-Метки

"белая гвардия". инструментализирование поэзии. "если судьба вручает вам лимон "женщина у окна в фигерасё". сальвадор дали. 1975 г.) 20 главных тайн мировой истории chris rea "and you my love" аист - птица с душой александр дугин ангелы. небесные вестники. андромеды археологические загадки россии ах берёза с ветром целовалась восточные сказки по омару хайяму всё будет хорошо всё могут короли господа дуглас макгрегор и скотт риттер дыши со мной как лев толстой писал «анну каренину» кассиопеи катаклизмы кита и персея. комедия кошка леди совершенство любовь м. и. глинка "вальс - фантазия" мифология и созвездия цефея монолог женщины за рулем не привлекая внимание санитаров новости с телеги ну ну что питер пауль рубенс. союз земли и воды побудь со мною" пожалуйста постарайтесь сделать из него лимонад" притчи о знаках зодиака продать душу за гениальность реж. леонид гайдай с песней по жизни. два альбома. сказки художника жана-батиста монжа смычок и скрипка. дух и плоть. танго. кумпарсита. фламенко худшие мужья в истории: великие и ужасные чем отличается православие от католицизма чудеса творящая я вам сыграю

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей: 26749
Комментариев: 23177
Написано: 53586


Никколо Паганини. Его называли скрипачом дьявола

Воскресенье, 27 Марта 2022 г. 17:24 + в цитатник



В 1782 году на окраине итальянского города Генуя в переулке Черной  Кошки родился мальчик, которого назвали Никколо. Природа наделила его  правильными чертами лица. Особенно были красивы его агатово-черные  глаза, сверкавшие даже в темноте, и волосы, вившиеся колечками. Правда, у младенца были чуть кривоваты ноги и не по росту велики ступни. Но, не  говоря о нас,простых смертных, наверное, даже у самого бога красоты  Аполлона были какие-то недостатки.


564


Кто же первым понял, что мальчика ожидает великое будущее? Его отец Антонио Паганини, бывший портовый грузчик, выбившийся в мелкие лавочники. Он  был человеком со странностями. Тяжелый, властный характер, грубость в обращении с домашними, тяга к вину каким-то образом уживались в нем со  здравым смыслом и прозорливостью. И еще он любил на досуге играть на мандолине. На этой почве у него возникали ссоры с женой. Едва он брал в руки инструмент, она уходила подальше от дома, чтобы не слышать многочасового монотонного бренчания, да и соседям его игра не доставляла удовольствия.

 

Однажды Антонио, играя, вполне отчетливо услышал голос четырехлетнего Никколо:  «Папа! Ты в этом месте фальшивишь. ..» Антонио аж поперхнулся. Хотел влепить сынишке затрещину, но что-то его удержало. От жены он не раз слышал, что Никколо неравнодушен к музыке, весь обмирает, когда бьют колокола соседней церкви и по грязному переулку плывут золотистые, как бронза, которая их издает, звуки... Стерпев упрек сынишки в фальши, Антонио протянул ему мандолину и сказал: «Ну покажи, сопляк, как надо здесь играть...» Обладавший абсолютным слухом малыш в мгновение ока сыграл как надо...

560
 
Этот и другие случаи убедили Антонио в том, что у него не сын, а настоящий  клад, что из его дара можно извлечь немалую выгоду. Поднатужившись, он  купил для Никколо крохотную скрипочку. Показав, как держать ее на плече, как водить смычком по струнам, он в остальном положился на природные  данные сына. Уходя в лавку, Антонио запирал сынишку в его комнате  наедине со скрипкой. Много лет спустя Никколо напишет про «уроки музыки» отца следующие строки: «Он оставлял меня без еды и голодом вынуждал  удваивать старания, так что мне пришлось много физически страдать, и это сказывалось на моем здоровье». И это еще мягко сказано — добавим от
себя. Истощенный каждодневными занятиями музыкой, мальчик заболел и впал в каталепсию — состояние на грани жизни и смерти. Родители сочли его  умершим, положили в гроб и приготовились похоронить, как вдруг сынишка  пошевелился...

563

Его называли скрипачом Дьявола

По-прежнему глядя на Никколо как на свою удачу в жизни, Антонио нанял для него  учителей музыки. Но, кажется, они особо мальчику и не нужны. Один из них, послушав его игру, изумленно развел руками и сказал: «Я ничему не смогу научить тебя...» И отказался от занятий с чудо-ребенком. Другой учитель признался Никколо: «Я не нашел в твоей игре ни одной ошибки, ни единого нарушения чистоты формы...» Как-то богатый генуэзец, большой любитель музыки и обладатель редких, скрипок, предложил мальчику пари: «Если ты сыграешь незнакомую тебе вещь с листа, я подарю тебе скрипку Гварнери». Рассказывают, Никколо удивленно посмотрел на богача своими
прекрасными черными глазами, раскрыл незнакомые ему ноты и сыграл по ним без остановки и без единой ошибки. Так он стал владельцем скрипки, стоившей больших денег... В возрасте одиннадцати лет он дал свой первый публичный концерт. Люди были потрясены его виртуозной игрой. Скоро его признали самым искусным в мире скрипачом. Это звание сохраняется за Паганини до сих пор.

http://zhurnal.lib.ru/img/a/arjamnowa_w_n/sh4/portret_n.paganini.jpg

Музыка, музыка... Почему-то считается, что она всегда и для всех благо. Но так ли это? В жизни Паганини она сыграла неоднозначную роль. Вот как в одной книге описывается его первый выход на сцену: «Он появился, держа в одной руке скрипку, в другой — смычок, с бледным лицом, трепещущий от волнения. Однако первый же удар смычка, будто электрическая искра, возвратил его к жизни. Музыка, словно вырвавшись из плена, заполнила собор, вознося с собой и музыкальную душу мальчика. Экстаз, который он переживал, был таким сильным, что к концу выступления Никколо приходил в полное изнеможение, буквально леденел и почти лишался чувств...»
566

Прошло несколько лет — и похожий на ангела мальчик стал молодым человеком. И что же? Всех в зале оторопь берет, когда на сцену торопливым шагом выходит какое-то несуразное существо со скрипкой в руке, похожее одновременно на человека и обезьяну. Сквозь длинные черные волосы проглядывают горящие углями черные глаза. Маэстро так худ, что черный фрак болтается на нем как на вешалке, длинные ноги тонки и кривы, вдеты в несообразно большие туфли... Конечно, временами Паганини нарочно подыгрывал публике, изображая загадочную, демоническую личность, выпячивая несуразности своей фигуры. Начав же игру, он забывал про все на свете, и вот тогда люди становились свидетелями еще более удивительного явления: Паганини и его скрипка превращались словно в одно существо! Он становился ее частью, а она — его. Весь организм музыканта, включая сердце, мышцы, кости и даже потовые железы, охлаждавшие чрезмерный перегрев тела, — все приспосабливалось к игре на скрипке, все работало на музыку!

565
Это поможет скрипачу из Генуи в исполнительском искусстве переступить грань возможного и невозможного. «У него с остальными скрипачами общее — только скрипка и смычок», — скажет о нем один знаток музыки. В самом деле, никто, кроме Паганини, не мог играть на одной струне, как на четырех, а на четырех, как на одной. У него одна и та же нота могла звучать сразу в трех октавах. Скрипка Паганини выводила трели, не  отличимые от пения птиц. Иногда она, словно соревнуясь со своим хозяином
в возможностях, вдруг человеческим голосом произносила какие-то слова.
http://www.stihi.ru/pics/2009/04/11/1590.jpg
Художник Н. Шувалов

 
Нетрудно представить, что делалось в зале, когда выступал Паганини. Стоило ему извлечь из скрипки первые звуки волшебной красоты, как все тотчас забывали про нескладную фигуру музыканта: перед ними представал совершенный человек, соединивший в себе дивный дар и неотразимое обаяние. «Звуки развертывались спокойно, величественно вздымаясь и нарастая... — так описывал свои впечатления немецкий поэт Генрих Гейне, присутствовавший однажды на концерте Паганини, — и все вокруг
развертывалось вширь и ввысь, образуя колоссальное пространство, доступное лишь духовному, но не телесному взору. В середине этого пространства носился сияющий шар, на котором высился гигантский, гордый, величественный человек, игравший на скрипке. Что это был за шар?  Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини. Это был человек-планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вся Вселенная...»

561

Это — слова поэта. Но в жизни Паганини было много прозы. Он не ладил с  отцом, который по-прежнему смотрел на него как на источник доходов.  Скрипач женился на красивой женщине, но в семейной жизни оказался до слез несчастным человеком. Но самой главной проблемой музыканта стало здоровье. Его страстно чувствовавшая душа и несравненный талант были заключены в хрупкую оболочку. Болезни (начиная с того дня, когда его чуть не закопали в могилу живым) преследовали Никколо всю жизнь. В то время, когда ценители музыки, восторгаясь его игрой, млели от удовольствия, сам Паганини испытывал адские боли в своем искривленном позвоночнике. Много раз его укладывали в постель больные почки. Случалось, приступы этой болезни начинались прямо во время игры: он ощущал почки как два раскаленных камня, вогнанных ему в спину. Но со сцены не уходил. И при этом в зале никто не знал, что чудо его игры одновременно есть крик боли и страдания.
Паганини год от года физически слабел. Он часто терял сознание. Случалось, у него горлом шла кровь. Его некогда красивое лицо быстро покрылось морщинами и грубыми складками. К сорока семи годам он потерял почти все зубы. «Не вредит ли скрипка вашему здоровью?» — участливо спросил его один человек. «Уже  нет, — с грустной улыбкой ответил Паганини. — Она отняла у меня все силы...»

Конечно, ответ скрипача — не более, чем горькая шутка. Но ведь недаром говорят, что в каждой шутке есть доля правды. Скрипка сыграла в судьбе великого музыканта почти такую же роль, что и его суровый отец. Невинный сам по себе набор деревянных пластин и струн, она, точно прекрасная, но коварная чародейка сумела ему дать все, что может пожелать для себя человек: богатство, всемирную славу, поклонение миллионов... И она же все, что могла, отняла у него: молодость, красоту, здоровье, жизнь...


572
Это говорится в назидание тому, кто ныне живет и, возможно, сильно досадует, что ему не дано никакого большого таланта. Право, не стоит из-за этого особо горевать. Иметь большой талант — это великое счастье, но, как правило, смешанное пополам с великим страданием. Пример тому — судьба мальчика Никколо, родившегося в переулке (какое символическое название!) Черной Кошки...
 


 
Необычайно виртуозная и прекрасная игра Паганини на скрипке породила множество легенд и мистических рассказов современников. А по-другому и быть не могло, ведь маэстро играл так, что присутствующие в зале дамы падали в обморок, а особо дотошные слушатели всматривались в закулисье, пытаясь там разглядеть второго музыканта, помогающего ему. Но естественно, они ничего не видели, поскольку там никого и не было, и им ничего не оставалось, как списывать эту гениальную игру на происки властелина Преисподней. Паганини оставил после себя 24 каприса, 6 концертов для скрипки, большое количество вариаций, сонат и прочих произведений для скрипки и гитары. Кроме того он оставил множество легенд о себе, о жизни и своем необычайном таланте, которые и по сей день будоражат воображение почитателей его творчества.
 
***
Весной 1824 года скрипач неожиданно посещает Милан, где тут же принимается организовывать свой концерт. После этого он уже с успехом выступает в Павии и родном Генуе. Именно в этом время он вновь встречает свою прежнюю любовь Антонию Бьянку, известную певицу. Через некоторое время у них рождается сын Ахилл.

В этот промежуток времени Паганини очень много времени посвящает композиции, постоянно сочиняя очередные шедевры: «Военная соната», Концерт для скрипки №2 – эти произведения становятся настоящей кульминацией его творческого пути. В 1830 году, после успешного выступления в Вестфалии, он удостаивается титула барона.

В 1839 году Никколо отправляется в Ниццу, где снимает себе небольшой домик и несколько месяцев буквально не выходит никуда из-за плохого самочувствия. Его состояние настолько было ослаблено, что он не мог уже взять в руки свой любимый инструмент. Умер знаменитый скрипач и композитор в 1840 году.
 

 

Рубрики:  Музыкальная классика
ЖЗЛ
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям

ssesorova   обратиться по имени Воскресенье, 27 Марта 2022 г. 18:23 (ссылка)
Спасибо,иногда сетуешь, что своя жизнь трудна...но после напрашивается...а у кого она не трудная..
Ответить С цитатой В цитатник
Stefaniia-Stefa   обратиться по имени Воскресенье, 27 Марта 2022 г. 18:31 (ссылка)

Ответ на комментарий ssesorova

Не стоит в своей жизни ковыряться как хирург в фурункуле. Хорошо бы ещё и обиды забывать через час. Я забываю через день-два. И радоваться каждый день, что ты здоров.
Ответить С цитатой В цитатник