-Метки

"белая гвардия". инструментализирование поэзии. "если судьба вручает вам лимон "женщина у окна в фигерасё". сальвадор дали. 1975 г.) 20 главных тайн мировой истории chris rea "and you my love" аист - птица с душой александр дугин ангелы. небесные вестники. андромеды археологические загадки россии ах берёза с ветром целовалась верховная владычица печали! восточные сказки по омару хайяму всё будет хорошо всё могут короли господа дуглас макгрегор и скотт риттер дыши со мной как лев толстой писал «анну каренину» катаклизмы кита и персея. комедия красавица тоски беспеременной леди совершенство любовь м. и. глинка "вальс - фантазия" мифология и созвездия цефея монолог женщины за рулем наконец-то не привлекая внимание санитаров новости с телеги ну ну что пелагея. романс "не уходи питер пауль рубенс. союз земли и воды побудь со мною" постарайтесь сделать из него лимонад" притчи о знаках зодиака продать душу за гениальность пушкин реж. леонид гайдай сказки художника жана-батиста монжа смычок и скрипка. дух и плоть. танго. кумпарсита. фламенко чем отличается православие от католицизма чудеса творящая я вам сыграю

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Stefaniia-Stefa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2016
Записей:
Комментариев:
Написано: 53561


«Можно ли быть «лучом света» и бегать к любовнику через заднюю калиточку?»

Суббота, 18 Июля 2020 г. 14:52 + в цитатник
Смайл улыбается (90x70, 46Kb)

Да, это хорошо знакомая всем Катерина из пьесы А.Н. Островского «Гроза». Ученики мои нестандартные, у меня «школа общего режима», в колонии, и на уроках у меня взрослые люди, с житейским опытом и непростой судьбой. Поэтому уроки у нас чаще всего разнообразные, да, и непростые, потому что, как сказал один из учеников: «Школа – здесь это единственное место, где я могу сказать то, что думаю, и ничего мне за это не будет», – а потом, просмеявшись, добавил: «Да ещё и пятёрку поставят – за оригинальность мышления!»

Конечно, читать пьесу мало кто кинулся, но у меня есть хорошая подборка экранизаций и записей спектаклей, и мы за несколько уроков просмотрели спектакль, а потом злой обитатель «камчатки» сказал:

– А хотите, я своими словами современным языком перескажу, что там происходит?

Класс, ожидая разнообразия в спокойной жизни, дружно выразил своё «хотение», и ученик изложил своё мнение:

– Значит, выскочила тёлка молодая, ни ума, ни профессии, за бизнесмена, родители и рады её сбыть, такую, всё равно ничего не делала, молилась да цветочки поливала! Муж вроде к ней с любовью, а она и морду воротит, простоват, мол, ты, Тиша! Муж только в командировку, а она к городскому, тилигентному, в галстуке, он и стишок вотрёт, и по соответствующим зонам в нужном месте погладит!

Гроза» в иркутском драмтеатре
Гроза» в иркутском драмтеатре

Ну, и угладил! Только ума у неё не великая сила – возьми да брякни мужу, что гуляла! То ли грозы испугалась, то ли совесть заела, Бог всё видит!

– А дальше автор расписывает её страдания – муж легонько побил, старуха её поедом ест – интересно, она демонстраций поддержки от феминисток ждала? – подхватывает рассуждения сосед.

– Да и хахалю она не сильно нужна, это называется «поматросил да и бросил», а что, вмешиваться – по мордам от местных получить можно, так он и сваливает!

Я выставляю на экран цитату Добролюбова, который увидел Катерину «лучом света в темном царстве русской действительности», а характер ее считает «созидающим, любящим, идеальным».

Ижевский молодёжный театр
Ижевский молодёжный театр

Последнюю фразу о том, что Катерина протестует против «кабановской" нравственности, а её смерть – вызов самодурной силе», вызывает истерический хохот, и кто-то умный ядовито добавляет:

– Изменила мужу в знак протеста против самодержавия и крепостничества!

Чтобы не доводить ситуацию до абсурда, я не стал цитировать Писарева с его беспощадным приговором:

– Совершив много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и величайшую нелепость.

Ну, Писарев у нас революционер, ему бы баррикаду на базаре да вечный двигатель в пулемёт переделать!

А Катерину жалко, ведь действительно полюбила другого, не такого, как в городке, наверно, представила, какой ласковый, вот и не выдержала…

А ведь действительно счастлива!
А ведь действительно счастлива!

Поэтому я выведу на экран точное, мудрое размышление А.И. Гончарова, который увидел, что это «увлечение нервной, страстной женщины и борьба с долгом, падение, раскаяние и тяжкое искупление вины, — все это исполнено живейшего драматического интереса и выведено с необычайным искусством и знанием сердца».

– А ведь действительно, – скажу я классу, – не просто на пару поцелуев сбегала, ведь полюбила, не выдержала, и мается теперь, и стыдно, и счастлива была хоть на миг, и кается…

А мне орут в ответ – памятливые, свою беду не забыть:

– Да, кается, а сама просит, чтобы любовник с собой взял, когда уедет! Знаем мы таких кающихся, сами в суде каялись!

Нет, мои ученики не простили Катерину, не согласились ни с одним критиком (да, у многих моих за плечами суд, развод, детей не увидеть, выписка из квартиры…)

Нет здесь ни луча света, ни раскаяния, а предательство – грех тяжкий.

А что касается заголовка – «бегала через калиточку…», так один из моих учеников в простоте написал в сочинении ещё круче: «Хорошо баба жизнь устроила, лазала к хахалю через задний проход!»

А возразите!
https://zen.yandex.ru/id/5e26fee55d636200acbd2f4f

Рубрики:  Литература и публицистика


Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям