-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в SSSSSveta

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.03.2011
Записей: 3341
Комментариев: 79
Написано: 3574


Без заголовка

Вторник, 19 Апреля 2011 г. 07:56 + в цитатник
Цитата сообщения laborera Чтение без принуждения

 (363x311, 24Kb)
Давно обещанная книга по обучению чтению - Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. "Чтение без принуждения". Хотела опубликовать ее в посте, но у меня вышло 34 страницы текста - чересчур много для одного сообщения. Поэтому публикую выдержки из книги, а во вложении полный текст (со всеми играми и картинками) в формате doc.

Книга посвящена тому, как легко, безопасно и весело ввести ребенка в письменность, как сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить вкус к самостоятельному чтению, как при этом избежать стандартных ошибок домашнего обучения грамоте. В частности, самого распространенного и самого трудноустранимого дефекта домашних занятий, когда ребенок очень любит слушать, как ему читают, но отказывается учиться читать сам.


Многие родители уверены, что в 4 года поздно начинать обучение грамоте. Они настаивают на том, что ребенку проще всего запомнить 33 буквенных значка в ту раннюю пору жизни, когда его память цепко запечатлевает сотни слов, когда он с необыкновенной легкостью узнает и осваивает новые и новые предметы и их свойства. И в самом деле, даже полуторагодовалое дитя зачастую мгновенно усваивает, что вот такую фигурку (О) зовут ОООО, а вот такую (А) – АААА. Но чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Чтобы научиться действовать с этими тридцатью тремя фигурками, ребенку недостаточно знать их имена, так же как для игры в шахматы недостаточно знать названия шахматных фигур.

Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Четырехлетний ребенок чувствителен к звуковой ткани речи, но для того чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки, недостаточно одной речевой практики.

Выделение отдельных звуков в словах, различение мягкости и твердости согласных чрезвычайно важно для последующего овладения техникой чтения. Если еще в добуквенный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре (и обратно), то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению – слияние двух букв в слог.

Если бы каждому буквенному значку соответствовал бы один и только один звук, то обучение чтению не представляло бы серьезных затруднений. Достаточно было бы очень короткого звукового периода обучения, чтобы только выделить для детского сознания саму звуковую ткань слова, чтобы ребенок не отождествлял слово с называемым предметом. А потом можно было бы показывать ребенку буквы, сообщая их звуковые названия. Но принцип взаимооднозначного соответствия звуков и букв не лежит в основе русского письма. Устойчивые ассоциации облика буквы с каким-то одним звуком могут сильно затруднить для ребенка первые шаги в обучении чтению.

В самом деле, практически все согласные буквы обозначают два звука – мягкий и твердый. Видя букву, мы не знаем, какой звук следует произнести – твердый или мягкий, глядя на согласную букву, нельзя однозначно назвать звук, который она обозначает (исключение составляют буквы й, ч, щ, ж, ш, ц, обозначающие со-гласные звуки, непарные по мягкости–твердости). То же происходит и с гласными буквами. Поэтому русскому чтению невозможно научить путем заучивания букв и их звуковых соответствий: сами эти соответствия непросты и неоднозначны.

В чем же состоит тайна отношений звуков и букв, открыть которую предстоит каждому исходно безграмотному ребенку? Эта тайна, а точнее – лингвистический закон буквенного обозначения звуков в русской письменности заключается в следующем: на мягкость или твердость согласного звука указывает следующая за ней гласная. Для того чтобы прочесть, "озвучить" согласную, мы забегаем глазами вперед и смотрим на следующую за ней гласную. Когда человек читает русское слово, его глаза непрерывно совершают челночные, движения – забегая вперед к гласной и возвращаясь назад к согласной, произнесение которой зависит от последующей гласной.

Открытие "тайны слияния" каждый ребенок делает самостоятельно: в один прекрасный момент его глаза и органы речи находят, улавливают правильную координацию. Этот "прекрасный момент" всегда и для всех детей содержит интуитивный скачок, догадку, озарение, которое, как всякое интуитивное действие, не поддается полной алгоритмизации, прямому рациональному обучению. В силах и обязанностях взрослого подготовить все необходимое, облегчающее интуитивное схватывание способа чтения. Если же в детском сознании существует пропасть между начертанными буквами и произносимыми звуками, то малыш не сможет самостоятельно ее преодолеть, способ чтения будет долго ускользать от его неумелых губ и глаз.

Первое и главное правило безопасности в обращении взрослых с буквами, которые впервые показываются ребенку: ведя детским пальчиком по контуру буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Звук этот старайтесь петь, тянуть как можно дольше и при показе буквы, и при произнесении слов с этой буквой.

Второе правило безопасности: наши русские буквы – это не иероглифы, обозначающие слова, а знаки звуков. Поэтому стандартная детская азбука, где каждая буква соотнесена с каким-то определенным предметом и только с ним, может вызвать у ребенка ненужные ассоциации и привести к недоразумениям.

Еще одна ошибка, чрезвычайно распространенная среди родителей. Одни проходят с ребенком все буквы и лишь потом, когда малыш твердо их запомнил, переходят к обучению чтению. Другие следуют обычному букварному принципу: учат ребенка читать слова только из тех букв, которые уже пройдены. Письмо и чтение, далеко опередившие знание алфавита, стимулируют быстрое и твердое запоминание букв. Это и понятно: одно дело неизвестно для чего (для мамы) заучивать значки, слегка похожие на жука, обруч, лесенку, но более всего похожие друг на друга. И совсем другое дело – заучить их во время интересного и страшно увлекательного взрослого занятия письмом. Это как с иностранными словами. Трудно вызубрить список слов, но легко их запомнить в живом общении.

Переход к письму и чтению сразу после запоминания 8-10 букв (из которых 6-7 – гласные) избавляет ребенка от муки бессмысленной зубрежки, а взрослых от частой родительской паники: "Удочки совсем плохая память. Сорок раз повторила с ней буквы, и все впустую. Скоро в школу, а она алфавит выучить не может. Не показать ли ее врачу?" Повремените ставить диагноз "плохая память"; ребенок с самой хорошей памятью плохо запоминает буквы из-за того, что не видит непосредственного, сиюминутного смысла в этом занятии.

После того как ребенок начнет сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начнутся основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения еще настолько слаба, процесс чтения еще так труден, что читать самостоятельно, тренироваться малышу не хочется. В самом деле, за минуту он с трудом одолевает 6-8 коротких слов, он устает от напряжения, а до конца сказки так же близко, как до горизонта. Следовательно, перед вами теперь стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребенка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить малышу труд по овладению техникой чтения, чтобы читать ему было не слишком сложно, ибо от непосильной работы ребенок либо откажется, либо надорвется.

Скачать книгу...
Рубрики:  Воспитание.Детки.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку