Ирландские оборотни-вервольфы |
Образ человека-волка — вервольфа — встречается в фольклоре почти всех европейских народов. Хитрый и коварный, как человек, но яростный и кровожадный, как волк, он наводил ужас на людские селения задолго до того, как всемогущий кинематограф наделил его обоймой новых пугающих особенностей: неуязвимостью к любому оружию, кроме серебра, способностью мгновенно залечивать раны и свойством передавать вирус ликантропии при укусе.
Были свои вервольфы и в фольклоре Ирландии. Звались они фаолады (более точное произношение: фуэлах) или конрихты. О фоаладах рассказывают множество противоречивых легенд: кто-то считает их защитниками слабых, кто-то — лютыми и жестокими убийцами. В любом случае, это — довольно необычные оборотни. Хотя бы потому, что не во всех преданиях они меняют шкуру по-настоящему.
Наверное, наиболее известная рукопись, повествующая о фаоладах, принадлежит перу британского священника Гиральда Камбрийского. В ней он описывает свою личную встречу с волком-оборотнем, которая произошла на ночном привале, во время путешествия Гиральда по Ирландии. Волк смело подошел к огню и заговорил человеческим голосом. По его словам, родом он был из королевства Осрайге (или, в английском варианте, Оссори), что лежало в древности между Мунстером и Лейнстером, и люди этого королевства прогневили святого Наталиса Ольстерского. За что и были прокляты: каждые семь лет один мужчина и одна женщина надевают шкуру волка и уходят прочь от людей, живут как дикие звери. И если им удастся выжить — через семь лет возвращают себе людской облик, а двое других становятся волками им на замену.
Причина, по которой же этот волк вышел к остановившимся на ночлег священникам, была в том, что его жена-волчица лежала при смерти, и оборотень просил божьих людей отпустить ей грехи и сослужить последнюю службу. На что Гиральд с неуверенностью, но согласился. После чего благодарный волк вывел его самого и его спутников из лесу, и по пути сделал несколько пророчеств о грядущих судьбах Ирландии.
Однако тремя веками ранее о волках из Осрайге, по-видимому, рассказывали куда менее миролюбивые и трогательные истории. В летописях валлийского историка Ненния, фаолады — это потомки волка, но при том все же люди. Первым из них был легендарный воин-вервольф Лайнех Фаэлад, родственник королей Осрайге, который оборачивался волком и ходил резать стада на манер настоящих волков. Его многочисленное потомство унаследовало ту же черту, но в довольно своеобразной форме: чтобы принять облик зверя, они выходили из собственных тел, оставляя те лежать, точно трупы, и вселялись в волчью плоть. Друзья и родственники фаоладов, зная о их способностях, старались не тревожить спящих или же пребывающих в трансе колдунов-оборотней. Если убить волка, когда тот будет пожирать мясо — оставленное им человеческое тело также найдут с кровавой трапезой во рту. И если пошевелить или передвинуть тело человека-оборотня, пока он разгуливает в волчьей шкуре — его душа уже никогда не найдет дороги обратно.
Кстати, эту вторую легенду часто связывают с ирландскими мифами о фениях. Сами фении — явление вполне историческое: это название носили ирландские банды наемников, состоявшие, в основном, из обнищавших или лишенных наследства молодых аристократов. Обитали они, по большей части, в диких местах, что приравнивало их к зверям в сознании общества. Кроме того, волк как символ воинской доблести, боевой ярости и сексуального потенциала наверняка был в чести у этих изгоев, что дает основания предполагать, что фении, примерно как и римские пехотинцы-велиты, носили волчьи шкуры в знак отличия.
В легендах же знаменитая Фиана под предводительством могучего Финна Маккула совершала множество блистательных боевых подвигов во славу родины, путешествовала в потусторонний мир фейри, побеждала великанов, ведьм и колдунов, иногда при этом — в волчьих шкурах. А потому вполне вероятно, что умение, подобно северным берсеркерам, оборачиваться волками было одной из сверхспособностей этой воинской касты.
Самая мрачная и страшная из легенд о фаоладах также называет их оборотнями-наемниками. Эти яростные и не ведающие страха воины соглашались воевать за любого короля, который платил уговоренную цену. Но не каждый рисковал нанимать их, поскольку брали он плату не золотом и серебром, а плотью новорожденных младенцев.
Однако существует и еще один необычный рассказ человека по имени Тисс из Кальтербруна, известного также как Ливонский Оборотень, который признавался в том, что он — оборотень-вервольф. Но при этом утверждал, что вервольфы — это Псы Божьи, и что трижды в год они ходят в Ад, лежащий за морем, чтобы вернуть украденные колдунами зерно и скот. И если они не сделают этого — придет голод и великий неурожай. И хотя Ливонский Оборотень не был ирландцем, в этой истории можно усмотреть связь с традициями кельтского праздника Лугнасада, во время которого юный и отважный бог Луг отправлялся в подземный мир фоморов, чтобы похитить у них урожай.
Кстати, забавно, что, на мой взгляд, оборотнем можно назвать и величайшего из ирландских мифологических героев — Кухулина. В сущности, его возничий Лаэг именно так и называет его, особенно когда, по просьбе самого Кухулина, пытается разжечь его пыл насмешками. Хотя, конечно, входя в свой знаменитый боевой раж, Кухулин — «Пёс Кулана» — превращался отнюдь не в волка, и даже не в пса, как можно было бы подумать, но в ужасающее искаженное существо с вывернутыми мышцами и членами, искривленным лицом, стоящими дыбом волосами, бьющей фонтаном из макушки кровью и ревущим над головой пламенем. В общем, видевшим это было бы отрадней узреть самого страшного из волков или даже всех ужасных потомков Лайнеха Фаэлада разом.
Рубрики: | Легенды и мифы |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |