-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в stewardess0202

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

во всем мне хочется дойти до самой сути…

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.02.2014
Записей: 19768
Комментариев: 1226
Написано: 21256


Собор святого Вита. Часть 1

Пятница, 04 Марта 2016 г. 14:18 + в цитатник

Чехия

sobor-svyatogo-vita-1.7 (700x420, 303Kb)

Собор святого Вита. Прага

Собор святого Вита (чеш. Katedrála svatého Víta) — важнейшее религиозное сооружение Праги, художественная и национально-историческая святыня чешского народа. Полное название достопримечательности — Кафедральный Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха. Собор являлся местом коронации монархов и королевской усыпальницей. Здесь же хранятся их коронационные регалии.

0_8784a_4699b121_orig (600x62, 92Kb)

Коронационные регалии Чехии (чеш. České korunovační klenoty) — важнейшие символы королевской власти (корона, держава, скипетр и мантия). Последний раз они использовались для коронации Фердинанда V в 1836 г. Коронационные регалии находятся в Коронной палате Собора святого Вита, закрытой на семь замков. Ключами владеют:

korolevskie-regalii-9.1 (700x403, 143Kb)

Коронационные регалии Чехии

- Президент;

- Премьер-министр;

- Архиепископ Праги;

- Председатель Палаты депутатов;

- Председатель Сената;

- Митрополит (глава Собора святого Вита);

- Мэр Праги.

Коронационные регалии выставляют на всеобщее обозрение только в исключительных случаях (в прошлом веке такое случалось семь раз). Туристы могут увидеть их точные копии в Зале заседаний сейма Старого Королевского дворца.

Корона святого Вацлава (Svatováclavská koruna) является короной правителей Чехии со времён династии Пржемысловичей. В 1346, по повелению Карла IV, она была дополнена украшениями и получила название в честь святого Вацлава.

korolevskie-regalii-8 (700x468, 286Kb)

Корона святого Вацлава

Корона сделана из листового золота и украшена драгоценными камнями и жемчугом; хранится в оригинальном кожаном футляре с вышитыми геральдическими знаками. Вес: 2.5 кг; высота (с крестом): 19 см; диаметр: 19 см. Корона состоит по периметру из четырёх секций, каждая из которых представляет большую геральдическую лилию, объединённых воедино. Секции связаны наверху четырьмя полудугами, на соединении которых установлен крест, содержащий сапфировую гравюру с изображением распятия Христа. Корона украшена драгоценными камнями: 19 сапфиров, 44 шпинелей, 1 рубин, 30 изумрудов и 20 жемчужин.

По распоряжению Карла IV Корона святого Вацлава должна была постоянно хранится в Соборе святого Вита в Праге, но уже его преемник, Вацлав IV, в начале XV столетия, переместил королевские регалии в замок Карлштейн, где они хранились в сейфе в сохранности во время смутных времён междоусобной борьбы за власть. С тех пор месторасположение королевских регалий менялось много раз, обычно в моменты политических волнений, когда велась борьба за чешский трон или назревала опасность войны; несколько раз их прятали. Пришедшая к власти в Чехии династия Габсбургов определила постоянное место для королевских драгоценностей в Вене. Там они оставались до конца XVIII века, а в Прагу доставлялись только во время коронации нового чешского монарха.

Легенда утверждает, что надевший корону не по праву умрёт. Говорят, на это решился только немецкий протектор Гайдрих, и меньше, чем через год погиб при покушении (1942).

Королевская мантия (Korunovační plášť) является полукруглым шелковым плащом без рукавов (2×3 метра) и обрамлена белым горностаем.

korolevskie-regalii-15 (355x603, 172Kb)

Королевская мантия

Королевская держава (Královské jablko) изготовлена из чистого золота и весит 780 грамм; в диаметре 22 см. Держава состоит из двух сглаженных полушарий, связанных декоративной полосой и увенчанных большим крестом. В задней части креста надпись на латыни: «domine in virtute tua letabitur rex et super salutare tuam esultabit» («Господи, в силе твоей возвеселится царь и о спасении твоём весьма возрадуется»).

korolevskie-regalii-6 (236x400, 73Kb)

Королевская держава

В основе креста расположены фигуры шести сфинксов. На поверхности обоих полушарий вырезаны сцены, тематически соединённые с процедурой коронации. На верхнем полушарии изображены сюжеты, иллюстрирующие историю библейского царя Давида: его помазания на царствование и борьба между Давидом и Голиафом. На нижнем полушарии — сцены из жизни Адама: «Адам на коленях перед Создателем» и «Создатель, предупреждающий Адама и Еву о древе знания».

Королевский скипетр (Královské žezlo), как и держава, выполнен из чистого золота. Длина составляет 67 см, вес — 1013 граммов; украшен 4 сапфирами и 62 жемчужинами. Вся поверхность скипетра охвачена высокохудожественной гравировкой; доминирующим изображением являются усики виноградной лозы, листья и цветы.

korolevskie-regalii-11 (700x452, 250Kb)

Королевский скипетр

Державу и скипетр, в отличие от Короны святого Вацлава, изготовили в начале XVI века для Фердинанда I, который был коронован королём Богемии в 1527, римским королём в 1531 и императором Священной Римской империи в 1556.

С недавних пор вместе с копиями Коронационных регалий в Старом Королевском дворце выставляются важнейшие реликвии (Реликварий святого Мавра и Крест Завиши).

Реликварий святого Мавра (Relikviář svatého Maura). Реликварий представляет собой «тумбовый» памятник романской культуры XI века. Он предназначен для хранения мощей святого Иоанна Крестителя, святого Мавра и святого Тимофея. Реликвия прямоугольной формы (140×42×65 cм) изготовлена из позолоченного серебра и позолоченной меди, и украшена двумя сотнями драгоценных камней.

korolevskie-regalii-18 (700x473, 313Kb)

Реликварий святого Мавра

Реликварий был изготовлен для бенедиктинского аббатства во Флорене (современная Бельгия). Во время Французской революции (1789) монастырь подвергся разрушению; всё имущество было уничтожено или разворовано. Герцог Альфред де Бофорт (француз, но происходящий из чешского рода), нашёл реликвию в костёле среди старой мебели. За 2500 франков он выкупил её у Управления церковными землями, ещё столько же потратил на реставрацию и перевёз ценность в своё имение под городом Карловы Вары.

В конце второй мировой войны Бофорты выехали из Чехословакии. Перед самым бегством они спрятали реликварий под пол одной из капелл крепости. Уникальная реликвия пролежала в земле, подвергаясь воздействию влаги и коррозии 40 лет, и была найдена только в 1985. После тщательного восстановления, в 2002, ценность выставили на всеобщее обозрение.

Крест Завиши (Závišův kříž). Золотой двусторонний крест (высота 70 см), изготовленный в Византии в XIII веке.

korolevskie-regalii-22 (420x555, 260Kb)

Крест Завиши

Крест вместе с частью королевской сокровищницы Венгрии и Короной святого Иштвана в 1270 был вывезен королевой Анной Венгерской, бежавшей из Венгрии ко двору своей дочери Кунгуты (являлась женой короля Чехии Отакара II). От Кунгуты крест достался её второму мужу Завишу из Фалькенштейна (Отакар II умер в 1278), который даровал его цистерцианскому монастырю в Вышеброде. Там крест и находился до середины XX века, откуда его передали в хранилище Собора святого Вита.

0_8784a_4699b121_orig (600x62, 92Kb)

Решение о постройке Собора святого Вита было принято в начале X века, когда германский король Генрих I подарил чешскому князю Вацлаву десницу (часть руки) святого Вита. Это официальная версия. Историки же, склоняются к более прагматичной. Дело в том, что именно на этом месте во времена язычества находился идол Святовита, которого чешские племена считали главным богом. В жертву ему приносили вино, калачи и обязательно чёрного петуха (вот и ответ, что символизирует петух на шпиле здания). Учитывая все сложности и конфликты, которыми сопровождался процесс «добровольного» принятия новой религии в Богемии (несколько раз вспыхивали вооруженные восстания) и с целью сгладить восприятие христианства, новый христианский храм решили назвать по созвучию с именем языческого бога (раньше молились Святовиту — сейчас будут почитать святого Вита).

Собор святого Вита посвящён трём святым:

Meister_Theoderich_von_Prag_003 (399x499, 415Kb)

Вит (III век) — достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого не сохранилось. По преданиям, он отправился в Рим, где изгнал бесов то ли из сына императора Диоклетиана, то ли из самого императора. После этого, Вит отказался помолиться римским богам. Его арестовали и за отказ признавать римскую религию бросили к голодным львам, но те не тронули праведника. Тогда его бросили в котёл с кипящим маслом;

ist-prahi-1-7 (472x500, 225Kb)

Вацлав (X век) — чешский князь, основатель собора. Цена в собственную жизнь, которую он заплатил за стремление установить христианство на своих землях, сделала его в глазах католической Церкви важнейшим чешским мучеником и святым;

vojtech3 (311x397, 153Kb)

Войтех (X век) — второй чешский епископ; был убит во время миссионерства в полабской Пруссии в 997 году. Уже через два года его причислили к лику святых. В XI веке святой Войтех считался вторым (после святого Вацлава) покровителем земли чешской и главным покровителем Польши.

В 926-929 гг. на месте будущего собора Вацлав возвёл круглую ротонду (13 метров в диаметре) в качестве придворного княжеского храма своего рода. 

sobor-svyatogo-vita-1.16 (700x437, 322Kb)

Фундамент ротонды и базилики

В период 1060-1096 гг. романская ротонда была перестроена в трёхнефную Базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха (размером 70 на 35 метров). Она должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения. Сейчас остатки романских стен ротонды и базилики открыты археологами и находятся на подземном этаже.

sobor-svyatogo-vita-1.14 (700x490, 235Kb)

В 1344 году по случаю повышения пражского епископства до статуса архиепископства было решено перестроить базилику в величественный готический собор для проведения самых торжественных церемоний. Идейными вдохновителями достопримечательности считаются архиепископ Эрнест из Пардубице и император Карл IV.

Строительство собора началось 21 ноября 1344 года и растянулось на шесть столетий.

Этапы постройки Собора святого Вита

С 1344 по 1419 годы. Первым архитектором был француз Матьё Аррасский, приглашённый в Прагу из папского дворца в Авиньоне. Он спроектировал собор, но построить успел только основание стен хора с капеллами и аркады главного нефа (Матьё Аррасский умер на восьмой год строительства, в 1352 году). По его чертежам дело продолжил молодой 23-летний архитектор Петр Парлерж из Швабии. Нужно уточнить, что Матьё по складу ума был математиком, из-за чего его сооружения были полны чистого расчёта; Парлерж же был больше художником, и относился к архитектуре как к скульптуре. Его смелость и инновационные идеи привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод. Постройку главной башни с Золотыми воротами после смерти Парлержа (1399 год) продолжили его сыновья — Ян, Пётр и Вацлав. Однако их работу прервали Гуситские войны, начавшиеся в 1419 году. Многие иконы и скульптуры собора сильно пострадали в этот период.

sobor-svyatogo-vita-1.6 (700x459, 110Kb)

Расположение ротонды, базилики и современного собора

С 1490 по 1510 годы. Следующий период постройки происходил при Владиславе Ягеллоне. Были установлены колонны центрального нефа, заложен фундамент северной башни и первый камень фундамента тройного нефа. На этом строительство вновь остановилось, но уже из-за нехватки финансовых средств.

С 1556 по 1593 годы. В 1541 году собор пострадал от большого пожара и для его восстановления были приглашены архитекторы Бонифаций Вольмут и Ганс Тироль. Они занялись реконструкцией обгоревших элементов и достроили главную башню, придав ей ренессансный вид и дополнив галереей и куполом. Немного позже была построена капелла над гробницей святого Войтеха (под руководством архитектора Аосталли), изготовлены колокола и украшающие башню часы.

sobor-svyatogo-vita-1.9 (700x548, 273Kb)

Коронация Фердинанда V королём Чехии 2 мая 1836 года

Внутреннее убранство собора опять пострадало в 1619 году во время Восстания сословий. Протестанты не стали жалеть католический собор и либо уничтожали, либо выносили все украшения. Позже, во время войны за Австрийское наследство, собор сильно пострадал уже от артиллерийского обстрела прусской армии, а через три года купол главной башни раскололся из-за попавшей в него молнии.

sobor-svyatogo-vita-1.10 (438x555, 267Kb)

Коронация Фердинанда V королём Чехии

С 1873 по 1929 годы. Последний этап строительства собора начали с ремонтных работ и удаления элементов барокко (появились за последние 200 лет). Этим руководил Йозеф Краннер. Одновременно с ремонтом функционировало специальное Общество по достройке собора, которое занималось техническими вопросами реализации чертежей Парлержа XIV века, но в неоготическом стиле. После этого приступили к строительству (руководил Йозеф Мокер, а после его смерти — Камил Гилберт). Отделкой и декором новых витражей занимались Альфонс Муха, Франишек Кисела и ещё десяток лучших чешских художников.

sobor-svyatogo-vita-1.2 (542x555, 234Kb)

Собор святого Вита, 1887 год

Художественная  элита Чехии «бросила на собор» свои лучшие силы. Достопримечательность успели завершить к 1929 году, тысячелетнему юбилею создания первой ротонды (929 год). При этом некоторые отделочные работы продолжались до 50-х годов.

До 1954 года Собором святого Вита управляла католическая Церковь. Потом коммунистическое правительство издало постановление, согласно которому собственником всего Пражского Града (включая собор) стал «чехословацкий народ», а Канцелярия президента республики наделялась полномочиями по его управлению. Когда же коммунистический режим в стране пал (1989 год), разгорелся спор, кому принадлежит историческая достопримечательность. Длительный судебный процесс завершился передачей собора в государственную собственность. Католики на этом не сдаются и, по последним сведениям, намерены обратиться в суд по правам человека в Страсбурге.

Внешний вид Собора святого Вита поражает грандиозностью сооружения в целом и деталями в отдельности. Каждый элемент экстерьера имеет своё значение и передаёт важный смысл. Величественный собор полностью выдержан в готическом стиле, хотя строительство растянулось на целых 600 лет, из-за которых было сложно добиться единого архитектурного образа.

sobor-svyatogo-vita-1.8 (700x490, 278Kb)

Собор святого Вита

Общие характеристики собора: длина главного нефа составляет 124 метра, высота — 34 метра. Высота большой Южной башни — 96,5 метра. С западной стороны находятся три входных портала и возвышаются две 82-метровые башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Ещё один входной портал находится с южной стороны. Шпили собора видны почти из любой точки Праги.

Южный фасад

Главным парадным входом в собор является южный портал, именуемый «Золотые ворота». Он использовался для проведения пышных и торжественных мероприятий, таких как коронационные или свадебные торжества. Монарх, в сопровождении придворной знати, прибывал в Собор святого Вита по специальной Королевской дороге.

«Золотые ворота» были созданы по проекту Петра Парлержа и представляют собой тройную арку в готическом стиле. Своё название ворота получили благодаря уникальной мозаике «Страшный суд», фон которой выложен из позолоченного стекла. Авторами этого шедевра являются неизвестные венецианские мастера (предположительно 1370-1371 годы), которые во время работы использовали около миллиона стеклянных фрагментов более 33-х оттенков.

sobor-svyatogo-vita-2.33 (626x555, 369Kb)

Собор святого Вита (южная сторона)

sobor-svyatogo-vita-2.16 (700x446, 293Kb)

Тройная арка (южная сторона)

sobor-svyatogo-vita-2.18 (700x442, 326Kb)

Мозаика «Страшный суд»

sobor-svyatogo-vita-2.20 (700x447, 281Kb)

sobor-svyatogo-vita-2.21 (356x555, 241Kb)

sobor-svyatogo-vita-2.31 (669x555, 298Kb)

Решётка перед Золотыми воротами (изображены бытовые средневековые занятия)

sobor-svyatogo-vita-2.32 (667x555, 315Kb)

Решётка перед Золотыми воротами (изображены бытовые средневековые занятия)

В центральной части мозаики изображён Иисус Христос, вершащий Страшный суд. К нему взывают шесть покровителей чешских земель (Прокопиус, Витус, Людмила, Сигизмунд, Венцелас, Адальберт), а под ними Карл IV со своей женой Элишкой Померанской. В правой части мозаики — спасённые верующие. Левая часть изображает отвергнутых грешников, осуждённых на пребывание в адском пламени. Тему Страшного суда продолжает витраж над мозаикой.

Отдельного внимания заслуживают решётки перед Золотыми воротами. На них изображены бытовые средневековые занятия, которые подходят для каждого знака зодиака. Это очень интересный момент — ведь Церковь никогда «не дружила» с астрологией.

Южная башня-колокольня увенчана барочным куполом. Её начали создавать уже после смерти Парлержа его сыновья, но полностью по чертежам отца. За изумительной оконной позолоченной решёткой расположены колокола. Главный — «Зикмунд» — самый тяжелый колокол Чехии (18 тонн; дата создания — 1549 год). Другие основные колокола: «Вацлав» (1542 год), «Иоанн Креститель» (1546 год) и «Йозеф» (1602 год). Все прежние колокола и часовые цимбалы, а также иное оборудование было уничтожено пожаром в 1541 году. Чуть выше располагается стилизованная буква «R» с коронкой, золотым руном, и двумя пальмовыми листами. Она принадлежит Рудольфу II, который отдал много сил и средств на поддержание собора. Ещё выше находятся интересные часы с одной стрелкой. Верхний циферблат показывает часы, а нижний — минуты и четверти. Если преодолеть 287 ступеней, можно подняться на верхнюю смотровую площадку, откуда открывается отличный панорамный вид на Прагу (площадка находится на уровне 56 метров, а сама башня высотой 96 метров). Длительное время именно эта башня была самой высокой постройкой столицы Чехии.

Западный фасад

sobor-svyatogo-vita-2.1 (700x371, 218Kb)

Западный фасад Собора святого Вита

sobor-svyatogo-vita-2.3 (650x555, 356Kb)

Западный фасад Собора святого Вита

sobor-svyatogo-vita-2.4 (463x555, 229Kb)

Главный портал

sobor-svyatogo-vita-2.5 (700x451, 305Kb)

Тимпан главного портала

sobor-svyatogo-vita-2.13 (700x538, 278Kb)

Тимпан бокового портала

sobor-svyatogo-vita-2.6 (544x555, 229Kb)

Собор святого Вита (восточная сторона)

sobor-svyatogo-vita-2.9 (700x439, 242Kb)

Коридор из Старого Королевского дворца в Собор святого Вита

sobor-svyatogo-vita-2.11 (407x555, 211Kb)

sobor-svyatogo-vita-2.14 (700x544, 295Kb)

sobor-svyatogo-vita-2.7 (682x555, 429Kb)

sobor-svyatogo-vita-2.8 (648x555, 421Kb)

sobor-svyatogo-vita-2.12 (358x555, 184Kb)

sobor-svyatogo-vita-2.23 (700x509, 313Kb)

Горгульи (водостоки)

sobor-svyatogo-vita-2.24 (628x555, 285Kb)

Горгульи (водостоки)

sobor-svyatogo-vita-2.25 (700x509, 312Kb)

Горгульи (водостоки)

Две мощные западные башни (обе — по 80 метров), взмывают ввысь, стремясь к небу и приближая собор к Создателю. Центральный и два боковых входных портала формируют нижний ярус собора. На их порталах изображены эпизоды строительства (центральный портал), сцены из жизни князя Вацлава  (портал справа) и святого Войтеха (портал слева). Над ними можно увидеть бюсты четырёх архитекторов, сыгравших главную роль в окончании строительства, и большую витражную розетку на сюжет о сотворении мира (создана по проекту Франтишека Киселы в 1921 году). Горгульи и разные мифические существа отпугивают злых духов и служат водостоками.

Интерьер Собора святого Вита

Внутреннее пространство собора представляет вытянутый прямоугольник (128 x 60 метров); 28 колонн поддерживают арочный сетчатый свод Парлержа высотой 33,5 метра; вдоль стен находится 21 капелла. Трифорий (галерея-балкон) проходит по всему внутреннему периметру и включает галерею с портретными бюстами членов королевской семьи, выдающихся архитекторов и всех, кто внёс существенный вклад в строительство (всего 21 бюст на высоте 14 метров). Алтарь и королевская усыпальница находится в восточной части собора.

sobor-svyatogo-vita-3.1 (700x445, 264Kb)

Собор святого Вита

sobor-svyatogo-vita-3.3 (700x453, 291Kb)

Хор и апсида (видно мавзолей и главный алтарь)

sobor-svyatogo-vita-3.6 (700x468, 304Kb)

Мавзолей

sobor-svyatogo-vita-3.8 (700x529, 303Kb)

Мавзолей

sobor-svyatogo-vita-3.11 (400x555, 240Kb)

Главный алтарь

sobor-svyatogo-vita-3.12 (504x555, 261Kb)

Главный алтарь

sobor-svyatogo-vita-3.16 (449x555, 282Kb)

Витраж апсиды

sobor-svyatogo-vita-3.17 (386x555, 217Kb)

Западная часть собора

sobor-svyatogo-vita-3.18 (700x408, 260Kb)

Окно-роза (западная часть собора)

sobor-svyatogo-vita-3.21 (700x444, 285Kb)

Средокрестие

sobor-svyatogo-vita-3.23 (700x449, 303Kb)

Средокрестие

sobor-svyatogo-vita-3.24 (700x458, 297Kb)

Средокрестие

sobor-svyatogo-vita-3.28 (700x434, 290Kb)

Орган

Королевская усыпальница состоит из двух частей: наземная часть (перед главным алтарём) представляет собой королевский Мавзолей, а подземная часть является Криптой.

Мавзолей. На верхней плите мраморного саркофага высечены рельефные изображения находящихся здесь императора Фердинанда I, его жены Анны Ягеллонской и сына Максимилиана II. На краю надгробной плиты, лицом к алтарю, находится статуя Христа. На боковых стенах надгробия размещены портреты Карла IV, его четырёх жен и королей Вацлава IV, Ладислава Погробека и Йиржи Подебрада — все они, а также ряд представителей рода Люксембургов, захоронены в Крипте. Там же расположена могила Рудольфа II Габсбурга.

sobor-svyatogo-vita-3.7 (700x464, 291Kb)

Мавзолей

Мавзолей был заказан у голландского скульптора Александра Колина после смерти Фердинанда I Габсбурга (1564 год) его детьми Максимилианом II и Фердинандом Тирольским, а принимал готовую работу уже его внук Рудольф II в 1589 году. Вскоре саркофаг был окружён кованой ренессансной решёткой работы Шмидтгаммера. То, что Фердинанд I, первый чешский король из династии Габсбургов, выбрал для своего захоронения именно Прагу, а не Вену (в которой он проводил большую часть своей жизни), выглядит немного странно. Возможно, он хотел показать, что не делает различия между Чехией и Австрией.

sobor-svyatogo-vita-3.38 (579x555, 237Kb)

Крипта

Крипта — подземная часть Королевской усыпальницы; вход в неё расположен рядом с Капеллой святого Креста. В Крипте находятся саркофаги правителей и королей Чехии. Также здесь можно увидеть руины ротонды X века и базилики XI века, которые предшествовали современному собору.

sobor-svyatogo-vita-3.37 (700x526, 243Kb)

Саркофаг Карла IV и Рудольфа II (на заднем плане)

В обходной галерее собора, между колоннами, размещены крупные резные рельефы работы Бехтелера (1631 год), два из которых изображают разорение храма в 1619 году, два других — бегство из Праги Фридриха Пфальцского после поражений в битве на Белой Горе в 1620 году (здесь детально прорисована Прага того времени).

sobor-svyatogo-vita-3.57 (700x496, 264Kb)

Прага (начало XVII века) на резном рельефе Бехтелера

Витражам в соборе уделено отдельное внимание. В Средневековье считалось, что внутреннее пространство храма — святое место, а значит и свет, проникающий внутрь, должен быть иным (не солнечным и не лунным). Поэтому использовали преломлённый свет цветных витражных окон, который должен был разделять миры того и этого света. Выполняли витражи больше десяти художников, среди которых был и знаменитый Альфонс Муха.

sobor-svyatogo-vita-5.2 (700x424, 257Kb)

sobor-svyatogo-vita-5.3 (315x555, 171Kb)

sobor-svyatogo-vita-5.39 (426x555, 267Kb)

Витраж Альфонса Мухи

sobor-svyatogo-vita-5.40 (700x394, 294Kb)

Витраж Альфонса Мухи (фрагмент)

sobor-svyatogo-vita-5.42 (414x555, 288Kb)

Витраж Альфонса Мухи (фрагмент)

sobor-svyatogo-vita-5.43 (417x555, 250Kb)

Витраж Альфонса Мухи (фрагмент)

sobor-svyatogo-vita-5.44 (411x555, 258Kb)

Витраж Альфонса Мухи (фрагмент)

sobor-svyatogo-vita-5.51 (550x555, 399Kb)

sobor-svyatogo-vita-5.52 (463x555, 363Kb)

sobor-svyatogo-vita-5.53 (541x555, 456Kb)

sobor-svyatogo-vita-5.54 (510x555, 443Kb)

sobor-svyatogo-vita-5.55 (615x555, 420Kb)

sobor-svyatogo-vita-5.9 (700x525, 424Kb)

sobor-svyatogo-vita-5.17 (700x405, 261Kb)

sobor-svyatogo-vita-5.18 (700x511, 339Kb)

sobor-svyatogo-vita-5.19 (700x408, 304Kb)

interer-sobora-svyatogo-vita-52 (461x555, 319Kb)

interer-sobora-svyatogo-vita-54 (369x555, 271Kb)interer-sobora-svyatogo-vita-55 (333x555, 245Kb)

interer-sobora-svyatogo-vita-56 (390x555, 263Kb)interer-sobora-svyatogo-vita-58 (400x555, 272Kb)

interer-sobora-svyatogo-vita-57 (430x555, 306Kb)

Капеллы в Соборе святого Вита

Капелла — отдельное небольшое помещение в боковом нефе для молитвы. Почти все капеллы в Соборе святого Вита являлись «семейными», что означало почётную привилегию для дворянского рода молиться в отдельном помещении. Как правило, представители каждого рода старались, чтобы именно их «детище» было самым богатым и впечатляющим. Давать капеллам свои имена было не принято, хотя названия двух из них всё-таки напоминают о своих «покровителях» (Шварценбергская и Тунская).

interer-sobora-svyatogo-vita-89 (700x355, 141Kb)

План Собора святого Вита

Капелла святой Анежки Чешской (№ 1). Анежка — сестра короля Вацлава I Одноглазого; всю жизнь она посвятила служению Богу и успела сделать немало хороших дел. Капелла украшена бронзовой скульптурой святой, а также «Подвигами милосердия» и оконными витражами с изображением восьми блаженств. Это была капелла рода Бартоней из Добенина.

Шварценбергская капелла (№ 2) находилась под опекой одного из самых влиятельных родов — Шварценбергов. В капелле расположен Чимлитский ковчег с росписью на тему поклонения трёх королей.

sobor-svyatogo-vita-3.67 (688x555, 415Kb)

Герб Праги в Соборе святого Вита

Новая архиепископская капелла (№ 3). Здесь можно увидеть витраж Альфонса Мухи на тему начала христианства в Чехии и чествования святых миссионеров Кирилла и Мефодия, которые принесли новую религию славянам. На витраже представлен обряд крещения князя Борживоя с женой Людмилой и маленьким внуком (будущий святой Вацлав). Говорят, А. Муха, не зная каким образом изобразить Вацлава, нарисовал своего сына). На правой стене висит картина «Вознесение Девы Марии» кисти придворного художника Рудольфа II. С 1909 года капелла служит местом для погребения пражских архиепископов (до этого их хоронили у надгробия святого Вита, № 12). За капеллой находится красивая лестница Гильберта (названа в честь одного из трёх архитекторов четвёртого этапа строительства собора).

sobor-svyatogo-vita-3.50 (380x555, 201Kb)

Деревянный алтарь

Новая сакристия (ризница) (№ 4) — сокровищница, где хранится множество редкостных религиозных предметов старины со времён святого Вацлава и императора Карла IV. Самой ценной реликвией является романская Тревирская шкатулка (1266 год) с мощами, украшенная драгоценными камнями. У внешней стены капеллы находится большой деревянный алтарь с распятым Христом. Автором является Франтишек Билек. Рельеф распятия исполнен в 1899 году, остальные части алтаря — в 1927.

sobor-svyatogo-vita-3.30 (450x555, 238Kb)

Орган

Органная галерея (№ 5). За тремя резными дверями скрывается архиепископский трон XVII века и алтарь (1579 год). Деревянные двери с рельефами изображений чешских покровителей создал Кашпар Бехтелер в 1623 году. Этажом выше находится орган середины XVIII века.

sobor-svyatogo-vita-3.83 (700x481, 320Kb)

Капелла святого Сигизмунда

Капелла святого Сигизмунда (№ 6) служила молельней для представителей рода Черниных. Останки Сигизмунда, короля бургундов (516-524), были перевезены сюда по личному приказу Карла IV. История жизни самого святого следующая. Когда жена Сигизмунда умерла, он женился на женщине низкого происхождения, которая возненавидела его сына от первого брака Сидериха и оклеветала его. Поверив её словам, Сигизмунд приказал слугам задушить сына в его присутствии. Спустя какое-то время он раскаялся, начал поститься, молиться и раздавать милостыню. Но это не помогло. Отец Сигизмунда, потеряв внука, решил наказать сына и отказал ему в военной помощи во время вторжения франков. После неудачного сражения Сигизмунда с новой женой взяли в плен и казнили, а их трупы бросили в колодец. В последствии, из-за искреннего раскаяния Сигизмунд был возведён к лику святых; он помагает покаявшимся и тем, кто осознал свой проступок. Карл IV расположился к святому Сигизмунду после того, как обратившись с молитвой, излечился от опасной болезни.

sobor-svyatogo-vita-3.65 (700x500, 312Kb)

Старая сакристия (ризница) (№ 7). Над исповедальней находится копия картины Тициана «Вход Христа в Иерусалим». У входа в ризницу расположена деревянная скульптура святого Михаила (раньше капелла называлась в его честь).

sobor-svyatogo-vita-3.53 (452x555, 285Kb)

Капелла святой Анны

Капелла святой Анны (№ 8). Анна — мать Богородицы (то есть, бабушка Иисуса Христа). Это капелла рода Ностицких из Ждяра. На алтаре находится изумительной красоты серебряный Тревирский реликварий. Он изготовлен ювелирами XIII века, богато украшен драгоценными камнями и содержит мощи 43 святых. Стены капеллы расписаны фресками из жизни святой Анны. Здесь же располагается панно на сюжет побега Фридриха Пфальского после поражения в битве у Белой Горы. Главная ценность панно заключается в том, что на нём детально изображена Прага XVII века. Под мощёным полом капеллы находятся могилы представителей Ностицкого рода.

Старая архиепископская капелла (№ 9). В полу и в стенах находятся надгробные плиты архиепископов. Слева расположена могила Пернштейнов с ренессансным надгробием высшего канцлера королевства Братислава из Пернштейна.

Капелла Иоанна Крестителя (№ 10). Здесь покоятся князья Бржетислав II и его брат Борживой II (правили на рубеже XI-XII веков). Внутри аркад — статуи Иоанна Крестителя, Кирилла и Мефодия. В стену встроены мраморные надгробия архиепископов. В застеклённой раме лежит барочный деревянный рельеф Распятия, здесь же помещён и, так называемый, Иерусалимский подсвечник — знаменитый памятник романского литейного дела.

sobor-svyatogo-vita-3.64 (700x541, 369Kb)

Алтарь Капеллы святой Троицы

Капелла святой Троицы (№ 11), также известна как Капелла Девы Марии. В центре расположен алтарь со сценами из жизни Девы Марии. Две панели на стене слева изображают Благовещение (вверху) и Сретение (внизу); на стене справа — Умиление (вверху) и проповедующего Христа (внизу). В основание алтаря помещена сцена свадебного пира в Кане Галилейской, где Христос, по просьбе Марии, явил миру своё первое чудо, обратив воду в вино, и раскрыл свою божественную сущность.

sobor-svyatogo-vita-3.76 (700x538, 257Kb)

Надгробие Бржетислава I

Именно в этом месте было начато строительство собора. Здесь помещены парлержовские готические надгробия князей Спитигнева II и Бржетислава I. Последнего называют «чешским Ахиллесом»: однажды в немецком городе Швейнфурт в женском монастыре он увидел красивую пятнадцатилетнюю девушку Йитку. Она так поразила сердце чешского князя, что он её похитил и увёз в Прагу. Любовь оказалась взаимной — Йитка родила пять сыновей, и жили они долго и счастливо.

Надгробие святого Вита (№ 12) — располагается прямо напротив Капеллы святой Троицы (у задней стенки главного алтаря). Выполнено в 1848 году. В пол у надгробия святого вмонтированы надгробные плиты 14-ти из 29-ти пражских архиепископов с момента создание пражского архиепископства в 1344 году.

Капелла святых Мощей (№ 13) — капелла влиятельного рода Штернбергов. Центральное место занимает торжественный алтарь с ларцом, где хранятся мощи, собранные Карлом IV, большим почитателем подобных реликвий. По сторонам находятся саркофаги Отокара I и Отокара II. У последнего были обнаружены его погребальная корона, скипетр и держава из позолоченного серебра. Скипетр относится к самым старшим из сохранившихся в центральной Европе. Правую стену капеллы украшает готическая роспись «Поклонение трёх королей Богородице». На колонне слева (на высоте 3-4 метров) вмонтировано пушечное ядро, которое напоминает об осаде Праги во время Семилетней войны (за время осады по собору сделано около 800 выстрелов). Под плитами пола размещены могилы Штернбергского рода.

sobor-svyatogo-vita-3.48 (700x537, 346Kb)

Алтарь с бюстами святых Вацлава, Войтеха, Кирилла и Вита

(Продолжение следует)

0_8784a_4699b121_orig (600x62, 92Kb)

Рубрики:  Дальние страны
Соборы и Мечети

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку