложений (он, в частности, разработал русскую семафорную азбуку и изобрел бронебойные колпачки на снаряды), а также герой Русско-японской войны, в ходе которой он, вплоть до своей гибели, командовал русским тихоокеанским флотом. С 1899 года адмирал С. О. Макаров был главным командиром Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта.
Памятник адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте создан по проекту скульптора Л. В. Шервуда. Четырехметровая фигура флотоводца и изобретателя возвышается на пьедестале, которым служит часть гранитной скалы, известной как Камень-гранит. Речь идет о добытой в Выборге скале, которая некогда предназначалась для памятника Павлу I, но затонула. В 1909 году, когда понадобился материал для постамента памятника С. О. Макарову, скалу решили поднять с морского дна, но при транспортировке она раскололась. В итоге основная часть камня была использована скульптором Шервудом, а на малом осколке был закреплен мемориал в честь героев Цусимского сражения на Морской аллее Петровского парка. Неровная форма скалы навела скульптора на мысль изобразить адмирала Макарова не на мостике корабля, как предполагалось вначале, а среди бушующих волн.
Адмирал С. О. Макаров
Композиция памятника в результате такой находки получилась очень динамичной и полной экспрессии. Адмирал Макаров изображен в полный рост, в развевающемся от ветра походном плаще. Левая рука его вытянула вперед, у ног вздымается бронзовая волна, а ветер треплет бороду и полы пальто. Есть мнение, что захлестывающие ноги адмирала волны очертаниями напоминают японского дракона, который увлекает защитника Порт-Артура в морскую пучину (символ гибели С. О. Макарова на броненосце «Петропавловск» при обороне Порт-Артура в 1904 году).
На лицевой стороне пьедестала можно прочитать выведенный крупными буквами известный призыв адмирала Макарова: «Помни войну!». Также тут помещены бронзовые доски с надписями, рассказывающими об истории создания памятника. Ограду памятника составляют якорные цепи и якоря со складов Кронштадского военного порта.
В нижней части постамента находятся бронзовые барельефы, посвященные наиболее значительным эпизодам из жизни и боевой деятельности адмирала Макарова. Барельеф с задней стороны памятника изображает арктическое плавание ледокола «Ермак» («"Ермак" в полярных льдах»). Этот корабль был построен под непосредственным руководством адмирала Макарова, и впоследствии на нем проводились океанографические исследования Северного Ледовитого океана под его командованием. В Кронштадте существует традиция: следует обязательно потереть нос белого медведя, изображенного над ледоколом «Ермак», и загадать желание.
Барельеф с левой стороны памятника изображает подвиг Макарова во время Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Эта композиция под названием «Торпедная атака» рассказывает о том, как 14 января 1878 года С. О. Макаров осуществил первую в истории минного оружия атаку торпедными катерами кораблей турецкой эскадры на внешнем Батумском рейде. В результате был взорван турецкий корабль «Интибах», а уже через несколько месяцев был подписан мир, провозглашавший независимость Болгарии, Румынии, Сербии, Черногории.
Наконец, третий барельеф именуется «Гибель "Петропавловска"» и изображает момент трагической гибели адмирала: 31 марта 1904 года, при обороне Порт-Артура, броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине и затонул. Спасти удалось немногих. Адмирал Макаров погиб вместе с 10 штабными офицерами и известным художником-баталистом Василием Верещагиным. На месте гибели корабля обнаружили только походное пальто адмирала. Именно в этом плаще позировал скульптору Шервуду для памятника С. О. Макарову адмирал А. Г. Бутаков, имевший схожую с погибшим комплекцию и бороду. Во время Февральской революции А. Г. Бутаков был расстрелян на центральной площади Кронштадта.
После гибели броненосца «Петропавловск» флот потерял не только один из кораблей, но и адмирала С. О. Макарова — руководителя обороны Порт-Артура и любимца моряков. До конца войны так и не удалось найти достойную замену этому флотоводцу. В нижней части барельефа на бронзе выбиты стихи поэта Дмитриева: «Спи, северный витязь, спи, честный боец, безвременно взятый кончиной...».
На выходе с Якорной площади, у Обводного канала, стоит еще обратить внимание на кормовые якоря линкора «Октябрьская революция» (в 1911–1925 гг. — «Гангут»). Этот корабль был выведен из состава флота в 1956 году. Якоря установлены напротив краснокирпичного здания 1-го провиантского магазина кронштадтского Адмиралтейства.
А непосредственно на берегу канала можно увидеть орудие Ивана Тамбасова — артиллерийскую установку с того же корабля «Октябрьская революция». Во время Великой Отечественной войны, 16 апреля 1943 года, командир орудия старшина 1-й статьи Иван Тамбасов ценою жизни спас линкор от взрыва. Иван Тамбасов был посмертно награжден за подвиг орденом Боевого Красного Знамени, а артиллерийской установке, которой командовал старшина, было присвоено его имя. После утилизации судна орудие стало памятником моряку.
Первоначально это мемориальное орудие находилось в Летнем саду Кронштадта, но позднее было перенесено сюда, на Якорную площадь.
mishanita.ru
(Продолжение следует)
Рубрики: | Санкт-Петербург Россия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |