Прогулка по Кронштадту (часть 1) |
Прогулку по Кронштадту удобно начать с Владимирского собора, который расположен по адресу Владимирская ул., 32, совсем рядом с Гостиным двором и остановкой автобусов и маршруток, прибывающих из Санкт-Петербурга.
Владимирский собор, или собор Владимирской иконы Божией матери в Кронштадте — действующий православный храм. По всему видно, что этот собор является сегодня центром духовной жизни города (тем более что главный собор Кронштадта пока что еще находится на реконструкции, хотя там и проводятся периодические службы). Люди активно ходят во Владимирский собор на богослужения или просто поставить свечку, помолиться.
Собор был совсем недавно отреставрирован и производит очень красочное, светлое впечатление. Снаружи это воздушное бело-голубое сооружение с яркими доминантами мозаичных икон и луковичными куполами.
Когда-то на этом месте находился деревянный храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, построенный в 1730-1735 гг. для кронштадтского крепостного гарнизона; в 1753 году его сменила каменная церковь, а в 1801 году на месте обветшалого храма выросла новая церковь из дерева. Этот тесный деревянный храм, который и так уже собирались сносить для замены на новый каменный, сгорел в 1874 году, после чего и началась история современного собора, который строился в 1875–1879 гг. по проекту архитектора Давида Ивановича Гримма. Работы производил академик архитектуры Х. И. Грейфан.
Отделка храма была завершена в 1882 году. Эскизы росписей выполнил академик Е. Б. Годун.
В 1902 году церковь получила статус собора и стала полковым собором для всех сухопутных войсковых подразделений Кронштадтской крепости. В советское время собор сильно пострадал, власти его неоднократно взрывали, и хотя сооружение осталось стоять, оно лишилось колокольни, алтаря и паперти. Длительное время собор пустовал и разрушался. Таким было его состояние в 1990-х годах (фотография с сайта oldsp.ru):
В 1990 году храм был возвращен церкви. Через некоторое время начались реставрационные работы, были возобновлены богослужения. В 2000-2001 гг. была перебрана кладка, очищены и оштукатурены фасады, воссозданы главки куполов.
Сегодня собор предстает перед нами в идеальном состоянии. С восточной стороны этот пятинефный храм украшают три алтарные апсиды и три луковичных купола с крестами, с западной возвышается 50-метровая колокольня и два купола.
С западной стороны также находится вход в храм, к которому ведет светлая арочная галерея-паперть (притвор) с мозаичными панно по обеим сторонам от двери. Эти мозаичные иконы изображают св. Кирилла и св. Мефодия.
По стилю архитектуры Владимирский собор обычно относят к эклектике: тут перемешались неорусский и неовизантийский стили.
В 2006 году были проведены работы по реставрации и воссозданию монументальной живописи Владимирского собора: были восстановлены орнаменты на потолке и стенах собора, а также иконы. Интерьер храма поражает гармоничным сочетанием цветов и богатством орнаментов и росписей, испещряющих каждый сантиметр поверхности. Несмотря на это, храм не воспринимается как перегруженный декором. Напротив, здесь ощущается обилие воздуха. Собор очень просторен и светел. Нефы разделяют очень высокие и широкие арки, что создает впечатление непрерывного пространства и свободы.
Ранее главной святыней Владимирского собора являлся список Владимирской иконы Божией Матери, созданный в 1703 году специально для Кронштадта по приказу Петра I. Икона находилась по правую сторону Царских врат в богато украшенном окладе, в бронзовом киоте. Святыня пропала в советское время, и судьба ее неизвестна. Главный престол храма по-прежнему посвящен Владимирской иконе Божией Матери; южный (правый) придел носит имя блаженного Николая Кочанова, северный — Казанской иконы Божией Матери. В нижней части храма имеется четвертый придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Туристы сюда приходят, видимо, редко. В основном в храме находились молящиеся, но нам разрешили сделать несколько снимков. Вход в собор внутри обрамляют недавно отреставрированные фигурные композиции с изображениями евангелистов: «Святой Апостол Павел» и «Святой апостол Петр».
После осмотра Владимирского собора пойдем по улице Ленина в сторону центра. Вскоре показывается желто-белое классическое здание Гостиного двора Кронштадта. Когда-то этот квартал занимали лавки купцов, но в 1827 году в городе побывал Николай I, и царя поразило безобразное состояние этих торговых рядов: мусор, теснота, ветхие палатки... Он распорядился построить более приличествующее назначению здание. Таким образом, возведение кронштадтского Гостиного двора началось по личному приказу Николая I. Гостиный двор был построен в 1832 году по проекту инженера-полковника В. И. Маслова, взявшего за образец петербургскую «Гостинку», только в уменьшенном масштабе.
В Гостином дворе Кронштадта размещалось до полусотни различных лавок и магазинов с заграничной продукцией. Особой популярностью пользовались так называемые колониальные товары: чай, кофе, шоколад, экзотические фрукты, вина и сладости.
После пожара 20 октября 1874 года здание было восстановлено, хотя и с некоторыми изменениями. Любопытно, что свой нынешний желтый цвет фасад кронштадтского Гостиного двора приобрел только в 1894 году: до этого времени одна его половина была окрашена в серый, а другая — в желтый цвет, поскольку при восстановлении здания между купцами возник непримиримый спор.
Здание Гостиного двора двухэтажное, причем нижний этаж заметно выше верхнего; углы постройки скруглены (в первоначальном проекте этого не было). Комплекс окружает классическая колоннада дорического ордера. Гостиный двор Кронштадта занимает целый квартал между проспектом Ленина (бывший Николаевский), Гражданской улицей, улицей Карла Маркса и Советской улицей. В 2007 году была завершена последняя реставрация комплекса. Сайт кронштадтского Гостиного двора: gdkronshtadt.ru.
У фасада Гостиного двора со стороны Советской улица находится Музыкальный («поющий») фонтан, который был открыт в Кронштадте в 2004 году. Утром фонтан вел себя довольно спокойно, а во второй половине дня здесь и вправду заиграла музыка, и фонтанные струи начали ритмично менять конфигурацию.
«Поющий» фонтан в сквере у Гостиного двора Кронштадта был построен по заказу «Водоканала Санкт-Петербурга» и стал одним из подарков городу в рамках празднования 300-летия Кронштадта. Контур чаши фонтана напоминает, как утверждается, архитектурный облик форта Кроншлот. В темное время суток можно полюбоваться разноцветной подсветкой фонтана.
В этом же сквере находится гранитный памятный знак 300-летия Кронштадта, украшенный изображением герба города. На гербе Кронштадта изображен маяк, увенчанный императорской короной, и черный котел.
Наличие котла связано с легендой о происхождении Кронштадта: якобы при высадке русских на остров Котлин, шведы испугались и бежали, оставив на привале костёр с котелком. Поэтому-то и стали говорить, что название острова Котлин происходит от слова «котёл», хотя на самом деле это не так: остров получил такое название еще в древности, и связано это с тем, что он находится в центре котловины Финского залива, которая похожа на котёл.
Около сквера, напротив Гостиного двора, на углу улицы Карла Маркса и Советской, находится Центральная библиотека Кронштадта (она же — Морская библиотека). Сама библиотека была создана в 1832 году по инициативе капитан-лейтенанта И. Н. Скрыдлова и вице-адмирала Ф. Ф. Беллинсгаузена (последний впоследствии стал губернатором Кронштадта). Ранее библиотека находилась по другому адресу, нынешнее же здание начали строить с 1910 году по проекту архитектора Г. А. Косякова. Однако работы были прерваны из-за Первой мировой войны. Потом недостроенное здание было разрушено из-за попадания английской бомбы и простояло в руинах до 1926 года. Строительство возобновилось после визита в Кронштадт наркома просвещения А. В. Луначарского. Библиотека была торжественно открыта 7 ноября 1927 года. Сегодня она остается Центральной районной библиотекой Кронштадта и привлекает внимание довольно оригинальным архитектурным обликом с отделкой под благородный серый гранит.
Через дорогу располагается Андреевский сквер, названный в честь Андреевского собора, который был уничтожен (разобран) в советский период, в 1932 году. Андреевский собор, или собор Андрея Первозванного в Кронштадте был выдающимся памятником архитектуры русского классицизма. Построен этот храм был в 1805-1817 гг. по проекту Андреяна Захарова и А. Н. Акутина. В Андреевском соборе целых 53 года до самой своей смерти прослужил отец Иоанн Кронштадтский (1829–1908) (Иоанн Ильич Сергиев), который был священником, затем протоиреем, а после и настоятелем храма. Андреевский собор в эти годы стал местом стечения богомольцев, потому как своей пастырской и благотворительной деятельностью отец Иоанн прославился далеко за пределами Кронштадта.
Андреевский собор в Кронштадте, фотография начала XX века [источник: Золотой век барокко и классицизма в Санкт-Петербурге / Валерий Шуйский. - Москва ; СПб.: Центрполиграф : МиМ-Дельта, 2008]:
В советское время, а именно в 1955 году, на месте Андреевского собора установили памятник Ленину (теперь перенесенный в сквер Юного ленинца на улице Карла Маркса).
Что находилось в сквере после разрушения Андреевского собора, но перед установкой памятника Ленину? Этот вопрос требует выяснения. Благодаря нашей читательнице Наталье удалось пока установить следующее: на месте установки будущего памятника Ленину, находился большой фонтан, изображение которого можно увидеть на черно-белой фотографии послевоенного времени (ок. 1946-1948 гг.), присланной нам Натальей.
До этого фонтана, ещё при Иоанне Кронштадтском, в церковной ограде (на месте детской площадки нынешнего сквера) стоял другой фонтан, из которого люди брали воду как святую. Какова дата сноса старого и установки нового фонтана, пока неизвестно.
Сейчас на месте бывшего памятника Ленину установлен памятный знак с надписью «Пусть камень сей вопиет к сердцам нашим о восстановлении поруганной святыни».
Кроме того, в 2009 году в Андреевском сквере появился храм-часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенный на месте одноименной часовни, построенной в 1899 году и освященной отцом Иоанном Кронштадтским. Эта часовня строилась как уменьшенная копия Андреевского собора. Автором проекта выступил знаменитый епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов (автор проекта Иоанновского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге и многих других крупных религиозных сооружений).
В советское время часовня была снесена вместе с собором. Воссоздание часовни началось в год 100-летия со дня смерти Иоанна Кронштадтского, а ее открытие было приурочено к торжествам по поводу 180-го дня рождения отца Иоанна. Золоченый трехъярусный иконостас часовне подарила Галина Вишневская.
Апсиду храма с северной стороны украшает мозаичная Тихвинская икона Божией Матери.
Из Андреевского сада наш путь лежит дальше на юг, в сторону Синего моста и залива. Между улицей Карла Маркса и Обводным каналом проходит узкая тенистая аллея — приятная зелёная зона для прогулок, где, особенно по выходным, можно встретить много семей с детьми. По этому бульвару вдоль западной части Обводного канала мы и направились. От набережной Обводный канал отгорожен чугунной решеткой, так что все фотографии делались через нее.
Обводный канал — одно из самых красивых и романтичных мест в Кронштадте. Вообще Обводный канал Кронштадта изначально был прорыт по периметру Адмиралтейства и предназначался для защиты строений от пожаров и постороннего проникновения. Интересно, что прямоугольник, очерченный Обводным каналом, составляет около пятой части всей территории исторического центра Кронштадта. В этом прямоугольнике, в частности, находится одна из самых известных исторических достопримечательностей Кронштадта — Петровский док, который мы увидим чуть позже. А пока что на северо-западном углу Обводного канала полюбуемся слегка обветшалыми, но очень живописными постройками, история которых связана с кронштадтским Адмиралтейством.
Дело в том, что после того как в 1783 году петербургское Адмиралтейство, расположенное в опасной близости от Зимнего дворца, пострадало во время пожара, Екатерина II захотела вывести его из столицы в Кронштадт. Генеральный план нового адмиралтейства был разработан адмиралом Самуилом Грейгом. В 1780-1790 гг. был построен комплекс зданий кронштадтского Адмиралтейства по проектам архитекторов М. Н. Ветошникова, В. И. Баженова и А. Н. Акутина, а затем Ч. Камерона и А. Д. Захарова. И хотя Павел I отказался от идеи переноса адмиралтейства в Кронштадт, в городе на острове Котлин к тому времени уже успел сформироваться целый военный городок: мастерские, военные склады, провиантские «магазины» (продовольственные хранилища), сараи, офицерские флигели, служительские корпуса... Строительство Обводного канала и некоторых военных объектов вдоль него продолжалось и впоследствии, до 1827 года. Таким образом, даже несмотря на то что проект Грейга был реализован не полностью, Кронштадт смог усилить свою военно-морскую базу и обзавестись уникальным ансамблем, который признан крупным памятником военной архитектуры конца XVIII века.
Главные ворота Адмиралтейства располагались со стороны Якорной площади. Они существуют и сегодня, но узнать в них некогда величественные ворота с богатыми узорами — невозможно. (Старинная фотография ворот — с сайта kotlin.ru). Возможно, когда-нибудь они будут отреставрированы.
Значительная часть хозяйственных и жилых построек кронштадтского Адмиралтейства сохранилась до наших дней, и те из них, что находятся со стороны канала, можно увидеть (остальные расположены на внутренней территории военного городка). Например, в северо-западном углу Обводного канала находится здание 5-го провиантского магазина, построенное в 1787-1798 гг. по проекту архитектора М. Н. Ветошникова (за ним со стороны Екатерининского парка находится 4-й магазин, с которым они составляют почти единое целое). Всего в Кронштадте было построено семь одинаковых корпусов таких «магазинов» — эти типовые здания располагались на западном и северном берегу Обводного канала. Всё это двухэтажные кирпичные постройки с неоштукатуренными стенами. Над дверями этих складов до сих пор можно заметить краны для подъема грузов. Всё это были сугубо практичные хозяйственные сооружения, но в сочетании с обильной зеленью и отражениями в воде эти шероховатые постройки с их древним обликом создают очень живописную картину.
Следом за 5-м провиантским магазином по западной стороне Обводного канала расположено более новое здание угольного сарая (магазина). Оно было построено в 1840-1843 гг. по проекту П. К. Риглера.
Дальше не пропустите одну из самых необычных достопримечательностей Кронштадта — Дерево желаний. Этот забавный памятник в виде добродушного чугунного дерева с большим ухом и широкой улыбкой был установлен в Кронштадте в честь 300-летия города в 2004 году. Его изготовили и преподнесли в подарок горожанам работники кронштадтской строительной компании «Ирина».
Такого рода памятники, у которых принято загадывать желания, есть во многих европейских городах. Они пользуются особой популярностью среди туристов и любовью местных жителей. Правда, ритуал загадывания желаний в данном случае пока еще отработан не до конца: кто-то утверждает, что нужно просто прошептать свое желание в ухо Дерева, и, если колокольчики на ветвях зазвенят, значит, желание обязательно исполнится.
Есть и более сложные варианты, самый распространенный из которых такой: нужно написать желание на бумажке, завернуть в нее пятирублевую монету и бросить в совиное гнездо на верхушке Дерева, а потом уже шепотом сообщить о своем заветном желании Дереву на ухо.
Если вы хотите, чтобы желание сбылось наверняка и как можно быстрее, рекомендуется трижды обойти вокруг Дерева, а заодно не помешает также оседлать стоящего рядом с Деревом олененка и потереть ему нос — или хвост (последний вариант для тех, чье желание связано с делами амурными).
Жаль только, что за столь короткое время существования Дерево желаний успели уже испортить неуместными надписями и рисунками... Дерево желаний находится в Кронштадте на улице Карла Маркса, напротив дома по адресу ул. Карла Маркса, 13. Собственно, сам этот желтый дом — так называемый дом Д. Никитина — был построен в 1853 году и известен тем, что здесь находилась типография газеты «Кронштадтский вестник», а также работал первый в Кронштадте книжный магазин. Сейчас на доме размещены мраморные мемориальные доски с перечнем наиболее важных событий в истории Кронштадта.
Пройдем еще немного вперед по берегу Обводного канала и увидим здание лесного сарая — очередную постройку из комплекса кронштадтского Адмиралтейства. Этот склад построен по проекту архитектора В. И. Баженова и, как и угольный сарай, обращен торцом в сторону Обводного канала. Лесной сарай, как ясно из его названия, предназначался для хранения леса. С каждой стороны здания проделано по трое ворот. В торцовых стенах предусмотрены жалюзи для вентиляции леса.
За лесным сараем вдоль Обводного канала тянутся здания 6-го и 7-го провиантского магазина — одни из семи вышеупомянутых корпусов, построенных в 1787-1798 гг. по проекту М. Н. Ветошникова. В этих складах хранились разнообразные припасы, такие как крупа, сахар, овощи, мясные консервы.
Рядом расположились всевозможные объекты военной части, в том числе смотровая вышка.
mishanita.ru
(Продолжение следует)
Рубрики: | Санкт-Петербург Россия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |