-Рубрики

 -Метки

"женщина у окна в фигерасё". сальвадор дали. 1975 г.) besame mucho chris rea "and you my love" digital aura - rain in june а шо случилось? александр дугин бах берёза с ветром целовалась ваше благородие верховная владычица печали! вооруженных конфликтов всё будет хорошо господа дуглас макгрегор и скотт риттер дыши со мной катаклизмы комедия красавица тоски беспеременной кстати кто ты левитан лиха беда начало любовь любовь моя монолог женщины за рулем не привлекая внимание санитаров но дважды в реку не войдёшь новости с телеги ну что одинокая флейта ой паганини пелагея. романс "не уходи побудь со мною" полный перечень войн пушкин развязанных сша за свою историю реж. леонид гайдай рысь? большая кошка! с песней по жизни. два альбома. самые лучшие русские художники-пейзажисты скоро осень скотт риттер про белоусова смычок и скрипка. дух и плоть. сюрреализм рене магритт фламенко шопен это жесть я вам сыграю

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей: 27838
Комментариев: 23286
Написано: 54862


Сказочник Гофман: из-за чего музыкант и советник юстиции вдруг стал известным писателем

Среда, 03 Ноября 2021 г. 12:45 + в цитатник

Он позвонил в дверной колокольчик вдовы консула госпожи Марк. В этот день, в этот час его жизнь распалась на части - на ту, что была до, и ту, что стала после.

Дверь открыла сама хозяйка - дама лет сорока. Ее лицо осклабилось фальшивой улыбкой: "Господин Гофман? Я - госпожа Марк. Мы с нетерпением вас ждем".

Как же ему не хотелось тащиться на этот урок, но репутация - превыше всего. Гораздо привлекательнее была бы идея отправиться сейчас в трактир, глотнуть живительного "Поморского", а потом примостившись за столом, дописать музыкальную партитуру...

Гофман в трактире

Гофман в трактире

Госпожа Маркус провела его в гостиную. У камина стояли дети - две девочки и мальчик. Дети исподлобья разглядывали маэстро. Он мигом оценил ситуацию: мальчишка по имени Мориц не желает расставаться со своим игрушечным барабаном, Девочка Минна теребит куклу в руках. ради скучной музыкальной грамоты они не хотят расставаться со своими делами.

Гофман взглянул на старшую, Юлию: ей было тринадцать, кудрявая, темноволосая, с большими лазоревыми глазами на нежном личике. Он откашлялся и произнес: "Ну что же, посмотрим, на что вы способны. Начнем со старшей. Насколько мне известно, вы уже учились пению?" и тут же заиграл заиграл.

Юлия Марк (справа) с сестрой Вильгельминой

Юлия Марк (справа) с сестрой Вильгельминой

К его удивлению, девочка послушно запела; поначалу робко, потом смелее, постепенно ее чистый голос обрел силу и чувственность. Гофман взглянул в ее лицо и потрясенно замер: это больше не была девочка-подросток, музыка совершенно преобразила ее, и в потемневших глазах Юлии как будто распахнулась вся беспредельная бездна любви, страсти и страдания...

Окончив играть, он потрясенно заметил: "И чему же я могу научить вас, дитя мое?" Юлия, покраснев и потупившись, тихо сказала: "Пению, маэстро..."

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Эрнст Теодор Амадей Гофман

По дороге домой 35-летний Гофман не мог отделаться от наваждения, которое в нем вызвали обаяние и талант юной Юлии.

Эрнст вырос в огромном мрачном доме бабушки по материнской линии в Кенигсберге - прусском городе, славившемся в конце XVIII века тем, что в местном университете преподавал философию сам Иммануил Кант.

Отец Гофмана, уголовный судья, бросил жену, и она переехала в родительский дом. Маленький Эрнст по-настоящему сдружился только с толстой служанкой Карлой: сладкие марципаны и страшные сказки водились у нее в избытке.

Его учитель, господин Подбельский научил юного Гофмана блестяще играть на фортепьяно и органе, а скрипку и флейту он освоил самостоятельно.

Уже будучи студентом, Гофман изменил свое третье имя - вместо Вильгелма стал Амадеем, выразив тем самым восхищение Моцартом. С этим именем - Эрнст Теодор Амадей Гофман - он и войдет в историю, правда, не как музыкант, а как писатель.

Женился Гофман лишь для того, чтобы не выглядеть "белой вороной" среди сослуживцев

Женился Гофман лишь для того, чтобы не выглядеть "белой вороной" среди сослуживцев

Когда Эрнст исполнял или слушал то, что особенно любил - Моцарта, Глюка или Вебера, то словно забывал обо всем, исчезал из реальности и воспарял куда-то, откуда потом было мучительно трудно вернуться. Иногда, прослушав концерт Моцарта, Эрнст потом полчаса приходил в себя.

Впечатлительного юношу родственники показали доктору. Вердикт был таков: юному Гофману решительно не рекомендовано заниматься искусством. Эрнст поддался здравомыслящему напору родственников, поступил в Кенигсбергский университет и, пойдя по семейным стопам, стал советником юстиции.

Как он ненавидел себя, перебирая бумаги в суде города Познани, куда был назначен после окончания университета! Музыку Эрнст забросил, и единственным его развлечением стал трактир, где он топил свою тоску.

С высокой светлоглазой брюнеткой Марией Теклой Михалиной Рорер он познакомился в Познани. Мише, как ее называли близкие, исполнилось восемнадцать и она была дочерью городского актуариуса.

Женился Гофман исключительно лишь для того, чтобы не выглядеть "белой вороной" среди сослуживцев, после того, как начальник канцелярии ему сказал: "Вам двадцать шесть лет. Самая пора жениться! Вот если заболеете, кто будет за вами ухаживать? Да и по вечерам с женой нескучно, ее можно даже научить играть в вист!"

Эрнст Теодор Амадей Гофман

 

Эрнст Теодор Амадей Гофман

Бедная Михалина наивно надеялась, что выйдя замуж, она переедет с мужем из съемной квартиры в собственный домик, а потом на свою виллу, станет госпожой советницей, окруженной многочисленными детишками...

Как-то на скучном балу Гофман пустил по рукам собственноручно нарисованную карикатуру на прусского генерала фон Цастрова, бывшего адъютанта короля. Зачем он это сделал? Да кто его знает!

Расплата была незамедлительной: особым министерским указом господин Гофман был переведен в провинциальный городишко Плоцк. Это юыла самая настоящая ссылка.

Гофман предпочитал ходить по улицам Плоцка с закрытыми глазами и, как слепой, пользоваться тростью. Однажды он едва не проткнул тростью жандарма - тот долго смотрел на приличного и вполне зрячего господина в мундире советника...

Гофман объяснил стажу порядка, что на унылые пейзажи, покошенные домишки, грязно-желтые воды Вислы и грязных свинюшек ему физически больно смотреть. Выход был один - в петлю. План уже почти созрел у Гофмана в голове, как вдруг пришло милостивейшее разрешение перевестись в Варшаву.

28 ноября 1806 года в Варшаву вступила наполеоновская армия и тысячи прусских чиновников лишились работы. Гофман, оставлявший все деньги в карманах трактирщиков, устроился на работу в театр города Бамберга капельмейстером. С работой дирижера он был знаком с юности.

В театре Гофман расцвел: теперь он занимался всем - от сочинения музыки к оперным либретто, до репетиций с оркестром и создания декораций. Светский Бамберг быстро сообразил, сколь необычен их новый капельмейстер, знающий латынь, греческий, итальянский и французский, сведущий в литературе и живописи, к тому же в совершенстве владеющий искусством ведения беседы.

У новоиспеченного капельмейстера не было отбоя от частных учеников. Он обзавелся новой квартирой, появились лишние деньги. И тут в его жизни случилась катастрофа, и эта катастрофа носила имя Юлия...

Впервые за тридцать с лишним лет он разглядывал с пристрастием свое лицо в зеркале и вдруг обнаружил, что он вопиюще некрасив: слишком широко расставленные глаза, крючковатый нос, огромная плешь, резко очерченный рот, острый выступающий подбородок, тщедушная фигура.

В тот незабываемый для него вечер знакомства с Юлией он сказался жене больным и отказался от ужина.

Теперь он жил от урока до урока, где мог увидеть обожаемую Юлию. Однажды он сел за фортепьяно в доме консульши Марк, стал громко импровизировать на тему композиций Глюка, чтобы не было слышно его слов, и взволнованно сказал Юлии: "Я должен вам сказать одну странную вещь...

Сказочник Гофман: из-за чего музыкант и советник юстиции вдруг стал известным писателем

Третьего дня я брел в одиночестве вдоль реки Регниц, в том живописном месте, где она делится на два рукава, и вдруг меня догнал незнакомец лет пятидесяти...

Слово за слово, мы разговорились о музыке и он пригласил меня в свой небольшой домик, стоявший у подножия холма. Там этот человек извлек из шкафа пожелтевшие страницы партитур - "Орфея", "Армиду", "Алцесту" и "Ифгению в Тавриде". У него оказалось полное собрание сочинений Глюка. Незнакомец сел за инструмент и заиграл. Боже, как он играл! У меня катились слезы, словно в этой музыке я видел свое будущее: любовь, ревность, безнадежность, отчаяние...

"Кто вы, маэстро?" - спросил я. Он ответил: "Я - кавалер Глюк!"

Гофман украдкой бросил взгляд на Юлию - не смеется ли она над ним? Кавалер Глюк умер двадцать лет назад. Нет, она не смеялась, она внимательно и завороженно слушала.

Сказочник Гофман: из-за чего музыкант и советник юстиции вдруг стал известным писателем

После этого странного рассказа Юлия не сочла учителя сумасшедшим, не посмеялась над ним, и не стала его бояться, а наоборот, стала доверять ему больше и с нетерпением ждала уроков.

Он же, поощряемый Юлией стал делиться с ней своими сумасбродными фантазиями. Сколько их роилось у него в голове! Эрнст рассказал Юлии про фантастическое королевство морского царя, про лазоревые острова, про Песочного человека и путешествие с ним в царство сна...

Рассказа Гофмана сопровождала музыка. Юлия полагала, что маэстро делится с ней идеями своих будущих либретто и упивалась сказками, которые обожала слушать.

Сказочник Гофман: из-за чего музыкант и советник юстиции вдруг стал известным писателем

Кстати, поделившись с Юлией своей историей и получив одобрение, Гофман отправил свою первую пробу пера "Кавалер Глюк" в области беллетристики в "Лейпцигскую газету". Критики нашли рассказ превосходным.

В личном дневнике Гофман признается в любви к Юлии. Чтобы жена не догадалась, он называет Юлию "Кунст" (по-немецки "kunst" - значит "искусство"). На пятнадцатилетие Гофман подарил девушке небывалой величины букет роз, чем смутил ее маменьку, и написанный специально для Юлии сонет.

В тот праздничный вечер он отказался вальсировать с Юлией. Ее красота обжигала ему глаза: белое платье с короткими рукавами, темные волосы заплетены в косы и сколоты на затылке и непередаваемое выражение лица - глубокое, нежное и вместе с тем печальное.

Сказочник Гофман: из-за чего музыкант и советник юстиции вдруг стал известным писателем

В семье Гофманов разразился скандал: супруга Эрнста прочла его дневник и разразилась гневной тирадой: где это видано, чтобы мужчина признавался в любви к искусству так, словно речь шла о женщине? Михалина догадывается об одержимости супруга Юлией.

В доме Марк разыгрывается сцена, после которой Гофман дает зарок не появляться больше у них. Ревность накинулась на него словно бешеный цепной пес и было никуда не спрятаться от нее. Однако спустя несколько дней Гофман опять там, у Юлии.

Тем временем консульша Марк, усадив рядом с собой Юлию, которой к тому времени уже исполнилось шестнадцать, завела с ней беседу о том. что их финансовое положение после смерти отца оставляет желать лучшего и есть один молодой человек по фамилии Греппель, превосходный. любезный, элегантный, а главное - богатый, очень богатый коммерсант, владелец одной из крупных фирм в Гамбурге...

Одним словом, Юлия должна... нет, просто обязана ответить ему своими согласием. Юлия выходит замуж. Один из друзей Гофмана, зачем-то передал Эрнсту слова Юлии: "Будь ваш друг немого красивее, я бы могла ответить ему взаимностью...".

Юлия Марк спустя годы

Юлия Марк спустя годы

Следы образа Юлии Гофман "зашифровал" в "Золотом горшке", "Крейслериане", "Коте Мурре"... Менее чем за девять лет он напишет полтора десятка томов полуфантастической прозы. Его будут сравнивать с Руссо, говорить, что он предвосхитил Эдгара По и Бодлера...

Он уже знал, что Юлия несчастна, бездетна, больна и что бесконечные страдания убивают ее душу. А ведь все могло сложиться иначе, если бы не его безобразная внешность, ставшая непреодолимым препятствием для великой любви.

Из своего тела он сделал козла отпущения - он издевался над ним, как мог, не обращая ровно никакого внимания на боли и бесчисленные сигналы приближающейся катастрофы. Несмотря на просьбы и мольбы супруги, Эрнст вливал в себя столько рома, сколько самый здоровый организм не мог выдержать.

Сказочник Гофман: из-за чего музыкант и советник юстиции вдруг стал известным писателем

Писателю было всего сорок шесть лет, когда летом 1822 года у него отнялась одна нога, потом вторая. Следом отказались повиноваться руки. Он лежал прикованный к постели и не мигая смотрел на заплаканное лицо жены.

Врачи поставили ему диагноз прогрессирующий паралич. Даже на смертном одре он сохранил остроумие и силу воображения, диктуя свой последний рассказ "Враг" (оставшийся незаконченным) и анекдот "Наивность"

.https://zen.yandex.ru/doktor_onlain

Рубрики:  ЖЗЛ


Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям