Предметы из прошлого: Лорнет |
Лорнет – это тип очков, представляющий собой две линзы в оправе и прикрепленную к ним ручку или цепочку.
Слово лорнет происходит от французского глагола lorgne – косится, потому, что одно из назначения лорнета было наблюдение предметов с боку. Примечательно, что этот глагол во французском языке имеет так же значение – «тайно желать», «заглядываться на», что так же соответствует целям "лорнирования".
Существует две версии возникновения лорнета. По одному из мнений, лорнет появился в 15 веке. И появление его было связано с простым переворачиванием очков «вверх ногами». Очки переворачивали, потому что дужка часто загибалась вниз и ее использовали как ручку.
Самое первое изображение лорнета:
TOMMASO DA MODENA
Cardinal Nicholas of Rouen
1351-52
Диана де Пуатье с лорнетом-лупой на поясе
Diane de POITIERS, Lady de BrÄzÄ, Duchess of Valentinois 1499-1566
По другой версии лорнет был создан в конце 18 века, когда из моды вышли парики. Изобретателем лорнета считается английский оптик 18 века, а так же изготовитель математических приборов и глобусов Джордж Адамс (1720 – 1773). Он ориентировалась на высшие слои общества и хотел сделать очки для аристократов, которые отличались бы от обычных очков нестандартным фасоном. Так появился лорнет на ручке. Чуть позже начали выпускать лорнеты, которые могли складываться и открываться. В качестве механизма использовался небольшой рычаг. Через некоторое время изобрели другой механизм – пружину.
Это новшество быстро облюбовали, как светские щеголи, так и люди стеснявшиеся носить очки. Таким человеком, к примеру, был русский император Александр первый, с детства плохо видевший. - «В самом деле», вспоминала одна светская дама, - «я заметила, что император наблюдал за нами при помощи маленькой лорнетки, который он всегда прятал в рукаве своего мундира и часто терял».
Первоначально лорнет был популярен только среди мужчин.
В 18 веке лорнет становится непременным аксессуаром денди и щеголей, фланирующих и разглядывающих, точнее "лорнирующих" публику в общественных местах. Главная цель такого фланирования, это наблюдение, денди зрительно взаимодействует с толпой. Модники начала 18 века, как пишут современники, ходили с завитыми волосами, в очках и еще с лорнетом, а так же с моноклем.
Лорнет ставший атрибутом шика, делался из дорогих материалов, золота и серебра, панциря черепахи и перламутра, и украшался драгоценными камнями. Носили их на шейной цепочке, на цепочке на запястье или на жилетной цепочке, а также на поясе.
В российской культурной традиции, образ щеголеватого молодого человека, двадцатых годов 19 века, неразрывно связан с героем пушкинского романа в стихах, «Евгений Онегин», - «а двойной Онегинский лорнет, проблескивает, прежде всего, в темноте театрального зала». Этот лорнет, в руках театрала, вскоре породит и более совершенный оптический прибор – театральный бинокль.
А со второй половины 19 века, лорнет стал популярен и у дам. Очки у прекрасной половины человечества по-прежнему считались уродством, а лорнет и при сильной близорукости, позволял чувствовать себя уверенно. Карманов тогда в дамской одежде не было, поэтому лорнет обычно подвешивали на цепочку на поясе.
Лорнет на шейной цепочке. Borsos, Jozsef - Lady with a Lorgnette (1856)
Вплоть до начала 20 века, новое изобретение служило обязательной деталью облика светской дамы. В женских руках лорнет стал не только полезным оптическим прибором, но и оружием виртуозной игры – кокетством, впрочем, как и веер. Дамы играли лорнетом, демонстрируя красивые запястья и тонкие пальцы. Левой рукой, обычно украшенной кольцами, дама умело, привычным движением подхватывала свое длинное, до пола платье, правой держала лорнетку, то, поднося ее к глазам, то небрежно опуская.
Лорнеты делали из золота и серебра, черепахи и перламутра, украшали драгоценными камнями. Носили их на шейной цепочке, на поясе, на шатлене, а также на цепочке на запястье. А мужчины- на жилетной цепочке.
Дамы выходили в свет с лорнетами, декорированными драгоценными камнями, перламутром, слоновой костью и другими украшениями.
Для некоторых лорнет был настоящим предметом роскоши. В начале 20 века Луи Картье, основатель знаменитого модного дома Cartier, создал для княжны Лобовой-Ростовой лорнет из платины с вставками из бриллиантов и сапфиров, а для князя Феликса был изготовлен лорнет с 442 бриллиантами.
Взято отсюда
Серия сообщений "Родословная вещей":
Часть 1 - Средневековая обувь.
Часть 2 - Шлейф - «дьявольский хвост», прошедший сквозь века.
...
Часть 39 - История модных аксессуаров.
Часть 40 - Табакерка в России.
Часть 41 - Предметы из прошлого: Лорнет.
Часть 42 - Под кружевом мантильи...
Часть 43 - Мантилья в XIX веке
Часть 44 - Тайны женской шкатулки.
Часть 45 - От шпильки до булавки. Часть 1: украшения для волос.
Часть 46 - Лапти на Руси
Серия сообщений "Предметы из прошлого":
Часть 1 - Предметы из прошлого: шатлен.
Часть 2 - Карне - записная книжка наших прабабушек.
...
Часть 7 - Предметы из прошлого: блохоловка
Часть 8 - Табакерка в России.
Часть 9 - Предметы из прошлого: Лорнет.
Часть 10 - Тайны женской шкатулки.
Часть 11 - Настольные игры царской России
Рубрики: | история костюма история вещей |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |