Славянская живопись Виктора Васнецова |
Виктор Васнецов был первым русским художником, который не побоялся заглянуть в далёкое прошлое своей Родины, скрываемое и оболганное, о котором не говорили во весь голос, ведь на высочайшем уровне было принято решение, что никакого "светлого прошлого" у Руси не было, и будто нет там ничего такого, о чём следовало бы помнить и чем гордиться.
И если бы не Виктор Васнецов, вряд ли бы дошли до наших дней образы древних былинных героев и писаных русских красавиц.
Будущий художник родился в 1848 году в уральском селе Лопьял, где с упоением взрослел под старинные сказки и песни своей бабушки, в которых силы добра обязательно брали верх над злом и нечистью. С детства Виктор увлекался рисованием и двадцатилетним юношей покинул родные места, чтобы поступить в Петербургскую Академию художеств.
Гусляры
Васнецов В. «Бабушкины сказки». 1871.
Волшебницы
Богини
Основой картины стала народная сказка о подземных царевнах. Для Васнецова царевны являются олицетворением богатств русской земли. Поскольку работа предназначалась для главной конторы Донецкой железной дороги, художник смело меняет сюжет сказки, вводит новый персонаж - Черную царевну (уголь). Согласно русской народной сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое», на сюжет которой опирался художник, Золотая — самая красивая из царевен подземного царства. Когда Иван побеждает Ворона Вороновича, он освобождает всех его пленниц и женится на девушке.
Герои
Нечисть
Существа
Русь
Художник Виктор Васнецов
С выбранного пути не столкнула его ни творческая поездка после окончания академии во Францию, где тогда бал правил импрессионизм, ни революция 1917 года, когда большевиками были пересмотрены все устоявшиеся вековые догмы и правила.
После возвращения на родину, его первой серьёзной работой стала картина "После побоища Игоря Святославовича с половцами", написанная в 1880 году.
Она полна трагизма и кажется весьма пессимистичной, ведь на ней нет ни одного оставшегося в живых воина, лишь два сокола в небе, продолжающие терзать друг друга. Но если всмотреться, то замечаешь, что рядом с каждым погибшим русским витязем лежит поверженный половец. Враг не прошёл, даже такой ценой.
И это потом много раз повторится в истории нашей страны, когда ценою своей жизни русский солдат останавливал нашествие, и даже погибнув, становился победителем.
В следующем году Васнецов завершает писать свою "Алёнушку" - картину, которая стала знаменитой сразу же после её появления на выставке. Именно она превратила недавнего выпускника художественной академии в настоящего живописца, глубокого, думающего и заставляющего думать зрителей.
И лишь через восемнадцать лет после этой картины, мир увидел его главный шедевр - эпическое полотно "Богатыри", ставшее эталоном того как должна выглядеть давно ушедшая эпоха и её славные герои. Многие годы Виктор Михайлович работал только над "Богатырями".
Из-под кисти художника вышла целая серия иллюстраций русских народных сказок и множество картин славянской тематики, среди которых можно выделить "Витязя на распутье".
А ещё Васнецов занимался разработкой костюмов и декораций для спектакля "Снегурочка", спроектировал фасад для Третьяковской картинной галереи, расписывал Владимирский храм в Киеве и зал Исторического музея в Москве.
И везде, в каждом его произведении, прослеживались славянские мотивы, которые словно прорастали из его сознания и материализовывались в удивительные образы на его неповторимых полотнах.
Именно Васнецов своими работами и своим убеждениями вдохновил десятки других художников попробовать силы в том же направлении.
Рубрики: | Живопись и графика |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |