Самоанализ К. Хорни. Часть 1
Основы концепции
Хорни обнаружила у своих пациентов симптомы, обусловленные трудностями социальной адаптации, различными формами социальной изоляции. Неясность или противоречивость культурных норм часто были причинами психологических затруднений. Человек не решался сделать выбор, не мог реализовать свои способности в данном обществе, и это было, согласно Хорни, главной причиной его невроза, не сводимого ни к вытесненным инстинктам, ни к детским переживаниям.
Произведенное Фрейдом "дробление" души на "я", "оно" и "сверх-я" отодвигало на задний план сознательное единство личности и значение нравственной воли. Кроме того, Фрейд в размышлениях о человеке пользовался чаще всего привычной для новоевропейского сознания двоичной логикой: сознание - бессознательное, эрос - танатос, я - оно, свободная энергия - связанная энергия.
Известно, однако, что двоичная логика не характерна для восточных культур и даже для европейского средневекового христианства, в котором Божественное существо осмысляется как Троичность: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Двоичная система не соответствует многозначности психических структур и процессов. Хорни, подобно Юнгу, стремится к более тонкой дифференцировке личностных инстанций, выделяя, в частности, "идеальное я", "актуальное я", "реальное я" и ряд других.
Если под "актуальным я" понимается личность в данный момент времени со всеми ее достоинствами и недостатками, то "идеальное я" есть образ личности, какой она хотела бы стать. "Реальное я" - живой, деятельный центр личности, выражающий ее самоидентичность, не всегда ясно осознаваемую. Согласование этих различных аспектов личности было для Хорни научной и терапевтической задачей.
Фрейд толковал человеческую природу как биологическую в своей основе, одинаковую у всех людей и, в принципе, неизменную. Для Хорни проблема человеческой природы представляется более сложной. Она выделяет в связи с этим три возможных концепции.
Читать далее