-Метки

"женщина у окна в фигерасё". сальвадор дали. 1975 г.) besame mucho chris rea "and you my love" digital aura - rain in june а шо случилось? александр дугин берёза с ветром целовалась ваше благородие верховная владычица печали! вооруженных конфликтов всё будет хорошо господа дуглас макгрегор и скотт риттер дыши со мной катаклизмы комедия кофейная кантата красавица тоски беспеременной кстати кто ты лиха беда начало любовь любовь моя монолог женщины за рулем не привлекая внимание санитаров но дважды в реку не войдёшь новости с телеги ну что одинокая флейта ой осень паганини пелагея. романс "не уходи побудь со мною" полный перечень войн пушкин развязанных сша за свою историю реж. леонид гайдай рысь? большая кошка! с песней по жизни. два альбома. самые лучшие русские художники-пейзажисты скоро осень скотт риттер про белоусова смычок и скрипка. дух и плоть. сюрреализм рене магритт фламенко шопен это жесть я вам сыграю

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 54931


Високосный год и Касьянов день

Четверг, 29 Февраля 2024 г. 12:16 + в цитатник

Високосный год и день «злопамятного» Касьяна 29 февраля - приметы, защитные обряды и народная память о Кощее

Касьянов день — народный и христианский праздник, приходившийся на выпадающий лишь раз в 4 года день 29 февраля (по юлианскому календарю). Почему он считался крайне опасным и как в нем переплелись представления о святом Кассиане и Кощее Бессмертном.

Касьянов день — народный и христианский праздник, приходившийся на выпадающий лишь раз в 4 года день 29 февраля (по юлианскому календарю).

 

 

*Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные – просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.

Касьянов день — народный и христианский праздник, приходившийся на 29 февраля по юлианскому календарю. Он отмечался только в високосный год, то есть 1 раз в 4 года, отличаясь таким образом от всех остальных дней в году. Поэтому, по крестьянским поверьям, Касьян то ли обозлился на целый свет, то ли неблаговидным поведением «заслужил» такой неудачный памятный день. Сегодня — с учетом разницы календарей — день Касьяна перешел на 13 марта, т. к. именно этот день в григорианском исчислении соответствует юлианскому 29-му февраля. Однако, народные представления так или иначе связывали Касьяна с тем самым «особенным», выпадающим днем, поэтому 29 февраля все же уместно вспомнить о нем.

Почему Касьяну достался такой день?

В народном фольклоре существовала легенда, о том как повели себя Касьян-угодник и Николай-угодник, встретив на своем пути мужика, увязшего с возом на дороге. Первый отмахнулся от попавшего в беду, не захотев пачкаться, второй же тут же пришел мужику на помощь. В итоге Бог, разбирая их поступки, постановил:

«Ты, Касьян, не помог мужику. За то будут тебе через 3 года служить молебны. А тебе, Николай-угодник за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны 2 раза в год.»

Соответственно Касьян приходится на 29 февраля и отмечается только раз в 4 года (так было до смены календаря на григорианский), а у Николы два дня в году — зимний и летний. Впрочем, на церковные службы это никогда не имело особого влияния, так как традиционно выпадающие на 29 февраля богослужения просто переносились на 28-е и так или иначе проводились.

Касьянов день — народный и христианский праздник, приходившийся на выпадающий лишь раз в 4 года день 29 февраля (по юлианскому календарю).-2

 
 

В целом же среди всех восточных славян этот особый день считался крайне неблагоприятным и был издревле окружен мистическими предубеждениями связанными, в том числе, с демоническими силами. Дата носила множество названий: Касьян-Високос, Кривой Касьян, Касьянья, Касьян Завистливый, Касьян Остудный, Глаз Касьяна и другие.

Святой Кассиан в христианстве

В истории христианской церкви Касьянов день является датой памяти Святого Кассиана — основателя монашества в Галлии и одного из главных теоретиков аскетизма. Родился он в Скифии около 360 года н. э., а первые шаги в монашескую жизнь сделал в Вифлеемском монастыре в Палестине.

Кассиан долго путешествовал по Египту, изучая уклад и правила монастырской жизни среди монахов и отшельников. Около 400 г. он был посвящен в сан диакона, а через несколько лет представлял в Риме константинопольскую церковь с целью защиты церковного оратора Иоанна Златоуста.

Св. Кассиан

 

 

Затем, обосновавшись в Массилии, основал две монастырские обители — одну для мужчин и одну для женщин — моделировав их по образцу египетского монастырского уклада. Кроме того, святой оставил христианскому миру свое наследие в виде 12 томов, исследующих и описывающих уставы монахов Палестины и Египта, и 24 «Собеседования», посвященных моральным аспектам христианской доктрины и жизни отшельников.

Образ Кощея в народной культуре

В народной культуре образ Касьяна кардинально разошелся с наследием Иоанна Кассиана и ассоциировался… с Кощеем. Так появился парадоксальный и прямо скажем немыслимый образ «злопамятного святого»: местные предания приписывали ему такие негативные черты характера, как зависть, злопамятство, злоба, корысть, скупость… Особенно ярко это проявилось в Саранском уезде Пензенской области, где Касьян, по народным суевериям, вовсе не считался святым (или даже человеком).

Иван Билибин, Кощей

 

 

«Экий ты Касьян! Видно в тебе и крови человеческой нет».

В представлении простого люда он был близок к гоголевскому Вию — демон с огромными веками, доходящими до колен, длинными ресницами и косящим смертоносным взором, от которого все живое болело и чахло. Считалось, что ему подчинялись все ветры, включая моровые, приносящее с собой эпидемии чумы и холеры. Кроем того Касьян символизировал зиму как таковую.

В целом на Руси его имя в народном сознании трансформировалось в эпитет для описания унылых и мрачных людей, что породило выражения типа «смотрит как Касьян» в отношении угрюмых или нелюдимых особ. Также существовала ассоциативная связь между «взглядом Касьяна» и некой порчей или сглазом, настолько мощными, что снять их практически невозможно. В целом считалось, что если 29 февраля случалось что-то плохое, например, какой-то человек неожиданно захворал, скоропостижно скончался или просто что-то поломалось — это Касьян «постарался».

Игорь Ожиганов, Чернобог

 

 

 

 Касьян на что не взглянет — все вянет.
    Касьян все косой косит.
    Касьян на народ — народу тяжело;
    Касьян на траву — трава сохнет;
    Касьян на скот — скот дохнет.
    Худ приплод в високосный год.

Многие исследователи полагают, что до крещения Руси день 29 февраля* являлся днем Кощного Бога — представителя темных сил в славянской мифологии, который владычествовал в царстве Смерти. После принятия христианства образ злого Кощея и связанные с ним верования частично переложились на Святого Кассиана, день памяти которого приходится на ту же дату.

Кстати, в выпадающее 29 февраля поминали не только святого Касьяна, но и других — Иоанна Дамасского и Феостирикта Мидикийского, однако, последним почему-то не досталось никакая «дурная» слава в народной молве. Вероятно, ответ кроется в созвучии имен КАЩей/КАСьян, а также в ассоциациях, которые на слух возникают при имени Касьян — здесь можно предположить что-то косое, нездоровое, а как неоднократно отмечали исследователи народного фольклора, любая асимметрия (одноглазость, одноногость, хромота, горб) и неправильность (одежда наизнанку, перепутанные левый и правый ботинок и проч.) — это всегда первый «маркер» потустороннего существа.

Андрей Клименко, Кащей Бессмертный

 

*Практика введения в календарь високосных годов как таковых существует еще со времен Цезаря (45 г. до н. э.), так что на Руси, очевидно, также издревле существовал день, который «то есть — то нет» и с ним, несомненны, должны были быть связаны некие представления. По логике традиционного дохристианского мировоззрения такой день должен быть опасным, пограничным между мирами реального и потустороннего.

Обряды и обычаи на Касьяна-високоса

День недели, на который выпадал праздник, в простонародье слыл несчастливым, в него не затевали никаких масштабных работ. Крестьяне откладывали все дела 29 февраля и старались вовсе не покидать жилища вплоть до наступления утра 1 марта. Домашний скот тоже не выпускали на двор, чтобы не попал под глаз Касьяна.

Считалось, что любой труд, сделка или начинание могут обернуться бедой. Полагалось сидеть дома под защитой родных стен и очага, чтобы беды прошли стороной. Накануне заранее стряпали праздничный ужин (так как в сам этот день трудится не следовало) и все домочадцы собирались за совместной трапезой — если этого не сделать, Касьян мог разобидеться и напустить на семью ссоры и невзгоды.

Всеволод Иванов, В царстве Кощея

 

 

Интересно, что традиционно в этот день проводили разные ритуалы с яйцом на избавление от сглаза и порчи, а также на убийство Кощея (Касьяна) — ведь по народным поверьям его смерть хранится в яйце. Для этого куриное яйцо (желательно от черной курицы) разбивали об угол дома и до рассвета к нему не прикасались, а, выйдя поутру на улицу, трижды крестились.

С помощью яйца также пытались излечить разные недуги. Так, если в доме был больной, по его телу катали сырое яйцо, которое затем раздавливали руками и выбрасывали. Затяжную болезнь прогоняли в Кощеево царство следующим образом: снимали одежду с больного и стирали в проруби, приговаривая:

«Ты, водица, все недуги забери, силы рабу Божиему (имя) верни. Неси их за тридевять земель, к Кощею-Кощеюшке, он их себе возьмет и к нечисти снесет. Пусть свои подарки берут, а от (имя больного) уйдут».

После этого одежду сушили на свежем воздухе.

Гадания на Касьяна

По сложившейся традиции в Касьянов день принято было гадать на свою судьбу в грядущем високосном году, а также на суженого и исполнение желаний. То есть опять мы видим, что в этот день, по народным представлениям, как бы «истончаются» границы между мирами и можно заглянуть «за кромку».

Z. H. Field. «Смерть Кощея»

 

Для гадания о судьбе в целом девушки ходили в курятник и считали, сколько яиц снесли пеструшки:

  • если курица оставила 1 яичко, значит весь год пройдет в одиночестве;
  • пара яиц предсказывала скорую встречу с женихом;
  • 3 служили обозначением года, проведенного в кругу семьи;
  • 4 обещали радостные события;
  • 5 являлись символом предстоящего везения;
  • 6 предупреждали о финансовых трудностях;
  • 7 предвещали прибавление в семействе;
  • 8 служила знаком общего счастья;
  • 9 обещала год в радости и веселье.
  • Касьянов день — народный и христианский праздник, приходившийся на выпадающий лишь раз в 4 года день 29 февраля (по юлианскому календарю).-9

 

 

Для гадания на будущего мужа пекли кексы с добавлением в тесто большого количества яиц и в каждый прятали сюрприз со значением. Например:

  • попавшийся изюм указывал на мудрого мужа, стремящегося к профессиональному росту;
  • мак символизировал богатство и власть;
  • корица говорила о придирчивости и занудстве в характере суженого;
  • вишня предсказывала веселого и легкого на подъем супруга;
  • абрикосы обещали нежность и любовь;
  • малина намекала на склонность к тратам;
  • клубника означала страстного возлюбленного.

На исполнение желаний гадали за столом, подбрасывая вверх 29 монет и рассматривая на какую сторону упадет большая их часть: если выпало больше решек, значит, желание не осуществится, а если больше орлов — сбудется.

Приметы и суеверия

В народном календаре Касьянов день был также связан с рядом примет и поверий:

  • с утра не небе видны высокие облака — ожидай скорого потепления и ясного дня;
  • в лесу слышно, как деревья «гудят» — грядет похолодание;
  • утренний туман на Касьянью — к хорошему урожаю;
  • начавшаяся капель — к затяжной весне;
  • если на Касьяна-Високоса не слышно ни собачьего лая, ни пения птиц и стоит гробовая тишина — в ближайшее время придет эпидемия болезни.
  • Виктор Васнецов
 

Еще бытовало суеверие, что в Касьянью нельзя приглашать в дом гостей, оставлять кого-то ночевать и открывать дверь незнакомым людям, ибо в образе незнакомца в дом может прийти Холера. Нельзя надевать и чужие вещи, чтобы не передать своего счастья другому.

Литература, использованная при написании статьи:

1. Т. А. Агапкина «Мифопоэтические основы славянского народного календаря», 2002 г.
2. О. В. Белова «Касьян: Славянские древности», 1999 г.
3. В. Колесникова «Русь православная. Праздники и обряды», 2005 г.
4. И. И. Шаньгина Русский народ: будни и праздники», 2003 г.

https://dzen.ru/snegirmedia

 

 

Рубрики:  Легенды и мифы/Славянский мир
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям