Цитата сообщения Лириан
Барокко в одежде
В период правления Людовика XIV все законы моды диктует французский королевский двор в Версале. Французская мода стирает национальные различия и даже сближает по внешнему виду отдельные сословия. Начиная с этого момента можно говорить о мировой моде.Для искусства XVII столетия характерен общий художественный стиль барокко. Его основные черты — монументальность, декоративность, парадность, пышность. Наиболее подходящим, определяющим словом для стиля одежды является помпезность. Вся она соответствует общему стремлению эпохи выглядеть формально достойно, пышно и величественно. Шелк и кружево оттесняют бархат и металл. Костюм становится очень сложным, декоративным. Он переполнен кружевами, шнурами, вышивками, лентами и разными другими отделками.Стиль одежды мужского костюма находится под влиянием военизации. Он наследует черты стройной подтянутости и военной выправки. Основной ассортимент мужской одежды: белье (сорочка, штаны), куртка, верхняя одежда, головной убор.Мужская сорочка была одновременно бельем и частью верхней одежды. Она играла важную роль в декоративном решении костюма, просматриваясь в прорезах рукавов, между полами колета. Особенно нарядны большие накладные воротники, цельнокружевные или батистовые, отделанные по краям кружевом.Колет был короткий, мягкой прилегающей формы. Сверху он застегивался на несколько пуговиц, книзу его полы расходились. По бортам и пройме колет обильно украшался пуговицами, галуном, бантами, на рукавах — продольными разрезами. Его носили с панталонами — узкими ровными штанами длиной до середины икр, украшенными по боковым швам вышивкой, по низу — кружевными оборками или петлями из лент.В конце века появляется новый вид придворной одежды — жюстокор — костюм короля и высшей знати. Прилегающая, расширенная книзу с поясом-шарфом на линии талии, длиной до коленей, с застежкой на ряд мелких пуговиц и петлиц. В крое впервые появляются прорезные, низко расположенные карманы. Под жюстокор надевали камзол — одежду без рукавов и воротника, сходную с ним по покрою и силуэту, но короче и другого цвета.С жюстокором носят кюлоты — узкие до коленей штаны из бархата, шелка или шерсти, заканчивающиеся внизу боковым разрезом и застежкой на пуговицу или пряжку. В кюлотах также делали прорезные карманы.Верхняя одежда, в основном короткая, свободного силуэта, представлена плащами без рукавов типа накидки, или с рукавами на яркой теплой подкладке.В основе женского костюма остается костяной корсет с металлическими пластинками, форма которого на протяжении века меняется неоднократно. Нижняя часть платья не имела жесткой каркасной основы, но продолжала оставаться объемной за счет одновременного ношения нижней накрахмаленной и нескольких верхних юбок.Нижнее платье котт состояло из лифа или корсажа и юбки. Лиф спереди имел съемную вставку, законченную треугольным мысом, низкий и широкий отложной воротник, отделанный кружевом. Длинные рукава отличались большой шириной вверху и заканчивались высокими манжетами, также отделанными кружевом. Верхним платьем служил широкий распашной роб с большими укороченными рукавами и высокой линией талии. Роб застегивался на петлицы и пуговицы, оставляя открытой весь перед нижнего платья котт. Цветовое сочетание верхнего и нижнего платьев обычно решалось контрастно.В этот период появляется такое модное веяние, как использование мушек. Этими маленькими черными наклейками украшали лицо. Кроме того, необходимой принадлежностью каждой дамы были перчатки, веер, ювелирные украшения, зонтик и муфта, которую носили на шнуре.Женские прически на протяжении столетия менялись несколько раз: от сравнительно гладкой с прямым пробором спереди, с косами, локонами и узлом до высоко вздымающейся прически фонтанж, состоявшей из комбинаций локонов и крахмальных наколок.Мужчины носили мягкие широкополые шляпы, украшенные страусовыми перьями, которые постепенно приобрели треугольную форму.Обувью служили сапоги с раструбами и отворотами, а также полузакрытые туфли с бантами, пряжками, розетками, с квадратными носами и ремнями. В плохую погоду сверху надевали кожаную обувь без задника на деревянной подошве. К этому же времени относится появление в мужской обуви высоких каблуков.