Без заголовка |
Потихоньку буду выкладывать то, что успел наковырять.
|
Проба пера |
В 2005 году я, как обладатель "гринкард" я получил возможность выезда из США, где находился с1991 года. Первая моя поездка была в Израиль, куда я был приглашён другом ранней юности на свадьбу его младшей дочери. Так получилось, что многие из моих соседей по Баку смогли вырваться из Союза перед Московской Олимпиадой 1980 года в Израиль. Также на свадьбу прибыли наши лучшие бакинские друзья : Яша Мурадян из Питера и Ёся Кезерашвили из Австралии. Мы не виделись долгие годы и можно представить, нсколько наше общение было желанным и эмоционально наполненным . Юлика пригласившего нас, к сожалению нет с нами. Не так давно он ушёл из жизни после тяжёлой и продолжительной болезни. Они с женой Нелей жили в Натании и устроили поездку с гидом в Иерусалим, куда мы отправились все вместе на микроавтобусе. Хочу отметить, что я, прочитавший за жизнь немало книг и любивший поэзию, никогда не мог зарифмовать двух строчек. Читать я начал с пяти лет и читал всё подряд, что попадало мне в руки не всегда понимая содержания. Но хватит об этом. Я хочу рассказать о потрясении, которое я пережил попав в Иерусалим и оказавшись у Храма Гроба Господня и Голгофы и поняв, что я стою на камнях булыжной мостовой, по которым шёл Иисус с тяжёлым крестом на плечах. Меня переполняли эмоции и била нервная дрожь. После этого у меня появилось непреодолимое желание каким-то образом выразить пережитое мной состояние.
По возвращеню домой, в Америку я стал замечать, что откуда - то сверху приходили слова и строчки которые рифмовались сами собой. Вот такая история произошла со мной на склоне лет. Я не могу назвать это поэзией, настолько строчки - полный сумбур, который не укладывается ни в какие каноны стихосложения. Но я уже "попал" по полной и ничего не могу поделать с собой. Это как болезнь и я ищу оправдание за то что пытаюсь выложить это на суд людской. А оправдание выглядит так:
Я понимаю, что мой стих коряв и примитивен
И самому себе порой противен
И кто-то скажет: "Так и не пиши"
Но нету сил хоть способом таким
Не выразить движения души.
|
Вера Августовна Лотар-Шевченко |
Умри или Будь!
25 июня в Екатеринбурге открывается IV Международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. И только что вышла книга воспоминаний об этой самой удивительной пианистке двадцатого века.
Вера Лотaр
Вера Лотар родилась в Париже. Отец — француз, известный математик, профессор Сорбонны. Мать — испанка, филолог.
С четырех лет девочку обучали музыке. Педагогом был великий французский пианист Альфред Корто.
В четырнадцать Вера играет с самым знаменитым в мире оркестром под управлением Артуро Тосканини. В те же четырнадцать начала концертировать, объездила всю Европу и Америку. В пятнадцать закончила Парижскую консерваторию и поступила в Венскую академию музыки.
В ее распоряжении лучшие концертные залы Европы. После гастролей в Америке фирма «Стейнвей» предложила ей играть на своих роялях и доставляет инструмент на любой концерт, даже в малодоступные горные районы Швейцарии. А в знак благодарности за согласие и рекламу периодически дарит Вере свои рояли.
Так вот, европейское и американское турне… успех, успех, успех… молода, красива, богата, счастлива… дача в Ницце… влюбленные молодые люди… Все переплелось: высокое и житейское…
Молодым влюбленным в нее людям, увы, не повезло. Она выбрала совсем немолодого. Выбрала нерасчетливо, безрассудно, просто потому что полюбила. Как скажет потом ее друг, режиссер Владимир Мотыль: пошла за чувствами.
Отец ее имел тягу ко всему русскому. Поэтому детям дал русские имена — дочь назвал Верой, сына — Дмитрием. И ввел дочь в круг своих друзей. Там она и встретила будущего мужа — Владимира Яковлевича Шевченко, инженера-акустика, создателя смычковых инструментов. Его называли «русским Страдивари».
Семья Шевченко выехала из России в годы Первой мировой войны, когда он был еще подростком, и возвращение на родину стало его мечтой.
Приехали в Ленинград, о господи, в 1937 году. Он, она, общий ребенок и двое его сыновей от первого брака. Их поселили в крохотную комнату в общежитии, работы не было, жить не на что. Она продавала свои парижские платья. А потом Владимира Шевченко арестовали.
Со всей французской отвагой и испанским темпераментом — она кидается в НКВД и кричит, кричит непонятно на каком языке (и после сорока лет жизни в России, русский, в отличие от всех европейских языков, не очень хорошо знала), что ее муж — замечательный честный человек, очень сильный патриот, а если они это не понимают, то — дураки, идиоты, фашисты и берите тогда и меня… Они и взяли. По статье «сто шешнадцать пополам».
На лесоповале (Тавда, Свердловская область) проведет десять лет. Узнает там о смерти мужа в лагере и детей в блокадном Ленинграде. Первые два года зэковской жизни умирала. Нет, не в лазарете. Валила лес и прощалась с жизнью. А потом сказала себе: раз не умерла, значит, надо жить. Умри или Будь!
Десять лет она не видела рояля. Сначала по ночам играла на столе, на воображаемой клавиатуре. Потом ей помогли эту самую клавиатуру нарисовать и вырезать на нарах, и каждую свободную минуту беззвучно играла Баха, Бетховена, Шопена. Женщины в бараке уверяли, что слышат эту музыку, хотя просто следили за ее пальцами и лицом.
Освободилась в Нижнем Тагиле. И прямо с вокзала в лагерном рваном ватнике бежала поздним вечером через весь город в музыкальную школу, со страшной силой стучала в двери, а потом, путая русские слова с французскими, умоляла о «разрешении подойти к роялю»… чтобы… чтобы «играть концерт»… Ей разрешили.
И здесь первый и последний раз в жизни испытала страх. Долго не могла дотронуться до клавишей. Пальцы пианиста деревенеют, если он не играет даже один день. А после десяти лет на лесоповале… Ее пальцы были дико искорежены и изуродованы.
Все же стала играть. Одна, в пустом классе. Играла бурно. Резко обрывая себя и так же резко продолжая.
Ей казалось: вот Шопена она сможет играть, а Баха не сможет, Баха играет, а Бетховена не сможет… Смогла всё.
Играла много часов подряд. А у дверей, столпившись, стояли педагоги, дети, родители этих детей и рыдали навзрыд.
Стала преподавать в той нижнетагильской музыкальной школе. На всю свою первую зарплату взяла напрокат кабинетный рояль. А на всю вторую — сшила черное концертное платье, явно для филармонических стен, хотя до них было далеко. А потом, скопив деньги, сумела даже купить шубу. После лагерной или с чужого плеча одежды это было счастье — идти по снежному Тагилу в новой теплой элегантной шубке!
И вот однажды поздним вечером — бац! — ее догоняют два бандита и говорят: «Раздевайся!» А она вместо того чтобы испугаться, разгневалась: «Как раздевайся? Это моя первая одежда после лагеря!» Бандиты растерялись: «Где сидела? Кто был начальником?» Разговорились, нашли общих знакомых. Неожиданные знакомцы галантно проводили домой, расстались почти друзьями: «Ты извини, не знали. Ходи спокойно. Больше тебя никто не тронет!»
А потом был ее первый концерт в Свердловской филармонии. И она надела то самое черное платье, что сшила загодя. А перед самым концертом к ней вроде бы случайно заглянула ведущая, чтобы посмотреть, как выглядит артистка. После ее ухода Вера Августовна скажет, чуть-чуть улыбнувшись: «Она думает, что я из Тагила. Она забыла, что я из Парижа».
Кстати, о Париже. Ее звали вернуться на родину. Но она неизменно отказывалась. Объясняла: «Это было бы предательством по отношению к тем русским женщинам, которые поддерживали меня в самые трудные годы в сталинских лагерях».
Но француженкой оставалась всегда. Любила сухое красное вино. И сыр камамбер. Друзья привозили что-то наподобие этого сыра из Москвы. (Сыр был мягкий и назывался «Русский камамбер». Она не понимала такого сочетания в названии, но радовалась гостинцу и угощала всех подряд.) Потом придумала, как делать этот сыр в домашних условиях: «Заворачиваете простой сыр в полиэтилен, кладете на теплую батарею и забываете на неделю… Через неделю сыр покрывается плесенью…»
В 1957 году нашелся старший сын ее мужа Владимира Шевченко. Он выжил в блокадном Ленинграде, потом ушел на войну. После войны решил продолжить дело отца — стал мастером-акустиком, создателем смычковых инструментов.
А в 1965 году о Вере Лотар-Шевченко рассказал в «Комсомольской правде» Симон Соловейчик. Позже о Вере Августовне много писал мой друг и коллега Юрий Данилин, который в те годы был собкором «Комсомольской правды» по Западной Сибири.
Вера Лотар-Шевченко последние шестнадцать лет жила в Академгородке под Новосибирском. И Данилин на полном серьезе утверждает, что знаменитый Академгородок создавали не только академики Лаврентьев, Соболев, но и французский композитор Клод Дебюсси, прописанный здесь, на улице Терешковой, 4, по адресу пианистки Лотар-Шевченко.
Из двадцати четырех часов в сутках двадцать — за роялем. Каждый день. Без единого исключения. Данилин завидовал ее соседям и мечтал обменять квартиру. Но соседи ни в какую не соглашались. Эти соседи, и студенты, и физматшкольники сидели (каждый божий день!) на лестнице перед ее квартирой и слушали, как она играет. Дверь квартиры Лотар-Шевченко была всегда полуоткрыта, она знала об этом уникальном концертном зале на лестнице…
Много гастролировала по стране. Великая Мария Юдина говорила о ней: пианистка ищущая, мятежная, волевая.
Пальцы так и остались изуродованными. Но она смеялась: «Разве музыка здесь?» — показывала на руки. «Музыка здесь!» — прикасалась к голове.
Кроме одной маленькой пластинки в «Кругозоре» и случайных записей на местном телевидении, ничего из ее музыкального наследия нам не оставлено. Чиновники долго решали, разрешить ей записаться на студии «Мелодия» или не разрешить…
10 декабря 1982 года Вера Августовна Лотар-Шевченко умерла.
А накануне ей купили-таки «Стейнвей». Но красные, совсем не музыкальные пальцы этой женщины так и не успели к нему прикоснуться.
Юрий Данилин считает, что любое воспоминание о ней требует слова «невероятно». Невероятно, что в истории музыки есть такая фигура. Невероятно, что до сих пор она существует как бы на нелегальном положении…
Но долго эту нелегальщину Данилин вытерпеть не смог. И в 2006 году в Новосибирске организовал первый Международный конкурс памяти Веры Лотар-Шевченко. (Спасибо за помощь Фонду первого Президента России Бориса Николаевича Ельцина.) В сентябре 2007 года лауреаты Международного конкурса пианистов памяти Лотар-Шевченко играли в Париже, в стенах ее родной школы — зале Корто.
25 июня в Екатеринбурге состоится очередной Международный конкурс пианистов памяти этой самой удивительной пианистки двадцатого века. И только что вышла книга воспоминаний о ней — «Умри или Будь!».
На могиле ее стоял обелиск с красной звездой. Будто она родственница Маркса, Энгельса и Ленина. Ну просто не было иных надгробий тогда на местном кладбище. А недавно Артем Соловейчик, сын Симона Соловейчика и главный редактор газеты «Первое сентября», установил новое надгробие на ее могиле. На белом мраморе выбиты слова Веры Лотар-Шевченко: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».Посмотрите фильм о Вере Лотар-Шевченко:
|
Наши за границей , т. е. , без границ и тормозов . |
Рассказ А. Куприна 1908 года о путешествии в Финляндию.
Не могу не вставить свои " 5 копеек " в эту животрепещущую тему . 13 лет прожил в Москве . Ровно год тому назад был в Финляндии . Живу в Майами . Это всё к тому , что есть что с чем сравнивать . Отвечаю - за 106 лет мало что изменилось . Русские ох как умеют себя представить на просторах Планеты . Прилагаю фото авто "новых американских русских . Хочу отметить , что этот номер скромнее многих подобных из тех , что я видел .
Гастрономический финал
- Помню, лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым
приехать на один день на Иматру. Назад мы возвращались поздно ночью. Около
одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить.
Длинный стол был уставлен горячими
кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель,
холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому
подобное. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. И тут же по краям
стола возвышались горками маленькие тарелки, лежали грудами ножи и вилки и
стояли корзиночки с хлебом.
Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось,
затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну
марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские
сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению
старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были
совершенно подавлены этой широкой взаимной верой.
Но когда мы возвратились в вагон, то нас ждала прелестная картина в истинно
русском жанре. Дело в том, что с нами ехали два подрядчика по каменным работам.
Всем известен этот тип кулака из Мещовского уезда Калужской губернии: широкая,
лоснящаяся, скуластая красная морда, рыжие волосы, вьющиеся из-под картуза,
реденькая бороденка, плутоватый взгляд, набожность на пятиалтынный, горячий
патриотизм и презрение ко всему нерусскому - словом, хорошо знакомое истинно
русское лицо. Надо было послушать, как они издевались над бедными финнами.
- Вот дурачье так дурачье. Ведь этакие болваны, черт их знает! Да ведь я, ежели
подсчитать, на три рубля на семь гривен съел у них, у подлецов... Эх, сволочь!
Мало их бьют, сукиных сынов! Одно слово - чухонцы.
А другой подхватил, давясь от смеха:
- А я... нарочно стакан кокнул, а потом взял в рыбину и плюнул.
- Так их и надо, сволочей! Распустили анафем! Их надо во как держать!
|
Битва за трон началась Кто сменит великую и сексуальную Анну Нетребко на оперном олимпе? |
|
На передачу Малахова " Каникулы в Майами " |
|
Вечная памятьБез заголовка |
Последняя "Пристань" Юрия Яковлева...
|
Дневник SovOdin |
|
Страницы: [1] Календарь |