Вся информация о старообрядчестве, которая размещается в Белом Приморье не имеет цель |
Вся информация о старообрядчестве, которая размещается в Белом Приморье не имеет целью оскорбить религиозные чувства староверов, но выкладывается для изучения столь важного вопроса.
Позиция Императора Николая II к старообрядчеству
О Белокриницкой старообрядческой иерархии
Одобрение Никоновых исправлений собором 1666 года и отделение раскола от Церкви.
Мнимым старообрядцам "о девятом часе"
Субботин Н.И. Опровержение раскольничьих клевет на патриарха Никона
Прошение ветковцев о епископской хиротонии
а со кресты против солнца ходили
Къ нашей полемикѣ съ старообрядцами.
подвижничество Патриарха Никона и его скит
скачать книгу проф. М.В. Зызыкина
Враждебные Патриарху Никону течения
Патриарх Никон и Павел Коломенский
Архиеп. Платон. УВЕЩАНИЕ к РАСКОЛЬНИКАМ
Старообрядческое: РПСЦ о РДЦ (чин приема)
Учение РДЦ о белокриницком раздоре
РПСЦ: о благодати у “никониан”.
Митрополит Антоний: Патриарх Никон и Россия
Единственно приемлемый для старообрядцев вид соединения с РПЦ
старообрядцы о преп. Серафиме Саровском
комментарий к одной из глав книги Димитрия Урушева "ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ".
К вопросу о новой справе Богослужебных книг
старец Паи́сий Величко́вский "о раскольниках".
О способах присоединения старообрядцев к Православной Церкви
заметка о "догматизации обряда"
начало раскола: важный момент!
обрядовые детали на догматическую высоту
Описание Флорищевой пустыни "о исправлении книжном"
Исправление книг до Патриарха Никона
Архиеп.Никон (Рождественский) "на обращение раскольников".
Старообрядческий календарь за 1957
Святитель Игнатий (Брянчанинов) "О расколе"
о новопоявившейся титле I Н Ц I
Cвящ. Павел Флоренский. Записка о старообрядчестве.
Е. Е. Голубинский. К нашей полемике со старообрядцами
Изучая староверие: Дальневосточные расколы и РДЦ
изучать староверие, но не у современных староверов!
«Книжная справа», реформы Никона и трагедия раскола
Старообрядчество и никонианство: где Истинная Церковь Христова?
Митрополит Антоний (Храповицкий) и Единоверие
Признаёт ли РПЦ (МП) Русскую Православную Старообрядческую Церковь (белокриницких).
(белокриницких).
|
Новые мысли о старой вере |
|
«Молитва неподсудна» |
|
По причине иссякновения благодатных руководителей, |
По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело - Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это - великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. "Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне - одно лицемерство" [2]. Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно - в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, - и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, - и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.
|
Лукавая работа. Чего от нас добивается враг нашего спасения |
Сатана созвал всемирный съезд бесов. В своей вступительной речи он сказал: «Мы не можем запретить христианам ходить в церковь. Мы не можем запретить им читать Библию. Мы не можем запретить им общаться в молитве с Богом. Как только они устанавливают связь со Христом — мы тут же лишаемся власти над ними. Так пусть они ходят в свои церкви, но мы украдем у них — их время, так что они, будучи всегда занятыми, не смогут молиться и каяться в грехах и развивать свои отношения со Христом. Им некогда будет читать Библию".
alt«Вот что вы должны делать, — сказал дьявол. — Вы должны помешать им войти в общение с Богом и поддерживать эту связь в течение дня». — «Как нам это сделать?» — закричали демоны.
«Займите их пустяками и придумайте много способов, чтобы занять их умы всякими ненужными делами. А главное, внушите им стремление к материальным благам и обогащению — к маммоне. Пусть они проникнутся желанием зарабатывания как можно большего количества денег, пусть покупают себе машины, квартиры, дачи. Пусть зарабатывают все больше и больше денег, чтобы ходить в рестораны и кафе, чтобы покупать дорогую, модную одежду, делать дорогой ремонт в квартирах и обставлять их модной мебелью. Искушайте их тратить, тратить и брать, брать в долг, брать многолетние кредиты и таким образом попадать в кабалу к банкам. А когда они загорятся желанием личного обогащения, погоней за маммоной — им уже будет не нужен Христос…
Убедите их жен задерживаться на работе, а мужей — работать 6-7 дней в неделю, 10-12 часов в день, чтобы им некогда было заниматься своими семьями и воспитанием своих детей. Не давайте им проводить время с детьми, чтобы дети их шлялись с утра и до ночи на улице и дружили с дурными компаниями, тогда они перестанут учиться и из них ничего доброго не получится. Тогда их семьи развалятся и они станут одинокими, а мы им от горя поможем спиться.
Стимулируйте сверх меры их умы так, чтобы телевизоры и компьютеры в их домах работали постоянно, и они как можно больше времени проводили у телевизора и компьютера, и им некогда будет молиться. Следите, чтобы в каждом магазине и ресторане мира постоянно звучала нехристианская музыка. Это заблокирует их разум и разрушит их единство со Христом…
Разложите на столах в кафе множество журналов и газет. Бомбардируйте их разум новостями и рекламой 24 часа в сутки. Пусть по пути им бросается в глаза море рекламных щитов. Наполните их почтовые ящики рекламой, каталогами для заказа товаров по почте, информационными бюллетенями и предложениями бесплатных товаров, услуг и ложных надежд.
Показывайте в журналах и по телевизору тощих, хорошеньких моделей, так чтобы их мужья поверили, что внешняя красота — это самое главное, и стали бы недовольны своими женами.
Сделайте так, чтобы их жены были слишком усталыми, чтобы любить своих мужей ночью. Если они не дадут своим мужьям любовь, в которой они нуждаются, мужья начнут искать ее в других местах. Это быстро разрушит их семьи!
В Рождество и Пасху отвлеките их праздничной суетой, концертами по телевидению и пьяными застольями, чтобы они не учили своих детей истинному значению Рождества и Пасхи.
Пусть даже с отпуска они вернутся уставшими. Сделайте так, чтобы им было некогда поехать на природу и полюбоваться Божьим творением. Вместо этого отправьте их в парки развлечений, на спортивные мероприятия, игры, концерты и в кино.
И пусть все христиане будут вечно заняты, заняты, заняты!
Наводните их жизни таким количеством хороших дел, чтобы у них не было времени искать силы у Иисуса.
Скоро они будут жить и работать, полагаясь только на себя, жертвуя своим здоровьем и семьями ради своих дел и денег.
Это сработает! Это отличный план!»
Бесы с радостью отправились на задание, заставляя христиан повсюду быть все более занятыми и спешить туда и сюда, оставляя все меньше времени для Бога, для молитвы и своих семей. Вопрос в том, удался ли дьяволу его замысел? Вам судить!
Передайте письмо другим, или вы тоже слишком для этого заняты?
|
Каноническое учение Православной Церкви о Таинстве Брака |
Святым Отцам Шестого Вселенского Собора было угодно подтвердить прежнюю церковную практику по этому вопросу. Правило 72-е, принятое ими, гласит: «Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. Если же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но если некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом один из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззреть на Божественные лучи, и если при том неверной жене угодно сожительствовать с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по Божественному Апостолу: святится муж неверен от жены, и святится жена неверная от мужа».
Авторитетный толкователь канонов епископ Никодим (Милош), разъясняя данное правило пишет: «На основании этого (72) трулльского и др. параллельных правил, каноническое учение православной церкви о смешанных браках заключается в следующем: 1) смешанные браки православных христиан с иноверными особами, в частности же с язычниками, иудеями и еретиками, строго воспрещены церковью; 2) смешанный брак допускается лишь в такой форме, когда в браке, заключенном вне Православной Церкви, т.е. в нехристианской или еретической религиозной общине, один из супругов примет православную веру, притом, когда иноверный супруг выразит желание остаться в браке с супругом, принявшим православие; 3) дети, родившиеся от такого смешанного брака, должны быть во всяком случае крещены и воспитаны в Христианской, Православной вере; 4) если же иноверный супруг не пожелает остаться в браке с обращенною в христианство особою, тогда брак разводится и православному супругу дозволяется вступить в новый брак с православной особой; и 5) допускается православной особе вступить в брак с неправославной особой, если эта неправославная особа обещает принять Православную веру и тотчас это обещание и исполнит. Это - строго каноническое учение Православной Церкви по этому предмету; и как это учение имело силу в течение всех веков Православной Церкви, так оно и должно оставаться в силе и ныне и всегда».
Между тем, в наше апостасийное время некоторые пастыри и архипастыри пытаются пересмотреть вековые установления Церкви. Так, по информации СМИ, 3-4 октября 2011 года в Берлине состоялось совместное пастырское совещание двух епархий Русской Церкви в Германии. В совещании приняли участие три иерарха - правящий архиерей Германской епархии Русской Зарубежной Церкви архиепископ Марк, правящий архиерей Берлинской епархии Московского Патриархата архиепископ Феофан и викарий Германской епархии Русской Зарубежной Церкви епископ Штутгартский Агапит. На совещании присутствовали 80 священнослужителей.
Профессор Московской духовной академии протоиерей Владислав Цыпин прочел доклад о нормах церковного права «Каноны и их роль в жизни Церкви». Во второй день совещания, после Божественной литургии в Покровском храме, протоиерей Владислав Цыпин продолжил тему предыдущего дня, выступив с докладом «Канонические вопросы, связанные с таинством брака и семейной жизнью». Последовала оживленная дискуссия. В соответствии с практикой обеих епархий была оговорена возможность совершения венчаний с инославными.
«При обсуждении вопросов, связанных с таинством брака и инославных или гражданских форм узаконения супружеской жизни, - говорится в резолюции пастырского совещания Русской Православной Церкви в Германии - Берлинской епархии Московского Патриархата и Германской епархии Русской Зарубежной Церкви, - выявилось неоднозначное восприятие этих форм. Это вызвало озабоченность части присутствующих на собрании, пожелавших внести большую ясность в теорию и практику подхода к вопросу не только брака, а и признания таинств, совершаемых и признаваемых как действительных, но вне Православной Церкви».
Дух христианина
|
ДРЕВНЯЯ ЗЛОБА |
«Один из демонов сказал другому: «Брат Зерефер! (так назывался сей демон) если кто из нас, демонов, раскается, приимет ли того Бог, или нет? Кто это знает? скажи мне». Зерефер отвечал: «Хочешь, я пойду к тому великому старцу, который не боится нас, и выпытаю у него?» «Иди, – говорил другой. – Но смотри, он прозорлив, узнает обман твой, ибо не преминет вопросить Бога своего. Однако, иди. Может быть, ты и успеешь в намерении, а если и нет, то, сделав свое дело, возвратишься назад».
Тогда Зерефер отправился к старцу, и приняв на себя притворный вид, начал плакать и рыдать пред ним, как человек. Бог же, желая показать, что Он никого не отвращается, но всех прибегающих к Нему принимает, на сей раз не открыл старцу, что это диавол, пришедший искусить его. Старец смотрел на него, как на простого человека. Увидев это, говорит ему: «Кто ты, о человек? и что с тобою случилось, что ты так горько плачешь и сильно рыдаешь?» «Святой отец! – отвечал диавол. – Я не человек, но демон злой, каковым признаю себя за множество грехов моих». Старец спросил: «Чего же ты хочешь от меня?» – думая, что он по смирению назвал себя демоном, а Бог еще доселе не открыл старцу обмана. Демон сказал: «Ничего более, кроме того, чтобы ты упросил Господа Бога твоего открыть тебе, допустит ли Он диавола к покаянию. Ибо я не принимал Крещения, и почитаю себя как бы демоном». Старец ответил: «Сегодня пока иди в дом свой, а ко мне приди завтра, я скажу тебе ответ.
И в тот самый вечер, простерши святые руки свои, молился Человеколюбивому Богу и говорил: «Владыко, Господи, Благий и Милостивый, хотящий всем человеком спастися и в разум истины приити! послушай меня в час сей и открой недостойному рабу Твоему: приимешь ли человека, превзошедшего грехами и демонов». После сих слов старца вдруг, как блеск молнии, предстал пред ним Ангел Господень и сказал: «Вот что говорит Господь: Для чего ты за демона просил Мое могущество? Ибо он приходил с лестью искусить тебя».
Старец спросил: «Почему же Господь Бог не объявил мне истины?» Ангел отвечал: «Не смущайся. Домостроительство спасения требовало того для пользы грешников, дабы открыто было неизреченное человеколюбие Божие и то, что Бог никого из приближающихся к Нему не отвергает от Себя, хотя бы пришел диавол или сам сатана, или кто другой из числа сих погибельных. А вместе – дабы некоторым образом открылось и непреклонное отчаяние демонов. Итак, когда опять придет к тебе искуситель, ты не тотчас обличи его, но сначала скажи ему: знай, что Человеколюбивый Бог никого из приходящих к Нему никогда и ни за что не отвращается, и возвестил, что ты можешь быть принят, если исполнишь то, что я прикажу тебе. Когда же он, услышав сие, спросит, в чем состоит приказание, отвечай ему: так заповедал тебе Бог: знаю тебя, кто ты, и откуда пришел искусить Меня. Ты – древнее зло, ты – гордыня неприступная; как же можешь принести достойное покаяние? Впрочем, чтобы ты не имел никакого предлога к извинению в день суда, слушай, как должен ты начать покаяние. Господь говорит: пробудь три года на одном месте, не сходя с него; днем и ночью, обратившись к востоку, говори: Господи! помилуй меня – древнее зло. И еще по сто раз говори громко так: помилуй меня, омраченную прелесть. Скажи ему: когда выполнишь сие с должным смирением, тогда сопричислен будешь Ангелам Божиим. Если согласится это сделать, прими его в покаяние. Но знай, что древнее зло не делается новым добром. И что напоследок случится, запиши, дабы желающие раскаяться не отчаивались. Пусть из сего опыта твердо уверятся люди, что никогда не должно скоро отчаиваться в спасении своем».
Сказав сие, Ангел Божий вознесся на небо. На другой день рано поутру приходит диавол и начинает издалека показывать вид плачущего человека и просить милости старца. Но старец сразу не обличил его замысла, а только в сердце своем говорил: в худой час ты пришел, хищник диавол, ядовитый скорпион, древнее зло, тиран, чудовище! Потом говорит ему: «Знай, что я просил Бога, как обещался. Бог приемлет тебя в покаяние, если только выполнишь то, что Он приказал тебе, как Сильный и Вседержавный». Демон спрашивает: «Что же Он приказал мне?» Старец отвечал: «Приказал, чтобы ты простоял на одном месте три года, днем и ночью громогласно произнося по сто раз таковые слова: Боже! умилостивись над моим окаянством. И опять подобным же образом по сто раз: Боже! помилуй меня – древнее зло. И еще в третий раз: Боже! спаси меня, омраченного и проклятого. Если сие сделаешь, Бог примет твое покаяние и причислит тебя, как и прежде, к Ангелам Своим».
Демон Зерефер много смеялся на сии слова старца и сказал ему: «Если бы я хотел назвать себя окаянством и древним злом, и омраченным прелестью, и темным, и проклятым, то я позаботился бы это сделать еще с самого начала и спасся бы немедленно. Но теперь я назову себя древним злом? Нет – невозможно. Ибо теперь я покрыт славою. Все служат мне, боятся и трепещут меня. И теперь-то я назову себя окаянством и прелестью, и древним злом? Нет, старик, нет. Чтобы я, господствующий над всеми грешниками, сделался непотребным рабом, смиренно раскаивающимся? Нет, старик, нет». Сказав сие, нечистый демон с воплем исчез. Старец, видев то, встал на молитву, говоря: «Поистине, справедливо сказал Ангел, что древнее зло не делается новым добром».
|
О сокращении времени |
.
"Мне времени катастрофически не хватает, чтобы "прокачать" возрастающий информационный поток. Столько сейчас всего интересного, познавательного, важного для осознания и познания себя и мира - а времени нет, чтобы это все вдумчиво прочитать и осмыслить. Скачиваю книги "на потом", которое похоже никогда не наступит."
Сокращение времени, которое мы все сейчас ощущаем - на самом деле реальный факт и он не противоречит Евангельским предсказаниям. Святое письмо предупреждает что в последние дни время сократится: «Если бы Господь не сократил тех дней, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных, которых Он избрал, сократил те дни» (Мк.13:20). А преподобный Нил Мироточивый предсказывал: «День будет вращаться как час, неделя - как день, месяц - как неделя и год - как месяц. Ибо лукавство человеческое сделало то, что и стихии стали напряженными, начали еще более спешить и напрягаться, чтобы поскорее окончилось прореченное Богом число для восьмого числа веков».
Время летит быстрее, намного быстрее, чем раньше. Вы заметили это? Нам некогда почитать книгу, подумать о своем, встретиться с близкими друзьями, не остается времени даже на то, чтобы побыть с детьми и своей спутницей по перепутьям сей жизни.
Ученые даже стали замерять сокращение времени. Хоть и нелегко измерить то, что служит мерой всего сущего. Ибо нет такого состояния или движения, в котором не присутствовало бы время как щемящее чувство прохождения. И они пришли к выводу, неведомо по каким расчетам, что сегодня 24 часа проходят так же быстро, как раньше проходили всего 16. То есть мы уже потеряли третью часть времени своей жизни или половину того времени, в течение которого мы находимся в активном состоянии. Но не только ученые указывают на это - отцы, подвизающиеся в пустынях Святой Горы, отшельники наших дней, говорят то же самое: время сегодня течет намного быстрее, чем раньше, а уж их-то трудно обвинить в психологической субъективности, вызванной социальными изменениями...
Скорость всех процессов возросла, но, тем не менее, время сократилось - происходит обратное тому, чего следовало бы ожидать! Так, вопреки всей научной логике, идеологи теории прогресса оказались большими лжецами. Не внушали ли они нам в прошлом веке, что научный и технологический прогресс приведут к тому, что машины заменят человеческий труд и потому времени станет больше? Да, стиральная машина сегодня облегчает труд женщины, но сейчас она намного сильнее страдает от стресса из-за нехватки времени, чем тогда, когда полоскала белье в реке...
В прежние времена люди передвигались медленно, чинно действовали во всем, что им доводилось делать в течение дня, в течение всех дней своей жизни. Начинали день утренней молитвой и заканчивали вечерней; за столом читали «Отче наш» и не приступали к чему-нибудь, не осенив себя знамением святого креста. То есть человек во всякое время и на всяком месте находил свободную минуту, чтобы сказать слово Богу и, как ответ, получить в душе уверенность, что он не один. Его жизнь хоть и была тяжелой, с взлетами и падениями (какой вообще и должна быть жизнь каждого, чтобы можно было чему-нибудь в ней научиться), но она доставляла ему чувство полноты. Это было существование, переживаемое во всей полноте.
Теперь же все делается на бегу, так что мы почти все время чувствуем себя лишенными радости мгновения, несовершенными в том, что мы делаем и переживаем. И когда совершаешь свою молитву (у кого имеется для этого рвение), ум твой не там. Он мчится вперед, он вперяется в попечения нынешнего дня или обыденной жизни в целом. А когда принимаешься за что-нибудь, то тебе даже не приходит на ум, что нужно перекреститься, потому что ты уже думаешь о чем-то другом, - да в конце концов, это и не вписывается в окружающую обстановку. Как будто Бог должен следовать за миром, подражать ему, а не наоборот...
И вот так человек остается один. Не только потому, что с ним уже нет Бога, - он и остальных людей, друзей, братьев, супруга или супругу, не воспринимает близко. Это потому, что в беге у каждого свой ритм, - иначе говоря, в спешке ты все время смотришь вперед, на то, что будет потом, в надежде, что придет время, когда ты успокоишься. Но жизнь проходит быстро и наступает болезнь, приходит и смерть, быстрее, чем ты ожидаешь, приходит раньше этой столь желанной передышки, не дав тебе успокоиться и вернуться в себя, восвояси.
Но можно и так понять это одиночество: спешка, сумасшедший ритм и неизбывный шум мира, в котором мы живем, не дают нам расслышать робкие шаги другого на тропках нашей души. Бег как-то оттесняет нас за пределы собственной души. Ведь душа так же, как ребенок и любовь, нуждается в том, чтобы ты уделил ей время. У нее есть свой ритм - ритм глубокого и спокойного общения с Богом и другими душами. Это лучше понимает женщина, потому что ощущает это более остро.
И поскольку ритм чередования дней и лет общества, в котором мы живем, надолго отчуждает нас от жизни собственной души, мы доходим до того, что привыкаем к этому состоянию и всё больше чувствуем себя так, словно ее нет вовсе. Поэтому у нас и приживаются эволюционистские теории. Иными словами, мы забываем, откуда мы пошли, забываем родной язык простодушной любви, язык того пейзажа души, в который вмещалось столько красот и тайн. И зачастую мы умираем среди чужих, никому не ведомые, как это происходит с огромным множеством христиан, затерявшихся среди лишенных правой веры, подобно еврейскому народу, за кусок мяса рабствовавшему на египтян. Так попустил Бог - может, человек, взглянув на материальное как на символ, поймет то, что происходит на уровне духа.
Архитекторы обыденного ландшафта современного общества, биотехнологи человечества, подчиненного машине, возомнили, будто человек, подобно детали, может быть обработан настолько, что дойдет до состояния робота. Программируемого компьютера, который будет оперативно отвечать на команды системы. И принялись за этот проект, почти доведя западного индивида до заданных требований. Но все же природу человека им не удалось изменить полностью. Отчужденные от собственной души в мире машин и информации, люди страдают, не понимая почему. Большинство из них и вовсе не знает, что у них есть душа. Как же тогда они смогут распознать ее и понять ее страдание? Они подобны больному, у которого что-то болит, который чувствует большую слабость, головокружение и полную разбитость, но не может сказать врачу, откуда проистекает его недомогание.
Страдание, которое испытывает большинство людей и которое заставляет многих бросаться в водоворот всевозможных грехов, тесно связано с тем болезненным истечением времени, которому уже не хватает на нас терпения. Не хватает потому, что время больше не отмеряет жизнь с Богом - источником времени и жизни. Это мучительное время, подающее нам мерило отчуждения, изнеможения от бега попусту. И чем больше мы бежим, тем более одинокими себя чувствуем. Здесь начинается порочный круг. Ибо чем более одинокими мы себя чувствуем, тем тяжелее нам выносить мучительное течение времени, уже не находящего своего смысла и радости. Так что мы бросаемся бежать во все большей спешке; прячемся, как в песок, в работу, во всяческие обязанности и хлопоты, а в немногие минуты отдыха, когда остаемся наедине с самими собой, нам становится еще тяжелее, и мы начинаем всё сначала. Именно поэтому был изобретен телевизор - чтобы утолить это неизбывное одиночество, переживаемое сегодняшними людьми, презревшими Бога до полного Его забвения и незнания. Телевизор, газеты, интернет, сенсации, эротика и насилие, острые чувства, бьющие через край эмоции - всё это для того, чтобы заставить нас забыть о том, что наша жизнь стала чрезмерно короткой и мучительной. Живем, словно и не живем собственной жизнью.
Прошу вас, остановитесь на миг в этой гонке пустоты. Нам надо обрести свое потерянное время, возвратить его вновь. Как? Ходя как можно чаще на святую литургию. Время жизни нашей души напояется, как и все сотворенное в этом мире, от благодати Божией, в данном случае - от времени Царства. Попробуйте сделать это, и вы увидите, как изменится ваша жизнь.
Прошу вас, приобретайте свое время, терпеливо стоя на исповеди. Ведь грех - это главный виновник сокращения времени нашей жизни. Бог не дает нам больше времени, чтобы мы еще больше не углубили грехов, в которых пребываем.
Приобретайте время, как можно чаще останавливаясь в течение дня, чтобы произнести: Господи, помилуй!
Приобретайте время, выбросив вон телевизор, не боясь того, «что скажут соседи, друзья и родные»! Телевизор - самый большой хронофаг (пожиратель времени: от др.-греч. χρόνος - время и φᾰγω - пожираю. - Ред.) за всю историю мира. Он в среднем съедает у человека по 3,7 часа времени в день. У стариков и детей - больше, у подростков - меньше. Вам кажется, что его выбросить невозможно? Но не легче ли отказаться от телевизора, чем страдать из-за потери столь драгоценного времени нашей жизни, мгновений, которые уходят и не возвращаются, времени, в котором ты пока еще здоров, пока еще жив? Вы видели когда-нибудь счастливого человека, который смотрел бы телевизор? Или мы забыли и вовсе знать не хотим, что значит счастье? Тогда мы заслужили свою судьбу...
Нам нужно вновь обрести время, став как прежде чувствительными к несчастью и боли друзей, родных, соседей и людей с улицы, - а более всего чувствительными к голосу собственного сердца, такого скорбного, такого вдовствующего, словно мы умерли в краю чужих, погребенные среди забот и проклятых удовольствий прозябания, лишенного Бога.
Прошу вас, не пропустите мимо ушей эти слова - ведь мы не знаем, сколько еще нас будет терпеть Бог.
Георгий Фечору
Familia Ortodoxă.
24 августа 2011 года
|
"Проклятъ всякъ, иже кто оставить церковь божию и последуетъ русалиямъ". Икона Нифонта " Бесопрогонителя" |
"Проклятъ всякъ, иже кто оставить церковь божию и последуетъ русалиямъ".
"Играния бесовские" очень хорошо описаны в "Слове святого Нифонта о русалиях", написанном (на основе греческого жития) в Ростове в 1220 г. при князе Василии, сыне Константина Мудрого. На городской площади около церкви Нифонт встретил 12 русальцев, возглавляемых "унылым и дряхлым" старцем; затем он увидел музыканта-флейтиста, "скачя с сопельми и с ним идяше множество народа, послушающе его; инии же плясаху и пояху... влекомы в след сопелника". Горожане давали деньги музыкантам 73. Святой Нифонт "бе одержим великою печалью о таковей погибели... и моляшеся остати всем игр бесовъскых, - наипаче же свое имение дают бесу лукавому, иже суть русалия иние же скоморохом".
В "Слове" христианское начало противопоставляется языческому:
молитва собирает ангелов божьих, "а сопели и гусли, песни неприязньскы, плясания, плескания - собирают около себе студныя бесы" Князь бесов встретил однажды праздничную процессию:
"и се человек срете я скачя с сопелми и с ним идяше множество народа, послушающе его; инии же плясаху и пояху..." Нифонт упрекает тех, кто дает деньги на устройство языческих празднеств, "иже суть русалия" и "учаше многи игры оставляти и на позоры не ходити" 74.
Известны поздние литые образки св. Нифонта (XVIII в.) со свитком в руках, на котором написано проклятие участникам русалий:
"Проклятъ всякъ, иже кто оставить церковь божию и последуетъ русалиямъ".
Тем интереснее надпись-граффито княжеской церкви Спаса на Берестове в Киеве, современная поучению против русалий; начало надписи не читается и, судя по размеру букв, не относится к интересующей нас записи, хотя и написано в одну строку. Во второй строке неясно значение крупно начерченной буквы М. Важная для нас надпись такова:
Дьякон святого спаса приде на позор русалиеми 75.
В церковных поучениях рекомендовалось избегать этих всенародных празднеств на улицах и площадях города:
"Се же суть злая и скверная дела: плясанье, бубны, сопели, гусли, пискове, игранья неподобныя, русалья" (Златая Цепь XIV в.).
"Егда играютъ русалия, ли скомороси... или како сборище идольскых игр - ты же в т[от] час пребуди дома!" 76 Участников и организаторов празднеств запрещалось приглашать на дом:
"Смеха бегай лихого; скомороха и слаточьхара (?) и гудца и свирца не уведи у дом свой глума ради" 77.
71 Седова М. В. Восточные славяне в VI - XIII вв. М., 1982, рис. 27 и 28, с. 81.
72 ПСРЛ, т. X, с. 230. Обычай битья бочек не выяснен.
73 Гальковский Н. М. Борьба христианства..., т. II, с. 264-205.
74 Гальковский П. М. Борьба христианства..., т. II, с. 267.
75 Высоцкий С. А. Киевские граффити XI - XVII вв. Киев, 1985, табл. XXXVI, рис. 358. С. А. Высоцкий читает надпись, опуская ее вторую половину: "До судного... а... о дьяконов святаго Спаса". Автор считает, что дьяконы просят о помощи в день судный в связи с их участием в русалиях (с. 75 и 76). Мне кажется, что дело обстоит проще - здесь слились воедино две надписи
76 Срезневский И. И. Материалы..., т. III, стлб. 197.
77 Срезневский И. И. Материалы..., стлб. 414.
Вот против этих всенародных городских языческих карнавалов с музыкой, пением и обязательной пляской и ополчалось духовенство.
Наибольший размах, судя по археологическим данным, русалии в Новгороде приняли со второй половины XII в. (что совпадает с воскрешением в это время языческих элементов в искусстве других русских земель) до конца XIII в. В XIV в. игрища не исчезли полностью, так как иначе не нужно было бы повторять поучения против них, но их явный языческий колорит несколько потускнел, и из реквизита на протяжении XIV в. исчезли языческие тояги и привески с грифонами. "Играния бесовские" с 1358 г. приняли иной, более приемлемый для духовенства характер
Метки: http://tvoyhram.ru/ribakov/Ribakov15.html |
Телевизионный сериал «Раскол» |
Телевизионный сериал «Раскол» посвященный расколу Русской Церкви в XVII веке и снятый в 2009-2010 годах режиссером Николаем Досталем.
|
Слово Святого Иоанна Лествичника борьба с блудом |
Восьмиричная схема страстей Иоанна Лествичника.
Восьмиричная схема страстей Иоанна Ле
Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чре ва — виновник чистоты (14. 5).
ствичника.
Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чре ва — виновник чистоты (14. 5).
По пресыщении нашем дух чревоугодия отходит и посылает на нас духа блудного, извещая его, в каком состоянии мы находимся и говоря: «Иди и возмути такого-то, чрево его пресыщено, и потому ты немного будешь трудиться». Этот, при-шедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет делает с нами, оскверняя душу мечтаниями и тело истечениями (14. 27).
Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ея, ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу, и где природа побеждена, там познается пришествие Того. Кто выше естества, ибо без всякого прекословия меньшее упраздняется большим (15. 9).
Начало чистоты бывает, когда помысл не слагается со блудными прилогами и без мечтаний случаются по временам во сне истечения; средина чистоты, когда естественные движения происходят только от довольства пищею и бывают свободны от мечтаний и истечений; конец же чистоты — умерщвление тела, предваряемое умерщвлением нечистых помыслов (15, 10).
Отгоняющий сладострастного пса молитвою подобен борющемуся со львом; кто низлагает его сопротивлением, тот подобен обратившему врага своего в бегство и преследующему его; кто же стал совершенно свободен от самого прилога, однажды навсегда сделав для него невозможным всякий доступ к себе, тот хотя и пребывает во плоти, но уже воскрес из гроба (15, 13).
6. Если признак чистоты — не испытывать похотного движения и в сонных мечтаниях, то, конечно, крайняя степень похотливости будет — терпеть истечения и наяву от одних помыслов и воспоминаний (15, 13).
Кто телесными трудами и потами ведет брань с сим соперником, тот подобен связавшему врага своего веревкою; кто воюет против врага своего воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами; а кто вооружается против него смиренномудрием, безгневием и жаждою, тот подобен убившему своего супостата и скрывшему его в песке (15, 14).
Ин есть, кто подвигами, ин, кто смирением, и ин, кто Бо-жиим внутрь присещением имеет связанным сего мучителя. Первый подобен деннице, второй — полной луне, а третий — светло сияющему солнцу; но все они имеют жительство на небесах (15, 15).
Лисица притворяется спящею, а бес целомудренным, та, чтоб обмануть птицу, а этот, чтоб погубить душу. Не верь во всю жизнь своему бренному телу сему и не полагайся на него, пока не предстанем Христу (15, 16, 17).
С новоначальными падения в плотские грехи случаются обыкновенно от обилия яств; с средними они бывают от вы-сокоумия и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних (15, 20).
Некоторые ублажают скопцов по естеству (от рождения), как избавленных от мучительства плоти, а я ублажаю людей, которые повседневно делаются скопцами и помыслом, как ножем, привыкли себя обрезывать (15, 21).
Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами: на его стороне благословенные поводы, так как он воюет с нами с помощию нашего естества (15, 24).
Кто надеется бороться с плотию своею, или победить ее своими силами, тот тщетно подвизается,, ибо, если Господь не разорит дома плотской похоти и не созиждет дома души, то вотще бдит и постится покушающийся успеть в сем сам собою (15,25).
Повергни пред Господом немощь своего естества, сознав свое во всем безсилие, и неощутительно получишь дарование целомудрия (15, 26).
Поскользнувшиеся и падшие в ров похоти далеко отпадают от восходящих и нисходящих по оной (Иаковом виденной) лествице, и чтоб опять приступить им к таковому восхождению, потребны для них многие поты и крайнее пощение (15,27).
Есть блуд и без познания жены, который как противоестественный, большей подвергает муке. Это некая смерть и погибель, которую мы всегда носим в себе, а наиболее в юности. Но погибель сию я не дерзаю объявить писанием, потому что руку мою удерживает сказавший: Бываемая отай от них срамно есть и глаголати и писати (Еф 5, 12) (15, 30).
Человеколюбивым представляет Бога безчеловечный враг, наущатель на блуд, внушая, что Он великое оказывает снисхождение к сей страсти, как естественной. Но понаблюди за этим злокозненником, и найдешь, что по совершении сего греха он уже иным представляет Бога, только правосудным и непрощательным. Первое внушение делает он для того, чтобы вовлечь нас в грех, а второе — с тем, чтоб ввергнуть нас в отчаяние (15, 33).
Когда, по совершении греха, томит нас туга и нечаяние, тогда снова предавать себя падениям не обычно нам, когда же они утихнут, тогда злобный враг снова начинает толковать нам о человеколюбии Божием (15, 84).
Господь, как нетленный и безтелесный, радуется о чистоте и нерастлении нашего тела; бесы же ни о чем другом столько не веселятся, как о блуде злосмрадном, и никакой страсти не любят так, как эту осквернительницу тел (15, 35).
Матерь сладости (плодов, утешение доставляющих) — земля и роса, а матерь чистоты — безмолвие с послушанием.
Чистота тела, одним безмолвием достигаемая, сближаясь с миром, часто не оставалась непоколебимою, послушанием же стяжеваемая — везде благоискусна и непоколебима (15, 37).
Кто одним воздержанием пытается пресечь сию брань, тот подобен человеку, который усиливается выплыть из пучины морской, действуя одною рукою. Сопряги с воздержанием смирение, потому что первое без последнего оказывается неполезным (15, 40).
22. Какую страсть увидишь в себе господствующею, против той одной наипаче и вооружайся, в особенности же против естественного домашнего врага, ибо если мы с тобою не победим сей страсти, то от победы над другими не будет нам никакой пользы; поразивши же сего египтянина, конечно, и мы узрим Бога в купине смирения (! 5, 41).
Находясь в искушении, чувствовал я радость, слезы и утешение и, по младенчеству, думал, что это плод духовный, а это была прелесть вражия (15, 42).
Не вдавайся в обман, юноша! Видел я некоторых, молящихся о любимых ими лицах, которые, будучи побуждаемы на то блудною страстию, думали однако ж, что исполняют долг святой любви (15, 40).
Когда повергаемся на постель, тогда наиболее должны мы трезвиться, потому что тогда ум без тела борется с бесами, и если он еще не отсек сочувствия сласти похотной, то охотно делается предателем (15,52).
Память о смерти да засыпает и да восстает с тобою, и вместе Иисусова молитва, ибо ничто не может тебе доставить столь сильное заступление во время сна, как сии делания (15, 53).
Не дозволяй себе днем помышлять о бывших во сне мечтаниях, ибо у бесов и то есть в намерении, чтоб сновидениями осквернять нас, бодрствующих (15, 55).
Во время бури искушения похотию, хорошею помощию бывает для нас власяница, пепел, всенощное стояние, голод, жажда палящая, немногими каплями прохлаждаемая, пребывание в гробищах, а паче всего смирение сердца и, если можно, духовный отец или усердный брат, скорый на помощь и старый разумом, ибо я почитаю за чудо, чтобы кто-нибудь мог один, сам собою, спасти корабль свой от сей пучины (15,57).
Некто, увидев необыкновенно красивую женщину, прославил о ней Творца. От воззрения на нее возгорелась в нем любовь к Богу, и из очей исторгся источник слез. И дивно было видеть, как то, что для другого послужило бы в погибель, для него паче естества стало венцом (победы). Если такой человек всегда в подобных случаях имеет такое же чувство и делание, то он восприял нетление прежде общего воскресения (15, 59).
Таким же правилом должно нам руководствоваться и в отношении к сладкопению и песням. Боголюбивые и мирскими и духовными песнями возбуждаются обыкновенно к святому радованию, Божией любви и слезам, а сластолюбцы — к противному (15, 60).
Некоторые говорят, что по вкушении плотского греха невозможно называться чистым, а я, опровергая их мнение, говорю, что хотящему возможно и удобно дикую маслину чрез прививку превратить в добрую. Если б ключи Царствия были вверены девственнику телом, то мнение сказанных лиц, может быть, было бы справедливым. Но да постыдит их тот, кто, имея тещу, стал чист и носит ключи Царствия (15, 66).
Многовиден змий телесной похоти: не вкусившим сласти ея внушает он — однажды только вкусить и перестать, а вкусивших, сей коварный побуждает опять к новому вкуше нию. Многие из первых, по неведению сего зла, бывают свободны от брани, а последние, как испытавшие мерзость сию, терпят брани и подстрекания. Впрочем, часто случается и противное сему (15, 67).
Когда встаем мы от сна в благом и мирном настроении, то бывает это с нами по сокровенному воздействию св. ангелов, особенно если уснули с молитвою и трезвением. Но бывает, что встаем в мрачном и досадливом расположении, подвергаясь сему по причине злых сновидений (15, 68).
Не диво невещественному бороться с невещественным, но то чудо (и чудо воистину дивное), что облеченный веществом обращает в бегство невещественных врагов в борьбе с этим своим веществом, враждебным и коварным (15, 71).
Рассудительные отцы полагают, что иное есть при-лог, иное — сочетание, иное — сосложение, иное — пленение, иное — борьба, а иное — так называемая страсть в душе. Они определяют, что прилог есть простое слово (мысль), или образ какого-либо предмета, вновь являющийся уму и вносимый в сердце; сочетание есть собеседование с явившимся образом, со страстию или безстрастно; сосложение есть склонение души к виденному, соединенное с услаждением; пленение есть насильственное и невольное увлечение сердца увиденным, или совершенное его с ним слитие, разоряющее наше доброе устроение; борьбою называют усиленное сопротивление борющемуся, кончающееся или победою, или поражением, произвольно; а страстию называют такое похотливое расположение, которое, вгнездившись в душу, соделывается потом чрез долгий навык, как бы природным ея свойством, так что душа уже произвольно и сама собою стремится к удовлетворению его. Из всех сих первое безгрешно, второе — не совсем, третье бывает или грешно или безгрешно, судя по устроению подвизающегося. Борьба бывает виною или венцов или мучений. Пленение иному подлежит суду, когда случается во время молитвы, и иному, когда бывает в другое время, — иному при помышлении о вещах безразличных и иному при помышлении о вещах худых. Страсть же, несомненно, во всяком случае осуждается и, если не будет очищена равносильным покаянием подлежит вечному мучению. Но кто к первому, то-есть прилогу, относится безстрастно (отрезает его, не останавливаясь на нем вниманием), тот одним разом отсекает все последующее (15, 73).
Просвещеннейшие и рассудительнейшие из отцов приметили еще иной помысл, который утонченнее всех вышесказанных. Его называют набегом мысли, который без определенного времени, без слова и образа, с быстротою стрелы внушает искушаемому страсть. Нет ничего скоробежнее в телах, ничего быстрее и мгновеннее в духах того, как этот помысл одним тонким напоминанием, и безвременным и не сказанным, а для иных даже и неведомым, вдруг являет свое присутствие в душе, без предварительного собеседования и сосложе-ния с нею. Кто плачем возмог постигнуть (понять, уразуметь) такую тонкость сего помысла, тот может объяснить нам и то, как бывает, что душа от одного взгляда или прикосновения руки или слышания пения страстно блудствует (оскверняется и растлевается похотию), не думавши о том и не замышлявши того (15, 74).
Иной раз похоть, родившись внутри души, переходит и в тело, а иной раз от тела переходит она в душу. Последнее обыкновенно бывает с живущими в мире, а первое — с проходящими монашескую жизнь, по скудости у них вещества (или материала похотного) (15, 76).
Когда, после долгой борьбы с бесом, союзником нашей бренной плоти, изгоним его, наконец, из сердца своего, камнями поста и мечами смирения, тогда сей окаянный, как червь, пресмыкаясь внутри тела нашего, усиливается осквернить нас, некиим щекотанием возбуждая безвременные и безсловесные движения (15, 77).
Этот бес тщательнее всех других наблюдает случай, когда мы не можем помолиться против него телесно, и тогда сей непотребный особенно покушается нападать на нас (15, 79).
Тем, которые не приобрели еще истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудною страстию) утомление себя в телесной молитве; разумею: воздеяние рук, биение в перси, очей на небо умиленное возведение, воздыхания со стенаниями и частое преклонение колен, чего однако ж часто не могут они делать по причине присутствия других лиц. Тогда-то особенно демоны и пытаются нападать на них; и они, не имея еще сил противостать им твердостию ума и невидимым действом молитвы, по необходимости, может быть, уступают иногда борющим их. Ты же в таком случае отскочи, если можно, поскорее от людей, скройся где-нибудь незаметно на короткое время и там, возведши горе око — душевное, если можешь, а если нет, хоть телесное, — и руки крестовидно распростерши, на посрамление и побеждение сим образом мысленного Амалика, — возопи к Могущему спасти не пре-ухищренными словесами, а смиренными речениями, прежде и паче всего взывая: Помилуй мя, яко немощен есмъ (Пс. 6, 8). Тогда опытом познаешь силу Всевышнего и невидимо невидимою помощию обратишь в бегство невидимых. Навыкший сим образом воевать скоро и одною душою станет прогонять врагов, ибо это второе дается от Бога делателям в награду за первое (15, 80).
Как воду жизни, усердно пей поругание от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачеством, очищающим от блудной похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем (4, 85).
Не преставай воображать и воспоминать: бездну темного огня, немилостивых служителей, Судию немилосердого и неумолимого, безконечную глубину преисподнего пламени, тесные сходы в подземные места, ужасные пропасти и другое, сему подобное, чтобы страхом, рождающимся от сих воспоминаний, ты мог удалить от себя ощущение блуда, соединиться с нетленною чистотою и принять в душе своей сияние невещественного .света, который блистательнее всех огней (7, 10).
Есть бес, который, как только мы возляжем на одр, приходит к нам и стреляет в нас лукавыми и нечистыми помыслами, чтобы мы, поленившись вооружиться против них молитвою и уснувши со скверными помыслами, объяты были потом и скверными сновидениями (26, 103).
Чего глаза не видели, того и гортань по одному слуху не сильно желает вкушать; так и чистые телом получают от своего неведения (сласти блудной) большое облегчение в брани против блуда (26, 31).
Как сражающийся со львом, если отвратит от него глаза, тотчас погибает, так и борющийся с плотию своею, если ее упокоит (26, 40).
Тем, которые борются с телесною похотию, в свое время прилично бывает безмолвие, — но с разрешения хорошо знающего их наставника (27, 14).
Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь, чтобы крепко расслабив и погрузив в сон тело, дать возможность бесу блуда производить в спящем осквернения, как наяву (27. 49).
Как земному царю мерзок предстоящий ему и в то же время отвращающий от него лицо свое и с врагами его беседующий, так и Господу мерзок бывает предстоящий на молитве и принимающий нечистые помыслы (28, 54).
Пса сего (блудного беса), когда он приходит к тебе, прогоняй духовным орудием молитвы и, сколько бы он ни продолжал безстыдствовать, не уступай ему (28, 55).
Исповедь блудной страсти
Душа спрашивает: «Скажи мне, супруга моя, естество мое (ибо я не хочу никакого другого, кроме тебя, спрашивать о том, что тебя касается), — скажи мне, как могу я пребывать не уязвляема тобою? Как могу победить твое мучительство?» Она, отвечая душе своей, говорит: «Не скажу тебе того, чего и ты не знаешь, но скажу то, о чем мы оба разумеем. Я имею в себе отца своего — самолюбие (самоугодие и саможаление). Издали подготовляет мое разжжение всякое мне угождение и упокоение, от этого меня упокоения и соответственных ему дел загорается потом внутри жжение похотное. И тогда, зачавши, я рождаю грехопадения; они же. народившись, в свою очередь рождают смерть души чрез отчаяние. Если сознаешь мою и свою немощь, явную и глубокую, то свяжешь мне руки. Если умучишь голодом гортань, то свяжешь мне ноги, чтоб я не шла далее. Если сочетаешься с послушанием, то расторгнешь союз со мною. А если стяжешь смирение, то отсечешь мне голову» (15, 86).
|
Фотовыставка "Старообрядчество. Лица" |
Фотовыставка "Старообрядчество. Лица"
Это сокращённый вариант фотовыставки "Старообрядчество. Лица", которая организована при содействии отдела по делам молодёжи Русской Православной старообрядческой Церкви в ноябре 2008 года. По приглашению различных старообрядческий приходов выставка уже побывала в С.Петербурге, Боровске, Самаре, Москве, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Ростове на Дону и Новгороде Великом. Выставка постоянно пополняется и изменяется. Появляются новые авторы. Жизнь всё большего числа общин и приходов попадает на фотографии, с которыми может познакомиться каждый, кому небезразлично православие. Православие, образ которого несут на себе староверы.
Редакция "Старовер Верхокамья" сердечно благодарит Сергия Аветяна за предоставленные фотографии.
|
Ченстохова. Несколько мгновений весны |
сутках 29 часов.
Бывает ли так? Да, бывает. Это открыли мы, участники Хора певчих старообрядческих приходов Сибири, когда помолясь и, набив сумки сувенирами, были готовы к отъезду на фестиваль «Gaude Mater» в польский город Ченстохову.
Проснувшись в 4 часа утра, мы заспешили в аэропорт «Толмачёво». В 5 часов – регистрация, в 7 – вылет. Для подавляющего большинства членов нашего хора эта поездка за рубеж была первой, но в первые же минуты прощания с Новосибирском особого волнения не наблюдалось. Может от слишком раннего пробуждения мысли и чувства не настроились «на день», а может и потому, что прощание с Россией будет только вечером – на таможне терминала «Шереметьево – 2» в Москве. Так или иначе, но чувства и мысли нормализовались, когда мы сели в самолёт (хоть и с задержкой рейса на два часа). Мягкий взлёт, чуть менее мягкая посадка, комфортабельный аэробус, приветливые стюардессы и полное отсутствие пьющих и курящих пассажиров в салоне скрасили для нашей старообрядческой братии четырёхчасовой перелёт в столицу.
В Москве у нас была уйма времени до вылета в Варшаву, вполне можно было доехать до Рогожского и успеть обратно. Но мы на такой шаг не пошли из-за соображений организованности и дисциплины, а также из-за небольшого чувства вины и сожаления перед рогожанами. Дело в том, что наше фестивальное выступление приходилось на время празднования Недели святых Жен-Мироносиц, и по этой причине мы не смогли принять участия в традиционном Вечере духовных песнопений. Что ж, перед нами стояла своя задача: представить старообрядческое пение в «католическом сердце» Польши – городе Ченстохова. Это уже потом мы узнали, что Вечер песнопений на Рогожском прошёл очень хорошо – равно как и наше выступление на фестивале. Говорю это не в похвальбу, но из чувства достоинства всех наших певцов за Россию, за наше старообрядчество. Но об этом в свой черёд.
А пока мы преодолевали ещё два часа пути в тверди небесной между Москвой и Вашравой. Именно в эти два часа я сделал одно интересное наблюдение. Если бы существовал как один из видов спорта «аэрошпионаж», то чемпионами здесь были пассажиры самолётов. Несмотря на запреты инструкций, то и дело щёлкали затворы «никонов» и «кэнонов». Честно говоря, я не понимаю, какая может заключаться красота в снимке поверхности земли с высоты восьми тысяч метров. Наверное, это всё-таки были шпионы.
В 18.00 по Варшавскому времени наш самолёт приземлился в аэропорту имени Фредерика Шопена. Встречал нас старый друг – пан Кшиштоф Смэрд. Мы с ним знакомы с 2000 года, когда новосибирский хор участвовал в международном фестивале «Musica Antiqua Europae Orientalis» в польском городе Быдгощ. Тогда пан Кшиштоф сопровождал наш хор, был нашим переводчиком, а попросту сказать – радушным и гостеприимным хозяином. Очень приятно было встретиться с ним через девять лет. Для многих людей в мире позитивный образ поляка отождествляется с Иоанном Павлом II, но для сибирских старообрядческих певцов этим образом стал пан Кшиштоф.
Следующие три с лишним часа ушли у нас на дорогу в Ченстохову. Приятно было ехать по хорошей европейской трассе без кочек, выбоин и последствий «ямочного ремонта». К тому же дорогу скрашивала приятная беседа с Христофором Петровичем (именно так по-русски звучит имя пана Кшиштофа). Вообще он очень интересный, я бы даже сказал, замечательный собеседник. Ещё бы! Более сорока лет дипломатической службы, работа в окружении первых лиц польского государства оставили на этом человеке отпечаток благородства, высокой культуры и интеллигентности. В ходе беседы неоднократно поднималась тема отношений между поляками и русскими. Некоторые ребята из хора по иронии судьбы посмотрели перед поездкой «Тараса Бульбу» В. Бортко – прямо-таки скажем, искушение. Лично я перед Польшей посмотрел бы именно «Иронию судьбы» с Б. Брыльской или «Четыре танкиста и собака» - более позитивный настрой.
Мы въехали в город когда уже сгустились сумерки. В это время суток даже не ощущаешь, что находишься за границей. Из окна микроавтобуса привычный вид: небольшой провинциальный город, люди, машины, световая реклама – всё как у нас (или у нас как у них). Даже выйдя из автобуса и ступив ногами на ченстоховский асфальт, мы услышали русскую речь.
- Здравствуйте, меня зовут Иоланта. – к нам подошла приятная женщина и отрекомендовалась почти без акцента. – Повторяю, «Иоланта», - сказала она. - Если забудете – вспомните вашего знаменитого композитора Чайковского, у него есть опера с таким названием.
Я хотел было ей сказать, что староверы в основной своей массе не слушают оперы Чайковского, но вовремя смекнул, что она может не понять мою острОту и поэтому ничего не сказал. Это была наш гид и переводчик пани Иоланта Якубовска. В своё время она преподавала русский язык и литературу (до развала соцлагеря в Европе, поляки в школах изучали русский язык). Сейчас она работает в Культурном центре «Gaude Mater».
- Сейчас мы идём на ужин, а потом в гостиницу,- сказала пани Иоланта. И вот впервые за истекающие сутки мы приступили к полноценной трапезе с полноценной молитвой и священническим благословением стола («аэрофлотовские» перекусы на высоте – не в счёт).
Мы приехали в гостиницу со странным и двусмысленным названием «Этап» в 23 часа. После утверждения планов на грядущий день мы отправились отдыхать. На часах в моём номере было около двенадцати ночи. Странно, подумал я, сегодняшние календарные сутки начались для нас в Новосибирске 2 мая в 00 часов 00 минут и заканчиваются здесь, в Ченстохове 3 мая в 00 часов 00 минут. Однако между этими отметками с учётом разницы во времени прошло не 24 часа, а 29. Интересно, подумал я. Таких длинных суток в моей жизни ещё не было.
осле длинных суток наступили сутки обычные. Ясным утром мы, наконец, смогли-таки разглядеть город. В этом способствовала поездка в монастырь на Ясной (Светлой) горе. В 12 часов там состоялась церемония открытия фестиваля. Путь наш пролегал практически через весь город. Пани Иоланта старательно раскрывала исторические сведения о Ченстохове и о знаменитых людях этого города. Но основной достопримечательностью здесь является Ясногорский монастырь. Как сказали бы у нас в России – это градообразующее предприятие. Судя по количеству магазинов и частных лавочек, торгующих сувенирной продукцией монастырской тематики, это действительно так.
Открытие фестиваля проходило в главном костёле монастыря. Специально для этого события ректор Варшавской консерватории Станислав Морыто представил своё сочинение – мессу для хора, солистов и духового секстета. Поскольку для старообрядческого слуха это не представляло особого интереса, то всё наше внимание было сосредоточено на осмотре особенностей интерьера костёла. Пройдясь немного по монастырю, мы направились в ресторан «Викинг» на обед, где произошло ещё одно интересное наблюдение. В ресторане мы решили не ограничиваться «походными» тремя поклонами, но перед установленной нами иконой пропеть «Отче наш» знаменным роспевом, предварив эту молитву пасхальным тропарём «Христос воскресе из мертвых». Когда мы начали молитву, то краем глаза заметили, что все посетители ресторации отложились от своих блюд и большинство из них продолжали слушать молитву стоя. Такое трепетное отношение к молитве в обыденной не церковной обстановке редко где встретишь.
К трём часам по полудни нас повезли в костёл, где вечером мы должны были выступать. Нужно было посмотреть зал, «пощупать» акустику и расставить коллектив. Нашей концертной площадкой был костёл семинарии местной архиепархии. При подготовке фестиваля выступление планировалось провести в здании другого костёла, гораздо меньшего размера, но кто-то из искусствоведов подсказал, что старообрядческого пения здесь никто не слышал, и что зрителей соберётся очень много. Поэтому было решено наш концерт провести в семинарском костёле, который вместит гораздо больше слушателей.
Если все дороги Старого Света ведут в Рим, то все центральные улицы Ченстоховы ведут к Ясногорскому монастырю. Одна из них носит имя святой великомученицы Варвары. Удивительное отношение к памяти святых. Даже улицы в их честь называют. Вот на этой самой улице и расположен костёл семинарии. К 18-ти часам сюда стали стекаться люди: местное духовенство, участники и гости фестиваля, деятели науки и культуры и рядовые слушатели. Отметил наше выступление своим присутствием и президент (по-нашему – мэр) г. Ченстоховы пан Тадеуш Врона.
После последних приготовлений все участники хора подошли под благословение к главе нашей делегации – протоиерею Михаилу Задворнову. Перед нашим выступлением ведущий концерта в краткой форме рассказал зрителям о старообрядчестве, истории раскола XVII века и о песнопениях исполняемых сегодня. Затем на сцену вышел хор. Волнение (говорю по себе) было невообразимое. Вроде бы в который раз приходится петь месяцами отработанную программу, которая на спевках выходила «на отлично», ан нет… волнение, трепет и адреналин – вот всегдашние спутники практически любого артиста выходящего к зрительному залу. Тем не менее, концерт был начат.
Первый номер программы – молитва «Отче наш» демественного роспева. Она как маяк, как камертон задала тон и настрой всему выступлению. Публика слушала хор в идеальной тишине, словно пыталась не просто услышать пение, а вслушаться в него, вникнуть в суть древних мелодий. К середине программы у некоторых людей в зале на глазах заблестели слёзы. К концу выступления слёз было гораздо больше. И что особо примечательно, так это то, что плакали не только женщины. Мужская составляющая зрительного зала – эти холодные прагматичные католики – не стыдились своих слёз, в том числе и мэр города. Конечно, наше пение для них весьма непривычно, ново и я бы даже сказал, чуждо, но, тем не менее, этот роспев, а вместе с ним и вся древлеправославная духовность проникли в сердца слушателей, заставили их умилиться услышанным и открыть для себя что-то новое в мире духовной культуры.
Также на слушателей подействовал и ещё один наш творческий ход. Заключительным номером программы были стихеры Пасхе пятого гласа «Да воскреснет Бог». Заранее договорившись с работниками технической службы фестиваля, мы попросили их выключить искусственное освещение сцены, где стоял наш хор, и в этот момент у нас в руках появились зажжённые свечи. Эффект был потрясающим! Стихеры Пасхе пелись со свечами в руках! Эхо богослужения пасхальной ночи! Такой яркий колоритный финал концерта заставил публику буквально взорваться громом аплодисментов. И аплодисменты эти были явно не «дежурной» благодарностью зрителей. Это был искренний порыв души – это можно было прочитать в лицах людей, которые несколько минут аплодировали стоя. Когда мне при помощи жестов удалось-таки добиться тишины в зале, я подошёл к микрофону и поблагодарил публику за внимание и честь, оказанные нам, и сказал, что мы приготовили сюрприз для польских слушателей. Мы тут же на авансцене спели молитву «Отче наш» на подобен 8 гласа «О преславное чудо» на польском языке (мы специально для случая её заранее разучили). И вновь аплодисменты, и вновь буря восторга! Мы уж и не знали, как поступить в подобной ситуации: пора бы уходить со сцены, но зал даже не снижает динамику рукоплесканий. Ещё раз раскланявшись, мы поняли – надо спеть что-то ещё, так сказать, «на бис». Мы спели «Слава в вышних Богу», что перед екса-псалмами. Опять аплодисменты!.. Слушая их в таком количестве и осознавая, что они предназначены непосредственно тебе, т.е. каждому участнику в отдельности и всему хору в целом, ощущаешь чувства, которые трудно выразить словами. К примеру, благодарит тебя за что-то человек – тебе приятно. Но когда так истово и вкупе благодарят примерно семьсот человек, то это воспринимается совсем по-другому. На подсознательном уровне ты понимаешь, что зрители благодарят не только за прошедший концерт, но и за все труды коллектива, вложенные в дело церковного пения. Как будто вся энергия, затраченная хором на занятия, на подготовку к фестивалю в течение нескольких месяцев, возвращается обратно к тебе за считанные минуты. У меня как у регента сложилось ощущение, что я своей указкой руководил не только хором, но и всем залом: его вниманием, настроением и в конечном итоге эмоциями.
Эмоции же наши собственные нашли свой выход в обсуждении прошедшего выступления вечером того же дня. Каждый участник хора чувствовал концерт по-своему, чувствовал зал по-своему и видел в зале то, что, казалось бы, он только один и мог видеть; что кроме него этого никто и не заметил. И из всех этих впечатлений и сложилась картина (даже не картина, а мозаика) воспоминаний, которая останется с нами на всю последующую жизнь.
И не только с нами. Когда мы только возвращались с концерта, наш автобус на какое-то время остановился у светофора. В двух шагах от нас за столиком уличного кафе сидел человек, который, глядя на нас, стал приветствовать нас дружескими жестами. Думая, что поляк, увидев в одном автобусе столько бородатых голов одновременно, выражает этим свой восторг, мы тоже помахали ему руками. Но тут он достал из портфеля буклет с символикой фестиваля и ещё раз поднял вверх большой палец сжатой в кулак ладони. Это были те же аплодисменты, только без звука.
тро третьего дня началось с приятных новостей – приехал в Ченстохову наш научный руководитель из Москвы Николай Григорьевич Денисов. Днём раньше он выехал из Минска, где был членом жюри на хоровом фестивале и, к сожалению, не смог присутствовать на нашем выступлении. Мы встретились с ним за завтраком в кафе гостиницы, и мне даже не пришлось его представлять остальным хористам, т.к. они познакомились с ним самостоятельно. Из общения с паном Кшиштофом, пани Иолантой и участниками хора, он узнал, что вчерашнее выступление прошло успешно. И наш успех мы по долгу чести разделяем с ним, ибо именно Николай Григорьевич в своё время умело и профессионально составил нашу фестивальную программу. А на следующий день он будет представлять свой доклад в Культурном центре «Gaude Mater» на тему певческих традиций казаков-некрасовцев.
Нынешний же день у нас считался свободным, и мы решили посвятить его экскурсии по монастырю, встрече с дирекцией фестиваля и прогулке по городу. Погода была прекрасной. Выходной день; к тому же 3 мая – один из государственных национальных праздников Польши, - День конституции 1791 года (первой в Европе и второй – в мире). Огромный склон холма перед монастырём был заполнен народом. На высокой крепостной стене монастыря сооружено подобие большого помоста, на котором в праздничные дни служится месса, и проходят торжественные мероприятия. Зайдя на территорию монастыря, мы первым делом пошли в базилику, где находится чудотворный образ Божией Матери Ченстоховской. Оригинал этой иконы по преданию был написан в I веке по Р.Х., однако, нынешний прописанный на старой доске лик датируют XIII веком. Тем не менее, икона считается чудотворной среди христиан многих конфессий. Каждый день к ней не иссякает поток паломников. Стены небольшого помещения церкви, где находится икона, сплошь увешаны приношениями верующих. Здесь и нательные крестики, и цепочки из драгоценных металлов, и серебряные чеканные изображения исцелённых частей тела – такова местная традиция. Множество миниатюрных рук, ног, сердец, глаз и ушей из серебра в огромном количестве развешаны по стенам.
Икона размещена в центре иконостаса в богатом позолоченном окладе. Сам лик от времени сильно потемнел, поэтому среди католиков эта икона получила название «чёрная Мадонна». В старообрядческой же традиции эта икона имеет название «Богоматерь за стеной». История описывает это так: когда староверы во время гонений укрывались в ветковских пределах, многие из мужчин брали в жёны полек, переведя их из латинства в древлеправославие. Многие из этих семей потом уезжали в Россию, и польки, тоскуя по родным краям, часто заказывали у иконных мастеров списки с Ченстоховского образа. На этих иконах снизу изображался фрагмент каменной стены, символизирующий разлуку с далёкой родиной.
Выйдя из храма Ченстоховской иконы, мы посетили музей монастыря, прошлись по крепостным стенам, откуда открывается красивая панорама города. В выходной день в Польше не работают даже магазины – только летние кафе и сувенирные лавки. Но покупку сувениров мы отложили на послеобеденное время, а пока нас ждал приём в оргкомитете фестиваля. В небольшом конференц-зале нас приветствовала директор фестиваля пани Малгожата Зузанна Новак. В переводе на русский язык это было типичное для случая, но абсолютно искреннее признание и благодарность за то, что слушатели фестивального концерта смогли познакомиться с традицией старообрядческого литургического пения, и что, пригласив впервые за почти двадцатилетнюю историю фестиваля старообрядческий хор, организаторы открыли для себя много нового и интересного. Мы тоже, в свою очередь, выступили с ответным приветственным словом и вручили памятные подарки.
Кстати, о сувенирах. Оставшуюся часть дня мы решили посвятить приобретению каких-нибудь безделушек на память. После беглого осмотра лотков с продукцией сразу приходит на память, ставшая потом крылатой, фраза Остапа Бендера: «Вся контрабанда делается в Одессе на Малой Арнаутской улице». Так и здесь: бОльшая часть предлагаемого товара (процентов 80) сделана в Китае и поставляется в Польшу транзитом явно через Россию. От того-то весь этот ширпотреб являет собой образчик духовной выхолощенности и китча. Но кое-что интересное (польского производства) нам удалось найти. Торговцы, узнав, что мы приехали из Сибири, делали нам скидки, а то и просто отдавали даром какую-либо безделицу в виде брелоков или карманных календариков.
Так заканчивался вечер третьего и последнего дня нашего пребывания в Польше. Все восторги и впечатления от поездки как-то незаметно отходили на второй план. Они ещё нахлынут новой волной, когда, уже приехав домой, мы будем делиться ими со своими ближними и знакомыми. А пока всех занимали планы завтрашнего возвращения в Россию, в родную Сибирь. Буквально через сутки нам покажутся как бы сном дни проведённые на польской земле. Из последних воспоминаний о Польше у нас останется ранний отъезд из Ченстоховы 4 мая и варшавский аэропорт. А дальше – по привычной схеме, только наоборот: Москва «Шереметьево» - Новосибирск «Толмачёво».
И вот уже дома тебя одолевает чувство, что всё это было не с тобой, что ты никуда не вырывался из повседневной будничной рутины… Но раскрыв дорожную сумку, и среди вещей обнаружив бутылку доброй польской зубровки, а в файлах фотоаппарата найдя яркие снимки с явно не сибирским пейзажем, ты невольно улыбаешься и предвкушаешь как будешь рассказывать друзьям об очередном покорении Польши русскими под просмотр фотографий и чарочку доброй польской зубровки.
|
Музыка из глубины веков |
Об истории богослужебного пения и деятельности хора храма Рождества Пресвятой Богородицы г. Новосибирска (головшик Владимир Андреевич Долгов).
Научно-популярный фильм "Музыка из глубины веков" посвящен старообрядческому церковному пению, в частности знаменному роспеву. Этот фильм - попытка рассказать о древне-русском богослужебном пении посредством документального кино. Прихожане Новосибирской старообрядческой общины, музыковеды Новосибирской государственной консерватории (академии), сотрудники "Музея книги" рассказывают о знаменном пении - частице нашей истории, языке общения с Богом.
|
«МЕЛОДИЯ ДУХА» |
|
Previous Entry Дореволюционная Россия на фотографиях: Старообрядцы |
|
«К истории раскола старообрядчества второй половины XIX столетия. Переписка проф. Н.И. Субботина, преимущественно неизданная, как материал для истории |
Автор:
-М.: Тип. Г.Лисснера и Д.Собко, 1914. -943 с.
|
||
|
|
История Супрасльского монастыря |
В октябре 2006 года я находился в Польше в гостях у наших староверов, которые предложили мне съездить в Супрасльский монастырь, находящийся в нескольких километрах от г. Белостока. Немногим более 100 лет, от основания в конце 15 в. и до перехода в унию, монастырь оставался, наверное, самым западным форпостом русского Древлеправославия. Но более известен стал староверам город Супрасль благодаря печатавшимся в нем богослужебным книгам дораскольного образца, широко распространявшимся в среде старообрядцев.
В наше время в стенах монастыря часто проходят выставки по истории православия в Польше, недавно прошла выставка старообрядческих меднолитых и писанных икон, хранящихся в музее и поступивших из частной коллекции.
Супрасльский Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. воеводой новогрудским и маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем в своей резиденции в Грудке. В новосозданную обитель прибыло большое количество монахов из киевских монастырей.
В 1500 г. братия переселилась из Грудок на берег реки Супраслянки. Как повествует легенда, братия опустили крест с частицей Животворящего Креста Господня в реку. Крест пристал к берегу у урочища Сухой Хруд.
Этим было положено начало Супрасльской обители. Первым храмом, построенным в 1500 году, была деревянная церковь Св. ап. Иоанна Богослова, небесного покровителя отца Александра Ходкевича Ивана, погибшего в турецком плену. Недалеко от храма был выстроен монастырский корпус.
С 1503 по 1511 гг. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Здание храма сочетало в себе византийский и готический архитектурные стили. Новый храм был освящен митрополитом Иосифом, который привёз с собой для новосозданной церкви список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской. Привезенная им икона в последствии получила название Супрасльской (до настоящего времени не сохранилась). В Благовещенском соборе находились два придела - св. Феодосия Печерского и свв. Бориса и Глеба. Третий храм - Воскресения Христова – построен в период расцвета монастыря, а именно в середине XVI века. Приблизительно в это же время, в 1557 г., мастера-иконописцы во главе с сербом Нектарием расписали соборный храм Благовещения замечательными фресками, выполненными в традиции балканской школы. Враждебное католическое окружение сказалось на общем виде монастыря, который более походил на крепость.
Во второй половине XVI в. Супрасльский монастырь становится одним из центров славянской культуры. Он поддерживал контакты с другими центрами монашеской жизни на Афоне, в Киеве, Слуцке, Москве, в Сербии и Болгарии. Постепенно в монастыре была собрана большая библиотека. В 1557 г. в монастырской библиотеке было около 209 рукописей и печатаных книг, а в 1645 г. их число достигло 587. Среди них находились: Минея, называемая Супрасльским кодексом (XI в.), Царственник с летописцем и Временник с летописцем, «Космография» Козмы Индикоплова.
Супрасльские монахи интересовались русской историей. Оригиналы рукописей получалиcь ими не только из других монастырей, но и от частных лиц. Одним из жертвователей была вдова Александра Ягелончика княгиня Елена. В монастыре находилась «Летопись Авраамки», в которой описана история Великого княжества Литовского. Сознание культурно-исторического единства с восточно - славянскими народами находило различные проявления, одним из которых была популяризация жизнеописаний русских святых. В 1593 г. Иван Проскура написал в Супрасле житие св. Сергия Радонежского. В собраниях библиотеки хранились жизнеописания св. мчч. Виленских Антония, Иоанна и Евстафия.
Дьякон Матфей из города Корца был создателем «Кодекса» 1569 г., в котором содержались жития святых Феодора Ярославского, Варлаама Хутынского и митрополита Московского Петра. Супрасльские монахи собирали рукописи из различных источников, систематизировали, а потом распространяли новые редакции. В библиотеке находились памятники болгарской средневековой литературы, связанные с деятельностью свв. Кирила и Мефодия. Здесь находились также похвальные слова в честь св. Климента Охридского, жизнеописание св. Савы Сербского, а также проповеди и письма митрополита Григория Цамблака.
Со времени наместничества архимандрита Сергия (Кинбара) Супральский монастырь стал носить название лавры, и его настоятели на митрополичьих соборах подписывались вслед за архимандритами Киево - Печерского монастыря.
Братия монастыря несла нелегкий крест защиты чистоты Православия на территории Польского государства. В стенах монастыря было создано и переписано не одно полемическое сочинение. Среди наиболее известных произведений XVI можно назвать: «Послание к венгерскому королю Иоанну Заполии от монахов Святой Горы Афон», «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах», «На богомерзскую, на поганую латину, которую папежи, что в них, вымыслили в их поганой вере». На землях Великого княжества Литовского было широко известно сочинение «Списание против люторов», написанное в 1570 г. супрасльским монахом Евстохием.
Одним из известнейших настоятелей Супрасльского монастыря был архимандрит Илларион (Масальский), активно боровшийся с насаждением Брестской унии. Видя стойкость архимандрита Иллариона, митрополит Михаил (Рагоза) лично прибыл в монастырь и склонял монахов к принятию Брестской унии, но братия осталась верной Святому православию. После кончины митр. Михаила в 1598 г., новый униатский митрополит Ипатий (Потей), прибыв в Супрасльский монастырь объявил братии о переходе обители в унию. Монахи воспротивились этому решению и, объявив митрополита Ипатия еретиком, отказались ему подчиняться. Вскоре архимандрит Илларион за непослушание епископу был вызван на церковный суд, а 19 января 1602 г. окружной грамотой короля Сигизмунда он был отстранен от управления монастырем. Новые обстоятельства заставили арх. Илариона оставить монастырь. Целых четыре года пришлось странствовать арх. Иллариону, пока после ходатайства Иеронима Ходкевича король отменил свой указ, и он смог вернуться в родную обитель.
В 1609 г., по смерти архимандрит Илариона, новым настоятелем монастыря становиться архимандрит Герасим, который еще в 1603 г. сложил с себя присягу униатскому митрополиту. При архимандрите Герасиме в монастыре сохраняется древлеправославная традиция, но следующий наместник, архимандрит Самуил (Сеченко), предал древлецерковное благочестие и согласился пойти на уступки униатам. В 1631 г. монастырь перешел в подчинение униатскому митрополиту.
Переход монастыря в унию не мог не отразится на его духовной жизни. В Благовещенском соборе в это время появляется иконостас в стиле барокко, сделанный гданьским резчиком Андреем Модзелевским. Во второй половине XVIII века сильно изменилось все внутреннее убранство храма. Фрески XVI века были закрашены белой краской.
Группа староверов на экскурсии во дворе монастыря
Но суждено было Супрасльскому монастырю сыграть еще одну роль в истории старообрядчества. При униатском митрополите Льве (Кишке) в 1695 г. в монастыре была открыта типография, в которой печатались главным образом богослужебные книги на славянском языке. Типография была расширена в 1709 – 1728 гг. Пользуясь тем, что монастырь находился вне России и таким образом был неподвластен никонианским архиереям, представители старообрядцев стали заказывать здесь издание книг старой дониконовской печати.В этой типографии пусть не всегда хорошего качества и не на очень хорошей бумаге, но все же издавались книги, которые в это время крайне необходимы были староверию.
В 1839 году монастырь от униатов перешел к синодальной никонианской церкви и издание старообрядческих книг прекратилось. Но еще некоторое время в России подпольно изданные книги иногда подписывали Супрасльской типографией.
Алексей Безгодов (Москва)
Фото предоставлены автором
Использованы материалы с сайта www.pravoslavie.ru
|
Строительство землянки (готовимся к партизанской войне) altЗемлянки по сравнению с другими полевыми необоронительными постройками - наиболее совер |
Землянки по сравнению с другими полевыми необоронительными постройками - наиболее совершенный вид жилья. Они являются наилучшим укрытием от холода и непогоды в любое время года и особенно зимой. Их оборудуют в том случае, когда войска располагаются на одном месте на продолжительное время.
тамбур.
http://www.pbrus.org/nfor/1208-stroitelstvo-zemlyanki-gotovimsya-k-partizanskoj.html
|
Без заголовка |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
Без заголовка |
Крест и кругPDF-книга
| |||||||||||
| |||||||||||
Можно качать файлы прямо из браузера, но мы рекомендуем воспользоваться бесплатной программой Download Master. Он ускорит закачку и устойчив к обрывам связи и ошибкам. Можно качать и любым другим менеджером закачек. Скачать PDF-книгу
|
|
Д.Урушев. Рана на теле Церкви |
|
Дневник starowier |
|
Страницы: [1] Календарь |