Печерск получил свое название от Киево-Печерской Лавры, а Липки — от шикарной липовой аллеи, которую в XVII веке разбили для Кловского дворца вдоль современной улицы Липской. Но активно строящиеся особняки киевской знати со временем потеснили ароматную «изюминку» Печерска.
"Шоколадный домик" - так в Киеве любовно называют один из знаменитых печерских особняков, некогда принадлежавший меценату Могилевцеву.
Сколько раз я проходила мимо этого удивительного здания, расположенного на улице Шовковичной на тихих и уютных киевских Липках! Сколько раз любовалась его утонченными формами, его причудливой лепниной! А вошла в него только недавно. Это и не удивительно.
Особняк, который в течение доброго десятка лет находился в состоянии летаргического ремонта и реставрации наконец-то открылся для посетителей.
Этот двухэтажный особняк традиционно коричневого цвета, с многочисленными скульптурными украшениями, созданный известным архитектором Владимиром Николаевым, прозван киевлянами "шоколадным домом". Действительно, благодаря цвету, все те львиные морды, гирлянды из цветов и плодов кажутся сделанными из дорогого фигурного шоколада.
Несомненно, это одно из самых загадочных зданий в городе. Долгое время этот романтический домик принадлежал купцу 1-й гильдии Семену Могилевцеву (1846-1917). Любознательные киевляне, теряясь в догадках, пытались найти объяснение тому, почему один из самых богатых людей Киева, щедрый благотворитель, директор-казначей городского кредитного общества, глава Киевского биржевого комитета и глава совета старейшин Киевского российского купеческого собрания (по всем признакам – выгоднейший жених) так и не обзавелся семьей? А все свое имущество завещал многочисленным племянникам. Им было невдомек, почему такой обеспеченный человек, которому исполнилось всего-то чуть больше пятидесяти, жил один в особняке-сказке, где были объединены различные архитектурные стили?
В итоге родилась легенда о том, что долгие годы Могилевцев был влюблен в какую-то замужнюю женщину, княгиню. И именно для интимных встреч с ней, когда любимая приезжала из другого города, он построил такой «сказочный» особняк с древнерусскими цветами, птицами, бабочками, павлинами, гирляндами в стиле модерн и копией головки прекрасной Сары Бернар с афиши работы великолепного художника Альфонса Мухи...
Имя Семена Могилевцева в столице не так популярно, как, например, фамилии Терещенко или Ханенко. Между тем, этот человек сделал для Киева не меньше, особенно в сфере образования. Только в строительство Педагогического музея по ул. Владимирской он вложил полмиллиона рублей. В 1876 г. он, 30-летний лесопромышленник, почетный гражданин Брянска, был направлен к нам царем в рамках программы индустриализации Малороссии.
А несколькими годами ранее в Киеве поселился 25-летний архитектор Владимир Николаев, выпускник Петербургской Академии художеств. Через 5 лет он стал главным архитектором города. На его счету строительство Владимирского собора, Трапезной Антония-Феодосия в Киево-Печерской лавре. Предприниматель и архитектор дружили всю жизнь; в конце позапрошлого столетия Могилевцев сделал Николаеву предложение, от которого не смог бы отказаться ни один художник, — построить дом, воплотив все свои фантазии и не задумываясь о расходах.
Со стороны Шелковичной главный вход оформлен солидным порталом из пары безордерных полу колонн, несущим покрытым лепными листьями фриз и полукруглым фронтон с картушем и завитками в тимпаны. Привлекают внимание сложные скульптурные композиции надархивольтами окон второго этажа, где скомпонованы оригинально поданные аллегорические жезлы античного бога торговли и промышленности Меркурия.
История этого невероятной красоты здания очень непростая. Здесь с 1917 года проживали политики, общественные деятели, ученые, работали сотрудники Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) и даже женились новобрачные.
Среди киевлян старшего возраста, безусловно, окажутся те, кто был здесь на собственном бракосочетании. Ведь в 60-е годы прошлого века в этом здании был ЗАГС. Согласитесь, акт бракосочетания в "шоколадке" - куда более гуманный символ, чем такое же действо в новом Дворце бракосочетаний. "Шоколадный домик" как Дворец бракосочетания не гарантировал, что в будущем "все будет в шоколаде". Но изысканный интерьер, роскошные витражи, элегантная лепнина, художественный паркет Дворца, безусловно, оставались в памяти на всю жизнь.
Старожилы-очевидцы рассказывают, что «Шоколадный ЗАГС» пользовался популярностью у партийной элиты, рабочие с крестьянками здесь не расписывались. Ну, а для передумавших невест, в последнюю минуту решивших сбежать из-под венца, выходом служило большое окно на первом этаже, женихи же уходили… за букетом.
В этот дом, как и в Дом с химерами попасть было практически невозможно. Но в 2009 году его передали Киевскому музею Русского искусства, который и начал проведение реставрацию за свой счет.
С недавних пор здесь размещается Детская картинная галерея — филиал Киевского музея русского искусства. За это время в нём проведены четыре выставки, благотворительный вечер памяти Вертинского...
Все-таки приятно осознавать, что в столице Украины возродился еще один замечательный музей.
Пройдёмте внутрь... Не без трепета открываем массивную дверь. Сначала по привычке тянем на себя. А она открывается вовнутрь. Оказывается, так было задумано при постройке здания более 100 лет назад: чтобы открытые двери не занимали лишнее место, поскольку улицы и тротуары раньше были более узкими, чем нынешние.
Вестибюль выглядит вполне ухожено. Первый этаж использовался в основном в служебных целях, и за время существования дома был полностью переделан. Мы же отправимся на второй этаж. Парадная лестница имеет центральное расположение; второй этаж устроен по принципу кругового обхода.
Разглядываем невиданные ранее интерьеры, заглядываем в огромные старинные зеркала, сохранившиеся с начала XX века. Зрелище впечатляющее.
Каждое помещение украшено в различных исторических стилях: готическая столовая (включая мебель), барочный кабинет, модерн, мавританский, российский стили. Зеркала, лепные потолки, роспись на стенах, потолках, мраморные подоконники, резные двери с латунными приборами - все сделано пышно, богато, разнообразно, в расчете произвести сильное впечатление богатства и благополучия.
Домик разделён на залы: Мавританский, Ренессанс, Модерн, Рококо, Византийский и Французский.
Поднявшись по лестнице с огромным зеркалом на верхней площадке, попадаем в Мавританский зал
Большая дверь впереди ведет в Ренессансный зал, маленькая справа – в какую-то подсобку..
То же самое в немного другом ракурсе: видны места, где лепнина просто восстановлена, и места, где ее уже начали красить. Правда, судя по старым фото, реставрация движется как-то медленно...
Совсем небольшой по размерам, зал находится между Белым залом и парадной лестницей, и самый короткий путь в Белый зал лежит именно через него. В нижней и верхней части стен имеются гипсовые резные панели. Роспись на остальной части стен еще предстоит восстановить.
На мой взгляд, самое интересное в этом зале - это потолок
Это Ренессансный зал, который, насколько я понимаю, использовался в качестве столовой.
Основное назначение зала угадывается по его оформлению: в гирляндах, обрамляющих зал, нанесены изображения фруктов.
Резные деревянные панели на стенах
Окна Ренессансного зала смотрят на улицу Орлика
На этом фото (снято из улицы Орлика) хорошо видно, что эта комната имела раньше балкон, выходивший в сторону двора. Теперь, кажется, от балкона только плита осталась.
Русский зал. Как видно, ремонт еще не закончен. Уникальные росписи имеют до 50 различных цветов и оттенков.
Росписи восстанавливались по уцелевшим фрагментам на потолке.
Реставрация проводится на собранные с посетителей средства. Приятно пахнет старым деревом
Зал размером с кабинет, богато декорированный в псевдорусском, билибинском стиле, с обильной резьбой по дереву.
Только в этом зале сохранились оригинальные резные подоконники
Зал Модерн
Зал соответствующим образом декорирован. Полюбуемся витражными окнами..
Из зала «Модерн» налево попадаем в самое большое и парадное помещение, расположенное по центру длинного фасада по Шелковичной улице. Это Белая зала. Сейчас она практически отреставрирована – кроме пола и люстры – и тут проводят концерты
Белая зала занимает 5 окон по фасаду
Это самое крупное помещение особняка, предназначенное для торжественных приемов, музыкальных вечеров и балов. Зал оформлен в стиле французского барокко. Во время реконструкции 1934 г. здесь был заложен камин, который еще возможно восстановить.
В зале, как вы видите, нет люстры (их нет и в других залах). Как гласят официальная данные – люстра была отреставрирована еще в 90-х и хранится где-то в здании
Элементы отделки потолка
Пожалуй, самый интересный элемент зала - огромное зеркало с голубями и купидончиками
Перед ним, между прочим, еще Могилевцев красовался. Если присмотреться, то в обрамлении увидите лепные головы овнов — есть сведения, что под этим знаком родился Могилевцев.
Попав в Белый зал и сразу повернув направо, попадаем в дамскую комнату. Этот зал выполнен в стиле модерн. На стенах и потолке цветы, павлин и женские лица..
Фрагмент потолка
Курительная комната. Ранее здесь встречали гостей, стояли диваны, столики. Основная особенность зала – овальная розетка на потолке. Этот зал периодически заливала вода, и розетка в конце концов обвалилась. Нынешняя розетка восстановлена по разрушенным фрагментам, и имеет вид, максимально приближенный к оригиналу. Стены зала пока только ожидают восстановления; основная проблема - доподлинно не известно, как они выглядели.
Французский зал. В этом зале ранее была библиотека. Как и в курительной комнате восстановлен только потолок.
Сейчас в здании полным ходом идёт реконструкция. Причем, те, кто ее проводит, стремятся как можно точнее восстановить былую роскошь особняка Могилевцева.
При реставрации приходится сталкиваться с былью и легендами. Мол, была в этом доме полумифическая комната в японском стиле… А в Белом зале располагалась коммунальная квартира работников академии наук… Богатую же библиотеку Могилевцева сожгли большевики… Русский зал Каганович приказал перекрасить в черный цвет…
Но пока историки и искусствоведы разбираются, где быль, а где небыль, «Шоколадный домик» продолжает манить к себе посетителей.
Уходя из «Шоколадного домика», не могла отделаться от мысли, что непременно еще приду сюда. Приду на встречу с историей и прекрасным. За тот час, что я пробыла в «Шоколадном домике», по залам провели экскурсию для школьников младших классов, а потом подошла большая группа пенсионеров. Как говорится, прекрасному все возрасты покорны. Тем более, если прекрасное — рядом.