Ездим в шлемах и с девушками!
Серьезного анализа причин мотоаварий в нашей стране никогда не проводилось, хотя это совсем не мешает нашим гаишникам считать мотоциклистов чуть ли не главным злом на дорогах. В Америке такие исследования проводятся регулярно, вот выдержки из отчета Центра безопасности движения.
1. Приблизительно 3/4 мотоаварий происходят по причине столкновения с автомобилем.
2. Приблизительно 1/4 мотоаварий происходит по причине наезда мотоцикла на какое-либо препятствие.
3. 1,5% мотоаварий происходит по причине неисправности мотоцикла.
4. Ошибка водителя — причина 2/3 мотоаварий без участия других транспортных средств. Типичные ошибки — соскальзывание и падение из-за резкого торможения или прохождение поворота по увеличенной кривой из-за излишней скорости или низкой боковой реакции колес.
5. Дефекты дорожного полотна (неровности, ямы) — причины 3% аварий, животные — 1% аварий.
6. В 93% случаев столкновения с автомобилем причина — игнорирование водителем автомобиля права мотоциклиста на проезд.
7. Основная причина мотоаварий — то, что другие водители не видят и не опознают мотоцикл. Водители автомобилей не видели мотоцикл до аварии или видели его слишком поздно.
8. Специальные злонамеренные действия водителей других транспортных средств — достаточно редкая причина мотоаварий. Типичная конфигурация аварии — внезапный левый поворот автомобиля перед движущимся мотоциклом.
9. Самое вероятное место мотоаварии — перекресток, где водители автомобилей нарушают право преимущественного проезда мотоцикла или игнорируют сигнал светофора.
10. Плохая погода — причина 2% мотоаварий.
11. Большинство аварий случаются во время коротких поездок (магазины, приятели, отдых) и чаще всего в самом начале маршрута.
12. Плохая видимость на дороге мотоцикла или другого транспортного средства по причине ослепления водителей — причина почти половины мотоаварий.
13. Видимость мотоцикла — критический фактор. Аварийность была бы значительно ниже при включенных днем фарах или при ношении мотоциклистом яркой куртки.
14. Средняя аварийная скорость — 30 км/ч. В одном случае из тысячи аварийная скорость 130 км/ч.
15. Ограничение периферийного зрения в шлеме не является причиной типичных аварий. Более чем 3/4 всех причин аварии находятся в секторе 45 градусов от взгляда «прямо».
16. Мотоциклисты в возрасте от 16 до 24 лет попадают в аварии в 26 раз чаще, чем от 35 до 50. Большинство аварийных мотоциклистов (96%) — мужчины.
17. Большинство аварийных мотоциклистов не обучались специально. 92% — самоучки, которых учили друзья или родственники. 18. Алкоголь присутствовал почти в половине смертельных случаев.
19. Мотоциклисты во время аварии обнаруживали значительные проблемы с возможностью избежать аварии. Большинство мотоциклистов склонны блокировать заднее колесо и слабо тормозить передним, тем самым сильно уменьшая необходимое снижение скорости. В основном отсутствует умение маневрировать рулем.
20. Типичная ситуация при мотоаварии дает мотоциклисту только 2 секунды на выполнения всех действий по ее избежанию.
21. Мотоциклисты с пассажирами реже попадают в аварию.
22. В аварии редко попадают большие, тяжелые мотоциклы, но если попадают, уровень травматизма обычно существенно выше.
23. Мотоциклы с ветровыми стеклами и защитой реже попадают в аварии, вероятно за счет того, что их лучше видно на дороге, и мотоциклисты чаще более опытны.
24. Аварийные мотоциклисты в основном не имеют открытой категории в правах, не имеют прав вообще, или их права отобраны.
25. Мотоциклы модификаций (чоппер, кафе-рейсер, спортбайк) значительно преобладают в авариях.
26. Тяжесть травм увеличивается со скоростью, размером мотоцикла и наличием алкоголя.
27. 70% аварийных мотоциклистов не имели защиты глаз.
28. Около 60% мотоциклистов используют шлемы, но только 20% мотоциклистов были в шлемах во время аварии.
29. Использование шлема аварийными мотоциклистами существенно ниже среди необученных и молодых мотоциклистов, в жаркие дни и в коротких поездках.
30. Наиболее тяжелые травмы в мотоавариях — травмы головы и груди.
31. Шлем — единственное, что может спасти голову.
32. Шлем не заглушает важных дорожных звуков, не сокращает сектор обзора в аварийной ситуации, не снижает внимания и никогда не был причиной аварии.
33. Водители и пассажиры в шлемах показывают существенно более низкий уровень травматизма шеи и головы для всех типов и тяжестей травм.
34. 26% не носят шлема, так как это неудобно, 53% сказали, что они и думать не могли, что попадут в аварию.
Из этого следует:
1. Обучение категории «А» должно проходить в автошколе у опытного инструктора (возрастная категория может быть снижена до 14 лет). Ведь с правами люди становятся более ответственными, чем когда им нечего терять.
2. Самые безопасные мотоциклы — стиля эндуро и классики.
3. Шлем, мотоочки всегда и всем обязательны (даже ездящим со скоростью 30 км/ч.).
4. Самое жестокое наказание — за невнимательность и игнорирование других участников движения, равно как и за алкоголь, даже если аварии не произошло.
5. Следует всячески приветствовать езду мотоциклистов с подругами и группой в связи с более высокой их ответственностью и информативностью.
А если еще ГАИ всерьез займется нерадивыми автомобилистами, а не «догонялками» за пацанами на мотоциклах по окраинам Красноярска, то смертей и увечий на дорогах значительно поубавится.