-Метки

"белая гвардия". инструментализирование поэзии. "если судьба вручает вам лимон "женщина у окна в фигерасё". сальвадор дали. "здравствуйте 1975 г.) 20 главных тайн мировой истории chris rea "and you my love" аист - птица с душой александр дугин ангелы. небесные вестники. андромеды археологические загадки россии ах верховная владычица печали! восточные сказки по омару хайяму всё будет хорошо всё могут короли главные тайны славянской истории дуглас макгрегор и скотт риттер дыши со мной как лев толстой писал «анну каренину» катаклизмы кита и персея. комедия красавица тоски беспеременной кудабля на прогулке леди совершенство любовь мифология и созвездия цефея монолог женщины за рулем наконец-то не привлекая внимание санитаров новости с телеги ну ну что ох пелагея. романс "не уходи питер пауль рубенс. союз земли и воды побудь со мною" постарайтесь сделать из него лимонад" реж. леонид гайдай с песней по жизни. два альбома. саксофон сказки художника жана-батиста монжа танго. кумпарсита. фламенко хасиды. краткий этногенез евреев по льву гумилёву чем отличается православие от католицизма чудеса творящая я вам сыграю

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 53314


Скифы: какая генетическая аномалия погубила этот древний народ

Вторник, 14 Ноября 2023 г. 06:43 + в цитатник
 Времена, когда воинственный народ скифов наводил ужас на древних жителей Европы, давно прошли. Это древнее племя сгинуло в веках, оставив по себе лишь воспоминания и богатые могилы своих воинов.
 

Времена, когда воинственный народ скифов наводил ужас на древних жителей Европы, давно прошли. Это древнее племя сгинуло в веках, оставив по себе лишь воспоминания и богатые могилы своих воинов. Ученые, изучающие останки скифской знати, сделали удивительное открытие, разгадавшее тайну исчезновения этого народа.

Кто такие скифы

«Да скифы мы, да азиаты мы» — проникновенно писал поэт Блок о потомственной связи русских с варварским кочевым племенем. На самом деле это высказывание очень далеко от истины, больше того – в одной поэтической строфе допущено аж две ошибки. Во-первых, мы явно не скифы, хоть и приходимся им очень далекой (образно говоря – четвероюродной) родней, а во-вторых, скифы явно не азиаты. В смысле, не монголоиды. Это был весьма европеоидный народ, визуально схожий с современными жителями юга Европы. Помимо этого то дикое варварство, которое Блок приписывал кочевым племенам скифов, тоже не находит подтверждения в археологической практике. Наоборот – скифы были своего рода локомотивом цивилизационного развития в своем регионе, значительно опережая соседей в плане богатства и прогрессивности. Тем не менее это не отменяет их исключительной воинственности.

На самом деле скифский народ входил в индоевропейскую семью, которая также включает в себя и балто-славянскую подгруппу. Вот только те линии родства, что ведут к появлению русских и скифов, разъединились много тысяч лет назад. Скифы входили в наиболее многочисленную подгруппу индоевропейской языковой семьи – индоиранскую. Они родственны таким современным народностям, как курды, иранцы, большинству многочисленных народов Индии и даже таджикам (да, таджики – это индоевропейский народ Средней Азии).

Культура скифов была довольно причудлива, характерные ее маркеры заключаются в использовании очень специфических звериных мотивов (собственно, это и есть тот самый известнейший «скифский звериный стиль»), подчеркнутой воинственности и довольно странной практики искусственной деформации черепов. Суть последней традиции заключается в том, что еще в младенческие годы голову ребенка искусственно деформируют, вытягивая вверх и заметно сужая. Практика деформации черепов получила распространение в нескольких абсолютно несвязанных друг с другом культурах: у скифов, индейцев Южной Америки, племен современной северной Канады и Аляски, а также и в некоторых регионах Франции. Любопытно, что у всех этих популяций был зафиксирован повышенный уровень агрессивности. Связана ли как-то традиция деформации черепа с чрезмерной воинственностью – вопрос спорный, многие ученые небезосновательно полагают, что подобное высказывание имеет право на существование. Вот только подтвердить или опровергнуть это мнение достаточно сложно, так как самым надежным способом проверки стал бы эксперимент, который, впрочем, невозможно провести из-за вороха объективных факторов этического характера.

Амазонки с Дона

Античные авторы помещают легендарных амазонок примерно в те же степи, где и проживали скифские племена. Многие столетия они считались лишь мифом, не имеющим под собой особых оснований, чем-то столь же невероятным и немыслимым, как кентавры с циклопами. Сейчас же у нас есть основания полагать, что в истоках старой легенды может таиться крупица истины.

Дело в том, что при раскопках скифских курганов довольно часто находят захоронения женщин-воительниц. Эти могилы удивляют своей роскошью: скифы хоронили своих воинственных дам с большой помпезностью, помещая к ним не только традиционные в данном случае украшения, но и самое настоящее оружие. Как видно, в обществе древних кочевников женщины занимали довольно высокое социальное положение, что было немыслимо для наблюдавших за этим патриархальных древних греков. Возможно, именно отсюда берет свой исток легенда о воинственных амазонках.

Впрочем, агрессивность скифских женщин можно объяснить и иначе. Еще отец науки истории Геродот обращал внимание на то, что скифские женщины склонны к бесплодию, что объяснял особенностями их телосложения. Дескать, больно уж они похожи на мужчин, а потому у них не получается родить. На самом деле предположения греческого мыслителя были по-своему обоснованными. Дело в том, что среди скифов большое распространение получило очень специфическое генное заболевание, известное нам под названием синдрома Морганьи—Стюарта—Мореля. Суть патологии заключается в широком комплексе нарушений в работе эндокринной системы. Это приводит к таким заболеваниям, как сахарный диабет, повышает склонность к болезненной тучности и чревато бесплодием. Кроме того, синдром оказывает влияние на поведение и внешний вид больного. Так, например, пораженные этим редким в наше время генетическим заболеванием мужчины становятся довольно женственными, чего нельзя, в свою очередь, сказать об их женщинах. У них наоборот ярко проявляются характерные для мужчин черты: усиленный рост волос на теле, агрессивность, активный набор мышечной массы.

Возможно, что древние скифы исчезли именно из-за того, что со временем в их среде широкое распространение получил этот синдром, что привело к замедлению популяционного роста народа, который из-за этого и оказался сметен новыми выходцами из степи.



Скифы: тайна исчезновения аборигенов на территории России

Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев

Скифы господствовали почти тысячелетие на нынешней территории России. Их не могли сломить ни империя персов, ни Александр Македонский. Но вдруг в одночасье этот народ таинственно растворился в истории, оставив после себя лишь величественные курганы.

 

Кто такие скифы

 Скифы – греческое слово, с помощью которого эллины обозначали кочующие народы, проживающие на территории Причерноморья между течениями рек Дона и Дуная. Сами скифы называли себя саки. Для большинства греков Скифия являлась диковинной землей, на которой обитали «белые мухи» – снег, и всегда царил холод, что, конечно, мало соответствовало действительности.

Именно такое восприятие страны скифов можно встретить у Вергилия, Горация и Овидия. Позднее, в византийских хрониках, скифами могли называть уже и славян, и аланов, хазар или печенегов. А римский историк Плиний Старший писал еще в I веке нашей эры, что «название «скифы» переходит на сарматов и германцев», и считал, что древнее наименование закрепилось за многими из наиболее отдаленных от западного мира народов.

Название это продолжало жить и дальше, и в «Повести временных лет» неоднократно упоминается о том, что греки называли народности Руси «скифью»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь».

 

Считается, что самоназвание «скифы» означает «лучники», а началом возникновения культуры скифов принято считать VII век до нашей эры. Древнегреческий историк Геродот, у которого мы встречаем одно из самых подробных описаний жизни скифов, описывает их как единый народ, распадающийся на различные племена – скифов-земледельцев, скифов-пахарей, скифов-кочевников, царственных скифов и другие. Впрочем, Геродот также считал, что скифские цари – потомки сына Геракла, скифа.

Скифы для Геродота – это дикое и непокорное племя. Одна из историй повествует о том, что греческий царь сошел с ума после того, как начал пить вино «по-скифски», то есть, не разбавляя, как не было принято у греков: «С этого времени, как спартанцы рассказывают, всякий раз, когда хотят выпить вина покрепче, говорят: «Налей по-скифски».

Другая демонстрирует, насколько варварскими были нравы скифов: «Каждый имеет по обычаю много жен; пользуются они ими сообща; они вступают в связь с женщиной, выставив перед жилищем палку». При этом Геродот упоминает, что и скифы посмеиваются на эллинами: «Скифы презирают эллинов за вакхическое исступление».

 

Борьба

 

Благодаря регулярным контактам скифов с греками, активно колонизирующими окружающие их земли, античная литература богата на упоминания о народе кочевников. В VI веке до н.э. скифы вытеснили киммерийцев, разгромили Мидию и, таким образом, завладели всей Азией. После этого скифы отступили в регион северного Причерноморья, где и начали встречаться с греками, борясь за новые территории. В конце VI века персидский царь Дарий пошел войной на скифов, однако несмотря на сокрушительную мощь своего войска и огромное численное превосходство, Дарию не удалось быстро сломить кочевников.

 

Скифы выбрали стратегию изматывания персов, бесконечно отступая и кружа вокруг войск Дария. Таким образом, скифы, оставшись непобежденными, заслужили себе славу безупречных воинов и стратегов.
В IV веке скифский царь Атей, проживший 90 лет, объединил все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в этот период достигла своего высшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственную монету и расширял свои владения. Особые отношения у скифов были с золотом. Культ этого металла даже стал основанием для легенды о том, что скифам удалось приручить грифонов, охраняющих золото.

Возрастающая сила скифов заставила македонян предпринять несколько масштабных вторжений: Филипп II в эпическом сражении убил Атея, а его сын, Александр Македонский, пошел войной на скифов спустя восемь лет. Однако великому полководцу не удалось разгромить Скифию, и пришлось отступить, оставив скифов непокоренными.

 

На протяжении II века сарматы и другие кочевники постепенно вытесняли скифов с их земель, за ними остались только степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, и в итоге Великая Скифия стала Малой. После этого Крым стал центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, воюя с Херсонесом и сарматами. В конце II века Херсонес обрел могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который пошел войной на скифов. После многочисленных сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.

 
 

Исчезновение скифов

 

В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов. Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.

 

Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.

Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.

Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.

Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.

Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные. Интересно то, что некоторые историки причисляют к потомкам скифов чеченцев и осетин.

Источник миниатюры: historyfiles.co.uk

https://cyrillitsa.ru/category/history

 

Рубрики:  История/Древний мир


Процитировано 4 раз
Понравилось: 22 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку