Хельмут Ньютон (Helmut Newton) |
Учился Хельмут неохотно, отчаянно прогуливал занятия в школе при американской миссии, куда его определила мать. Единственный урок, который он старался не пропускать, была литература. Читать он обожал. Его любимым немецким писателем был Стефан Цвейг. По-английски же Хельмут хотя и читал свободно, но ничего серьезнее модных американских журналов, которые в изобилии выписывала фрау Нойштадтер, не признавал.
Фотографией Хельмут увлекся назло отцу. Ему захотелось поснимать отцовским фотоаппаратом. «Это был волшебной красоты Kodak. Большая раздвижная камера, обтянутая кожей и снабженная оптическим экспонометром. Там, в отверстии, сверкал голубой огонек...» - вспоминал он. Отец камеру никому не доверял, даже сыну, и 12-летний Хельмут, сэкономив карманные деньги, купил себе фотоаппарат сам. После чего заявил отцу, что будет делать карьеру в фотографии и непременно прославится. Он быстро познакомился с несколькими фоторепортерами и стал пропадать в редакциях. Отец был в шоке: «Мой мальчик, ты окончишь свои дни в выгребной яме, - говорил он сыну. - Ты думаешь только о девках и фотографиях».
Старший Нойштадтер видел сына успешно продолжающим фамильное пуговичное дело. Он был уверен, что этому не помешает ни приход к власти Гитлера, ни принятые законы о расовой чистоте. Когда-то воевавший в германской армии, а теперь занимавший солидное положение в обществе, отец Хельмута был поборником всего немецкого - вплоть до того, что он запрещал семье разговаривать дома на идиш. Он, вспоминал Хельмут, был настолько самонадеян, что перевел сына в гимназию, где царили нацистские идеи. Мать оказалась практичнее: как большинство немецких евреев в те годы, она понимала, что сыну нужно получить профессию, которая сможет его прокормить в случае эмиграции. Она устроила его учеником к известной берлинской фотохудожнице Иве (Эльза Симон). Успехи парня были столь значительны, что наставница в скором времени не только отменила для него плату за учебу, но и назначила его своим помощником с соответствующим жалованьем.
Если бы не нацисты, - писал позднее Ньютон в своей «Автобиографии», - отец настоял бы на том, чтобы я стал коммерсантом, хотя способностей к этому у меня было не больше, чем у Ханса. Рано или поздно я бы просто сбежал и разбил сердце моему отцу. Гитлер сделал это за меня». В 1938 году Макс Нойштадтер был отстранен от руководства фабрикой и заменен на «арийца», а вскоре арестован и отправлен в концлагерь. «Мать позвонила на курсы фотографии, которые я посещал, она была совершенно расстроена и напугана, - вспоминал Ньютон. - «Хельмут, не возвращайся домой. Твой отец уехал в командировку, а тебя ищут», - услышал я. Это был шифр, которым пользовались в то время, чтобы сообщить, что человека забрали в концлагерь. После лекции мне все-таки пришлось пробраться домой: у меня в кармане оставалась только мелочь для поездки на автобусе. Я взял самые необходимые вещи, мать дала мне немного денег, и я тайком ушел из дому».
Некоторое время он прятался у двоюродного брата, активиста НСДАП, но потом пришлось ночевать даже на улице. В конце концов матери Хельмута удалось добиться того, что ее мужа выпустили из лагеря и разрешили семье покинуть Германию. Брат Ханс уже давно жил за границей, родители собрались ехать в Южную Америку, Хельмут же сначала перебрался в итальянский город Триест, откуда отправился пароходом в Сингапур, бывший в то время английской колонией.
Молодому фотографу, хорошо говорящему на английском, почти сразу удалось устроиться на работу в отдел светской хроники газеты Singapore Straits Times. Однако из-за робости, которую он испытывал на светских вечеринках, Хельмут провалил первое же редакционное задание и оказался на улице буквально без гроша в кармане. Приютил его новый приятель, с которым они вместе плыли на корабле. Жили в тесноте, питались в дешевых местных забегаловках, куда другие европейцы даже боялись заходить.
Почти отчаявшегося Хельмута спасла довольно известная в Сингапуре мадам Жозетта Фабьен. Эта немолодая дама работала в комиссии по устройству иммигрантов и заприметила симпатичного молодого человека, когда Хельмут только сошел с трапа корабля. Приглашение на ланч от Жозетты и последовавшее за ним предложение переехать к ней жить Хельмута не смутили - ему всегда нравились зрелые женщины. К тому же мадам Фабьен приняла деятельное участие в его судьбе: помогла открыть маленькую фотостудию и регулярно выводила в свет. Все вокруг осуждали молодого альфонса, но гораздо более неприятным для него оказалось то, что в этом расслабленном существовании он почти забыл о своем страстном желании стать знаменитым фотографом. К счастью, эта связь начала тяготить Хельмута.
В один из дней 1940 года молодому иммигранту вручили уведомление о том, что он будет выслан: шла война, и немецких евреев на острове стали рассматривать как «пятую колонну». Вместе с другими «немцами» его посадили на корабль и отправили в Австралию, где путешественников ждал лагерь для интернированных. Негодный для тяжелой физической работы, Хельмут вызвался чистить туалеты, это занятие отнимало совсем немного времени, хотя и тяготило своей бессмысленностью. К тому же этот «самец» - так юный Нойштадтер сам себя называл - оказался начисто лишенным женского общества. Вскоре власти страны решили, что интернированных вполне можно использовать на благо австралийской экономики - так Хельмут попал на сбор персиков для консервного завода. Спасаясь от ядовитых змей, работники спали в цеху, несколько раз на них нападали грабители, но все это ни в какое сравнение не шло с лагерем. Возвращаться туда никому не хотелось, поэтому после окончания сезона сбора персиков оставался один выход - пойти в австралийскую армию.
Поначалу вся служба состояла в том, чтобы отмечаться по утрам на перекличке, остальное время Хельмут предавался плотским утехам с местными красотками, наверстывая упущенное в лагере. Вскоре ему пришлось сесть за руль автомобиля и возить офицера, который, отправляясь на танцы, предупреждал молодого водителя, чтобы тот не терял времени и тоже присмотрел себе хорошенькую девушку. Беззаботное время кончилось, когда Хельмута вместе с другими солдатами отправили сначала чернорабочими на железную дорогу, а затем - на сахарный и цементный заводы. В 1946 году он наконец-то смог демобилизоваться и получить долгожданный паспорт. Тогда-то ему в голову пришла идея поменять фамилию: «Я поклялся никогда больше не думать о себе как о Нойштадтере. Хотя некоторые люди подозревали, что моя настоящая фамилия звучала иначе, я с большим успехом убедил весь мир, что меня зовут Хельмут Ньютон».
Хельмут остался в Мельбурне, несмотря на то, что мать и брат настойчиво звали его к себе в Аргентину: он любил Австралию. На этом счастливом для него континенте он встретил свою единственную настоящую любовь. Молодую театральную актрису Джун Браун привела в его маленькую студию подружка, которая работала у Хельмута ассистентом: Джун хотела подзаработать денег, позируя фотографу. С этой женщиной Хельмут, по собственному признанию, словно попал в другое измерение: она давала ему то ощущение полета, которое необходимо для творчества. «Когда он делал мне предложение, - вспоминала Джун, - то заметил, что я всегда буду его второй любовью, потому что свою первую любовь - фотографию - он никогда не бросит». Жена безропотно приняла это условие и стоически переносила отсутствие денег в семье. Экономя деньги на ассистентке, Хельмут брал Джун на все съемки, она принимала посетителей в фотомастерской мужа, проявляла снимки. В конце концов, расставшись со сценой, она сама стала фотографом, взяв себе псевдоним Алиса Спрингс.
В Австралии сбылась давняя мечта Хельмута - он стал сотрудничать с местным приложением к английскому Vogue, и достаточно успешно, в особенности потому, что конкуренции среди модных фотографов здесь почти не было. В 1957 году он получил наконец приглашение поработать в Лондоне. Однако карьера в Англии не задалась с самого начала. Бегая по городу и пытаясь снимать моделей в самых разных местах, Хельмут всякий раз выходил за рамки приличий, установленных англичанами для модного фотографа. Так, сфотографировав женщину, прислонившуюся к фонарному столбу, он услышал от редактора язвительное замечание насчет того, что приличных леди нельзя застать в подобной позе. В семье по-прежнему не было денег, жили в дешевых квартирках. Чтобы заработать на жизнь, Ньютон снимал незатейливую рекламу и делал визитные карточки для проституток. Поняв, что окончательно теряет себя, он объявил жене, что они покидают Лондон и уезжают в Париж. В редакции Vogue не возражали и отпустили его до окончания срока контракта.
В Париже Ньютон нашел то, что как фотографу нужно было ему в первую очередь: очарование повседневной жизни, в которую он бросился с головой. Он считал, что любая француженка достойна попасть на обложку журнала, и подчеркивал, что мода у этих женщин в крови. Первые неудачи во французских журналах и даже откровенные насмешки над «провинциалом» ни капли не смутили Ньютона. Он настойчиво ходил по редакциям и буквально засыпал их своими снимками, получив прозвище «пронырливый Хельмут». В конце концов он получил работу в знаменитом в конце 50-х Jardin des Modes. Мастерской для Ньютона, подобно его кумиру, легендарному фотографу Брассаи, стали улицы любимого Парижа, туда он выводил своих моделей и с тех пор решительно не признавал съемок в студии. «Женщина живет не напротив фона из белого картона, - заявлял Ньютон. - Она живет в доме, в машине, на улице».
«Желание стать известным сжигало меня изнутри», - признавался Ньютон позднее. Ближайшей целью фотографа был французский Vogue, работу в котором он наконец получил в 1961 году. Правда, издателей смущала откровенная эротика, которой были пронизаны все работы фотографа. Алекс Либерман, креативный директор американской редакции, который впоследствии стал большим другом Хельмута, поначалу даже предупреждал коллег, чтобы они были поосторожнее с публикацией его снимков. Идеи Ньютона и их воплощение вообще часто шокировали заказчиков, поэтому он стал прибегать к хитрости. Например, получив задание от престижного французского журнала Realite на съемки знаменитого отеля «Вилла д'Эсте» на озере Комо в Италии, он, как всегда, сделал две серии фотографий: одну, относительно строгую, - для публикации, другую, фривольную, - для себя. Вторая впоследствии вошла в книгу Ньютона, что привело в ярость дирекцию гостиницы, которая, однако, по прошествии времени не могла не признать, что снимки замечательные. Среди возмущавшихся творчеством Ньютона были и феминистки, которые, как ни странно, упрекали его в женоненавистничестве. На что тот отвечал: «Неужели я стал бы тратить свою жизнь на съемки того, что терпеть не могу? На моих фотографиях женщины выглядят могущественными, они источают огромную сексуальную энергию, которая завоевывает мужчин. У меня победу празднуют женщины, а мужчины - просто их аксессуары, рабы. Я все-таки думаю, что я феминист».
Революционные идеи французского журнала прекрасно совпадали с мироощущением Ньютона. «Нас пускали рыскать по парижским улицам, как свору диких собак, чтобы мы приносили самые скандальные фотографии, опубликовать которые хватит смелости только у редакторов французского Vogue», - вспоминал Ньютон. С начала 70-х годов он начал успешно работать и для американской редакции этого издания, и по заданиям других известных журналов, таких как Harper's Bazaar, Queen, Elle, Vanity Fair, постоянно путешествуя между Парижем, Миланом, Нью-Йорком и Берлином. Он мог не спать неделю, снимая очередную коллекцию, а едва оправившись после перенесенного инсульта, пригласил в палату клиники модель и нетвердой еще рукой принялся ее фотографировать.
Ньютон фонтанировал идеями, которые, впрочем, всегда тщательно обдумывал и стремился воплотить, какими бы сложными они ни были. На одной из его фотографий самолет преследовал бегущую девушку. Это был снимок в духе Хичкока, обыгрывающий сцену из его фильма «Норд-норд-вест». Ньютон неизменно черпал темы из современной культуры, безошибочно определяя, какие явления станут знаковыми для человека XX века.
В 1975 году Ньютон по заказу французского Vogue делал серию снимков в замке Арканжюс под Биаррицем во Франции. Привлеченный необычайно умными глазами своей модели, он развернул ее и заставил обнажить спину и более деликатную часть тела. Получившаяся фотография повергла ревнителей нравственности в шок: они никак не предполагали, что и к обнаженному телу можно применить эпитет «умное».
В 70-е годы окончательно сложился стиль Ньютона: эротика без малейшего намека на пошлость, абсолютное равновесие чувственности и разума. Сам мастер подчеркивал, что «сексуальность - это интеллект, она связана с головой», а женщины на его фотографиях выглядят зрелыми, умными, осознанно привлекательными. Ньютона притягивали именно сильные женщины, недаром среди его моделей были почти все знаковые фигуры времени, в том числе и Маргарет Тэтчер, Элизабет Тейлор, Лени Рифеншталь, Мадонна. Ни капли пиетета перед этими «иконами» Ньютон не испытывал: «Для меня фотография - это процесс совращения, - признавался он. - Какой бы властью ни обладал человек, в момент фотосъемки он принадлежит мне целиком. Не всем фотографам удается совратить моделей, у моей жены и у многих других это не получается. Они - честные фотографы, а я - нечестный». Делая в 1991 году снимки Маргарет Тэтчер, которая, по его словам, «завораживала» («женщина во власти невероятно притягательна», говорил он), Ньютон сумел заставить «железную леди» показать, насколько она сексуальна. Во время фотосъемки премьер-министр старалась придать своему лицу нарочито мягкое выражение, но Ньютон подловил момент, когда она расслабилась и стала самой собой. В результате та самая фотография Тэтчер - с «украденным» стальным выражением лица - приобрела наибольшую известность и является, вероятно, самым правдивым из всех ее портретов. А в 2000 году Ньютон по заданию Vanity Fair снимал Лени Рифеншталь, и никто, включая Джун, не понимал, как он может работать с этой «подстилкой германского рейха» - так прозвали Лени в Берлине за ее документальные фильмы о Гитлере. Девяностодевятилетняя дама потребовала от фотографа одного: поклясться, что он больше никогда и нигде не назовет ее нацисткой. Ньютон, столько натерпевшийся за свою жизнь от нацистов, согласился. Во-первых, он высоко ценил талант этой женщины, а во-вторых... «Что я мог поделать? - вспоминал он. - Я старая проститутка, поэтому думал только о фотографиях, которые надеялся отснять в тот же день, а для этого я мог пообещать даже жениться на ней». Это был подход настоящего большого художника.
Что я могу рассказать о своих последних двадцати годах? Что я встретил огромное количество скучных голливудских красоток, что заработал кучу денег и летаю только первым классом. Больше ничего». И это - о насыщенном работой и впечатлениями времени! Ньютон, прославившийся на весь мир и получивший несколько высоких наград, спокойно относился к своей известности, подчеркивая, что фотографирует только для себя. Однако уже в преклонном возрасте задумал основать «Фонд Хельмута Ньютона», отремонтировал на собственные деньги здание в Берлине и передал в дар родному городу свой огромный архив - фотографии, наброски, записные книжки.
И все же открытия своего фонда-музея знаменитый фотограф так и не увидел: 26 января 2004 года в Лос-Анджелесе прямо за рулем автомобиля у него случился инфаркт. Прах Ньютона был перевезен из Америки в Берлин и захоронен на кладбище Фриденау.
Как и большинство всемирно известных фотографов, Ньютон прожил долгую жизнь - 83 года. Этот феномен долгожительства мэтров фотографии он объяснял так: «Когда ты сталкиваешься с чем-то очень неприятным, фотокамера образует нечто вроде барьера между мной и реальной жизнью». Впрочем, с неприятным он сталкивался редко: «Если бы я не любил женщин, то с какой стати я стал бы проводить в их компании - одетых и раздетых - всю свою жизнь?»
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |