-Видео

Monaster
Смотрели: 11 (0)

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в starowier

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.09.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 46





Ченстохова. Несколько мгновений весны

Воскресенье, 14 Августа 2011 г. 00:43 + в цитатник
Просмотров: 107
Печать

сутках 29 часов.

Бывает ли так? Да, бывает. Это открыли мы, участники Хора певчих старообрядческих приходов Сибири, когда помолясь и, набив сумки сувенирами, были готовы к отъезду  на фестиваль «Gaude Mater» в польский город Ченстохову.

 

Проснувшись в 4 часа утра, мы заспешили в аэропорт «Толмачёво». В 5 часов – регистрация, в 7 – вылет. Для подавляющего большинства членов нашего хора эта поездка за рубеж была первой, но в первые же минуты прощания с Новосибирском особого волнения не наблюдалось. Может от слишком раннего пробуждения мысли и чувства не настроились «на день», а может и потому, что прощание с Россией будет только вечером – на таможне терминала «Шереметьево – 2» в Москве. Так или иначе, но чувства и мысли нормализовались, когда мы сели в самолёт (хоть и с задержкой рейса на два часа). Мягкий взлёт, чуть менее мягкая посадка, комфортабельный аэробус, приветливые стюардессы и полное отсутствие пьющих и курящих пассажиров в салоне скрасили для нашей старообрядческой братии четырёхчасовой перелёт в столицу.

В Москве у нас была уйма времени до вылета в Варшаву, вполне можно было доехать до Рогожского и успеть обратно. Но мы на такой шаг не пошли из-за соображений организованности и дисциплины, а также из-за небольшого чувства вины и сожаления перед рогожанами. Дело в том, что наше фестивальное выступление приходилось на время празднования Недели святых Жен-Мироносиц, и по этой причине мы не смогли принять участия в традиционном Вечере духовных песнопений. Что ж, перед нами стояла своя задача: представить старообрядческое пение в «католическом сердце» Польши – городе Ченстохова. Это уже потом мы узнали, что Вечер песнопений на Рогожском прошёл очень хорошо – равно как и наше выступление на фестивале. Говорю это не в похвальбу, но из чувства достоинства всех наших певцов за Россию, за наше старообрядчество. Но об этом в свой черёд.

А пока мы преодолевали ещё два часа пути в тверди небесной между Москвой и Вашравой. Именно в эти два часа я сделал одно интересное наблюдение. Если бы существовал как один из видов спорта «аэрошпионаж», то чемпионами  здесь были пассажиры самолётов. Несмотря на запреты инструкций, то и дело щёлкали затворы «никонов» и «кэнонов». Честно говоря, я не понимаю, какая может заключаться красота в снимке поверхности земли с высоты восьми тысяч метров. Наверное, это всё-таки были шпионы.

В 18.00 по Варшавскому времени наш самолёт приземлился в аэропорту имени Фредерика Шопена. Встречал нас старый друг – пан Кшиштоф Смэрд. Мы с ним знакомы с 2000 года, когда новосибирский хор участвовал в международном фестивале «Musica Antiqua Europae Orientalis» в польском городе Быдгощ. Тогда пан Кшиштоф сопровождал наш хор, был нашим переводчиком, а попросту сказать – радушным и гостеприимным хозяином. Очень приятно было встретиться с ним через девять лет. Для многих людей в мире позитивный образ поляка отождествляется с Иоанном Павлом II, но для сибирских старообрядческих певцов этим образом стал пан Кшиштоф.

Следующие три с лишним часа ушли у нас на дорогу в Ченстохову. Приятно было ехать по хорошей европейской трассе без кочек, выбоин и последствий «ямочного ремонта». К тому же дорогу скрашивала приятная беседа с Христофором Петровичем (именно так по-русски звучит имя пана Кшиштофа). Вообще он очень интересный, я бы даже сказал, замечательный собеседник. Ещё бы! Более сорока лет дипломатической службы, работа в окружении первых лиц польского государства оставили на этом человеке отпечаток благородства, высокой культуры и интеллигентности. В ходе беседы неоднократно поднималась тема отношений между поляками и русскими. Некоторые ребята из хора по иронии судьбы посмотрели перед поездкой «Тараса Бульбу» В. Бортко – прямо-таки скажем, искушение. Лично я перед Польшей посмотрел бы именно «Иронию судьбы» с Б. Брыльской или «Четыре танкиста и собака» - более позитивный настрой.

Мы въехали в город когда уже сгустились сумерки. В это время суток даже не ощущаешь, что находишься за границей. Из окна микроавтобуса привычный вид: небольшой провинциальный город, люди, машины, световая реклама – всё как у нас (или у нас как у них). Даже выйдя из автобуса и ступив ногами на ченстоховский асфальт, мы услышали русскую речь.

- Здравствуйте, меня зовут Иоланта. – к нам подошла приятная женщина и отрекомендовалась почти без акцента. – Повторяю, «Иоланта», - сказала она. - Если забудете – вспомните вашего знаменитого композитора Чайковского, у него есть опера с таким названием.

Я хотел было ей сказать, что староверы в основной своей массе не слушают оперы Чайковского, но вовремя смекнул, что она может не понять мою острОту и поэтому ничего не сказал. Это была наш гид и переводчик пани Иоланта Якубовска. В своё время она преподавала русский язык и литературу (до развала соцлагеря в Европе, поляки в школах изучали русский язык). Сейчас она работает в Культурном центре «Gaude Mater».

- Сейчас мы идём на ужин, а потом в гостиницу,- сказала пани Иоланта. И вот впервые за истекающие сутки мы приступили к полноценной трапезе с полноценной молитвой и священническим благословением стола («аэрофлотовские» перекусы на высоте – не в счёт).

Мы приехали в гостиницу со странным и двусмысленным названием «Этап» в 23 часа. После утверждения планов на грядущий день мы отправились отдыхать. На часах в моём номере было около двенадцати ночи. Странно, подумал я, сегодняшние календарные сутки начались для нас в Новосибирске 2 мая в 00 часов 00 минут и заканчиваются здесь, в Ченстохове 3 мая в 00 часов 00 минут. Однако между этими отметками с учётом разницы во времени прошло не 24 часа, а 29. Интересно, подумал я. Таких длинных суток в моей жизни ещё не было.

Очень важный день.

осле длинных суток наступили сутки обычные. Ясным утром мы, наконец, смогли-таки разглядеть город. В этом способствовала поездка в монастырь на Ясной (Светлой) горе. В 12 часов там состоялась церемония открытия фестиваля. Путь наш пролегал практически через весь город. Пани Иоланта старательно раскрывала исторические сведения о Ченстохове и о знаменитых людях этого города. Но основной достопримечательностью здесь является Ясногорский монастырь. Как сказали бы у нас в России – это градообразующее предприятие. Судя по количеству магазинов и частных лавочек, торгующих сувенирной продукцией монастырской тематики, это действительно так.

Открытие фестиваля проходило в главном костёле монастыря. Специально для этого события ректор Варшавской консерватории Станислав Морыто представил своё сочинение – мессу для хора, солистов и духового секстета. Поскольку для старообрядческого слуха это не представляло особого интереса, то всё наше внимание было сосредоточено на осмотре особенностей интерьера костёла. Пройдясь немного по монастырю, мы направились в ресторан «Викинг» на обед, где произошло ещё одно интересное наблюдение. В ресторане мы решили не ограничиваться «походными» тремя поклонами, но перед установленной нами иконой пропеть «Отче наш» знаменным роспевом, предварив эту молитву пасхальным тропарём «Христос воскресе из мертвых». Когда мы начали молитву, то краем глаза заметили, что все посетители ресторации отложились от своих блюд и большинство из них продолжали слушать молитву стоя. Такое трепетное отношение к молитве в обыденной не церковной обстановке редко где встретишь.

К трём часам по полудни нас повезли в костёл, где вечером мы должны были выступать. Нужно было посмотреть зал, «пощупать» акустику и расставить коллектив. Нашей концертной площадкой был костёл семинарии местной архиепархии. При подготовке фестиваля выступление планировалось провести в здании другого костёла, гораздо меньшего размера, но кто-то из искусствоведов подсказал, что старообрядческого пения здесь никто не слышал, и что зрителей соберётся очень много. Поэтому было решено наш концерт провести в семинарском костёле, который вместит гораздо больше слушателей.

Если все дороги Старого Света ведут в Рим, то все центральные улицы Ченстоховы ведут к Ясногорскому монастырю. Одна из них носит имя святой великомученицы Варвары. Удивительное отношение к памяти святых. Даже улицы в их честь называют. Вот на этой самой улице и расположен костёл семинарии. К 18-ти часам сюда стали стекаться люди: местное духовенство, участники и гости фестиваля, деятели науки и культуры и рядовые слушатели. Отметил наше выступление своим присутствием и президент (по-нашему – мэр) г. Ченстоховы пан Тадеуш Врона.

После последних приготовлений все участники хора подошли под благословение к главе нашей делегации – протоиерею Михаилу Задворнову. Перед нашим выступлением ведущий концерта в краткой форме рассказал зрителям о старообрядчестве, истории раскола XVII века и о песнопениях исполняемых сегодня. Затем на сцену вышел хор. Волнение (говорю по себе) было невообразимое. Вроде бы в который раз приходится петь месяцами отработанную программу, которая на спевках выходила «на отлично», ан нет… волнение, трепет и адреналин – вот всегдашние спутники практически любого артиста выходящего к зрительному залу. Тем не менее, концерт был начат.

Первый номер программы – молитва «Отче наш» демественного роспева. Она как маяк, как камертон задала тон и настрой всему выступлению. Публика слушала хор в идеальной тишине, словно пыталась не просто услышать пение, а вслушаться в него, вникнуть в суть древних мелодий. К середине программы у некоторых людей в зале на глазах заблестели слёзы. К концу выступления слёз было гораздо больше. И что особо примечательно, так это то, что плакали не только женщины. Мужская составляющая зрительного зала – эти холодные прагматичные католики – не стыдились своих слёз, в том числе и мэр города. Конечно, наше пение для них весьма непривычно, ново и я бы даже сказал, чуждо, но, тем не менее, этот роспев, а вместе с ним и вся древлеправославная духовность проникли в сердца слушателей, заставили их умилиться услышанным и открыть для себя что-то новое в мире духовной культуры.

Также на слушателей подействовал и ещё один наш творческий ход. Заключительным номером программы были стихеры Пасхе пятого гласа «Да воскреснет Бог». Заранее договорившись с работниками технической службы фестиваля, мы попросили их выключить искусственное освещение сцены, где стоял наш хор, и в этот момент у нас в руках появились зажжённые свечи. Эффект был потрясающим! Стихеры Пасхе пелись со свечами в руках! Эхо богослужения пасхальной ночи! Такой яркий колоритный финал концерта заставил публику буквально взорваться громом аплодисментов. И аплодисменты эти были явно не «дежурной» благодарностью зрителей. Это был искренний порыв души – это можно было прочитать в лицах людей, которые несколько минут аплодировали стоя. Когда мне при помощи жестов удалось-таки добиться тишины в зале, я подошёл к микрофону и поблагодарил публику за внимание и честь, оказанные нам, и сказал, что мы приготовили сюрприз для польских слушателей. Мы тут же на авансцене спели молитву «Отче наш» на подобен 8 гласа «О преславное чудо» на польском языке (мы специально для случая её заранее разучили). И вновь аплодисменты, и вновь буря восторга! Мы уж и не знали, как поступить в подобной ситуации: пора бы уходить со сцены, но зал даже не снижает динамику рукоплесканий. Ещё раз раскланявшись, мы поняли – надо спеть что-то ещё, так сказать, «на бис». Мы спели «Слава в вышних Богу», что перед екса-псалмами. Опять аплодисменты!.. Слушая их в таком количестве и осознавая, что они предназначены непосредственно тебе, т.е. каждому участнику в отдельности и всему хору в целом, ощущаешь чувства, которые трудно выразить словами. К примеру, благодарит тебя за что-то человек – тебе приятно. Но когда так истово и вкупе благодарят примерно семьсот человек, то это воспринимается совсем по-другому. На подсознательном уровне ты понимаешь, что зрители благодарят не только за прошедший концерт, но и за все труды коллектива, вложенные в дело церковного пения. Как будто вся энергия, затраченная хором на занятия, на подготовку к фестивалю в течение нескольких месяцев, возвращается обратно к тебе за считанные минуты. У меня как у регента сложилось ощущение, что я своей указкой руководил не только хором, но и всем залом: его вниманием, настроением и в конечном итоге эмоциями.

Эмоции же наши собственные нашли свой выход в обсуждении прошедшего выступления вечером того же дня. Каждый участник хора чувствовал концерт по-своему, чувствовал зал по-своему и видел в зале то, что, казалось бы, он только один и мог видеть; что кроме него этого никто и не заметил. И из всех этих впечатлений и сложилась картина (даже не картина, а мозаика) воспоминаний, которая останется с нами на всю последующую жизнь.

И не только с нами. Когда мы только возвращались с концерта, наш автобус на какое-то время остановился у светофора. В двух шагах от нас за столиком уличного кафе сидел человек, который, глядя на нас, стал приветствовать нас дружескими жестами. Думая, что поляк, увидев в одном автобусе столько бородатых голов одновременно, выражает этим свой восторг, мы тоже помахали ему руками. Но тут он достал из портфеля буклет с символикой фестиваля и ещё раз поднял вверх большой палец сжатой в кулак ладони. Это были те же аплодисменты, только без звука.

Всё позади.

тро третьего дня началось с приятных новостей – приехал в Ченстохову наш научный руководитель из Москвы Николай Григорьевич Денисов. Днём раньше он выехал из Минска, где был членом жюри на хоровом фестивале и, к сожалению, не смог присутствовать на нашем выступлении. Мы встретились с ним за завтраком в кафе гостиницы, и мне даже не пришлось его представлять остальным хористам, т.к. они познакомились с ним самостоятельно. Из общения с паном Кшиштофом, пани Иолантой и участниками хора, он узнал, что вчерашнее выступление прошло успешно. И наш успех мы по долгу чести разделяем с ним, ибо именно Николай Григорьевич в своё время умело и профессионально составил нашу фестивальную программу. А на следующий день он будет представлять свой доклад в Культурном центре «Gaude Mater» на тему певческих традиций казаков-некрасовцев.

Нынешний же день у нас считался свободным, и мы решили посвятить его экскурсии по монастырю, встрече с дирекцией фестиваля и прогулке по городу. Погода была прекрасной. Выходной день; к тому же 3 мая – один из государственных национальных праздников Польши, - День конституции 1791 года (первой в Европе и второй – в мире). Огромный склон холма перед монастырём был заполнен народом. На высокой крепостной стене монастыря сооружено подобие большого помоста, на котором в праздничные дни служится месса, и проходят торжественные мероприятия. Зайдя на территорию монастыря, мы первым делом пошли в базилику, где находится чудотворный образ Божией Матери Ченстоховской. Оригинал этой иконы по преданию был написан в I веке по Р.Х., однако, нынешний прописанный на старой доске лик датируют XIII веком. Тем не менее, икона считается чудотворной среди христиан многих конфессий. Каждый день к ней не иссякает поток паломников. Стены небольшого помещения церкви, где находится икона, сплошь увешаны приношениями верующих. Здесь и нательные крестики, и цепочки из драгоценных металлов, и серебряные чеканные изображения исцелённых частей тела – такова местная традиция. Множество миниатюрных рук, ног, сердец, глаз и  ушей из серебра в огромном количестве развешаны по стенам.

Икона размещена в центре иконостаса в богатом позолоченном окладе. Сам лик от времени сильно потемнел, поэтому среди католиков эта икона получила название «чёрная Мадонна». В старообрядческой же традиции эта икона имеет название «Богоматерь за стеной». История описывает это так: когда староверы во время гонений укрывались в ветковских пределах, многие из мужчин брали в жёны полек, переведя их из латинства в древлеправославие. Многие из этих семей потом уезжали в Россию, и польки, тоскуя по родным краям, часто заказывали у иконных мастеров списки с Ченстоховского образа. На этих иконах снизу изображался фрагмент каменной стены, символизирующий разлуку с далёкой родиной.

Выйдя из храма Ченстоховской иконы, мы посетили музей монастыря, прошлись по крепостным стенам, откуда открывается красивая панорама города. В выходной день в Польше не работают даже магазины – только летние кафе и сувенирные лавки. Но покупку сувениров мы отложили на послеобеденное время, а пока нас ждал приём в оргкомитете фестиваля. В небольшом конференц-зале нас приветствовала директор фестиваля пани Малгожата Зузанна Новак. В переводе на русский язык это было типичное для случая, но абсолютно искреннее признание и благодарность за то, что слушатели фестивального концерта смогли познакомиться с традицией старообрядческого литургического пения, и что, пригласив впервые за почти двадцатилетнюю историю фестиваля старообрядческий хор, организаторы открыли для себя много нового и интересного. Мы тоже, в свою очередь, выступили с ответным приветственным словом и вручили памятные подарки.

Кстати, о сувенирах. Оставшуюся часть дня мы решили посвятить приобретению каких-нибудь безделушек на память. После беглого осмотра лотков с продукцией сразу приходит на память, ставшая потом крылатой, фраза Остапа Бендера: «Вся контрабанда делается в Одессе на Малой Арнаутской улице». Так и здесь: бОльшая часть предлагаемого товара (процентов 80) сделана в Китае и поставляется в Польшу транзитом явно через Россию. От того-то весь этот ширпотреб являет собой образчик духовной выхолощенности и китча. Но кое-что интересное (польского производства) нам удалось найти. Торговцы, узнав, что мы приехали из Сибири, делали нам скидки, а то и просто отдавали даром какую-либо безделицу в виде брелоков или карманных календариков.

Так заканчивался вечер третьего и последнего дня нашего пребывания в Польше. Все восторги и впечатления от поездки как-то незаметно отходили на второй план. Они ещё нахлынут новой волной, когда, уже приехав домой, мы будем делиться ими со своими ближними и знакомыми. А пока всех занимали планы завтрашнего возвращения в Россию, в родную Сибирь. Буквально через сутки нам покажутся как бы сном дни проведённые на польской земле. Из последних воспоминаний о Польше у нас останется ранний отъезд из Ченстоховы 4 мая и варшавский аэропорт. А дальше – по привычной схеме, только наоборот: Москва «Шереметьево» - Новосибирск «Толмачёво».

И вот уже дома тебя одолевает чувство, что всё это было не с тобой, что ты никуда не вырывался из повседневной будничной рутины… Но раскрыв дорожную сумку, и среди вещей обнаружив бутылку доброй польской зубровки, а в файлах фотоаппарата найдя яркие снимки с явно не сибирским пейзажем, ты невольно улыбаешься и предвкушаешь как будешь рассказывать друзьям об очередном покорении Польши русскими под просмотр фотографий и чарочку доброй польской зубровки.

 


Музыка из глубины веков

Пятница, 12 Августа 2011 г. 01:03 + в цитатник

Об истории богослужебного пения и деятельности хора храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Новосибирска (головшик Владимир Андреевич Долгов).

Научно-популярный фильм "Музыка из глубины веков" посвящен старообрядческому церковному пению, в частности знаменному роспеву. Этот фильм - попытка рассказать о древне-русском богослужебном пении посредством документального кино. Прихожане Новосибирской старообрядческой общины, музыковеды Новосибирской государственной консерватории (академии), сотрудники "Музея книги" рассказывают о знаменном пении - частице нашей истории, языке общения с Богом.





«МЕЛОДИЯ ДУХА»

Пятница, 12 Августа 2011 г. 00:39 + в цитатник
Фильм рассказывает об истории и развитии русского богослужебного пения от Крещения Киевской Руси до наших дней. Принесённое на Русь из Византии церковное пение обрело на Руси собственное звучание. "Мелодия духа" раскрывает глубину и тайный смысл, сокрытые в звучании Знаменного распева, в его сложной знаковой системе - крюках, по которым пели русские распевщики. Вы узнаете, как вместе с русским обществом развивалось древнерусское церковное пение, о новых распевах, сформировавшихся на основе знаменной мелодии, и о том, как многоголосое пение постепенно вытесняло исконно русские распевы из Православного богослужения. Вы увидите уникальные фрески, сохранившиеся в
Спасо-Преображе
нском храме Мирожского монастыря, созданные византийскими мастерами-иконописцами
в XII в., древние рукописи кондакарной нотации и множество удивительных древнерусских церквей, чудом уцелевших на необъятных просторах Русской земли.
 


Previous Entry Дореволюционная Россия на фотографиях: Старообрядцы

Среда, 10 Августа 2011 г. 00:13 + в цитатник

«К истории раскола старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н.И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для истории

Среда, 27 Июля 2011 г. 02:25 + в цитатник

 


Главы об архимандрите Павле (Ледневе) Прусском:

 


История Супрасльского монастыря

Вторник, 26 Июля 2011 г. 14:53 + в цитатник

В октябре 2006 года я находился в Польше в гостях у наших староверов, которые предложили мне съездить в Супрасльский монастырь, находящийся в нескольких километрах от г. Белостока. Немногим более 100 лет, от основания в конце 15 в. и до перехода в унию, монастырь оставался, наверное, самым западным форпостом русского Древлеправославия. Но более известен стал староверам город Супрасль благодаря печатавшимся в нем богослужебным книгам дораскольного образца, широко распространявшимся в среде старообрядцев.

В наше время в стенах монастыря часто проходят выставки по истории православия в Польше, недавно прошла выставка старообрядческих меднолитых и писанных икон, хранящихся в музее и поступивших из частной коллекции.

Супрасльский Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. воеводой новогрудским и маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем в своей резиденции в Грудке. В новосозданную обитель прибыло большое количество монахов из киевских монастырей.

В 1500 г. братия переселилась из Грудок на берег реки Супраслянки. Как повествует легенда, братия опустили крест с частицей Животворящего Креста Господня в реку. Крест пристал к берегу у урочища Сухой Хруд.

Этим было положено начало Супрасльской обители. Первым храмом, построенным в 1500 году, была деревянная церковь Св. ап. Иоанна Богослова, небесного покровителя отца Александра Ходкевича Ивана, погибшего в турецком плену. Недалеко от храма был выстроен монастырский корпус.

С 1503 по 1511 гг. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Здание храма сочетало в себе византийский и готический архитектурные стили. Новый храм был освящен митрополитом Иосифом, который привёз с собой для новосозданной церкви список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской. Привезенная им икона в последствии получила название Супрасльской (до настоящего времени не сохранилась). В Благовещенском соборе находились два придела - св. Феодосия Печерского и свв. Бориса и Глеба. Третий храм - Воскресения Христова – построен в период расцвета монастыря, а именно в середине XVI века. Приблизительно в это же время, в 1557 г., мастера-иконописцы во главе с сербом Нектарием расписали соборный храм Благовещения замечательными фресками, выполненными в традиции балканской школы. Враждебное католическое окружение сказалось на общем виде монастыря, который более походил на крепость.

 

Во второй половине XVI в. Супрасльский монастырь становится одним из центров славянской культуры. Он поддерживал контакты с другими центрами монашеской жизни на Афоне, в Киеве, Слуцке, Москве, в Сербии и Болгарии. Постепенно в монастыре была собрана большая библиотека. В 1557 г. в монастырской библиотеке было около 209 рукописей и печатаных книг, а в 1645 г. их число достигло 587. Среди них находились: Минея, называемая Супрасльским кодексом (XI в.), Царственник с летописцем и Временник с летописцем, «Космография» Козмы Индикоплова.

Супрасльские монахи интересовались русской историей. Оригиналы рукописей получалиcь ими не только из других монастырей, но и от частных лиц. Одним из жертвователей была вдова Александра Ягелончика княгиня Елена. В монастыре находилась «Летопись Авраамки», в которой описана история Великого княжества Литовского. Сознание культурно-исторического единства с восточно - славянскими народами находило различные проявления, одним из которых была популяризация жизнеописаний русских святых. В 1593 г. Иван Проскура написал в Супрасле житие св. Сергия Радонежского. В собраниях библиотеки хранились жизнеописания св. мчч. Виленских Антония, Иоанна и Евстафия.

Дьякон Матфей из города Корца был создателем «Кодекса» 1569 г., в котором содержались жития святых Феодора Ярославского, Варлаама Хутынского и митрополита Московского Петра. Супрасльские монахи собирали рукописи из различных источников, систематизировали, а потом распространяли новые редакции. В библиотеке находились памятники болгарской средневековой литературы, связанные с деятельностью свв. Кирила и Мефодия. Здесь находились также похвальные слова в честь св. Климента Охридского, жизнеописание св. Савы Сербского, а также проповеди и письма митрополита Григория Цамблака.

Со времени наместничества архимандрита Сергия (Кинбара) Супральский монастырь стал носить название лавры, и его настоятели на митрополичьих соборах подписывались вслед за архимандритами Киево - Печерского монастыря.

Братия монастыря несла нелегкий крест защиты чистоты Православия на территории Польского государства. В стенах монастыря было создано и переписано не одно полемическое сочинение. Среди наиболее известных произведений XVI можно назвать: «Послание к венгерскому королю Иоанну Заполии от монахов Святой Горы Афон», «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах», «На богомерзскую, на поганую латину, которую папежи, что в них, вымыслили в их поганой вере». На землях Великого княжества Литовского было широко известно сочинение «Списание против люторов», написанное в 1570 г. супрасльским монахом Евстохием.

Одним из известнейших настоятелей Супрасльского монастыря был архимандрит Илларион (Масальский), активно боровшийся с насаждением Брестской унии. Видя стойкость архимандрита Иллариона, митрополит Михаил (Рагоза) лично прибыл в монастырь и склонял монахов к принятию Брестской унии, но братия осталась верной Святому православию. После кончины митр. Михаила в 1598 г., новый униатский митрополит Ипатий (Потей), прибыв в Супрасльский монастырь объявил братии о переходе обители в унию. Монахи воспротивились этому решению и, объявив митрополита Ипатия еретиком, отказались ему подчиняться. Вскоре архимандрит Илларион за непослушание епископу был вызван на церковный суд, а 19 января 1602 г. окружной грамотой короля Сигизмунда он был отстранен от управления монастырем. Новые обстоятельства заставили арх. Илариона оставить монастырь. Целых четыре года пришлось странствовать арх. Иллариону, пока после ходатайства Иеронима Ходкевича король отменил свой указ, и он смог вернуться в родную обитель.

В 1609 г., по смерти архимандрит Илариона, новым настоятелем монастыря становиться архимандрит Герасим, который еще в 1603 г. сложил с себя присягу униатскому митрополиту. При архимандрите Герасиме в монастыре сохраняется древлеправославная традиция, но следующий наместник, архимандрит Самуил (Сеченко), предал древлецерковное благочестие и согласился пойти на уступки униатам. В 1631 г. монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту.

Переход монастыря в унию не мог не отразится на его духовной жизни. В Благовещенском соборе в это время появляется иконостас в стиле барокко, сделанный гданьским резчиком Андреем Модзелевским. Во второй половине XVIII века сильно изменилось все внутреннее убранство храма. Фрески XVI века были закрашены белой краской.

 

Группа староверов на экскурсии во дворе монастыря


Но суждено было Супрасльскому монастырю сыграть еще одну роль в истории старообрядчества. При униатском митрополите Льве (Кишке) в 1695 г. в монастыре была открыта типография, в которой печатались главным образом богослужебные книги на славянском языке. Типография была расширена в 1709 – 1728 гг. Пользуясь тем, что монастырь находился вне России и таким образом был неподвластен никонианским архиереям, представители старообрядцев стали заказывать здесь издание книг старой дониконовской печати.В этой типографии пусть не всегда хорошего качества и не на очень хорошей бумаге, но все же издавались книги, которые в это время крайне необходимы были староверию.

В 1839 году монастырь от униатов перешел к синодальной никонианской церкви и издание старообрядческих книг прекратилось. Но еще некоторое время в России подпольно изданные книги иногда подписывали Супрасльской типографией.

Алексей Безгодов (Москва)

Фото предоставлены автором

Использованы материалы с сайта www.pravoslavie.ru


Строительство землянки (готовимся к партизанской войне) altЗемлянки по сравнению с другими полевыми необоронительными постройками - наиболее совер

Вторник, 26 Июля 2011 г. 11:31 + в цитатник
Строительство землянки (готовимся к партизанской войне)

 

altЗемлянки по сравнению с другими полевыми необоронительными постройками - наиболее совершенный вид жилья. Они являются наилучшим укрытием от холода и непогоды в любое время года и особенно зимой. Их оборудуют в том случае, когда войска располагаются на одном месте на продолжительное время.

Землянки необходимы всем родам войск. Во время Великой Отечественной войны в самой разнообразной обстановке в землянках создавались благоприятные условия для отдыха, люди укрывались в них от непогоды и холода. Даже на переднем крае в непосредственном соприкосновении с противником солдаты и сержанты возводили землянки, которые не только служили для жилья, но и предохраняли людей от поражения ружейно-пулеметным огнем, осколками мин и снарядов, от действия взрывной волны и зажигательных средств. Такие сооружения назывались тогда землянками-укрытиями. По капитальности и оборудованию эти землянки были различных видов.

При возведении землянок надо стараться, чтобы они имели прочную конструкцию, полное и тщательно выполненное оборудование, обеспечивающее лучшее их санитарное состояние. Строительство землянок с минимально допустимыми размерами по внутренней площади и высоте, устройство упрощенных входов и применение неошкуренного леса допускается в самых крайних случаях.

Ниже мы приведем некоторые виды землянок, ознакомим с требованиями, которые предъявляются к ним, с устройством и организацией работ.

Землянки необходимо строить как можно быстрее и главным образом из подручных материалов (земли, дерева, кустарника). Землянки должны быть прочными, рассчитаны на длительный срок эксплуатации и обеспечены от заливания грунтовыми и поверхностными водами.

altПри строительстве землянок весьма важно правильное расположение и посадка землянок на местности. Землянки следует располагать небольшими группами под деревьями у строений, заборов, кустарника, развалин, в тени различных местных предметов. На пересеченной местности их нужно располагать на обратных по отношению к противнику скатах. Входы в землянки обращать в сторону, противоположную местонахождению противника. Нельзя располагать их в одну линию или рядами с одинаковыми интервалами.

При устройстве группы землянок необходимо предусмотреть возможность круговой обороны, то есть располагать землянки следует с таким расчетом, чтобы из их окон или из прилегающих к землянкам ходов сообщения можно было открыть в нужном направлении ружейный или пулеметный огонь.

Чтобы избежать поражения одним артиллерийским снарядом сразу нескольких землянок, их располагают не ближе чем в 15-25 м одну от другой. Между группами землянок на открытом месте это расстояние увеличивают до 50-150 м. На пересеченной местности расстояния между землянками можно сокращать.

Если землянки размещаются в лесах, то их не следует располагать на опушке и рядом с дорогами, а надо удалять в глубину леса на 30-50 м.

Выбор места для постройки землянки играет очень важную роль. В подтверждение этого приведем один интересный случай.

Наши части осенью 1943 г. остановились в лесу недалеко от деревни Бирюзовка. В ту пору стояла, как принято говорить, золотая осень. В лесу, где остановились части, среди пожелтевших золотистых берез и все еще зеленого кустарника красочно выделялись молодые осинки с причудливой окраской листвы. Было тепло, сухо. Но все понимали, что долго такая погода продержаться не может. В октябре в этих местах всегда начинались дожди, наступала холодная ветреная погода.

Предполагалось, что здесь нам придется задержаться на некоторое время. Все мы, конечно, догадывались, что готовится большое наступление на врага. Надо подготовиться к предстоящим жестоким и, может быть, продолжительным боям.

Командир подразделения приказал оборудовать землянки. Приступили к работе. Каждое отделение стремилось сделать свои землянки лучше, чем у других.

altКомандир отделения Ченцов, недавно прибывший в наше подразделение, очень старательный и дисциплинированный, решил удивить всех своими знаниями в деле строительства необоронительных сооружений. Он хорошо помнил, что землянки надо располагать так, чтобы они были хорошо замаскированы от наземного и воздушного наблюдения. Ни с кем не посоветовавшись, он выбрал ровный участок, со всех сторон укрытый деревьями и кустарником. Учел он и ряд других важных обстоятельств. В частности, он удачно разрешил задачу возможности ведения круговой обороны.

Под руководством Ченцова солдаты построили прочную землянку, рассчитанную на продолжительную эксплуатацию. Но вот неожиданно начались дожди и землянку Ченцова стало заливать водой. Оказалось, что командир Ченцов не учел того, что для постройки землянок надо выбирать участки с низким уровнем грунтовых вод, а также участки, имеющие уклон, обеспечивающий сток поверхностных вод. Не следует располагать землянки в низинах, в котлованах и оврагах, куда стекает вода с окружающих участков. А Ченцов выбрал участок для землянки в низине, куда стекала вода чуть ли не со всех сторон.

На пересеченной местности, имеющей большой уклон, землянки располагают длинной стороной поперек ската (по горизонтали) и, устраивая нагорную канаву, предохраняют их от заливания дождевой водой. Такие же водоотводные канавы необходимо устраивать вокруг землянок.

Уклон канав должен быть 0,01-0,02. Вода отводится в пониженные участки.

На случай появления грунтовых вод в верхних слоях грунта необходимо предусмотреть устройство по дну землянки дренажной канавки с уклоном 0,01 -0,02, с деревянным жолобом или заполненной хворостом. Эта канавка выпускается в водосборный или поглощающий колодец перед входом в землянку.

При устройстве землянок их заглубляют, обсыпают землей и устраивают печное отопление.

Заглубление делают на 1-1,5 м от горизонта в зависимости от уровня грунтовых вод и типа землянки. Пол землянок должен быть выше уровня грунтовых вод не менее чем на 50 см.
Если выбрать участок с достаточно глубоким залеганием грунтовых вод невозможно, то заглубление пола землянки соответственно уменьшают; при глубине грунтовых вод меньше 50 см применяют землянки с расположением пола на уровне горизонта или даже выше его на 10-15 см.

Толщина обсыпки в целях утепления зависит от климатических условий и назначения землянки. Для среднего климатического пояса толщину обсыпки делают в пределах 20-60 см.
Укрытие от ружейных пуль, осколков и взрывной волны достигается той же земляной обсыпкой, а также поддерживающим ее деревянным перекрытием. В тех землянках, которые одновременно предназначаются и в качестве оборонительного укрытия, толщина покрытия из дерева и земляной обсыпки назначается в соответствии с требованиями защитных сооружений.

В отношении маскировки землянки представляют собой наиболее благоприятный тип сооружений. Чтобы это свойство землянок могло быть использовано в полной мере, необходимо строить их таких размеров и типов, которые позволяли бы успешно применять их к местности. Так, например, располагать землянки следует в лесу (по возможности без рубки деревьев), а также на скатах высот и оврагов, сливая контур обсыпки с рельефом местности.

Наружному покрову землянки придают вид одинаковый с окружающей местностью, все пересечения делают в виде плавных закруглений.

Землянкам, расположенным в населенном пункте, придают вид погребов, овощехранилищ, примыкают их к существующим постройкам. При расположении в лесу землянки маскируют ветками, воткнутыми в крышу. Зимой их засыпают снегом, придавая им вид сугроба.

Вертикальные наружные стенки, торцы землянок и двери окрашивают известью или мелом; трубы печей окрашивают в белый цвет и следят, чтобы на крыше не накапливалась сажа.

Применение землянок к рельефу местности и ограничение высоты их вызывает необходимость строить землянки двух типов: двускатные и односкатные вместимостью на одно и два отделения.

Двускатные землянки располагают на ровной местности или на пологих скатах с уклоном от 0,02 до 0,10; односкатные землянки - на косогорах с уклоном от 0,20 до 0,30 и более. В двускатных землянках ширину допускают до 5 м; односкатные землянки делают шириной 3-4 м. Так как узкие постройки менее выгодны в отношении использования площади и расхода строительных материалов, применяют преимущественно двускатные землянки. Односкатные же землянки устраивают только там, где этого требуют условия рельефа.

alt

Уклон покрытия землянок должен хорошо обеспечивать отвод атмосферных вод. Этому условию наиболее полно удовлетворяет уклон ската 1:2 или 1.2,5.

Быстрое возведение землянок достигается применением таких конструкции, которые не требуют сложных соединений в узлах и трудоемких работ, а также допускают применение простых средств механизации, например, круглой пилы, электропилы.

Рамы соединяют непосредственно на месте постройки около отрытых котлованов или на дне их. Скреплять узлы желательно гвоздями или скобами. Применять для этого проволоку рекомендуется только в тех случаях, когда нет гвоздей и скоб. Строят землянки в основном из подручных материалов.

К основным подручным материалам относятся прежде всего грунты различных видов и заготовляемые на месте лесные материалы. Из грунтов наиболее пригодны глины, и другие устройства водонепроницаемых прослоек перекрытий и стен, а также для кладки печей и дымовых труб.

Если глинистых грунтов нет, их можно заменить лессом или растительной землей. Из лесных материалов чаще всего применяются 5-12 см жерди, 13-15 см накатник и 16-22 см боевна Все эти материалы должны быть преимущественно хвойных пород. Следует иметь в виду что иногда большое количество различных строительных материалов можно получить от разборки разрушенных строений.

Что бы обеспечить землянкам большую продолжительность службы, их конструкциям придают соответствующую прочность. Однако для упрощенных землянок трудно продлить срок их эксплуатации. Конструкция таких землянок должна предусматривать возможность последующего усиления при необходимости эксплуатации на более длительный срок, чем предполагалось вначале. Например, упрощенные землянки, возводимые зимой, могут не иметь в своем покрытии водонепроницаемых прослоек. С наступлением же весны возникает необходимость придания покрытию таких землянок водонепроницаемости и одинакового вида с окружающим фоном, что достигается накладкой поверх существующего покрытия глиняной или глиняно-хворостяной оболочки и маскирующего слоя в виде одернования. Конструкция несущей части покрытия таких землянок должна быть рассчитана на увеличение нагрузки от этих слоев.

Землянки устраивают на 10 человек с одним рядом нар и боковым проходом, на 20 человек - с двумя рядами нар и с проходом посредине. Ширину нар делают 1,80 м, а длину из расчета по 0,60- 0,65 м на одного человека.

Как построить двускатную землянку на 10 человек?

Прежде всего разбивают и трассируют место постройки землянки, снимают с него растительный грунт и отрывают котлован. Затем заготовляют упорные бревна, лежни, стоики, прогоны, стропила, накатник, жерди на одежд стен, входы и лестницы. После отрывки котлована стены его одевают жердями (досками, плетнем и т. д.), укладывают по сторонам котлована упорные бревна и лежни; устанавливают стойки, закрепляют прогоны, укладывают стропила, а на них сплошной ряд жердей и заделывают жердями или досками торцы стен, устраивают входной тамбур и окно, покрывают землянку ветками или соломой, затем мятой глиной, а сверху укладывают слой грунта. Закончив все эти работы, землянку маскируют. Односкатную землянку на 10 человек устраивают в таком же порядке, как и двускатную; только в этом случае предусматривают устройство входа с торца и отрывают с нагорной стороны водоотводную канавку.

Для устройства двускатной землянки на 10 человек выделяют две группы по 4-5 человек.

Первая группа производит земляные работы (трассировку и отрывку котлована). Она же отделывает и устанавливает элементы землянки (одежду стен, стойки, прогоны, стропила, покрытие и т. д.).

Вторая группа в основном заготовляет деревянные элементы землянки (одежду стен, упорные бревна, лежни, прогоны, стропила, входной тамбур), а также приготовляет мятую глину. Обсыпку и маскировку землянки выполняют совместно обе группы. Работы по постройке землянки начинают с ее разбивки. На выбранном месте откладывают внутренние размеры землянки и обозначают их забитыми по углам колышками. Между колышками прокапывают лопатой неглубокие бороздки, которые показывают очертание землянки в плане. Длину двускатной землянки принимают 8,00 м, ширину 3,40 м.
 
При отрывке котлована, учитывая необходимость в дальнейшем одеть стенки лесным материалом, в каждую сторону откладывают еще по 20 см на откосы и также обозначают бороздкой их границы. В результате на земле получается два прямоугольника: наружный обозначает границы отрытого котлована по верху, внутренний - границы дна. После разбивки при наличии растительного покрова на месте постройки землянки снимают верхний слой грунта в виде дерна, который используют потом для маскировки. Если дерна, снятого с места постройки землянки, окажется недостаточно, его заготовляют с площади, где будет укладываться вынутый грунт. Дерн можно брать и в стороне от будущего сооружения в удалении 100-150 м. Дерн заготовляют в виде прямоугольных плиток толщиной 10 см, шириной 20 см и длиной 40 см или в виде полос, свернутых рулоном. Плитки дернин заготовляют следующим способом. Лопатой нарезают длинные полосы дерна, затем их разрезают на куски длиной 40 см. Заготовленный дерн в виде плиток переносят на носилках, заготовленный рулонами - на жердях, продетых сквозь центр рулона.

Затем отрывают в земле котлован и ступенчатый выход из него шириной 80 см по дну. Котлован отрывают сначала по внутренним границам разбивки на всю глубину без откосов (вертикально), а затем срезают откосы по границам наружной разбивки.

Выход из землянки делают в три ступеньки. Ширина и высота ступенек по 30 см. Землю из котлована выбрасывают от края не ближе чем на 50 см для того, чтобы при установке стропил крыши землю не перебрасывать вторично. Если землянка строится зимой, необходимо следить за тем, чтобы земля не перемешивалась со снегом, так как отрытая земля идет на покрытие, и если в покрытии окажется снег, то при оттепели он будет оттаивать и в землянку с потолка потечет вода.

Отрыть котлован под землянку 5 человек могут за 4-5 часов. Для устройства одежды забиваются вертикально колья вдоль откосов по границам, соответствующим внутренним размерам помещения. Стенки внизу немного подкапывают так, чтобы за кольями поместилась одежда. По мере укладки одежды ее прижимают к кольям, подбивая за ней землю. Для того чтобы в щели жердевой одежды не сыпалась земля, лучше всего между жердями и землей прокладывать хвойные ветки. Одежду стенок делают из жердей, камыша, хвороста, из веток хвойных деревьев, досок и т. д. Для одежды используют тонкие концы жердей, остающиеся от заготовки обрешетки, стоек и прочих частей. Жерди одежды удерживают у стенок котлована 6-8-см кольями, вбитыми в грунт на глубину 50 см и на расстоянии 1,25-1,50 м один от другого. У торцовой стенки колья вбивают на расстоянии 0,9-1,0 м.

Если жердей нет, на отделку стенок землянки можно употребить хворост, сучья и ветки хвойных деревьев. В этом случае колья необходимо вбивать на расстоянии не 1,25-1,50 м, а через 50 см один от другого. Для ускорения работы стенки котлована в плотных грунтах можно одевать не сразу, а при последующем внутреннем дооборудовании землянки. Стенки же тамбура одевают одновременно с его устройством, так как без одежды вход неудобен и через него будет проникать внутрь холодный воздух. Затем устанавливаются стойки, которые поддерживают перекрытие землянки. Для этого стойки закапывают в котловане на глубину 30-50 см. Если грунт слабый, то под торец вкопанной стойки укладывают подкладку (кусок доски, бревна и т. д.).
 
Расстояние между стойками равно 1,50 м. Сверху на стойки кладут бревно толщиной 15-16 см, которое называется прогоном. Прогон служит опорой для стропил землянки. Для того чтобы прогон держался, стойку делают двойной из жердей неодинаковой длины и толщины, связанных между собой проволокой. Толстую несущую часть стойки делают из жерди диаметром 13-14 см, тонкую - из жерди диаметром 8-10 см. Перед укладкой прогона верхние концы тонких частей всех четырех стоек отпиливают на высоте 2 м 20 см под один уровень. На полученные уступы укладывают прогон и привязывают его проволокой. В местах, где прогон упирается на стойки, его необходимо несколько подтесать, для того чтобы связать стойки между собой, или забить штырь, чтобы прогон прочно держался на стойках. Стойки ставятся в таком порядке, чтобы несущая часть стойки помещалась то с одной, то с другой стороны тонкой стойки.

alt

После укладки прогона устанавливают стропила (см. рис. 19). Их изготовляют из жердей толщиной 10 см в тонком конце. Стропила расставляют попеременно то с одной, то с другой стороны прогона так, чтобы нижние концы опирались в опорный лежень, закрепляемый кольями на расстоянии 30 см от края котлована, а верхние концы лежали на прогоне, заходя за него не менее чем на 20 см. В каждом скате обрешетины, таким образом, будут лежать с промежутками, равными их толщине. Через 0,8-1 ,0 м по длине прогона стропила попарно привязывают к прогону проволокой, так же привязывают проволокой и крайние стропила. Нижние концы стропил упирают в опорный лежень.

После установки стропил одевают торцовые треугольные стенки выше котлована. Для этого к кольям одежды и крайним стропилам крыши прикладывают жерди, которые прижимают присыпкой земли снаружи.

alt

После установки остова землянки и стропил приступают к укладке настила на стропила. Самый простой настил делают из хвойных веток и земли (рис. 20, а). Ветки укладывают поперек обрешетин плотным слоем толщиной 8-10 см. Укладку производят тщательно, чтобы не оставалось неплотностей, через которые могла бы сыпаться земля. Настилку этого слоя делают полосами шириной 0,7-1,0 м, укладывая их последовательно от земли к коньку. После настилки каждой такой полосы ее присыпают землей для уплотнения веток. Хвойный настил имеет тот недостаток, что после высыхания хвои внутрь землянки осыпаются хвойные иглы.
 
Лучше по обрешетинам сделать выстилку хворостом или сучьями (рис. 20, б), сверху которых уложить хвойные ветки слоем 7-8 см или лиственные ветки слоем 4 см. Если есть возможность, вместо веток уложить опавшие с деревьев листья или мох. Такой настил, однако, более трудоемок и невыполним в зимнее время. Хорошо, если имеется фанера или тонкие доски. Тогда на стропила до устройства земляного покрытия укладывают листы фанеры или прибивают к ним плотно доски. Потолок в такой землянке будет выглядеть чище и опрятнее.

Для зимнего времени покрытие делают из земли толщиной 20 см (рис. 20, а, б). Такая толщина дает достаточную теплозащиту, и в то же время покрытие не прогревается от внутренней теплоты настолько, чтобы вызвать подтаивание снега. Это покрытие водопроницаемо и пригодно только на зиму, поэтому в период оттепелей лежащий на покрытии снег необходимо счищать. При устройстве покрытия из земли необходимо в первую очередь использовать непромерзший грунт, а промерзший, предварительно очистив от снега, раздробить на мелкие куски и утрамбовать.

Для летнего и осенне-весеннего времени в земляное покрытие добавляют водонепроницаемый слой (рис. 20, в). При этом основной земляной слой делают толщиной 15 см, а по верху его укладывают хвойные или лиственные ветки, пропитанные суглинистым раствором.

Раствор приготовляют из местной суглинистой почвы с водой до консистенции густой сметаны. Для устройства такого водонепроницаемого слоя заготовляют предварительно ветки хвойных деревьев длиной около 1,0 м или лиственных длиной около 0,5 м, причем голые сучья удаляют. Ветки укладывают на покрытие рядами, снизу вверх, от конца ската к коньку, с перекрытием каждого нижнего ряда вышележащим рядом и а половину длины. В рядах ветки кладут хвоей или листвой вниз. Каждый ряд после укладки поливают раствором; при этом ветки надо слегка приподнимать, чтобы раствор проник во все промежутки между ними. А когда все ветки пропитаются раствором, их прижимают ряд к ряду.
 
Поливку надо производить так, чтобы ветки были заметны на поверхности раствора, а не заливались полностью. Общая толщина слоя из веток хвойных пород обычно 7-8 см, а из веток лиственных пород 5-6 см. Значительно лучше изготовлять водонепроницаемый слой путем укладки пучков веток, предварительно пропитанных в яме разведенной глинистой землей. Для получения раствора обычно в такой земле отрывают небольшую ямку размером 1,2x1,2 м и глубиной 0,4-0,5 м, куда и наливают воду. Вода, смешиваясь с глинистой массой, дает глинистый раствор. Вход в землянку устраивают одновременно с установкой стропил и одеждой стенок землянки. Делают его из жердей в виде тамбура длиной 80-120 см, высотой 1,60 м. Ступени лестницы также одевают тонкими жердями. Боковые откосы входа над лестничным спуском летом выкладывают дерном, а зимой кусками мерзлой земли.

Если землянка не предназначается для длительного использования, вход в нее устраивают в виде тамбура и закрывают двумя полотнищами плащ-палаток, брезента, холста или плотной материи. Одно полотнище вешают вертикально внутри землянки, другое располагают наклонно по откосам земляной обсыпки, прикрывая лестничный спуск. Одежду тамбура в этом случае крепят четырьмя кольями, связанными вверху распоркой и проволокой. По краям входных откосов укладывают жерди, прижимая ими полотнище к стенкам входа. Полотнище привязывают к жерди, заделываемой над входным проемом. Чтобы оно не провисало, с нижней стороны к нему привязывают две-три жердочки.

Для завешивания входа вместо палаток можно применять соломенные или хворостяные маты. Завешивание входа в землянку палаточными полотнищами является простейшим способом оборудования входа, не дающим, однако, полной защиты от проникновения холодного воздуха.

Землянку, предназначенную для длительного использования, строят с тамбурным входом и двумя дверями. Такой вход имеет открытый лестничный спуск и заглубленный

тамбур.


alt

Остовом тамбура служат дверные коробки, сделанные из брусков толщиной 8x10 см, заготовленных из жердей диаметром 11-12 см. Каждую коробку делают из двух рам, связанных вместе проволокой. Связанные коробки устанавливают на дно отрытой входной траншеи, по бокам их укладывают жерди одежды, а сверху жерди перекрытия. Коробки с обеих сторон связывают друг с другом проволокой, закрепляемой за выступы верхних и нижних брусков. Двери делают размерами 70x160 см из отесанных жердей или досок. Жердевые двери изготовляют на шпонках или сколачивают гвоздями на планках. 
 
Дощатые двери можно изготовить из 5-см досок на шпонках или сколотить гвоздями из двух слоев теса. Наиболее легко сплачивают впритык чистообрезные доски и брусья. Работу производят в такой последовательности: укладывают на подкладки первую доску или жердь и прибивают ее гвоздями. Затем укладывают следующие доски (жерди) и при помощи строительных скоб и клиньев прижимают к уложенной ранее доске; прибив доски к подкладке, концы гвоздей загибают с обратной стороны. Кромки необрезных досок перед сплачиванием подтесывают по нитке, отбиваемой шнуром.

При сплачивании на шпонках подбирают необходимое количество чистообрезных досок, остругивают и пристругивают их кромки. Затем устраивают сжим, представляющий собой два отреза бревна или бруса, укладывают на него подготовленные доски и сжимают их при помощи клиньев. После этого из доски такой же толщины, как и стягиваемые, изготовляют две шпонки по размерам. По размерам шпонок поперек сплачиваемых досок расчерчивают пазы и по линии разметки делают пропилы на одну треть толщины досок, затем выбирают пазы долотом и загоняют в них шпонки возможно более плотно. Свободные концы шпонок опиливают и отесывают.

Сырой материал сильно усыхает, поэтому двери на шпонках лучше, так как они допускают последующее сплачивание. В тесовой двуслойной двери между тесом надо прокладывать толь или картон.

Изготовляют также двери с шипами, на которых они вращаются в гнездах коробок без навешивания на петли. Дверь заводят шипами в гнезда при сборке коробки. В этом случае гнезда делают глухими. Гнезда можно делать с вырезами, выходящими в бок брусков; в таких случаях дверь вставляют после установки коробки, но при этом боковые вырезы гнезд должны быть закрыты пробоинами.

В зимнее время над открытыми лестничными спусками делают шалаши с хвойным покрытием, чтобы ступени не заносились снегом.

При малейшей к тому возможности в землянках надо устраивать окна. Кроме освещения помещения, они могут служить в качестве запасного лаза и при самообороне могут быть использованы в качестве амбразур для ружейного огня. Наиболее целесообразно устраивать окна в задней торцовой стенке землянок. Чтобы сделать торцовое окно, в стенке жердевой отделки делают вырез. К этому вырезу с наружной стороны приставляют наружную раму, с внутренней- оконную раму.

Наружная рама поддерживает срезанные части жердевой стенки. К наружной раме изнутри приставляют стекло и затем оконную раму (переплет), которая прижимает стекло. Таким образом, стекло оказывается зажатым между двумя рамами. Промежуток между оконной рамой (переплетом) и вырезом в стенке проконопачивают мхом. Мхом же обкладывают и края углубления в нише перед установкой стекла.

Обычно окна делают шириной не менее 60 см и высотой не менее 40 см. Нижний край окна должен быть приподнят над землей на 20-40 см, чтобы окно не заливало водой и меньше заносило снегом. Подоконник от пола землянки делают на высоте 1,4 м (грудная высота). Вместо стекла можно применять промасленную писчую бумагу или целлофан, которым обертывается внутренняя рама с двух сторон. Окна делают не только в торцовой стенке, их можно устраивать по обеим сторонам землянки под крышей.

После того как устройство землянки в основном закончено, настилают пол. Для этого берут жерди или доски и накладывают по длине землянки на подкладки-лаги, располагая их на расстоянии 1-1,5 м друг от друга. Жерди для настилки пола берут неошкуренные без подтески или ошкуренные с притеской друг к другу. В первом случае жерди должны иметь толщину 5-6 см, во втором - не менее. 7 см. Если землянка построена из ошкуренных жердей, помещение становится более гигиеничным, уменьшается количество насекомых, которые гнездятся под корой древесины. Поэтому при наличии времени жерди следует ошкуривать. Делать это удобно отточенными лопатами.

Описанные виды землянок применяются войсками главным образом при производстве работ вдали от населенных пунктов в мирных условиях или в военное время при нахождении в глубоком тылу.

При расположении вблизи противника применяют такие типы землянок, которые по сравнению с обычными землянками обладают более прочными защитными покрытиями от средств поражения, легче маскируются и имеют простейшую конструкцию, обеспечивающую быстрое их возведение. Такие землянки носят название укрытий и отличаются от обычных землянок большим заглублением в землю (от 2 до 2,5 м) и применением горизонтального покрытия. На рисунках 26, а я б показаны два типа землянок-укрытий.

alt

Первый вид землянки с коленчатым входом, подведенным к середине котлована.

Второй вид землянки не имеет симметричного расположения помещений, но также имеет коленчатый вход, подведенный к торцу открытого котлована. В укрытиях стены котлованов одевают жердями или специальными щитами. Жерди укладывают горизонтально и укрепляют забитыми в дно котлована стойками толщиной 10-12 см через 1,2 м. Для противодействия горизонтальному давлению земли откосов верхние концы стоек пропускают через перекрытие, которое устраивают из сплошного ряда накатника толщиной 16-18 см. Стойки обжимают прилегающими с обеих сторон накатинами с вырубками, плотно стягиваемыми проволокой. Верх каждой стойки выпускают над перекрытием на 12-15 см, затем в стойки вкладывают распорку из жердей диаметром 10-12 см.

Накат перекрытия следует углублять заподлицо с землей. Поверх покрытия укладывают водонепроницаемый слой толщиной не менее 8 см. Водонепроницаемый слой засыпают землей толщиной 0,6-0,8 м. Возвышающаяся часть обсыпки должна быть не более 80 см и иметь плавное очертание. Обсыпку необходимо задерновать. Выход устраивают через тамбур. Лестницу или прилегающий участок хода сообщения располагают под углом для лучшего прикрытия входа от действия взрывной волны.

Чтобы тамбур и землянку не заливало дождевой водой, пол тамбура устраивают на 5 см выше пола землянки и наружной площадки, то есть делают его в виде широкого порога. На площадке перед лестницей или на ближнем участке хода сообщения отрывают водосборный колодец.

Внутри помещение оборудуют нарами и печью-камином. Если землянку-укрытие оборудуют в качестве газоубежища, то устраивают земляной фильтр и ручной вентилятор; двери делают герметическими.

Все открытые деревянные части землянок-укрытий для защиты от светового излучения при взрыве атомной бомбы и зажигательных смесей типа напалма обмазывают глиной, известью или землей. Вокруг таких сооружений, расположенных в лесу, убирают хворост, хвою и сухую траву.
 
 

http://www.pbrus.org/nfor/1208-stroitelstvo-zemlyanki-gotovimsya-k-partizanskoj.html


Без заголовка

Вторник, 19 Июля 2011 г. 02:52 + в цитатник
Символ веры
Кормчая
Крещение
Покаяние
Брак
Миропомазание
Елеосвящение
Cвященство
Евхаристия
Катехизис
Спас
Крест Христов
Лестовка
Подручник
   СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АНТИПА, ЕПИСКОП ПЕРГАМСКИЙ
"Знаю дела твоя, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа." (Откров.гл.2, ст 13)
   Господи Iсусе Xристе Cыне Божий помилуй нас грешных.
Священномученник Антипа был учеником святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова и епископом Пергамской Церкви в Малой Азии. Церковь называет его мужем апостольским. Несмотря на то, что в то время император Диоклетиан страшно гнал христиан, святой Антипа усердно обращал ко Христу язычников. Император велел бросить его в раскаленного медного быка в идольском капище, но тело его не сгорело и было погребено христианами. Святый священномученник Антипа имеет благодать исцелять от болезней, особенно же от "удручающия зубныя болезни”.Память священномученника Антипия празднуем 11 апреля по ст.ст.
   Святый священномучениче Антипо моли Бога о нас грешных.

Австрийцы
Беглопоповцы
Часы смерти<="" font="">
Техника<="" font="">
Мамлеев<="" font="">
Политика<="" font="">
Спасовцы<="" font="">
Устав<="" font="">
Моления
Паломничества
Путешествия
Форум
Царь Иоанн III
Ссылки

 


Без заголовка

Вторник, 19 Июля 2011 г. 02:47 + в цитатник
Фото обложки книги Крест и круг

Крест и круг

PDF-книгаPDF-книга
Борис Андреевич Успенский
ЗНАК | 2006
общий размер: 7Mb
общее кол-во страниц: 512
размер страницы: 210 x 298 мм
язык: Русский
 
Читать онлайн

Можно качать файлы прямо из браузера, но мы рекомендуем воспользоваться бесплатной программой Download Master. Он ускорит закачку и устойчив к обрывам связи и ошибкам. Можно качать и любым другим менеджером закачек.

Скачать PDF-книгу

Файл  Размер  Кол-во страниц  Онлайн
Uspenskiy_B.A._Krest_i_krug.pdf6,5Mb512Читать

Без заголовка

Вторник, 19 Июля 2011 г. 02:45 + в цитатник

   



http://starowier.livejournal.com/2009/03/



http://starowier.livejournal.com/2009/03/

Д.Урушев. Рана на теле Церкви

Вторник, 19 Июля 2011 г. 02:21 + в цитатник
Image-10 (610x700, 107Kb)
Д.Урушев. Рана на теле Церкви
20:13
По-прежнему удивляет своими высказываниями митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), председатель Комиссии по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата. Отвечая 13 мая 2011 года на вопросы корреспондента РИА Новости, митрополит Иларион поведал об обоюдном стремлении Русской Православной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Старообрядческой Церкви к сближению: «У нас добрые и конструктивные отношения. Я встречался уже не один раз с митрополитом Корнилием, мы обсуждали возможные пути взаимодействия. Конечно, здесь нужно двигаться поступательно, двигаться не спеша, соблюдая разумную осторожность, чтобы ни в той ни в другой общине не возникло каких-то недоразумений, непониманий, протестов. Но с обеих сторон наблюдается стремление к сближению и преодолению тех печальных разногласий, которые существовали на протяжении нескольких веков».

В интервью митрополит похвально отозвался о старом церковном обряде: «Нет обряда «второго сорта», но старый обряд является столь же легитимным, как и новый обряд. Я бы даже сказал, что старый обряд в некотором смысле является эталоном церковной жизни и церковного мировосприятия, потому что он сохраняет то каноническое сознание, которое лежит в основе и древнерусского церковного пения, и древнерусского иконописного искусства».

Необходимо напомнить, что 12 сентября 2009 года на встрече с учеными, политологами и журналистами, прошедшей в рамках международного дискуссионного клуба «Валдай», Иларион по-другому высказывался о старом церковном обряде: «Раскол существует с XVII века. Он появился по чисто обрядовым причинам, которые сегодня могут показаться просто смешными. Один из основных пунктов спора состоял в том, как креститься: двумя пальцами или тремя. Спорили, как писать имя Иисус: с одним «и» или с двумя, как ходить крестным ходом вокруг храма – по часовой стрелке или против».

Удивительно, как быстро человек переменил свои взгляды! Старые обряды, которые недавно казалось митрополиту «просто смешными», теперь стали «эталоном церковной жизни и церковного мировосприятия». Иларион тонко чувствует – направление ветра изменилось, ныне РПЦ выгодно налаживать «добрые и конструктивные отношения» со старообрядчеством, а не хулить его. Недаром сам никонианский патриарх Кирилл (Гундяев) заявил недавно (23 апреля 2011 года) о важности для РПЦ старого обряда: «В Русской Церкви все это должно быть, и не как явление второго сорта, а точно так же, как и новый обряд. Самое главное, чтобы не было расколов и разделений. Поэтому сегодня нужно хранить единство Церкви».

Похоже, ныне иерархи РПЦ в борьбе за паству готовы разыграть «старообрядческую карту». А мы, староверы, к сожалению, невнимательно относимся к подобным заявлениям о «преодолении печальных разногласий» и «единстве Церкви». Ведь никониане желают добиться этого «единства» за счет поглощения старообрядчества структурами РПЦ. Об этом патриарх Кирилл (тогда еще митрополит Смоленский и Калининградский) весьма определенно говорил на Архиерейском Соборе РПЦ в 2004 году: «Церковный раскол нанес жесточайший удар по национальному самосознанию. Народному телу, которое тогда вполне совпадало с телом церковным, была нанесена рана, губительные последствия которой живут в столетиях. Но даже если старая рана в какой-то момент почти перестает тревожить, она продолжает обессиливать организм, доколе не исцелена. Нельзя признать собирание Русской Церкви завершенным, пока мы не объединимся во взаимном прощении и братском общении во Христе с исконной ветвью русского православия».

О том же заявлял митрополит Иларион, выступая 19 ноября 2010 года на заседании Комиссии по взаимодействию со старообрядчеством: «Мы сейчас должны задумываться не о том, кто был прав и кто был виноват во всей этой трагической истории, а о том, как исцелить раны, нанесенные за время существования раскола. Раскол – это всегда рана на теле Церкви. И до тех пор, пока он не будет уврачеван, эта рана остается незаживающей и кровоточащей».

Впрочем, в этом вопросе патриарх Кирилл и митрополит Иларион выступают не от своего имени, а от имени российской власти. Они лишь озвучивают политическую установку, данную Владимиром Владимировичем Путиным еще в 2004 году: необходимо «привлечь старообрядцев к процессу объединения Русской Церкви».

Первой жертвой этого «процесса объединения» стала Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ), много десятилетий противопоставлявшая себя, сообщество монархистов, белогвардейцев и эмигрантов, продажному советскому Московскому Патриархату. Но Путин заговорил об «объединении Русской Церкви», и в 2007 году иерархи РПЦЗ подписали Акт о каноническом общении с РПЦ. Значительная часть духовенства и мирян РПЦЗ не пожелала объединяться с Московским Патриархатом. Увы, она не сумела сохранить единство и разделилась на несколько враждующих группировок. Так российская власть и иерархи РПЦ хитроумно уничтожили РПЦЗ по правилу «разделяй и властвуй». Не уготована ли подобная будущность и старообрядчеству?

Д.Урушев

\"Община\", 2011, № 4 (25)

Старообрядчество

Понедельник, 18 Июля 2011 г. 00:13 + в цитатник



Слово и дело.Аввакум

Понедельник, 18 Июля 2011 г. 00:11 + в цитатник



Да воскреснет Бог, стихеры Пасхе, глас 5

Понедельник, 18 Июля 2011 г. 00:10 + в цитатник



ПАДЕНИЕ III РИМА

Понедельник, 18 Июля 2011 г. 00:06 + в цитатник



Без заголовка

Среда, 12 Декабря 2007 г. 23:08 + в цитатник
В колонках играет - st
 (700x464, 131Kb)
Настроение сейчас - st

Starayaviera

Видео-запись: Monaster

Пятница, 19 Октября 2007 г. 12:47 + в цитатник
Просмотреть видео
11 просмотров

Monaster

Метки:  

Sajt

Пятница, 19 Октября 2007 г. 12:41 + в цитатник

Метки:  

Дневник starowier

Суббота, 22 Сентября 2007 г. 21:15 + в цитатник
ОДИН ЛИ И ТОТ ЖЕ БОГ У НАС И У НЕХРИСТИАН?

"Народы иудаизма и ислама и христиане... эти три разновидности идентичного монотеизма, говорят наиболее достоверными и древними и при этом самыми смелыми и уверенными голосами. Почему же не может стать возможным, что имя одного и того же Бога вместо непримиримой вражды вело бы, скорее, ко взаимному уважению, взаимопониманию и мирному сосуществованию? Почему бы упоминанию о том же Боге, том же Отце, без предубеждений в богословских дискуссиях, не привести нас однажды к открытию столь же очевидному, как и трудному — что мы все сыновья одного Отца и что все мы, следовательно, — братья?" (папа Павел VI, "Ла Круа" (Вера), 11 августа 1970 г.).
В четверг 2 апреля 1970 года в Женеве произошла важнейшая религиозная манифестация. В рамках второй конференции "Ассоциации соединенных религий" представители десяти великих религий были приглашены на собрание в соборе святого Петра. Это "общее моление" было основано на следующих мотивировках: "Верующие всех этих религий были приглашены, чтобы соучаствовать в поклонении одному и тому же Богу". Давайте посмотрим, насколько это голословное утверждение основано на Священном Писании.
Для того чтобы лучше объяснить суть дела, ограничим себя тремя религиями, которые исторически следовали одна за другой в таком порядке: иудаизм, христианство, ислам. Эти три религии фактически претендуют на общее происхождение: как почитателей Бога Авраама. Так возникло широко распространенное мнение, что коль скоро мы все претендуем на происхождение от Авраама (иудеи и мусульмане по плоти, а христиане — по духу), то у всех у нас один Бог, — Бог Авраама, а все три религии поклоняются (каждая по-своему, разумеется) одному и тому же Богу! И этот единый Бог в некотором роде создает общую платформу для единения и "взаимопонимания", и это призывает нас к "братским отношениям", как подчеркнул великий равви, д-р Шафран, перефразируя псалом: "О, как отрадно видеть братьев, восседающих вместе..."
В такой перспективе очевидно, что Исус Христос, Бог и Человек, Сын совечный Отцу и собезначальный, Его Воплощение, Его Распятие, Его славное Воскресение и Его второе и ужасное Пришествие — все это превратилось во второстепенные детали, которые не могут помешать нашему "братанию" с тем, кто считает Его "простым пророком" (по Корану) или "сыном проститутки" (по некоторым преданиям Талмуда)! Таким образом, мы поставили бы Исуса из Назарета на один уровень с Магометом. Не знаю, какой истинный христианин позволит своей совести такое допущение.
Можно было бы сказать, что в этих трех религиях, не касаясь прошлого, допустимо согласиться с тем, что Исус Христос — существо необыкновенное и исключительное и что Он был послан Богом. Но ведь мы, христиане, допустив,
 (88x295, 6Kb)


Поиск сообщений в starowier
Страницы: 2 [1] Календарь