-Метки

"если судьба вручает вам лимон "женщина у окна в фигерасё". сальвадор дали. 1975 г.) besame mucho digital aura - rain in june александр дугин археологические загадки россии берёза с ветром целовалась верховная владычица печали! вооруженных конфликтов всё будет хорошо господа дуглас макгрегор и скотт риттер дыши со мной запугать и обезжирить катаклизмы комедия кошка красавица тоски беспеременной кстати левитан любовь любовь моя м. и. глинка "вальс - фантазия" монолог женщины за рулем наконец-то не привлекая внимание санитаров но дважды в реку не войдёшь новости с телеги ну ну что паганини пелагея. романс "не уходи питер пауль рубенс. союз земли и воды побудь со мною" полный перечень войн постарайтесь сделать из него лимонад" пушкин развязанных сша за свою историю реж. леонид гайдай с песней по жизни. два альбома. самые лучшие русские художники-пейзажисты сказки художника жана-батиста монжа скоро осень смычок и скрипка. дух и плоть. сюрреализм рене магритт фламенко человек шопен я вам сыграю

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 54438


Почему Амур превратился в младенца: ангелы и купидоны в изобразительном искусстве?

Пятница, 09 Октября 2020 г. 17:17 + в цитатник
Ангелы Ф. Буше иногда изображались без привычных крыльев

Ангелы Ф. Буше иногда изображались без привычных крыльев

Этот милый художественный образ – пухлого крылатого младенца – всем хорошо известен, ведь он является самым растиражированным символом романтической любви в массовой культуре.

Но, как и все в искусстве, персонаж купидончика уходит корнями в древнюю мифологию и, конечно, имеет собственную историю.

Все они – купидоны, амуры и маленькие ангелочки, связаны между собой, просто являются проявлением разных культур, языческой или христианской.

 

Pompeo Batoni (Italian, 1708-1787), Diana & Cupid, 1761
Pompeo Batoni (Italian, 1708-1787), Diana & Cupid, 1761

Изначально, Амур – это юный бог первого чувства. По легенде, он являлся сыном Марса (Ареса) и его любовницы Венеры (Афродиты), поэтому в нем и сошлось две непростых стороны любви: страсть и романтика. Амур вооружен луком и волшебным стрелами, а у жертв его проказ нет никаких шансов, кроме как поддаться его любовной магии.

В. Бугро. Амур и Психея

Иногда Амур так и изображался – светлооким юношей, похожим на мать. Но со временем образ его потерпел изменения, Амур вдруг стал крылатым путти – так назывался божок в виде ласкового, игривого младенца.

Купидон – та же ипостась Амура, но более ранняя (считается, что это греческая версия римского Амура). Превращение молодого бога в младенца произошло в Эллинистический период античности.
Вильям Бугеро. Девушка, сопротивляющаяся Купидону 1880
Вильям Бугеро. Девушка, сопротивляющаяся Купидону 1880

Окончательно он закрепился в эпоху Возрождения. Чудные ангелоподобные создания появляются на картинах, фресках и лепнине Ренессанса, барокко и рококо.

Диана и Купидон. Батони Помпео.

И в последующие годы художники часто изображали маленького героя. Например, Франсуа Буше изображал его именно в таком полноценном образе, каким рисует нам воображение.

Франсуа Буше – Музыцирующие путти 1768. 51x134
Франсуа Буше – Музыцирующие путти 1768. 51x134

Вот они – прекрасные маленькие ангелы, которые, однако, не такие уж дети, на самом деле. Они выглядят как младенцы, но культура наделяет их недетским поведением. Хотя они жеманничают, шалят и играют – они все же маленькие боги, знающие, чем способна обернуться их любовная магия.

Амур и Психея. Вильям Бугро

 

Но все свои фривольные привычки и шалости купидоны и путти теряют в христианском контексте. Часто Мадонна изображалась в обществе вроде бы тех же самых амуров, но это, конечно, совсем другие герои. Художники помещали ангелов рядом с младенцем Иисусом, чтобы они вместе играли под пристальным взором матери.

Рафаэль Санти – Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем 1513-14.
Рафаэль Санти – Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем 1513-14.

Порой в образе младенцев с крыльями изображались святые, позже оказавшие влияние на христианскую идеологию.

Каким бы ни был посыл маленького героя, крылатый младенец всегда говорит о нежности и любви. Купидоны, амуры, ангелы и путти – одни из самых интересных образов в искусстве, делающих историю каждого шедевра чуть милее зрителю.

https://zen.yandex.ru/id/5d5a93c8d11ba200ad993ddb



Кто такой Купидон на самом деле: факты о боге любви, которых мы не знали (4 фото)

 

Кто такой Купидон на самом деле: факты о боге любви, которых мы не знали

 

Метаморфозы Купидона В древнегреческих источниках, откуда впервые мы и узнали о нем, Купидона называли Эросом или Эротом (в зависимости от перевода) В самых ранних источниках (космогонии, самые ранние философские тексты) он – один из примордиальных четырех богов, создавших космос. Среди них, кроме Эроса, еще Хаос, Гея и Тартар. Более поздние источники говорят об Эросе как о сыне Афродиты то ли от Урана, то ли от Ареса. В римскую традицию Купидон или Амур перешел сыном Венеры (Афродиты) и Марса (Ареса). В конечном счете у более поздних, практически средневековых поэтов и трубадуров Купидон представлен как ребенок с луком и стрелами, часто ослепленный. В раннем греческом искусстве Эрос же изображался молодым мужчиной – воплощением страсти и сексуальной силы. Древняя Греция и Рим В Древнем Риме у бога любви было два имени, как и сегодня. Оба значения этих имен напрямую связаны с любовью. Купидон происходит от латинского слова Cupido, что означает «желание». Другое латинское имя Купидона – Амур – происходит от латинского слова «любовь». Как выглядел Купидон у греков, мы описали выше. Однако после Эллинистического периода, который закончился около 31 года до нашей эры, когда Рим завоевал Грецию, этого бога стали изображать маленьким полнощеким мальчиком, который знаком каждому современному человеку, особенно в преддверии Дня святого Валентина.

 

Непостоянство любви

Кто такой Купидон на самом деле: факты о боге любви, которых мы не знали (4 фото)

 

Непостоянство любви стали изображать двухконечной стрелой Амура. Один конец – золотой, наполнит сердце искренней и страстной любовью, другой – медный, остудит влюбленное сердце. Стоит отметить, что двойственная природа любви отражалась и в древнегреческой мифологии, где у Эроса был брат-близнец – Антерос. Антерос был богом взаимной «ответной» любви, он не отличался страстностью, скорее наоборот, был хладнокровным и мстил тем, кто не отвечает на искренние чувства и особенно тем, кто насмехается над ними. Средневековье Лук и стрелы были у Купидона и в период классицизма, однако огромное внимание им стали уделять в период раннего Средневековья. Тогда же Купидона начали ослеплять, символизируя тем самым непредсказуемый характер любви – ей подвластны все вне зависимости от возраста, пола и положения в обществе.

 

Ослепленного повязкой Купидона можно встретить в пьесах Шекспира. После того как христианство стало фактически единственной формой культуры в Европе в Средние века, бога любви пытались изображать скорее демоном, нежели ангелом. Он был «демоном внебрачной связи», обольстительной злобной фигурой, сбивающей людей с пути истинного. Его колчан стал символом развращенного ума, лук – символом обмана, стрелы – яда, а факел – горячей порочной страсти.

 

Амур и Психея

Кто такой Купидон на самом деле: факты о боге любви, которых мы не знали  Одним из самых популярных классических мифов было повествование о любви Эроса и Психеи – смертной прекрасной девушки. Этот миф увековечил в своем романе римский писатель и поэт Апулей. Психея была настолько прекрасна, что сама Афродита стала завидовать ее красоте. Ревнивая богиня послала к девушке Эроса, чтобы он заставил ее сердце запылать страстью к самому уродливому существу на земле. Девушку оставили на краю утеса, где ее должен был встретить монстр и забрать в жены. Однако Эрос, увидев Психею, смиренно ожидающую свою жестокую судьбу, сжалился над девушкой и унес ее с утеса. Эрос стал приходить к девушке, но лишь под покровом тьмы, так как не хотел, чтобы она узнала, кто он. Он взял с девушки обещание не пытаться разведать, кто он. Ревнивые сестры Психеи прознали об ее спасении и любви к таинственному спасителю и решили обхитрить сестру. Они сказали Психее, что ее тайный любовник – жуткое чудище, и убедили ее взглянуть на него, пока он спит. Психея зажгла масляную лампу и взглянула на Эроса.

 

Он оказался настолько прекрасным, что девушка залюбовалась им настолько, что не заметила, как масло от лампы потекло на плечо бога любви. Эрос, увидев, что Психея предала его, покинул ее и исчез. Расстроенная Психея бросилась вслед за возлюбленным, долго искала его, скитаясь по всему миру, пока не решилась обратиться за помощью к Афродите. Разгневанная богиня захотела поиздеваться над девушкой, давая ей одно невыполнимое задание за другим. Однако Психея не сдавалась и справилась со всеми заданиями не без помощи сверхъестественных сил, сжалившихся над нею. Эрос, узнав о том, что его любимая так долго его искала и перенесла столько мук и страданий, даже спустилась в ад, отправился к Зевсу просить о том, чтобы Психее был дан статус бессмертной. Зевс послушал его, и Психея отправилась жить на Олимп вместе с Эросом. У них родилась дочь Гедония (в римской традиции Волупия) от слова «сладострастие».

 

Купидон в искусстве

Кто такой Купидон на самом деле: факты о боге любви, которых мы не знали (4 фото)

Кто такой Купидон на самом деле: факты о боге любви, которых мы не знали 

 

Амур всегда был одним из любимых сюжетов поэтов, художников, музыкантов и скульпторов. С возобновившимся интересом к гуманизму классического искусства художники эпохи Возрождения изображали Купидона как вполне реалистического ребенка. Однако он неумолимо становился все моложе и моложе. На некоторых картинах мастеров итальянского и северного Ренессанса Купидон был изображен не просто малышом, но даже младенцем. В период развития итальянского Ренессанса многие художники начали изображать несколько Купидонов на одной картине. Этот прием стал известен как amorini, или амуры. Порой амуры (которых называли еще и putti – ангелочки) попадали даже на библейские изображения, например на «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля.

 

Купидон в современной культуре

 

С кудрявыми волосами, красными губками, крошечными крыльями, стрелой с наконечником в форме сердца Купидон является культовой и узнаваемой фигурой в современной массовой культуре. Чаще всего его можно заметить на валентинках, коробках конфет и мягких игрушках, но не стоит забывать про глубокое художественное наследие этого исторического символа. Купидон остается актуальным и в современном искусстве. Например, популярный поп-арт дуэт муж и жена Класа Олденбурга и Косье ван Брюгген установили популярную скульптуру в Сан-Франциско. Скульптура называется «Охват Купидона» (Cupid’s Span), что очень даже символично, ведь вдохновленные Купидоном предметы и произведения искусства создавались и все еще создаются уже на протяжении тысяч лет, доказывая тем самым, что бог любви и искусство всегда были идеальной парой.

Источник: https://nlo-mir.ru/bezrubriki/kto-takoj-kupidon.html

 

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Эрот (Эрос), греч., лат. Амур, Купидон — бог любви или сама любовь; согласно древним мифам, Эрот — воплощение всеоживляющей силы, родившейся из первоначального Хаоса, по более поздним, — сын Ареса и Афродиты (или Ириды и Зефира, или сын Зевса).

Не будем удивляться, что в мифологии существуют разные взгляды на происхождение и характер Эрота. Что мы, собственно, знаем о происхождении любви? Если мы думаем, что она стара как мир, то ведь и Гесиод утверждает то же самое: Эрот родился одновременно с богиней земли Геей. Мы считаем, что без любви не было бы жизни на земле — по Гесиоду, именно Эрот соединил разрозненные первоначала всех вещей, из которых возникли все живые существа: боги, люди, животные. Мы считаем, что любовь неодолима, что она приносит с собой радости и страдания — именно таков сын Афродиты Эрот, вездесущий и всемогущий: вооруженный луком и стрелами, он витает на золотых крыльях повсюду, выискивая себе жертвы; тот, кого он ранит стрелой, обречен на любовь, и его ждут радости или горести — или и то и другое. Опыт любви объясняет, почему люди почитают Эрота, воспевают и проклинают его.

Верховный бог Зевс отлично знал, что натворит Эрот, появившись на свет; знал также, что сам он окажется жертвой его стрел. Поэтому Зевс решил погубить Эрота, как только он родится. Но Афродита спрятала младенца Эрота в непроходимой чаще, куда не проникало даже око Зевса, и там его вскормили своим молоком свирепые львицы (может, поэтому он не лишен жестокости). Когда Эрот вырос, он вернулся на Олимп, и все боги радостно приветствовали очаровательного кудрявого мальчика. Эрот стал верным помощником Афродиты. Работы у него было более чем достаточно, ведь он вмешивался в жизнь чуть ли не каждого бога и человека. Как рассказывают поздние мифы, ему даже пришлось взять себе в помощь маленьких эротов или амуров, своих братьев; братом Эрота был также Антэрот, бог взаимной любви, которого Овидий называл мстителем отвергнутой любви.

Однако без помощи Антэрота перед любовью был бессилен и сам Эрот. Нам известно несколько рассказов о любовных приключениях Эрота. Например, вопреки воле Афродиты Эрот влюбился в прекрасную Психею, и эта любовь принесла обоим влюбленным немало страданий.

эроты

В античности (особенно поздней) Эрот был одним из наиболее часто изображаемых богов, он присутствует почти во всех сценах, связанных с любовью. Из античных скульптур наиболее известны так называемый «Эрот Ченточелльский», римская копия греческого оригинала 4 в. до н. э., приписываемого Кефисодоту, отцу Праксителя, и «Эрот, натягивающий лук», римская копия статуи Лисиппа 4 в. до н. э., а также «Спящий Эрот», эллинистическая бронзовая статуя 3 или 2 в. до н. э., и скульптурная группа «Амур и Психея» 2 в. н. э.

В искусстве нового времени изображениям Эрота (Амура, Купидона) несть числа, среди их авторов: Тициан, Бронзино, Манфреди, Караваджо, Рубенс, Буше, Фрагонар, Жерар и многие другие. В картинной галерее Пражского Града находятся картины «Торжествующий Амур» Джентилески (нач. 17 в.) и «Завтрак Амура» Манеса (1850), не считая бесчисленных Амуров и Купидонов на фресках почти во всех феодальных замках Чехии и Словакии.

Из статуй упомянем хотя бы «Купидона» Бушардона (1750), «Амура с мотыльком» Шоде (1802), «Спящего Амура» М. Козловского, рельеф Торвальдсена «Купидон и Ганимед» (1831) и «Купидона» Родена. Одна из главных достопримечательностей Лондона — очаровательный «Эрот» Джильберта (1893), украшающий площадь Пиккадилли-Серкус; но это — общепринятое разговорное название памятника известному филантропу Шафтсбери, основателю интернатов для сирот и детей с физическими недостатками.

Иносказательно Эрот — любовь:

«…Нашли к тебе дорогу
Веселость и Эрот».
— А. С. Пушкин, «К Пущину», (1815).

Рубрики:  Легенды и мифы

Понравилось: 3 пользователям