-Метки

"женщина у окна в фигерасё". сальвадор дали. 1975 г.) besame mucho chris rea "and you my love" digital aura - rain in june а шо случилось? александр дугин берёза с ветром целовалась ваше благородие верховная владычица печали! вооруженных конфликтов всё будет хорошо господа дуглас макгрегор и скотт риттер дыши со мной катаклизмы комедия кофейная кантата красавица тоски беспеременной кстати кто ты лиха беда начало любовь любовь моя монолог женщины за рулем не привлекая внимание санитаров но дважды в реку не войдёшь новости с телеги ну что одинокая флейта ой осень паганини пелагея. романс "не уходи побудь со мною" полный перечень войн пушкин развязанных сша за свою историю реж. леонид гайдай рысь? большая кошка! с песней по жизни. два альбома. самые лучшие русские художники-пейзажисты скоро осень скотт риттер про белоусова смычок и скрипка. дух и плоть. сюрреализм рене магритт фламенко шопен это жесть я вам сыграю

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 54931


9 декабря — Георгий-Победоносец, Егорий холодный, Юрьев день.

Суббота, 09 Декабря 2023 г. 13:06 + в цитатник

Как отмечали и кто этот Змееборец?

День Змееборца/Драконоборца, когда по народным преданиям волки собирались в стаи, а медведи окончательно засыпали на зиму, он же Юрьев день - когда безземельные крестьяне могли переходить к другому помещику. Откуда идут корни этого праздника и кто тот самый воин - победивший чудовище?

Георгий Победоносец, согласно христианскому преданию «Чудо о змие», одержал победу над Змеем или Драконом, что нашло отражение в бесчисленном количестве икон и даже на гербе Москвы. На Руси имя Георгия Победоносца трансформировалось в более привычного по звучанию Егория-Змееборца, которому приписывались способности отвращать змей от людей и домашних животных.

Борис Ольшанский. Иван - вдовий сын.

 

Существуют, правда, и другие версии, по которым именно Егорий первичен по отношению к Георгию, а сам сюжет победы некого витязя, героя или бога над змеем восходит еще к языческому Перуну. Впрочем, сюжет противостояния бога Громовержца со Змеем занимает центральное место практически во всех индоевропейских культурах. В Индии — это Индра побеждающий змея Вритру, в Греции — Зевс побеждающий Тифона, в Скандинавии — Тор побеждающий Ермунганда, в хеттской культуре — Бог Грозы противостоящий Иллуянке. В русских сказках сюжет борьбы богатыря со змеем на Калиновом мосту детально отражен в истории про «Ивана Быковича» (по-другому эта сказка называется «Иван — крестьянский сын», «Иван — коровий сын», «Иван — вдовий сын», «Иван Сучич»).

Так или иначе, эта легенда, как и ее герой, были очень популярны в народе, а на Егория в календаре приходились важные праздники и события.

Н.К.Рерих. Победа.

 

 

Народные приметы и поверья на Егория

В год отмечали два Егория — холодного (9 декабря) и голодного (6 мая). На Егория Холодного ходили слушать воду в колодцах: если тихо и ничто не волнуется — то и зима будет теплой и спокойной, если же послышатся звуки — следовало ожидать вьюг и сильных морозов.

Считалось, что Егорий зимний является охранителем скота и повелителем волков, с этого дня волки собираются в большие стаи и начинают ходить за добычей, жмутся к людскому жилью. Медведь же, напротив, на Егория как раз ложится в берлогу и засыпает. В этом мы видим проявление уже другого славянского бога — Велеса, чьей животной ипостасью как раз являлись медведь и волк. В целом же Велес олицетворяет вселенскую мудрость и силы природы, непознанного, подсознательного, магического, тайного, защищает весь живой мир, земледельцев, волхвов, странников, он является повелителем мороза, вод, луны, звезд, ночи, и хранителем Калинового моста — то есть перехода в мир мертвых.

Интересно, что Велес порой предстает и в образе Змея, с которым борется Перун, однако, важно понимать, что он вовсе не тождественен неким силам зла. Скорее это поединок Бога Побеждающего с Богом Ведающим, каждый из которых представляет разные типы энергий (активные, проявленные, яростные энергии Света против пассивных, непроявленных, непознанных энергий Ночи и Зимы), а их противостояние является ничем иным как круговоротом смены светлого и темного времени года. В таком контексте можно предположить, что народный образ Егория стал символом НЕ какой-то одной из этих сил (Змееборец-Перун либо Змей-Велес), а именно их постоянного противостояния и сменяемости, то есть в некотором смысле символом времени, заведенного порядка и единства противоположностей, символом Общего и Единого.

Всеволод Иванов. Волки пришли.

 

"Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!"

В другой транскрипции Георгий закрепился в народном сознании как Юрий, отсюда происходит и название небезызвестного Юрьева дня. Так, до XVI века, безземельные крестьяне могли за неделю до и после Юрьева дня свободно переходить от одного землевладельца к другому.

На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.
Мужик не тумак: знает, когда живет Юрьев день.
Позвал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.

Позднее право подобного перехода было крестьянам запрещено, что породило новый пласт поговорок и присказок:

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.

Борис Годунов отменил право перехода крестьян, закрепив их за боярами навечно. Тем не менее, в память о прошлом вплоть до конца XIX века, было принято именно в Юрьев день заключать крупные сделки, производить взаиморасчеты и наниматься на работу.

День Змееборца/Драконоборца, когда по народным преданиям волки собирались в стаи, а медведи окончательно засыпали на зиму, он же Юрьев день - когда безземельные крестьяне могли переходить к другому...-4

https://dzen.ru/snegirmedia

 

Рубрики:  Легенды и мифы/Славянский мир
История
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 8 пользователям