-Рубрики

 -Метки

"белая гвардия". инструментализирование поэзии. "если судьба вручает вам лимон "женщина у окна в фигерасё". сальвадор дали. "здравствуйте 1975 г.) 20 главных тайн мировой истории chris rea "and you my love" аист - птица с душой александр дугин андромеды археологические загадки россии ах восточные сказки по омару хайяму всё будет хорошо главные тайны славянской истории господа дуглас макгрегор и скотт риттер дыши со мной как лев толстой писал «анну каренину» кассиопеи катаклизмы кита и персея. комедия кошка кудабля на прогулке леди совершенство любовь мифология и созвездия цефея монолог женщины за рулем наконец-то не привлекая внимание санитаров новости с телеги ну ох питер пауль рубенс. союз земли и воды побудь со мною" пожалуйста постарайтесь сделать из него лимонад" притчи о знаках зодиака продать душу за гениальность реж. леонид гайдай с песней по жизни. два альбома. саксофон сказки художника жана-батиста монжа танго. кумпарсита. фламенко хасиды. краткий этногенез евреев по льву гумилёву худшие мужья в истории: великие и ужасные чудеса творящая я вам сыграю

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей: 26579
Комментариев: 23177
Написано: 53409


"Клятва Горациев" Жака Луи Давида.

Пятница, 19 Февраля 2021 г. 15:07 + в цитатник

Давид. Клятва Горациев

У Давида не было шансов НЕ прославиться. Он создал такую работу, которая сотрясла мир искусства.

В 1784 году, за 5 лет до Французской революции, он создал «Клятву Горациев». Он написал её для короля Людовика XVI. Но она стала символом бесстрашия революционеров.

Что ее делает настолько уникальной? И почему картина на сюжет из истории римлян, живших в VII веке до нашей эры, так восхищала современников Давида? А главное, с какой стати она будоражит и наши с вами сердца?

Как обычно бывает с такими картинами, многое становится понятным после изучения сюжета.

Давид взял за основу рассказ древнеримского историка Тита Ливия.

Когда-то, 25 веков до этого, соперничали два города: Рим и Альба-Лонга. Постоянные нападения друг на друга ослабляли их. А при этом у обоих был ещё и внешний враг – варвары.

Поэтому правители городов решили унять гордыню и пришли к соглашению. Пусть битва лучших воинов решит их давний спор. И победителем будет тот, чей воин выживет в схватке.

От Рима были выбраны три брата из семейства Горациев. От Альба-Лонга — три брата из семейства Куриациев. Причём семьи были связаны родственными узами. А братья приходились друг другу кузенами.

И вот Давид изобразил, как братья Горации клянутся своему отцу победить или умереть. Причём этой сцены нет в истории Тита Ливия.

Давид. Клятва Горациев (фрагмент)

Давид. Клятва Горациев (фрагмент). 1784.

Однако именно эта выдуманная самим Давидом сцена очень точно показывает мировоззрение древних римлян. Долг перед Родиной важнее долга перед семьей. Задача женщины — подчиняться, а мужчины — воевать. Роль Воина важнее роли Мужа и Отца.

Это было на самом деле так. Древнеримские женщины не имели права вмешиваться в такой порядок вещей. И на картине Давида это очень хорошо отражено.

Мужчины-герои. Все их мышцы напряжены. Они стоят и готовы к бою. Их клятва спасти Рим звучит очень громко. И им неважно, что их дети останутся без отцов, жены без мужей, родители без своих сыновей.

Семья в любом случае понесёт потери, серьезные потери. И никто ничего не готов предпринимать. Долг перед Римом важнее.

Мы видим трёх безвольных и страдающих женщин, которые это понимают. Но ничего не могут сделать…

Давид. Клятва Горациев (деталь)
Жак Луи Давид. Клятва Горациев (деталь). 1784.

Мать братьев обнимает внуков. Это дети одного из стоящих воинов. Его жена сидит ближе к нам. И она — сестра одного из братьев… Куриациев.

Поэтому речь идёт о предстоящем разрушении двух семей, а не одной. У этой женщины погибнет или брат, или муж. Скорее всего, оба.

Посередине мы видим Камиллу, сестру братьев Горациев. Она помолвлена с одним из братьев Куриациев. И ее горю нет предела. Она тоже потеряет или жениха, или братьев. А может, всех.

Но не думайте, что братья Горации готовы бороться, потому что таков долг и нельзя ослушаться отца. А в глубине души их раздирают сомнения. Они также печалятся о возможном вечном расставании с матерью, женой, сестрой. Их отец просит их поклясться, а сам думает: «Зачем мне все это? Это же мои дети».

Нет. Вся трагедия в том, что нет. Ведь мы знаем продолжение этой истории. Что будет с этими людьми дальше, после этой клятвы…

Битва состоится. В живых останется лишь один из Горациев. Рим ликует: он победил.

Воин возвращается домой. И видит, что его сестра Камилла оплакивает своего погибшего жениха, погибшего из семейства Куриациев. Да, она не смогла сдержать слез. Она любила его. Для неё он важнее Рима.

Брата обуял гнев: как она посмела поставить любовь к человеку выше любви к Риму! И он убил свою сестру.

Бруни. Смерть Камиллы
Фёдор Бруни. Смерть Камиллы, сестры Горация. 1824. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikimedia Commons.

Воина решили судить. Но в его защиту выступил отец, чьей дочерью была и Камилла! Он просит суд простить Горация, так как он поставил долг перед Родиной выше любви к сестре. И был прав, убив ее…

Да, иные времена, иные нравы. Но дальше мы поймём, что у нас с ними есть кое-что общее. А пока предлагаю посмотреть, у кого Давид черпал вдохновение и в чем же уникальность его работы.

Кто вдохновлял Жака Луи Давида

Давид противопоставил мужскую силу и боевой дух женской мягкости и привязанности к семье.

Этот очень сильный контраст заложен в самой композиции картины.

Мужская «половина» картины вся выстроена на прямых линиях и острых углах. Мужчины вытянуты, мечи подняты вверх, ноги стоят врозь. Даже взгляды прямые, пронзающие пространство.

Клятва Горациев: в чем уникальность шедевра Жака-Луи Давида

А женская «половина» текучая и плавная. Женщины сидят, полулежат, их руки написаны волнистыми линиями. Они зрительно находятся ниже и как бы в подчиненном положении.

Видим мы и цветовые особенности. Одежда мужчин ярких оттенков, женщин — блеклых.

Клятва Горациев: в чем уникальность шедевра Жака-Луи Давида
Жак Луи Давид. Клятва Горациев (деталь). 1784.

При этом пространство вокруг аскетичное и… мужское. Плитка пола и арки со строгими колоннами дорического ордена. Давид как бы подчеркивает, что этот мир подчинён мужской воле. И на таком фоне слабость женщин ещё больше ощущается. 

Впервые эффект изображения противоположностей стал использовать в своих работах Тициан. За 2,5 века до Давида.

Особенно яркий контраст красивого и безобразного мастер эпохи Возрождения использовал в картинах с прекрасной Данаей и омерзительной служанкой.

Тициан. Даная
Тициан. Даная и золотой дождь. 1560-1565. Музей Прадо, Мадрид. Wikimedia Commons.

Конечно, не обошлось без влияния Пуссена, создавшего стиль классицизма ещё в XVII веке, за 1,5 столетия до Давида.

У него мы даже можем встретить римских воинов, которые явно своими позами вдохновили Давида на создание «Клятвы Горациев» (в левом нижнем углу).

Пуссен. Похищение собинянок
Никола Пуссен. Похищение сабинянок. 1634. Лувр, Париж. Artchive.ru.

Поэтому и стиль Давида называется неоклассицизмом. Ведь он строит свои картины на живописном наследии Пуссена и мировоззрении античного мира.

Рубрики:  Живопись и графика
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 7 пользователям