Как отмечали и кто этот Змееборец?
День Змееборца/Драконоборца, когда по народным преданиям волки собирались в стаи, а медведи окончательно засыпали на зиму, он же Юрьев день - когда безземельные крестьяне могли переходить к другому помещику. Откуда идут корни этого праздника и кто тот самый воин - победивший чудовище?
Георгий Победоносец, согласно христианскому преданию «Чудо о змие», одержал победу над Змеем или Драконом, что нашло отражение в бесчисленном количестве икон и даже на гербе Москвы. На Руси имя Георгия Победоносца трансформировалось в более привычного по звучанию Егория-Змееборца, которому приписывались способности отвращать змей от людей и домашних животных.
Борис Ольшанский. Иван - вдовий сын.
Существуют, правда, и другие версии, по которым именно Егорий первичен по отношению к Георгию, а сам сюжет победы некого витязя, героя или бога над змеем восходит еще к языческому Перуну. Впрочем, сюжет противостояния бога Громовержца со Змеем занимает центральное место практически во всех индоевропейских культурах. В Индии — это Индра побеждающий змея Вритру, в Греции — Зевс побеждающий Тифона, в Скандинавии — Тор побеждающий Ермунганда, в хеттской культуре — Бог Грозы противостоящий Иллуянке. В русских сказках сюжет борьбы богатыря со змеем на Калиновом мосту детально отражен в истории про «Ивана Быковича» (по-другому эта сказка называется «Иван — крестьянский сын», «Иван — коровий сын», «Иван — вдовий сын», «Иван Сучич»).
Так или иначе, эта легенда, как и ее герой, были очень популярны в народе, а на Егория в календаре приходились важные праздники и события.
Народные приметы и поверья на Егория
В год отмечали два Егория — холодного (9 декабря) и голодного (6 мая). На Егория Холодного ходили слушать воду в колодцах: если тихо и ничто не волнуется — то и зима будет теплой и спокойной, если же послышатся звуки — следовало ожидать вьюг и сильных морозов.
Считалось, что Егорий зимний является охранителем скота и повелителем волков, с этого дня волки собираются в большие стаи и начинают ходить за добычей, жмутся к людскому жилью. Медведь же, напротив, на Егория как раз ложится в берлогу и засыпает. В этом мы видим проявление уже другого славянского бога — Велеса, чьей животной ипостасью как раз являлись медведь и волк. В целом же Велес олицетворяет вселенскую мудрость и силы природы, непознанного, подсознательного, магического, тайного, защищает весь живой мир, земледельцев, волхвов, странников, он является повелителем мороза, вод, луны, звезд, ночи, и хранителем Калинового моста — то есть перехода в мир мертвых.
Интересно, что Велес порой предстает и в образе Змея, с которым борется Перун, однако, важно понимать, что он вовсе не тождественен неким силам зла. Скорее это поединок Бога Побеждающего с Богом Ведающим, каждый из которых представляет разные типы энергий (активные, проявленные, яростные энергии Света против пассивных, непроявленных, непознанных энергий Ночи и Зимы), а их противостояние является ничем иным как круговоротом смены светлого и темного времени года. В таком контексте можно предположить, что народный образ Егория стал символом НЕ какой-то одной из этих сил (Змееборец-Перун либо Змей-Велес), а именно их постоянного противостояния и сменяемости, то есть в некотором смысле символом времени, заведенного порядка и единства противоположностей, символом Общего и Единого.
Всеволод Иванов. Волки пришли.
"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"
В другой транскрипции Георгий закрепился в народном сознании как Юрий, отсюда происходит и название небезызвестного Юрьева дня. Так, до XVI века, безземельные крестьяне могли за неделю до и после Юрьева дня свободно переходить от одного землевладельца к другому.
На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.
Мужик не тумак: знает, когда живет Юрьев день.
Позвал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.
Позднее право подобного перехода было крестьянам запрещено, что породило новый пласт поговорок и присказок:
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.
Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их за боярами навечно. Тем не менее, в память о прошлом вплоть до конца XIX века, было принято именно в Юрьев день заключать крупные сделки, производить взаиморасчеты и наниматься на работу.
https://dzen.ru/snegirmedia