-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в SPACELilium

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2011
Записей: 24279
Комментариев: 7108
Написано: 44446


Мандала. Истоки.

Пятница, 12 Мая 2017 г. 11:57 + в цитатник
Цитата сообщения Морврана Мандала. Истоки.

 (512x512, 62Kb)Искала книгу Жуковской. Н. Л. «Ламаизм и ранние формы религии», но нашла только одну главу, решила кое-что забросить сюда.

"Среди ритуальных предметов ламаизма одним из наиболее интересных и сложных по своему происхождению является мандала. Из санскрита, где оно имело более двадцати значений, слово мандала в составе специализированной буддийской лексики попало во многие языки, в значительной степени утратив при этом свою многозначность.Словарь буддийских терминов X. Хэмфри определяет мандала как ритуальный или магический круг, в применении к Тибету — как диаграмму, используемую в заклинаниях, практике созерцания и храмовой службе.
Способов изображения мандала великое множеств живописные и скульптурные, из металлов простых и драгоценных, инкрустированные драгоценными камнями, из песка, масла, теста, цветов.
Практическое применение мандала довольно разнообразно.
Используется мандала в тантрийских ритуалах созерцания, призывания божеств и посвящения в последователи эзотерического учения.
Процесс созерцания у последователей тантризма включает в себя как составной элемент воспроизведение в сознании созерцающего всего того, что изображается на мандала, или даже идентификацию себя с ним, ибо мандала отражает суть вселенной в представлении адептов данной религии и последовательное проникновение в нее в сознании созерцающего приближает его к слиянию с божественной сущностью вселенной, т. е. к конечной цели созерцания.
 (400x300, 63Kb)

В ходе этого процесса созерцающий последовательно пропускает себя через все двенадцать нидан, чтобы прочувствовать каждую из них и в конечном итоге отвергнуть, а затем, очистив все свои помыслы, представить себя как ваджру и через формулу “я есть алмаз алмазного бытия” “раствориться” в будде Ваджрасаттве , последней персонифицируемой единице, предшествующей слиянию с космическим сознанием.
Мандала в ритуалах призывания играет роль того самого места, на которое боги спускаются с небес для совершения какого-либо чудодейственного акта. Двадцать два тома Тантры, входящие в состав Ганджура, включают в себя инструкцию по изготовлению мандала, предназначенных для приема различных божеств, молитвы, гимны и заклинания, адресованные им.
 (400x300, 68Kb)

Мандала в ламаизме — один из многочисленных возможных видов подношения (или жертвы). Ритуал такого подношения оброс массой метафизических подробностей и на их почве — сугубо религиозных ограничений. Пример: теоретически мандала могут быть поднесены только “трем сокровищам”, т. е. Будде, дхарме, сангхе, из которых логический адресат— Будда. Смысл подношения мандала выражается в фразе “дом даруется Будде”, что подтверждает вышеупомянутую трактовку мандала как обители божества.

Истоки. В индуистских тантрах используются янтры, имеющие то же значение, что и мандала в буддийских тантрах. Именно эта схема породила большое количество теорий относительно возможных исторических прототипов мандала. С. Камманн возводит мандала к китайским бронзовым зеркалам ханьского периода с изображаемыми на них диаграммами вселенной. Автор видит доказательство того, что ханьские зеркала несли на себе космологическую символику, не в тех орнаментальных узорах, которые на деле свидетельствуют о таком значении зеркал.
 (640x480, 60Kb)

Принятое в науке изображение особенностей орнамента ханьских зеркал в виде букв латинского алфавита ТLV рассматривается С. Камманном как отражение сторон света. Основным же признаком космологического значения зеркал является, во-первых, их круглая форма, отражающая представления той эпохи о вселенной, а во-вторых, изображение на них двенадцати животных зодиакального цикла, двадцати восьми созвездий и пяти сторон света, соответствующих по своей окраске принятой в народе цветовой гамме направлений. Следует отметить также, что не все ханьские зеркала, уж не говоря о более поздних, имели космологическую орнаментацию. Основным орнаментальным мотивом того времени были стилизованные облака и драконы и магические надписи, имевшие целью отгонять от владельцев зеркал всякую нечисть
З. Хуммель считает прототипом мандала как космической диаграммы мегалитические сооружения Тибета. Последние были исследованы экспедициями Ю. Н. Рериха, Дж. Туччи и А. Франке, и, хотя окончательно назначение этих мегалитов не установлено, есть предположения, что они предназначались для каких-то религиозных мистерий, связанных с определенными астрономическими циклами. Из Тибета, по мнению 3. Хуммеля, мандала попал в Индию, где на его начальное значение наслоилась тантрийская мистика после чего мандала в обновленном виде опять вернулся в Тибет в VIII в. Как полагает 3. Хюммель, первоначально мандала отражал солнечно-лунный календарь и восходящие к нему традиции, прослеживаемые в евроазиатском культурно-историческом ареале. К сожалению, система его доказательств, основанная на толковании принципа кругов и квадратов (именно в этом он видит общие черты мандала, тибетских мегалитов и вавилонских зиккуратов), представляется малоубедительной.
Дж. Туччи также говорит о сходстве вавилонских зиккуратов и мандала в том плане, что они оба представляют собой совершенные воплощения вселенной, такой, какой она представляется в мифологии и религиозных системах разных народов Азии
Однако, пожалуй, к мандала как символу вселенной типологически ближе всего стоят не ханьские зеркала, не тибетские мегалиты, не вавилонские зиккураты, а шаманские бубны народов Сибири и Севера. Они также представляют собой своеобразный символ вселенной и даже имеют специальный рисунок, который можно рассматривать как карту вселенной в ее шаманском понимании. Правда, это относится не ко всем бубнам, а лишь к тем, которые действительно имеют особый рисунок. Это алтайские бубны, изобразительное поле которых поделено на две части, символизирующие верхний и нижний миры; эвенкийские, тувинские, тофаларские бубны, где рисунок крестообразно членится уже на четыре части — четыре стороны света, кетские и самодийские бубны, которые дают плоскостной рисунок вселенной.
 (400x403, 26Kb)
http://www.ruthenia.ru/folklore/visual/Antropology/Html/Antropol/T9/hrestom/nat.htm
Рубрики:  Мифы, легенды, круги на полях, символы, лабиринт.
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку