-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Анастасия_Эльберг

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.11.2003
Записей:
Комментариев:
Написано: 9205


Творческий вторник. Наталья Пономарева: "Творчество - это разговор с Вечностью"

Вторник, 10 Декабря 2013 г. 18:27 + в цитатник

Это интервью-сюрприз! Наташа сказала, что вышло у нас совсем как в американском фильме: за несколько минут до... Вот и она успела ответить на вопросы буквально в последний момент. Мы решили не тянуть и выложить интервью. Оно получилось сказочным и теплым - да я и не думала, что выйдет иначе. А вообще я тут смотрела главный пост проекта - и внезапно обнаружила, что взяла уже целых шестнадцать интервью! Подумать только. И мне до сих пор нравится это дело, как бы странно это ни звучало в свете моей очередной эгоистичной затеи... ладно, хватит отступлений. Ведь у нас интервью, так?

Наташа, начнем нашу беседу с вопроса, который уже стал одним из традиционных для интервью по вторникам. Что означает твой ник?

Мой ник – это название горы. Стоит пояснить, что родилась я в горном краю – Туве (сейчас Тыва). Горы всегда были вокруг меня, и было осознание, что они живые. Очень часто, когда читаю какие-нибудь книги по восточной культуре, понимаю: я это знаю. Пытаюсь вспомнить: откуда знаю? Где читала? Нигде не читала, это знание внутри меня и оно пришло вместе с дыханием гор. Горы многие вещи открывают, в них спрятана вековая сила и мудрость.

Буура – гора, похожая на спящего великана. Она была напротив нашего дома. И я постоянно беседовала с этим великаном. Делилась радостями своими, повествовала про горести. Закаты летом рассматривала. Закат в горах – это что-то бесподобное. Был еще один волшебный момент. Каждый год на эту гору отправлялись в поход ребята из нашего города, в том числе и мой старший братец. Когда они приходили на место, то разжигали большой костер. Все знали день и время костра и смотрели на гору. Они жгли костер из бревен, которые стояли вертикально. Нам же виделась просто маленькая красная точка. Но почти весь город стоял и смотрел на нее. Это была своеобразная связь с ними. Они дошли!

Когда я приехала в Туву в гости, то больше всего боялась, что великан исчез. Будет просто гора. И все! Когда я увидела великана, то просто чуть до неба не запрыгала! Мой великан лежал как обычно. Только немного погрустнел и постарел.

Тува окружена горами и изолирована от мира. Там сохраняется самобытность культуры, девственность природы. Я привыкла к тому, что мой мир всегда надежно защищен горами. Может потому, и взяла этот ник. Чтобы здесь в ЖЖ великан хранил мою сказку.

Каждый раз перед тем, как приступить к написанию вопросов, я заглядываю в профиль журналов своих гостей. Твой ЖЖ ведется с 2009 года. Я не поленилась, просмотрела начало и обратила внимание на то, что его формат несколько изменился, пусть ты и ведешь его с небольшими перерывами (хотя регулярно). Скажи, какое место журнал занимает в твоей жизни? Ты помнишь, как впервые попала сюда? Почему решила остаться? И... почему именно ЖЖ, а не какая-то другая площадка? Ведь их очень много.

У моей знакомой был ЖЖ, и я пожимала плечами: «зачем это?» Я была о-о-о-очень далека от всяких интернет-ресурсов. Мне всегда было лень регистрироваться и что-то там вести. Все решил Господин случай. Вместо официального сайта Крапивина меня вынесло на крапивинское сообщество в ЖЖ. С этого все и началось. Представь себе, я преодолела свою лень, чтобы сказать свое «пфуги» на какое-то возмутившее меня высказывание. Сейчас, если честно, я на такие подвиги неспособна.

Так и закрутилось. Подумалось, что нечестно быть активной только в сообществе и нечего не рассказывать о себе. И начала потихоньку вести журнал. Потом из сообщества я ушла, а журнал остался. Потому что в ЖЖ я познакомилась с замечательными людьми и связь с ними терять не хотелось.

Менялась я, менялся и мой журнал. Он же живой. Мне кажется это ключевое слово в названии.  Как у Драгунского: он живой и светится. Для меня ЖЖ стал моей ежиной норкой. Мне здесь уютно, комфортно. Друзья заходят на огонек, можно чаю попить, поговорить о том, о сём. Или самой в гости сходить. Никакой другой ресурс мне пока не дает такого ощущения дома.

И еще... У меня было много записных книжек. Каждый раз я начинала вести их с мыслью, что это будут записки счастливого человека. Хотелось сохранить в них радостные мгновения. Такие мимолетные, ускользающие. И в тот момент, когда внутри меня станет темно, я приду к этой записной книжке, возьму ее в руки, пролистаю, и в душе снова загорится свет.

Каждый раз вместо записок счастливого человека получалась книга плача. Эти мои записнушки не шелестели страничками, а кричали от боли.

Журнал исправил ситуацию. Счастья в нем больше. Может, потому что рядом со мной замечательные люди и мне хочется поделиться с ними прекрасным.  Я открыла, что счастье не надо прятать в сундук, им надо делиться с другими. Тогда светло будет не только в твоем доме, но и рядом с ним.

Гость, заглянувший к тебе на огонек, первым делом обращает внимание на атмосферу в твоем журнале. Ощущение такое, будто попадаешь в другой мир, садишься к огню, греешь руки и слушаешь какую-нибудь историю. А историй у тебя много, причем самых разных. И персонажи порой удивительные. К примеру, Чайная фея. Знаю, что творческие люди могут часами говорить о своих героях. Так что расскажи нам о ней немного.

Все началось с чайника. Это была любовь с первого взгляда и вопль души: Хочу! Хочу сшить такой чайник! Я сшила один чайник, потом другой. И поняла, что так просто меня не остановить. Я все глубже и глубже уходила в чайную тему. Чайники стройными рядами стояли на журнальном столике, пыхтели и требовали чаепития. Но поскольку все они были разными, у каждого свой характер, то и чаевничать надо было с каждым отдельно. Я просто не представляла, как организовать такое количество чаепитий. Тут и появилась Чайная фея. Засмеялась, закружилась, начала на стол накрывать. Она хозяйничает в пространстве сказки, потому рассказывать о ней сложнее всего. Мне кажется Чайная фея везде.

Сложно было уловить этот образ. Здесь помогло рисование. Я нарисовала ее облачком пара над кружкой. И тогда все встало на свои места. Чайная фея – это душа чая. В тот самый момент, когда чай открывается тебе навстречу, появляется она. Все волшебство чая заключено в ней. Только от тебя зависит, какой чайный секрет откроет тебя фея. Чаепитие – это мгновение тишины, когда мир распахнут навстречу тебе. Наверное, потому говорят, что чай дарит крылья, открывает истину и красоту Вселенной, дарит вдохновение. Ты идешь за чайной феей по этим ступенькам все глубже и глубже, в самую глубину чая. Именно там скрыто главное чайное волшебство: твоя душа распускается прекрасным цветком, и ты уже сам творишь свою чайную сказку.

В контексте разговора о персонажах невозможно обойти стороной писательское творчество. Ты пишешь сказки. Если честно, меня восхищают такие люди: и потому, что у меня никогда не получалось теплых детских сказок, и потому, что они точно особенные, ведь в современных реалиях не так-то просто писать о добром-вечном. С другой стороны, понимаю, что как раз-таки в современных реалиях сказки пишутся лучше всего: такой контраст с реальностью, и такой заряд положительной энергии! Собственно, вот тут-то и возникает вопрос: скажи, кто ты по профессии?

О! Здесь тоже сначала был очень большой контраст.

Когда я получила диплом магистра менеджмента, то долго смеялась. В моем сознании магистры могут быть только белой и черной магии. Потом я умудрилась написать кандидатскую по политическим наукам. И преподавать эти науки студентам. Народ на работе уже видел меня доктором наук и заведующей кафедрой, как минимум. Мой уход стал для всех шоком. И ради чего? Сказки и куклы! Разве это серьезно?

Справедливости ради надо сказать, что те, кто общается со мной по поводу моих сказок и кукол, испытывают не меньший шок, узнав про политические науки. В сознании людей эти вещи диаметрально противоположные.

В моем сознании все вполне закономерно. Собственно если в двух словах пересказать мою кандидатскую, то самая эффективная стратегия конструирования политики – это медиация. Медиатор всегда находится над крайностями. Я говорю, что он над ними. И в тоже время, чтобы подняться так высоко, человеку необходимо спуститься очень глубоко, к самым основам – мифу. Там не было бинарных оппозиций. Свет и тень не разделялись, они принадлежали одной вещи. Противоположности порой ближе друг к другу, чем нам кажется. Они всегда имеют один корень. Медиация в конструировании – это как раз создание такого гармоничного пространства, где будет не противопоставление, а взаимодополнение. Противопоставление черного и белого дает нам плоскую картину, их взаимодополнение придает объем.

Когда я соединила свои научные знания с умениями, данными мне от природы, то получилось сказочное пространство. Пришлось признать, что одежды великого и ужасного политолога – это совсем не мой стиль. Когда я примерила образ сказочницы, то все в жизни встало на места. И теперь, когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я отвечаю строчками  М. Волошина:

По ночам, когда в тумане

Звёзды в небе время ткут,

Я ловлю разрывы ткани

В вечном кружеве минут.

Я ловлю в мгновенья эти,

Как свивается покров

Со всего, что в формах, в цвете,

Со всего, что в звуке слов.

 

Мы в моем ЖЖ (да и не только в моем) какое-то время активно ломали копья и горячо спорили на эту тему. Скажи, зачем, на твой взгляд, нужна сказка? Не только для детей, но и для взрослых. Зачем нужен этот жанр? Что он в себе несет? И как должна выглядеть… не люблю это слово, но все же: идеальная сказка, с твоей точки зрения?

Мне кажется, сказки - они вне этого деления: взрослые – дети. Все мы вышли из детства, все мы остаемся детьми. Сказки – это своеобразная философия, понятная всем. В них можно грустить, смеяться, но всегда живет уверенность: все будет хорошо. Сказки дарят свет. Свет надежды. Потому они незаменимые проводники в долгом и увлекательном пути к самому себе.

Идеальная сказка для меня та, которая разбудит душу и заставит сделать первый шаг навстречу самому себе. Она необязательно должна быть написана словами. Этой сказкой может стать рассвет в горах, дыхание моря. Или как у Гессе знакомство с прекрасной девушкой. Когда чтобы узнать ее имя, главному герою необходимо было вспомнить сказку своего детства. Ирис, ее звали Ирис.

Мы с тобой не только коллеги по перу, но и… как это можно сказать? Коллеги по кисти? Словом, ты тоже рисуешь. И рисунки у тебя, как и атмосфера в журнале в целом, сказочные. А еще – оттенки синего… моего любимого. Вопрос, который, наверное, художникам часто задают. Как ты выбираешь палитру? Чем руководствуешься? У тебя есть любимые цвета? Означают ли они что-нибудь?

Акварель, лоскутное шитье привели меня к мысли, что  все цвета хороши и необходимы тебе в работе. Но синий и его палитра стоят особняком. Потому рисование в синей палитре – это некое священнодействие. В такие минуты я не рисую, а гармонизирую свое внутреннее пространство.

Перевод в цвет дело непростое. Я ставлю карандашный рисунок на стол в своей комнате и хожу мимо него несколько дней. Думаю, приглядываюсь. Подбираю мысленно цвета, примеряю их. Здесь ты уже творишь сообща с теми, кто на ней нарисован. Как-то я собиралась сделать кота трехцветным. Он сопротивлялся изо всех сил. И в какой-то момент я сообразила, что трехцветные кошки, а не коты. Пришлось переиграть.

Цвет для меня неотделим от музыки. Цвет передает не только настроение, но и мелодию. Каждая картина звучит по-своему. Например, я долго не могла найти палитру для лунной сказки. Забраковала все эскизы. Пока не вспомнила, что у Дины Рубиной есть рассказ, где мужчина смотрит на витражи в церкви и слушает Баха. С Бахом у меня сложные отношения. Но тогда именно его музыка помогла мне. Слушала музыку, смотрела на эскизы, и передо мной выстраивался цветовой ряд.

Почти каждому из своих гостей я задаю вопрос о важности отклика. Какую роль играет отклик в твоей творческой деятельности? И какого рода комментарии, на твой взгляд, наиболее ценны?

Момент творения в чем-то это сродни медитации, когда ты отрешаешься от своего «я». Слушаешь мир, смотришь на него и впитываешь его. Потом приходит осознание как это сделать, и ты творишь. Творение – это магия. Ты оживляешь, вдыхаешь жизнь. И отклик показывает, насколько тебе это удалось.

Мне важно узнать, что люди смеялись или плакали над моими сказками. Что сказки заставили их о чем-то задуматься, помогли что-то понять или открыть. Иногда с моими героями спорят и ругаются. И это тоже доказательство того, что они получились живыми.

С рукоделием всегда самое волнительное – это встреча. Какое-то мгновение, секунда! Человек перебирает, рассматривает и вдруг что-то выхватывает, прижимает к груди и радостно кричит: это я! Я! И творение начинает светиться изнутри. Его душа выходит из спячки и расцветает. Они нашли друг друга. Ради этого момента такого детского и неподдельного восторга стоит творить.

Еще один вопрос, который тоже стал традиционным. В основе любого произведения, будь то рисунок, сказка, стихотворение или что-то еще, лежит идея. А мы выбираем форму… слово, цвет. Лично меня вопрос «когда ты рисуешь, а когда пишешь» приводит в недоумение, но ведь я не показатель. Скажи, а как выбираешь ты? Когда слово, когда цвет, когда форма и ткань?

Хо! Это определяю совсем не я, а они сами. Мои персонажики живут собственной жизнью и сами решают: когда приходить и как.

Творчество – это разговор с Вечностью и форма здесь большая условность. Здесь все так тесно переплетено, что невозможно отделить. Одно тянет за собой другое. В Чайной коллекции, например, я сначала могу сшить чайник, а потом придумать историю.  Иногда, наоборот, придумываю сюжет и потом ищу ткань для чайника. Некоторых персонажей невозможно сшить, их можно только нарисовать, и тогда я рисую. При том стоит отметить, что персонажи тоже не молчат и вносят свои коррективы. Потому столько разных форм для того, чтобы просто попить чаю и помолчать с миром.

Давай предположим, что у тебя есть и время, и средства для того, чтобы освоить еще один вид творчества. Чему бы ты научилась?

Танцевать. Мне сейчас очень этого не хватает. Легкости, свободы, полета, которые может дать только танец. Думаю, что рано или поздно я это освою.

Тебе нужно обратиться к своему читателю/зрителю с одной фразой. Что ты ему скажешь?

Сказка есть у каждого, и она называется жизнь!

Серия сообщений "~Творческий вторник~":
Интервью с творческими людьми
Часть 1 - Творческий вторник. Надежда Кокорина: "Жизнь - это счастье. Сотвори его"
Часть 2 - Творческий вторник. Наталья Пономарева: "Творчество - это разговор с Вечностью"

Рубрики:  ~Искусство~
Чего же боле?

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку