Ангельский художник Фра Беато Анджелико. Часть 10 |
Фрески
Фрески монастыря Сан Доменико в Фьезоле (1424-30. Флоренция)
Эти фрески происходят из монастыря Сан Доменико в Фьезоле, где Фра Анджелико был претором. После того, как в 19 веке монастырь был закрыт эти фрески были отделены от стен и проданы.
Богоматерь с младенцем и святыми Домиником и Фомой Аквинским. 1424-30. Фреска. 196 х 184 см. Эрмитаж, Санкт Петербург
Первоначально фреска была расположена в верхней части лестницы, ведущей в спальню. В 1879 она была куплена флорентийскими художниками Алессандро Маззонти и Козимо Конти, которые в 1882 году продали ее великому князю Сергею в Россию.
Симметричная композиция изображает мадонну на троне в окружении святых. Слева от Марии – святой Доминик, держащий в руках лилию, символ целомудрия. Справа - великий теолог Фома Аквинский, и на страницах книги, которую он держит, можно прочитать текст псалмов. В отличие от святых, чьим образам приданы индивидуальные черты и характеры, образ Марии сильно идеализирован. Именно ее божественный облик придает картине дух глубокого лирицизма.
Фра Анджелико не стремится здесь показать динамичное действие или пространственную глубину, которые так привлекали его современников. Но он достигает здесь такой скульптурной монументальности какая присуща разве что таким изысканным интеллектуалам как Пьеро делла Франческа.
Эта фреска была в значительной степени переписана.
Распятие со святым Домиником. 1440-45. Фреска. 435 х 260 см. Лувр, Париж
В Распятии Фра Анджелико нашли воплощение и простая человечность, и такое качество, как трехмерность, лаконично подчеркнутая боковым светом. Умирающий Христос, уронивший голову на плечо, очень сильно напоминает изображение на выполненном Мазаччо алтаре в Пизе. Когда фреска была перенесена из монастыря и отреставрирована, то небо позади фигур оказалось более темным, что усилило суровый реализм образов и локализовало свет, который сразу же объединил и усилил действие.
Тема этой работы позаимствована Фра Анджелико с одной из его фресок в монастыре Сан Марко.
В 1566 году фреску отреставрировал Франческо Марианти. Головы Богоматери и Святого Иоанна были частично переписаны.
Фреска была приобретена в 1879 году Флорентийским дилером Стефано Бардини и продана им Лувру в 1881 году.
Мадонна с Младенцем. Ок. 1435. Фреска. 116 х 75 см. Монастырь Сан Доменико, Фьезоле
Эта фреска изначально находилась над входом в церковь. В 1587 году она была снята и вместе со всем участком стены, на котором она написана, была перенесена к месту над дверным проемом на первом этаже монастыря. В 1858 году ее грубо перекрасили, и в результате, она серьезно не рассматривалась как работа Анджелико вплоть до 1960, когда хорошо под ней не была обнаружена хорошо сохранившаяся синопия. Фреска была реставрирована, отделена и перенесена на оргалитовую основу.
Фрески монастыря Сан Марко во Флоренции
Часть 1: Второй этаж. Кельи 1-14 (1938-45. Флоренция)
Монастырь Сан Марко стоит на месте, на котором с 12 века находился сначала монастырь монашеского ордена валломброзианов, а затем - монастырь ордена сильвестрианцев. В 1418 они были изгнаны и в 1438 монастырь отошел доминиканцам. В 1437 году Козимо деи Медичи – правитель Флоренции, один из старейших представителей могущественного рода тосканских герцогов - приказал архитектору Микелоццо реконструировать старый монастырь. Перестройка Микелоццо дала новую жизнь обветшавшему зданию.
Фра Беато Анджелико было поручено украсить фресками более сорока келий, коридоры и другие помещения монастыря, и эта работа была проведена им и его помощниками (среди которых был Беноццо Гоццоли) в период с 1439 по 1444 год. Церковь была освящена в 1443 году в присутствии Папы Евгения IV.
Анджелико создал для монастыря Сан Марко росписи, которые ныне привлекают поклонников живописи со всего мира. Фрески и картины фра Беато украшают кельи монахов на втором этаже и некоторые залы. Между 1976 и 1983 годами фрески в коридорах и кельях были очищены и следы старых перекрашиваний удалены, что в значительной степени восстановило оригинальную яркость цветов.
Яркая палитра с преобладанием голубого цвета, почти средневековое простодушие и чистота сразу обнаруживает кисть великого доминиканца. Среди критиков существует общее согласие, что Анджелико был ответственен за концепцию всей серии и контролировал изготовление всех фрескок. Но большинство специалистов усматривают участие в работе нескольких - возможно, четырех или пяти - разных художников, в том числе молодого Беноццо Гоццоли.
В 1866 году монастырь был закрыт. С тех пор там располагается музей Беато Анджелико - крупнейший в мире монографический музей художника XV в. Многие картины Фра Анджелико свезены в музей из различных церквей и галерей Флоренции.
Мы начинаем с фресок, расположенных в коридорах и кельях второго этажа музея Сан Марко.
План второго этажа представлен ниже.
Расположение фресок в кельях второго этажа
В северном и восточном коридорах второго этажа представлены три фрески Фра Анджелико.
Благовещение. 1450. Фреска. 230 х 321 см. Северный коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция
(A). Фреска "Благовещение" расположена на стене северного коридора верхнего этажа напротив лестницы. Она была написана Фра Анджелико в 1450 году после его возвращения из Рима, то есть несколькими годами позже остальных фресок Сан Марко. По своему стилю она находится между разреженностью фрески Благовещения в келье 3 и богатством Кортоновского алтаря. В отличие от алтаря Кортоны, сад виден сквозь ряд колонн, уменьшающихся в размерах к точке схождения, находящейся в центре картины.
Под арками, между коринфскими колоннами располагаются стройные фигуры Мадонны и ангела в благочестивой беседе; на фоне, слева – поля с тосканскими кипарисами; крылья архангела Гавриила изогнуты как радуга. Освещение сцены нелогично – интерьер лоджии освещен равномерно несмотря на то, что яркий свет падает слева.
Благовещение. Фрагмент
Благовещение. Фрагменты
Распятие со святым Домиником. 1440-41. Фреска. 239 х 177 см. Северный коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция
(B). Фреска "Распятие со святым Домиником" находится в коридоре второго этажа. Тело Христа изображено с достаточным реализмом, но с почтительностью. Внимание зрителя привлекают места, где сочится кровь. Тема крови в Искуплении мира привлекала внимание многих теологов. В творчестве Анджелико с этой темой связано также частое присутствие на его картинах святого Петра Мученика, изображаемого с окровавленной головой.
Sacra Conversazione. Мадонна Теней. 1450. Фреска. 195 х 273 см. Коридор 2-го этажа, Монастырь Сан Марко, Флоренция
(C). Фреску "Sacra Conversazione" (Святая Беседа) расположенную в коридоре, куда открывались двери келий братии (между кельями 25 и 26), называют также "Мадонна Теней" (Madonna delle Ombre).
Фреска Мадонна Теней, скорее всего, целиком исполнена Фра Анджелико. Это не вполне настоящая фреска, как остальные - она была дописана по сухой поверхности темперой.
Эта фреска была одной из последних работ Анджелико в этом доминиканском монастыре. Она вызывает почти физические ощущения остановленных жестов, глубоких пристальных взглядов, сильных и смелых цветовых решений. Эти ощущения поддерживаются силой бокового освещения, которое, в свою очередь, усиливается длинными тенями от капителей. Эта фреска – свидетельство достижения художником синтеза его мистического вдохновения и эффективного применения последних прорывов художественного творчества Ренесанса.
Мадонна с Младенцем, сидящая на углубленном в нишу стены троне, окружена двумя группами святых (в общей сложности их восемь). Эти святые тесно связаны с доминиканским орденом и Медичи, поэтому вполне вероятно, что работу частично оплачивал Козимо Старший.
Слева стоят:
- Святой Доминик, основатель ордена доминиканцев, со свойственной ему доминиканской красной звездой на голове, лилией и открытой книгой, в которой он указывает пальцем на псалом;
- Святые Косма и Дамиан, покровители Медичи Козимо, которых можно узнать по их одежде и шапкам, в руках у них перо и золотой ларец, возможно, с медицинскими инструментами;
- Святой Марк евангелист, покровитель церкви, узнаваемый по перу и Евангелию, а также по зеленому цвету одежды;
Справа от Марии находятся:
- Святой Иоанн Богослов, покровитель Джованни ди Биччи, отца Козимо, также узнаваемый по перу и Евангелию, и по розовому цвету одежды;
- Фома Аквинский, доминиканский богослов, узнается по золотой звезде возложенной на грудь;
- Святой Лоренцо, покровитель Лоренцо Старшего, брата Козимо, он узнается по символу своего мученичества, решетке;
- Доминиканский святой Петр Мученик, узнаваемый по символу своего мученичества - раны на голове.
Самым интересным аспектом этой картины является пронизывающий всю сцену свет, тени от которого определяют объемы и подчеркивают форму предметов и фигур, свет, создающий эффект блеска позолоты ореола в нише. Но самое замечательное здесь - это тень от капителей пилястр, выступающих из стены - длинных и тонких, в соответствии с природным источником света в коридоре, где находится картина - окна на южной стороне, выходящего на площадь. Световые эффекты этой картины являются одними из лучших примеров живописи такого рода в пятнадцатом веке, так что, возможно, именно они явились источниками венецианской живописи Джованни Беллини и фламандцев. Ни у кого не возникает вопроса почему эта работа называется "Мадонна теней".
Мадонна теней. Фрагмент. Мария
Мадонна теней. Фрагмент. Иоанн Евангелист, Фома Аквинский, мученик Лаврентий
В глазах Мученика Лаврентия, справа, можно видеть отражение окна в конце коридора, из которого струится свет.
Большой интерес представляют фрески, выполненные в кельях монахов.
По отношению к помещениям, где они написаны, большинство сцен в кельях (прежде всего так или иначе связанных с участием Анджелико) довольно крупномасштабны. Изображения находятся напротив входа на стене с окном, в результате чего в стене словно появляются два проема, один — ведущий в физический мир, а другой — в духовный. Фигуры всюду доминируют над простым, почти лишенном деталей окружением, ибо назначение композиций — не декорирование интерьера, но помощь в медитации; представленные в них религиозные таинства через посредство зрения должны постоянно занимать мысли братьев.
Не будучи ограниченным желаниями влиятельных клиентов и требованиями, предъявляемыми к живописным панно, Фра Анджелико смог здесь выразить своё глубокое почтение к своему Богу, свое знание и любовь к человечеству. Фрески в кельях являются ярким свидетельством благочестия человека, который их создал. Предназначенные для помощи в медитации, они носят успокаивающий характер. Эти фрески скромны, они написаны в простых цветах. Там больше розовато-лилового, чем красного, а блестящий и дорогой синий почти полностью отсутствует. Вместо него используется уныло зеленый и скромный черно-белый в доминиканских одеждах. В этих фресках нет ничего яркого, ничего, что отвлекало бы от духовных переживаний простых людей, которые изображены на них. Каждая фреска как бы выносит некоторое событие из жизни Христа в келью к молящемуся.
Кисти самого Анджелико принадлежат Noli me tangere в келье № 1, Благовещение в келье № 3, Преображение в келье № 6, Осмеяние Христа в келье № 7, Коронование Марии в келье № 9, Введение во храм в келье № 10. Фрески в кельях № 2, 4, 5, 8 и 11 написаны одной и той же рукой — так называемым Мастером кельи № 2. Все пять фресок исполнены под руководством Анджелико, возможно, подготовившим для них не картоны, а небольшие рисунки для отдельных групп в композициях. Фрески в кельях внутренней стороны коридора, выходящей во дворик, значительно ниже по своим художественным качествам, чем фрески келий, расположенных с внешней его стороны. В кельях от № 15 до № 23 изображено Распятие с поклоняющимся ему Святым Домиником, принадлежащее, как кажется, одному и тому же малопримечательному художнику. Четыре сцены (Крещение Христа, Воздвижение креста, Муж скорбей и Бичевание) в кельях №№ 24, 25, 26 и 27 почти не вызывают сомнения в авторстве Мастера кельи № 2. Несение креста в келье № 28 принадлежит другой руке, Распятие в келье № 29 — работа Беноццо Гоццоли. В кельях №№ 36, 37 и 42 представлены Пригвождение к кресту и две композиции Распятие со святыми, которые если не уровнем исполнения, то манерой и общей настроенностью приближаются к искусству Фра Анджелико.
Noli mi tangere (Не прикасайся ко мне). 1440-41. Фреска. 180 x 146 см. Келья 1, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Noli me tangere (He прикасайся ко мне) в келье № 1 представляет Явление Христа Марии и строится на том же композиционном принципе, что и Благовещение в келье номер 3. Зрительный эффект здесь определяется соотношением двух как бы застывших фигур. Голова главного персонажа снова выделена на уплощенном фоне, образованном в данном случае деревянным частоколом. Цветы и травы на переднем плане и деревья в глубине наблюдены и переданы любовно и тщательно. Среди росписей келий это единственная, где проявился интерес к природе.
Сияние раннего утро достаточно реалистично, но искрящийся свет, плывущая, скорее чем идущая фигура Христа, изобилие естественных деталей сада преследуют религиозные цели и предназначены помочь медитации монаха, живущего в этой келье.
Положение во гроб. 1440-41. Фреска. 184 x 152 см. Келья 2, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Положение во гроб – свидетельство того, что Иисус умер реально, он прожил реальную жизнь – конечную, с необратимой смертью. Но представленная Анджелико сцена – не просто апологетический рассказ, это выражение таинства общения живых с миром мертвых. В крупных религиях обряды погребения предназначены для того, чтобы помочь мертвым достигнуть места своего пребывания в загробной жизни, дать им средства для выполнения последнего путешествия. Обряды подготовки тела покойника выполняются женщинами – речь идет о переходе в загробный мир, о чем-то вроде рождения в другой жизни, и это дело женщин, служанок жизни.
Положение во гроб. Фрагмент. 1440-41. Фреска. Монастырь Сан Марко, Флоренция
В этой сцене Положения во гроб Анджелико подчеркивает элемент сострадания. Сострадание Христу – прежде всего выражение любви. Оно представлено в образе Марии, матери Иисуса. Она поддерживает его голову как голову новорожденного, который заснул.
Благовещение. 1440-41. Фреска. 190 x 164 см. Келья 3, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Благовещение в келье № 3 на втором этаже - одна из самых прекрасных фресок Фра Анджелико. Отказавшись от того, что было характерным для Благовещения из Кортоны и других, основанных на нем произведений, Анджелико создал композицию высочайшей строгости. Теперь вместо лоджии в стиле Брунеллески, с садом и входом, ведущим в соседнее помещение, он изобразил напоминающий келью интерьер с глухой стеной, который выполняет двойную функцию: не только служит пространственным окружением для персонажей, но и заставляет зрителя полностью сосредоточиться на замкнутой в себе сцене. Крестовый свод в духе архитектуры Микелоццо, написанный с чистотой почти абстрактной формы, — один из красивейших фрагментов фрески. Трактовка движения фигур, которой уделялось много внимания в раннем алтаpe Благовещения, больше не занимает мастера: Мадонна и архангел в своей строгой сдержанности и неподвижности напоминают почти скульптурную группу. Слева изображен святой Петр Мученик.
Благовещение. Фрагмент
Распятие с Иоанном Евангелистом, Марией и святыми Домиником и Джеромом. 1440-41.Фреска. 178 х 150 см. Келья 4, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Рождество. 1440-41. Фреска. 193 x 164 см. Келья 5, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Следуя популярным тогда религиозным традициям, Анджелико изображает в сцене Рождества Иисуса осла и быка – мирных животных, необходимых в жизни любого крестьянина Средних веков, символизируя осуществление пророчества Исайи: Вся природа будет примирена. Младенец Иисус лежит на голой земле, это символ Божественного пришествия в человеческий мир. Вместе со Святым Семейством изображены святой Петр Мученик и святая Екатерина Александрийская.
Частично эта фреска аттрибутируется школе Фра Анджелико.
Преображение Господне. 1440-41. Фреска. 193 x 164 см. Келья 6, Монастырь Сан Марко, Флоренция
В келье № 6 взору предстает едва ли не самая замечательная фреска мастера - Преображение. Величественная фигура Христа с распростертыми руками в световом круге составляет префигурацию Распятия; под этой великолепной скульптурной фигурой, внизу, в позах, выражающих изумление и благоговейный трепет, склонились к земле три апостола. Изображенные под руками Христа головы Моисея и Илии свидетельствуют о том, что Анджелико уверенно владел искусством пластической моделировки.
Христос стоит на камне, предвосхищая свое воскрешение из могилы. Его скульптурная фигура, одетая в сверкающую белую мантию, заключена в белую мандорну (овал). Его пристальный взгляд не направлен непосредственно на зрителя. У основания скалы трое апостолов присели в испуганных позах, но их фигуры не нарушают удивительной созерцательной отстраненности этой драматической сцены, свойственной, впрочем, всем фрескам этого цикла.
По краям фрески стоят Мария и святой Доминик в позах сосредоточенного моления, строгие и безразличные к происходящему вокруг них. Ниже рук Христа изображены головы Моисея и Илии, как символы, помогающие медитации. Нет никаких попыток создать дополнительного пространства в картине, будучи стимулом для молитвы, она не требует большего. С точки зрения Анджелико, слишком сложная пространственная структура, также как и интенсивное использование цвета, могли бы ослабить силу картины.
Преображение Господне. Фрагмент
Осмеяние Христа. 1440-41. Фреска. 188 x 164 см. Келья 7, Монастырь Сан Марко, Флоренция
В композиции Осмеяние Христа центральная фигура дана сидящей в строго фронтальном положении, на фоне прямоугольного занавеса с изображенными на нем символами Страстей. Использование эмблематической иконографии, известной еще треченто, в данном случае могло быть продиктовано стремлением отойти от драматизма действия и повествовательности, сопряженных обычно с трактовкой этой сцены.
Христос сидит в комнате с простыми ровными стенами, одетый в белую мантию и тунику. Большая плита белого мрамора под ним добавляет светящейся белизны, окружающей его. Его глаза завязаны платком, на голове – терновый венец. За ним находится экран, подвешенный на гладкий фриз, с изображенными на нем символами Его унижения: головы плюющего солдата, рук бьющих Его, руки и палки, прижимающей терновый венец к Его голове. На низкой ступени на переднем плане картины сидят Мадонна и святой Доминик, они не глядят на Христа, а сидят к нему спиной, погруженные в глубокую медитацию, для достижения которой и были предназначены эти фрески.
Осмеяние Христа. Фрагмент. Святой Доминик
Осмеяние Христа. Фрагмент. Мария
Воскресение Христа. 1440-41. Фреска. 189 x 164 см. Келья 8, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Чтобы закончить ритуал погребения женщины пошли в могилу ранним утром, неся ароматические вещества. Прибыв туда, они нашли могилу пустой. Здесь могила изображена в виде мраморного римского саркофага, помещенного в грот. Женщина смотрит слегка наклоняясь, держа руку у лба, в неожиданности и открытии, разрушающем нормальный порядок вещей. Три другие – на втором плане. Они держат в руке ароматические вещества. Их лица отмечены болью и слезы текут в углах глаз. Лицом к лицу перед ними, ангел показывает на небо и говорит им не «искать живого среди мертвых». Он поручает донести хорошую новость всем другим ученикам Христа.
Христос изображен парящим над облаками, он невесом и окружен мандролой света, излучаемого его телом. Он – победитель и несет знамя победы, на котором цветом крови нарисован крест. Крест больше не символ позора, но знак победы и любви, которая сильнее греха, ненависти и зависти.
Слева изображен молящийся святой Доминик. Три женские фигуры справа принадлежат кисти Беноццо Гоццоли, который был учеником в рабочей группе Фра Анджелико.
Коронование Марии. 1440-41. Фреска. 184 x 167 см. Келья 9, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Коронование Марии из кельи № 9 не похоже на раннюю трактовку художником этой темы. В отличие от картины из Уффици и композиции для реликвария в Сан Марко акт коронования совершается здесь не перед толпой зрителей — главная сцена отделена, а шесть коленопреклоненных святых в нижней части пространства лишь свидетельствуют о ней, не являясь ее непосредственными участниками. Среди них (слева направо) святой Фома Аквинский, святой Бенедикт, святой Доминик, святой Франциск, Святой Петр Мученики святой Марк. Это одна из первых фресок, выполненных Фра Анджелико для монастыря Сан Марко. Они держат руки в сторону от сцены коронования и смотрят в небеса.
В этой серии фресок Анджелико уходит от средневековых прототипов и через ограниченное использование фигур, сдержанность явной передачи эмоций, строгое использование цвета создает свой собственный стиль замечательной изобразительной силы.
Коронование Марии. Фрагмент
Мария изображена с прижатыми к груди руками, она подалась вперед, принимая корону от Христа. Она сидит рядом с ним в соответствии с традиционными композициями этой сцены.
Принесение во храм. 1440-41. Фреска. 158 x 136 см. Келья 10, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Благодаря реставрации в кельях верхнего этажа монастыря Сан Марко, фрески Фра Анджелико были раскрыты в своем первоначальном состоянии. Колорит их оказался светлее, чем до расчистки, цветовые соотношения — тоньше. Передача пространства и моделировка фигур проявились с большей определенностью, ясней обозначилось различие между фресками, выполненными самим Анджелико. и его помощниками. Наиболее сильно расчистка изменила Принесение во храм. Были удалены записи фона красной краской, что позволило восстановить пространственные интервал между фигурами и архитектуру на заднем плане композиции, в том числе алтарь с возженным на нем пламенем между фигурами Мадонны и Святого Симеона. В своем подлинном виде предстали также фигуры Петра Мученика, блаженной Вилланы и младенца Христа, переписанные в середине XIX века.
Принесение во храм. Фрагмент. Святой Симеон с Младенцем Христом
Мадонна на троне со святыми Домиником и Зиновием. 1440-41. Фреска. Келья 11, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Святой Зиновий (343-417) – первый епископ Флоренции. Обратился в христианство в молодости. Славился исключительными способностями воскрешения умерших.
В келье 12 находится фреска Фра Бартоломео, в маленьких кельях 13 и 14 фресок нет.
**********
Фрески монастыря Сан Марко во Флоренции Часть 2: Кельи 15-39
Келья 15
Келья 17
Келья 18 и Келья 19
Келья 20
Келья 21
Распятия со святым Домиником. 1440-41. Фрески. Кельи 15,17-21, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Во фресках Святой Доминик Перед Распятием представлено довольно натуралистическое изображение Иисуса, в высшей степени приближающееся к изображению мирского человека. Доминик показан в профиль, в строгой одежде, без лишних эмоций, но его глубокое отношение к Христу ясно проявляется через его позу и набожные жесты. Присутствие Святых в библейских сценах на фресках Сан Марко было отправной точкой для медитации монаха, помогавшей ему изучать священные тексты и готовиться к проповедованию. Жесты доминиканских Святых во фресках составляют некий дидактический иллюстрированный язык, на котором эти картины "говорят" зрителю, как подражать модели.
Это оказалось возможным, поскольку существовало полное иллюстрированное руководство, называемое De modo orandi, которое связывало каждый жест и позу молящегося доминиканского монаха с конкретным образом или способом молитвы. De modo orandi основывался на убеждении, что конкретное состояние мистического сознания может достигаться принятием конкретного физического положения. Таким образом художник изобразил жесты или действия для вызова девяти внутренних состояний: 1) Почитание, с глубоким поклоном от талии 2) Изнеможение Смирения 3) Бичевание Раскаяния 4) Сострадание, Повторяющееся коленопреклонение 5) Размышление, Стоя вертикально, руки перед грудью, 6) Просящий Бога, Стоя, раскинув руки 7) Положение Экстаза, Руки, поднятые вверх 8) Воспоминание, Читающий 9) Энтузиазм к проповеди. Шесть из них изображены на фресках в кельях 15-21.
Распятие с Богоматерью. 1440-41. Фреска. Келья 22. Монастырь Сан Марко, Флоренция
Скорее всего, фреска в келье 22 написана с участием Беноццо Гоззоли, ученика Фра Анджелико.
Распятие с Богоматерью и Св. Домиником. 1440-41. Фреска. Келья 23. Монастырь Сан Марко, Флоренция
Крещение Христа Иоанном. 1440-41. Фреска. Келья 24, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Эпизод крещения, о котором свидетельствуют четыре евангелия, представлен в келье 24 как момент, когда небо и земля воссоединяются. Согласно Библии, небо разверзлось - это представлено множеством облаков вокруг голубя, представляющего Дух Божий. Деятельность Иоанна Крестителя вызвала широкое народное движение, которое готовило приход Царствия Небесного. Обряд крещения был создан, чтобы отпускать грехи. Иисус принял участие в этом движении и Иоанн его назвал «тем, кто должен был прийти». Иисус не нуждался в очищении от греха. Представляется, что его крещение - солидарность с народом, его вход в большое движение ожидания прихода Царствия Небесного, которому Иисусу собирался посвятить всю свою жизнь, отказываясь от любого другого образа жизни. Речь идет о новом этапе жизни Иисуса. Он стоит без одежд, его тело сияет, Иоанн выливает ему воду на голову щедрым и энергичным жестом.
Распятие с Марией, святым Домиником и Марией Магдалиной. 1440-41. Фреска. Келья 25, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Муж скорбей. 1440-41. Фреска. 165 х 142 см. Келья 26, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Фреска следует традиционной иконографии и изображает Христа, демонстрирующего свои раны, на фоне орудий Страстей.
Бичевание Христа. 1440-41. Фреска. 165 х 142 см. Келья 27, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Пилат понял, что верховные жрецы отдали под суд невиновного, но он полагал, что их неприязнь к Иисусу удовольствовалась бы его унижением посредством бичевания. Сцена бичевания представлена Анджелико на этой фреске очень сдержанной и очень торжественной. Она происходит в роскошном обрамлении – Иисус стоит на возвышении в торжественном зале с колоннами, с частью стены, закрытой красным. Этот цвет, подходящий разве что для королевского дворца, резко контрастирует с телом Христа, привязанного к колонне. Христос как бы противостоит зрителю – молящемуся в келье монаху, который стоит перед ним со стороны, с которой происходит бичевание. Таким образом создается сопереживание в духе покаянной практики, развившейся после большой эпидемии чумы, опустошившей пол Европы. Чувство вины рождалось из интерпретации этой эпидемии как посланного Богом бедствия для наказания за грехи народа.
Несение креста. 1440-41. Фреска. 148 х 131 см. Келья 28, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Распятие с Марией и святым Домиником, Голгофой и черепом Адама. 1440-41. Фреска. Келья 29, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Распятие с Богоматерью и Св. Домиником. 1440-41. Фреска. Келья 30. Монастырь Сан Марко, Флоренция
Христос спускается к Адаму, чтобы освободить его из ада. 1440-41. Фреска. 183 х 166 см. Келья 31, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Тема этой фрески - ответ на вопрос: какова судьба тех, кто жил до Христа? Какова судьба благочестивого человека, который жил, надеясь на приход Спасителя? Традиция говорит, что они не погибли, они просто ждали. Авраам желал увидеть свет Иисуса и он его увидел – говорит Христос в Евангелии от Иоанна.
Иисус разбивает двери ада, которые падают, придавливая черта, другие черти убегают. В гроте он находит толпу. Христос обращается к первому из них, Адаму, который находится здесь вместе с Евой. Христос вызволяет их из тюрьмы, он – их освободитель.
Христос и 12 апостолов. 1440-41. Фреска. Келья 32, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Иисус показан не в ореоле славы, а просто сидящим прямо на земле; вокруг него не толпа, а его ученики, которые сидят вокруг него, внимая его словам. Иисус не поучает, он среди своих друзей как брат среди братьев. Ученики слушают его со вниманием, их глаза обращены к лицу Христа, за исключением одного. В соответствии с живописной традицией эпохи обычно один из персонажей картины изображается смотрящим на зрителя: обменом взглядами осуществляется общение, зритель как бы вовлекается в круг персонажей картины. Это как раз то, что должно случиться с монахом, который молится в своей комнате. Интересно движение рук Иисуса: одна указывает на небо, где находится Бог невидимый и возвышенный, другая держит свиток. Это Тора - Иисус пришел «не уничтожать, но выполнять Закон Моисея».
Искушение Христа. 1440-41. Фреска. 174 х 137 см. Келья 32а, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Поцелуй Иуды. 1440-41. Фреска. 182 х 181 см. Келья 33, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Небо в этой сцене черно, но персонажи хорошо видны на фоне голой земли цвета охры. Иуда приблизился к Иисусу с поцелуем, указывая на него стражникам, готовым его схватить. Святой Петр поражает одного из слуг верховного жреца ножом, но Иисус останавливает сопротивление и дает ученикам возможность убежать и, таким образом, спасти свою жизнь. Этот выбор Иисуса обусловлен его решением пройти дорогой Страстей. Созерцая Иисуса, взгляд которого останавливается на Иуде, молящийся в этой келье монах вспоминает слова Нагорной проповеди, дороги к спасению – жить в прямолинейности, без гнева и злопамятства, не платя той же монетой.
Поцелуй Иуды. Фрагмент
Вхождение в Иерусалим. 1440-41. Фреска. Келья 33а, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Моление о чаше; Мария и Марта. 1440-41. Фреска. 177 х 147 см. Келья 34, Монастырь Сан Марко, Флоренция
В свою последнюю ночь с учениками Христос ушел с ними в Гефсиманский сад, где попросил учеников наблюдать и молиться с ним. Однако, обремененные усталостью, они уснули и оставили его одного. Иисус молился в одиночестве: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
Автор вводит в сцену Марфу и Марию, сестер Лазаря. Мария читает Библию, Марфа слушает ее чтение. Женщины в этих обстоятельствах проявляют себя лучше мужчин – они наблюдают и молятся вместе с Иисусом, и они будут первыми свидетелями Воскрешения.
Сейчас эта фреска аттрибутируется как работа Беноццо Гоззоли, но две яркие женские фигуры, в частности, лицо Марии напоминает лицо Богоматери на фреске Распятие Христа, в которой чувствуется рука Фра Анджелико. Однако левая часть фрески, как кажется, принадлежит тому же помощнику, который работал над фреской "Арест Христа" (Поцелуй Иуды).
Моление о чаше. Фрагмент
Моление о чаше. Фрагмент
Причастие Апостолов. 1440-41. Фреска. 186 х 234 см. Келья 35, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Согласно Евангелию, таинство Евхаристии (Святого Причастия) было установлено Христом во время традиционной предпасхальной еврейской трапезы. Однако Анджелико осовременивает эту сцену, представляя современный ему латинский обряд. На столе нет ни блюд с пищей, ни приборов, ни вазы с цветами. От трапезы оставлен только стол и белая скатерть. Апостолы показаны не столько гостями, сколько первопричастниками, которые с набожностью принимают причастие из рук Спасителя. Чтобы не сидеть спиной к зрителю, апостолы на ближней половине стола оставили свои места и встали на колени. Среди них Иуда, с черным нимбом, его фигура скрыта.
Чувства апостолов проявляются в движении их рук – руки находятся на разной высоте, у кого-то они скрещены, у кого-то подняты в просьбе милости и заступничества. Мария стоит на коленях, слева. Открытые окна позволяют увидеть дома вокруг и окна келий. В проеме двери справа видна площадь с колодцем, так что сцена евхаристии как бы помещается в центр всей жизни дома.
Воздвижение креста. 1440-41. Фреска. 169 х 134 см. Келья 36, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Распятие Христа и двух разбойников. 1440-41. Фреска. 233 х 183 см. Келья 37, Монастырь Сан Марко, Флоренция
О двух разбойниках, распятых вместе с Христом, с большими или меньшими подробностями говорят все четыре евангелиста. Их имена Гестас и Дисмас — сообщаются в апокрифическом Евангелии Никодима. «Золотая Легенда», источник, из которого скорее, нежели из Евангелия Никодима, западные художники черпали сведения для своих живописных трактовок христианских сюжетов, дает для злонравного (нераскаявшегося) разбойника несколько иной, хотя и близкий никодимовскому, вариант имени — Гесмас (Gesmas) (в греческих и русских источниках имеются еще и другие варианты имен разбойников). Один из разбойников — Дисмас — по свидетельству Луки, раскаялся. Художники, которые брали за основу рассказ Луки, стремились как можно ярче передать различие в душевном состоянии разбойников: раскаявшегося непременно изображали с «хорошей» стороны от Христа (по Его правую руку), на его лице умиротворение. В данном случае Дисмас изображен с нимбом.
Распятие Христа и двух разбойников. Фрагмент
Распятие Христа со святой Марией и святыми. 1440-41. Фреска. 152 х 112 см. Келья 38, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Келья 38 служит вспомогательным помещением, своего рода "прихожей" к следующей келье - она открывалась в большее, слегка изогнутое примыкающее помещение кельи 39 с большой фреской-люнетом и фреской-табернаклем, встроенным в стену. Они были спроектированы и построены специально для Козимо ди Медичи - основателя монастыря, он использовал эти кельи для духовного уединения. Эти кельи служили ему его персональной молельней.
Фреска кельи 38 изображает тот момент Распятия Христа, когда Иисус представляет Иоанна Своей Матери как ее приемного сына: "Mulier ecce filius tuus". Рядом с Марией и Иоанном изображены Святой Косьма и Святой Петр из Вероны, покровители Козимо Медичи и его сына Пьетро. Это может быть объяснено желанием вовлечь отца и сына Медичи в только что возникшие родственные отношения Марии и Иоанна через посредство их небесных покровителей.
Поклонение волхвов. 1440-41. Фреска. Келья 39, Монастырь Сан Марко, Флоренция
Особое место среди фресок занимает фреска-люнет "Поклонение волхвов" из кельи № 39. По своему замыслу композиция ближе к Распятию в Зале капитула, чем к росписи келий. Фигуры не только развернуты в таком же фризообразном порядке, параллельно плоскости стены, как это имеет место в Распятии, но некоторые из них написаны тем же самым помощником, которому были поручены отдельные части росписи в Зале капитула. С достаточной долей вероятности можно утверждать, что этот помощник — молодой Беноццо Гоццоли. Отдельные позы предвещают построение пределлы алтаря Сан Марко, а сама фреска с ее сложно разработанной композицией и светлой декоративной палитрой более светская по духу, чем какая-либо из других росписей келий.
Фреска в форме люнеты покрывает большую заднюю стену кельи. Она изображает сцену Поклонения волхвов с большой процессией над нишей, используемой как табернакль (табернакль - в переводе "шатёр" — в католических храмах является местом или сооружением для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное резьбой, скульптурными изображениями и т. п.; прообразом табернакля является Скиния с Ковчегом Завета). В табернакле находится фреска "Христос, восстающий из гробницы" с символами Страстей Господних.
У подножия скалистых гор процессия мудрецов разворачивается по горизонтали в ритмическом рисунке, столь дорогом Фра Анджелико. Пёстрая многоцветная процессия, составленная из мудрецов разных национальностей и их свит, и возглавляемая тремя королями, преклоняет колена и падает ниц перед Младенцем Иисусом, принося ему дары. Хорошо известно, что эта тема была очень близка Медичи и они хотели бы идентифицировать себя с Волхвами, приносящими дары Богу. Эта тема, изображенная в келье Козимо Медичи, должны была бы служить символом дара, который он приносит Богу - его поддержки доминиканцев в основании монастыря Сан Марко и, соответственно, удобным способом его прославления. Процессия также представляет в себе свидетельства необычного события, которое имело место во Флоренции между 1439 и 1944 годами - Церковного Собрания по унификации с Греческой церковью.
В центре процессии, там где сходятся линии взглядов, изображен мифический астроном с армиллярной (состоящей из колец) сферой, возможно, это Заратустра (основатель зороастризма, жрец и пророк), который по звездам предсказал появление Спасителя.
Стилистическое прочтение фрески затруднено наличием областей, которые либо испорчены, либо не завершены - таких, например, как мантия Богородицы, уже лишившейся верхнего красочного слоя. Многие исследователи считают, что эта фреска является результатом совместной работы Фра Анджелико и Беноццо Гоззолли с участием помощников. Анджелико наверняка участвовал в этой работе и его участие не ограничивалось работой на общей композиционной концепцией фрески. Молодой король, изображенный в профиль на переднем плане может быть твердо аттрибутирован как работа Фра Анджелико. Его лицо очень напоминает лицо Марии Магдалины на фреске в келье 1 "Не прикасайся ко мне". Похожие технические и стилистические характеристики могут быть обнаружены и в двух центральных фигурах - человека с бородой, выглядывающего из-за спин, и фигуры Святого Иосифа. Два других короля, а также фигуры Мадонны и Младенца довольно сильно упрощены, так что могут быть аттрибутированы как работа одного или двух помощников. Фигуры в конце процессии, справа, написаны быстрыми мазками и без большого количества деталей. Они могут рассматриваться как работа того же мастера, который участвовал в написании фрески кельи 38, скорее всего Беноццо Гоззолли.
Келью 39, превосходящую другие размером, кроме Козимо Медичи занимали также папа Евгений IV и другие именитые посетители монастыря. Она особенно богата украшена Фра Анджелико в сотрудничестве с Беноззо Гоззоли, его учеником.
(Продолжение следует)
Рубрики: | Фра Беато Анджелико |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |