Роботы прошедших эпох. Старинные автоматоны - шедевры изобретательства и мастерства. |
Механические куклы — популярное направление декоративно-прикладного искусства, объединившее точную науку и творческую фантазию. Мечта создать куклу, которая могла бы оживать, двигаться и говорить, будоражила воображение людей.
В ХVIII–ХIХ веках появились механические куклы и многофигурные композиции, где каждая кукла исполняла свою роль. Механические куклы копировали пластику живых людей, удивляя и поражая зрителей. Эти очень красивые механические куклы с фарфоровыми лицами и руками, в одежде из дорогих тканей, со сложными механизмами и музыкальными приспособлениями в корпусе или подставке не были предназначены для детских игр, они служили развлечением для взрослых.
Иногда автомат представлял из себя часы с движущимися фигурками или целые сюжетные композиции, например, сцену казни.
Куклы изображали людей и животных, занятых каким-либо делом: играющих на музыкальных инструментах, пишущих или танцующих.
Старинные механические движущиеся куклы в экспозиции Morris Museum of Art
Самый старинный пишущий автоматон- механическая кукла, сделанная из резного дерева Jaquet-Droz в 1772 году
Автор и его создания
Пишущий и рисующий мальчик Henri Maillardet
Так эта механическая кукла пишет и рисует.
Старинный японский писец.
Кукла приносящая чай, тя-хакоби ниньгё.
Это уникальный деревянный механизм.
Назначение: Кукла, обслуживающая гостя во время чаепития – это одна из самых известных и сложных «каракури». Состоятельные горожане любили ее за то, что она помогала легко установить контакт с гостем, завести непринужденную беседу, «растопить лед». Деловые переговоры проходили гораздо легче, если им предшествовал такой ритуал.
Принцип действия: «Чахакоби нинге» держит в руках поднос с чашкой чая. Кукла подходит к гостю и предлагает ему чай. Когда гость берет чашку, деревянный человечек услужливо замирает, ожидая, когда на поднос поставят пустую чашку. Затем кукла разворачивается и возвращается на исходное место.
Она и многие другие сохранившиеся старинные японские куклы выполнена в стиле «кракури нинге».
В переводе с японского «каракури» – это «сложное механическое устройство», а «нинге» («кукла») обозначается двумя японскими символами и означает «человек» и «форма». Чтобы привести в движение «каракури нинге», использовали энергию текущей воды, пересыпающегося песка и даже горячего пара. Тем не менее главным энергоносителем для «каракури» всегда оставался часовой механизм. Он в наибольшей степени соответствовал основному принципу «каракури нинге»: источник энергии был скрыт от взглядов зрителей, кукла двигалась, как живая.
К «каракури» относились не как к изобретению или механической игрушке, а как к чему-то живому, вещи в себе. «Каракури» не разрешалось разбирать, интересоваться внутренним устройством механизма было не принято.
Изготовление «каракури» требовало исключительного мастерства. Куклы делали из натурального дерева, без единого гвоздя.
Мастера «каракури», всесторонне образованные люди, подобно античным мудрецам, были математиками, астрономами, химиками, врачами и искусными ремесленниками одновременно. Они были вынуждены вести отшельнический образ жизни, их тщательно охраняли, чтобы не допустить распространения «разрушительной силы знаний».
Китай тоже славится уникальными автоматическими куклами.
Автоматоны и часы из Императорской коллекции в Пекине
Предсказатель судьбы – самый распространенный сюжет среди механических кукол.
У этого оракул, выполненного китайскими мастерами около двадцати разных рисунков.
Самый известный в России художественный механизм – часы с павлином из эрмитажной коллекции. Уникальность этих часов в том, что они до сих пор находятся в рабочем состоянии (часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 13:00)
История эрмитажных часов Павлин началась в 1777 году, когда в Петербург с визитом прибыла герцогиня Кингстон. В честь богатой и знатной гостьи в русской столице давались балы.
Г.А. Потемкин, встречаясь в свете с герцогиней, узнал о роскошных механизмах Джеймса Кокса. Отдавая дань страсти Екатерины II к собирательству, князь заказал знаменитому мастеру монументальный автомат с часами для Эрмитажа императрицы.
Для быстрейшего исполнения дорогого русского заказа Кокс, финансовые дела которого шли не лучшим образом, решил использовать уже готовый автомат дублинской лотереи с фигурой павлина. В композицию были включены белка, петух, сова и часовой механизм, циферблат которого был помещен в шляпку гриба.
Часы были привезены в Россию в разобранном виде. Русский механик И.П. Кулибин по просьбе Г.А. Потемкина собрал и слегка отреставрировал часы.
С 1797 г. и по сегодняшний день часы с павлином являются одним из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа. К тому же — это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.
Рубрики: | Антиквариат, зАмки и замкИ КЛАДЫ и ПОИСКИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |