Дворец Во-ле-Викон |
"Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы"
А. Дюма
Эта история началась с зависти. Всесильный Людовик XIV позавидовал своему министру финансов Никола Фуке и на долгие годы упрятал несчастного в тюрьму. С тех пор многие французские историки считают, что Железная маска - вовсе не брат-близнец короля, как полагал Александр Дюма, а суперинтендант финансов и обладатель великолепнейшего дворца в Во-ле-Виконте Никола Фуке.
Именно дворец в Во-ле-Виконте вызвал наибольшую зависть Короля-Солнца, да такую сильную, что при постройке Версаля над Людовиком словно нависал призрак Во-ле-Виконта. Король всячески пытался превзойти Фуке, создавшего у себя одно из архитектурных чудес света. В результате сложилось парадоксальное мнение, что Версаль - лишь слабое подобие Во-ле-Виконта.
Во-ле-Виконт (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) — классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в окрестностях Мелёна, в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена в 1658—1661 для Никола Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV.
Никола Фуке
Если у Во-ле-Виконта и есть какой-нибудь недостаток, то это чрезмерная роскошь. Замок Во-ле-Виконт, из-за которого лишился сна «король-солнце», построил в 50 километрах от столицы самый богатый человек Франции — суперинтендант финансов Никола Фуке. «Творение трех Ле» спроектировал архитектор Лево, декорировал художник Лебрен, а сады перед замком разбил никому тогда не известный Ленотр (для этого пришлось стереть с лица земли три деревни).
Архитектор Луи Лево
Луи Лево родился в Париже в 1612 году в семье королевского дорожного смотрителя. Он учился у своего отца. В 1654 году он стал главным архитектором короля. Ему было 43 года, когда началось строительство ансамбля Во-ле-Виконт. С 1661 года и до своей смерти Лево руководил работами в Версале.
Шарль Лебрён, художник по интерьерам
Шарль Лебрен родился в семье малоизвестного скульптора. Мальчиком его отдали в мастерскую живописца Ф. Перье. Юный Лебрен написал Людовика XIII, и картина так понравилась канцлеру Сегье, что он отдал мальчика на обучение к лучшему мастеру. Но вскоре Лебрен переехал в Фонтенбло, где самостоятельно продолжил образование. Шедевром Лебрена является ансамбль замка Во-ле-Виконт. Позже он был удостоен титула первого живописца короля.
Андре Ленотр, ландшафтный дизайнер
Андре Ленотр родился в марте 1613 года в семье смотрителя Тюильрийского сада. После смерти отца Андре в возрасте 24 лет занял его место. Спустя шесть лет Ленотра назначили королевским чертежником и рисовальщиком партеров садов. Увидев его рисунки для клумб, Фуке пригласил Ленотра в Во-ле-Виконт. Здесь мастер разбил сады, которые не только стали славой замка Во-ле-Виконт, но и положили начало новому направлению в садово-парковом искусстве.
В 1641 году 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции.
Сотрудничество трёх мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов. Главный дом с четырёх сторон окружён рвом с водой. Благодаря естественному орошению (на участке исстари протекали две речки) Ленотр смог устроить для Фуке регулярный парк с партерами, фонтанами и каналами. Лес вокруг парка посажен на бывших пашнях одновременно с постройкой дворца.
17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен.
Жан-Батист Поклен (фр. Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним Молье́р - французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера (Troupe de Molière, 1643—1680).
Жан де Лафонте́н (фр. Jean de La Fontaine, 8 июля 1621, Шато-Тьерри — 13 апреля 1695, Париж) — французский баснописец.
Но вместо того чтобы польстить королю, устроенный в его честь праздник с ужином на золотой посуде и необыкновенными фейерверками, больно задел самолюбие Людовика. Перед его глазами маячили обветшалый Лувр и собственная нищета, едва прикрытая геральдическими лилиями.
Монарх так и не лег в приготовленную для него постель и уехал на следующий день, не сказав ни слова благодарности. Как едко заметил Вольтер, «когда праздник начался, Фуке был на вершине мира, а когда закончился — стал ничем». Уже через три недели суперинтендант финансов был арестован капитаном королевских мушкетеров Шарлем д'Артаньяном.
Судьбы опальных олигархов и в XVII веке мало чем отличались от сегодняшних — судебное преследование, тюрьма и, если повезет, изгнание. На долю Фуке выпало пожизненное заключение в крепости Пиньерол.
Король конфисковал Во-ле-Виконт; команда Лево, Ленотра и Лебрена перешла на постройку королевского дворца в Версале. Сам Фуке умер в заключении в 1680 году, но его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно.
После смерти сына Фуке замок перешёл к маршалу де Виллару, после него к Шуазелям. В 1840 году герцог Шуазель-Прален убил в замке свою жену; усадьба опустела на 30 лет.
Клод Виллар
К концу XIX столетия дворец пришел было в упадок, но тут на сцене появился меценат и промышленник Альфред Сомье, который купил Во-ле-Виконт и превратил его в один из наиболее выдающихся частных музеев Франции. Конечно, Сомье восстанавливал Во-ле-Виконт не только для Франции, но и для себя, но благодаря его стараниям выиграла именно belle douce France, получившая в подарок восхитительный дворцово-парковый комплекс.
Нынешний владелец замка и окружающего его поместья в 6000 гектаров французский сахарный король Жан Сомье — человек с куда более счастливой судьбой. Он свободен, здоров и охотно демонстрирует всем свое богатство, открыв Во-ле-Виконт для посетителей. Первое впечатление от замка — восторг. Все, как и 300 лет назад, и только спрятавшаяся у лесной опушки автостоянка ненароком напоминает, что на дворе уже XXI век.
Интерьеры парадных залов первого этажа — сплошь позолота, обилие картин и статуй.
На втором — жилые покои. С третьего этажа, ранее предназначавшегося для слуг, можно подняться на крышу, ремонт которой, как говорят хозяева, сущее разорение. А подняться непременно стоит — хотя бы ради того, чтобы полюбоваться открывающейся сверху панорамой.
Стоящее слева длинное здание — бывшие конюшни, где сегодня выставлено несколько десятков роскошных карет. Напротив — оранжереи. Это про них спустя полвека после посещения Во-ле-Виконта стареющий «король-солнце» с сожалением сказал своим придворным: «Ах, вы не пробовали чудесных персиков из оранжерей господина Фуке. Вы для этого слишком молоды».
Но все-таки самое лучшее, что можно увидеть сверху, — великолепный парк, послуживший образцом при создании версальского ансамбля. Его фонтаны, в середине XVII века казавшиеся чудом и восхищавшие всех королей и принцев Европы, остаются чудом и сегодня.
По выверенным с геометрической точностью парковым аллеям, обрамленным живыми изгородями и цветочными клумбами, Фуке лично сопровождал Людовика, сгорающего от зависти. Чувство, конечно, не самое лучшее, но каждый, кто побывает в Во-ле-Виконте, сможет понять юного короля.
Усыпанные мелким щебнем дорожки, по которым в наши дни посетители ездят на взятых напрокат юрких электромобилях, обрываются у берега широкого канала. Как и в прежние времена, по нему плавно скользят лодки в форме огромных лебедей. Желающие могут продолжить прогулку на другом берегу, поднявшись по зеленой подстриженной лужайке к белой беседке-ротонде в дальнем краю парка.
Во-ле-Виконт впервые со всей полнотой отразил традиции французского регулярного барочного сада с замком (или, если хотите, замка с садом). Вся композиция состоит из трех частей: замок с парадным двором и примыкающими службами; сад по другую сторону замка с цветниками, беседками, фонтанами и прочими устройствами для увеселения; лесопарк, окружающий замок и сад. Основу сада составляет обширный партер по обе стороны главной оси композиции.
Во партер протянулся на 1200 метров от замка до статуи Геркулеса, зрительно завершающей парк. Партер (французское "на земле") - это всегда плоская, регулярно распланированная часть сада. Элементы партера Во исключительно разнообразны.
Рядом с замком симметрично к главной оси лежат цветочные "кружевные" партеры сложного рисунка, четко выделяющиеся среди почти монохромной зелени остальной плоскости большого партера. В садах Во можно найти все основные разновидности партеров. Здесь есть и партеры с арабесками - сложным орнаментом, сделанным из низко стриженного кустарника; партеры со скульптурой, фонтанами, водные партеры и, наконец, зеленый ковер перед изваянием Геркулеса.
Отдельные элементы партеров разнообразны, композиционно выразительны сами по себе. В целом они составляют обширную стройную систему с ярко обозначенными пространственными доминантами. Формирование среды во французском саду идет по линии подчинения природы геометрическим формам, противопоставляемым свободным мягким линиям полей, лесов и рек.
Важное место в композиции барочного сада занимает вода. Блестящая выдумка Ленотра - Большой канал, идущий поперек главной оси. Его нужно не спеша обходить вокруг, любуясь при этом динамической сменой разнообразных пейзажей. Правда, для особо важных лиц была оставлена и маленькая "лазейка": канал можно было пересечь на лодочке, следуя вдоль главной оси.
Для этого в набережной канала есть специальные ступеньки. Особое место занимает канал, окружающий замок: он напоминает могучие рвы средневековых крепостей, хотя и стал чисто декоративным элементом.
Партеры и замок со службами окружены лесопарком. Высокая зелень деревьев похожа на стены, ограждающие ухоженные, филигранно отделанные партеры. Фрагменты парка, ограниченные вертикальной зеленью, называют боскетами. Они могут быть сформированы стриженными под стенку деревьями, высокими кустарниками, растениями, вьющимися по деревянным решеткам.
Партеры и боскеты образовывали как бы залы, комнаты, уютные кабинеты под открытым небом. Зеленые уборы барочных садов немыслимы и без фигурно выстриженных кустарников и деревьев - "топиари". В Во пирамидки топиари тактично и выразительно подчеркивают основные членения большого партера.
Весь комплекс Во-ле-Виконта занимает площадь около 100 га, растянувшись с севера на юг на два с половиной километра. В эту территорию входит и лесопарк. Его пронизывают просеки, в нем есть уютные уединенные поляны. Границы лесопарка были весьма условными, он незаметно переходил в леса и поля охотничьих угодий.
Композиционный и смысловой центр Во-ле-Виконта - замок. Он принадлежит к числу лучших произведений французской архитектуры своего времени. Удивительно красивые пропорции замка и парадного двора перед ним, гармония форм и постройки в целом, ее деталей вызывают то неповторимое чувство эстетического наслаждения, которое человек испытывает в общении с шедеврами искусства.
Драгоценное ожерелье парка воспринимается как необходимая и неотъемлемая часть всего ансамбля Во. Ощущение единства построек и парка, гармония природы и архитектуры ставят ансамбль на важное место в ряду европейской архитектуры.
Замок имеет три этажа. Первый - главный этаж. Широкие лестницы курдонера ("почетного" или парадного двора) ведут в торжественный входной зал. Следуя дальше, посетитель входит в Большой Салон - высокий двусветный овальный зал, из которого раскрывается волшебная перспектива большого партера.
По сторонам двух главных помещений находится ряд других парадных залов. Самый важный из них - королевская спальня.
Она примыкает к Большому Салону, изысканно декорирована, потолок ее сделан Лебреном. Фуке сам подбирал для этой спальни гобелены у знаменитого мастера Луки де Лейде. Именно из этой спальни, по версии Дюма, был похищен Людовик XIV и обменен на своего брата - "Железную маску".
Овальный зал. В некоторых залах парадного этажа размещены группы восковых фигур, изображающих Фуке, короля и его двор. Может быть, этот прием и нарушает чистоту музейного показа интерьеров, но есть в нем и привлекательная сторона. Небольшие, удачно поставленные группы фигур дополняют ощущение полного романтики XVII века, которое испытываешь, находясь в замке.
Изысканный вкус нигде не изменяет авторам интерьеров. Богатство пластики и цвета каждого из залов не противоречит гармонии архитектурного решения помещений и в то же время не нарушает композиционного единства всей анфилады. Второй этаж логично продолжает композиционный ряд залов первого этажа. Жилые комнаты здесь скромнее, но нисколько не уступают в отделке и мастерстве исполнения. Изящные, утонченные интерьеры первого и второго этажей представляют яркий контраст цокольному, служебному этажу.
Закулисная жизнь волшебного замка полна интереснейших подробностей. Об одной кухне (знаменитой французской кухне!) можно было бы написать целую поэму. Кроме того, цокольный этаж занят бесконечными кладовыми, дежурными комнатами стражи, винными погребами, наконец, таинственные подземные ходы уводят из замка в здания хозяйственных дворов и дальше - в парк, в лес, - кто знает, куда. Хозяйственные постройки стоят отдельного упоминания.
Внутри они строго рациональны, без ненужного декора. Что же касается внешнего вида, то они гармонично вписаны в ансамбль парка и замка, подчеркивая их значимость и не уступая в то же время в качестве оформления. Каждая деталь ансамбля Во, будь то наличник окна или колесоотбойная тумба, представляет собой маленький шедевр искусства. И это в немалой степени способствует тому неповторимому ощущению соприкосновения с прекрасным, которое остается после визита в Во-ле-Виконт.
Замечательное творение Ленотра и Лево оказало огромное влияние на развитие ландшафтной архитектуры.
Аллея ведет во Дворец:
Фотографии в альбоме «Франция. Замок Vaux le Vicomte (Во-ле-Виконт)» s30051959
Рубрики: | Замки и Дворцы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |