-Метки

Добро пожаловать ангел ангелы благодарность бог большая любовь вечность видео возрождение воплощение восточная мудрость восхождение к свету встречи для души добро добро и зло друзья дух духовность духовные песни духовные стихи духовный путь душа душевное тепло живет вечно жизнь загадочные места зима зло знаки и знамения знамения зов изменить жизнь карма красота крещение лунный любовь маленькие шаги манифест медитация мир мистика молитва мудрость музыка музыка сердца мысли начало не убий не укради облака обновление общаться огонь определение своего предназначения очень красиво пасха песнь души печаль печатное слово поздравление право выбора праздник приветствие природа путь путь к себе радио и телевидение радоница радостно рай расширение сознание родители рождество сад эдема свет свет любви светлые и темные полосы светлый мир свечи свобода выбора сказка смысл жизни согреть спасет спасибо старый новый год стихи счастье тайна творчество философская лирика флешка человек чистое сердце чудо эзотерическое знание эль тат энергетическая защита

 -Цитатник

Ангелы во плоти - (3)

Женщины-богини в работах Jonathon Earl Bowser.  Jonathon Earl Bowser  - прекрас...

Смысл жизни - (0)

   

Лариса Космина. Духовные песни - 3 - (0)

 

Духовные песни Ларисы Кошминой -2 - (0)

Лариса Кошмина - Я стою и стучу   ...

Духовные песни Ларисы Кошминой-1 - (0)

Лариса Кошмина - Ангел-Хранитель    

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Rassouli
Rassouli
04:30 06.06.2008
Фотографий: 16
Посмотреть все фотографии серии Мадонна в  произведениях  великих художников
Мадонна в произведениях великих художников
04:25 06.06.2008
Фотографий: 20

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Soul-Light

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 651


Грехи человеческие

Вторник, 22 Апреля 2008 г. 15:20 + в цитатник
Цитата сообщения Диаскоп О семи грехах...

Перечень 7 смертных грехов был впервые составлен папой римским Григорием Великим. По его мнению, к ним относятся:
гордыня, алчность, зависть, гнев, блуд, чревоугодие и уныние.
Крупнейший христианский теолог Фома Аквинский его "популяризировал" и с XIII века в католической традиции такой список стали считать общепринятым:
гордыня, алчность, зависть,гнев, сладострастие, чревоугодие,праздность.
Православные теологи тоже уточняли список.Из новейших - вариант святителя Игнатия Брянчанинова):
гордость, алчность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, лень.
В сущности, мнения теологов практически совпадают, если понимать лень, праздность и уныние как вещи одной природы.
У Иеронима Босха, если "читать",согласно композиции, от "шести часов" против часовой стрелки:
ГНЕВ,ТЩЕСЛАВИЕ,СЛАДОСТРАСТИЕ,ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ,СРЕБРОЛЮБИЕ, ЗАВИСТЬ

Нидерланды| Иероним Босх(ок. 1460 -1516)| "Семь смертных грехов"|1475-80гг| дерево,масло |120 x 150|Mузей Прадо|Мадрид

Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги "Второзаконие".
Начертанные на развевающихся свитках слова:
вверху начертано:
"Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла
"О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!"

внизу начертано:
"Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их"
определяют тему этого произведения.

В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза. Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".

на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки - кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. Джотто, например, в капелле дель Арена в нижнем ряду в монохромных фресках изобразил фигуры, которые символизировали Непостоянство, Гнев, Зависть. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения.

"ГНЕВ". Драка пьяных крестьян во дворе. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет,чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.


"ТЩЕСЛАВИЕ" представляет собой, на первый взгляд, совершенно невинную сцену: интерьер довольно зажиточного дома, женская комната.
Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце,
не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок,
даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия.Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов".


"СЛАДОСТРАСТИЕ". Молодые люди в шатре предаются любовным утехам. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.
Музицирование в символике Босха всегда обозначали греховную страсть, похоть, в чем мы убедимся, рассматривая другие его произведения.


"ЛЕНЬ". Ленивый монах спит, забыв о своих обязанностях


"ЧРЕВОУГОДИЕ". Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться какие-то постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая. Монахиня, снова бегинка, потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец < тянет к нему руку, требуя своей доли.
Но и исхудавший пропойца столь же неприятен.Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот.
На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер.Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни,и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке,
к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.


"СРЕБРОЛЮБИЕ". Неправедный судья, подкупленный злодеем, судит бедняка.


"ЗАВИСТЬ". Соседи завистливо наблюдают за соседом-богачем, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга.
На переднем плане - две собаки, которые тянутся к кости в руках соседа-завистника, хотя перед ними уже лежат две косточки.


*******
Маленькие тондо, расположенны по углам вокруг центрального. Четыре сцены, которые объединяются в цельный сюжет, именуемый в католической традиции «Четыре последние вещи»(православные называют это соединение сюжетов «Четыре последния человеков»), - [/size=4]
Смерть, Страшный Суд, Ад и Рай.
[/size]

«Смерть» изображена слева вверху. Умирающий лежит в своей комнате на кровати, его соборуют, вокруг него изображены близкие и причты - священник со служкой-монахом. А за высокой спинкой кровати, в изголовье видны фигуры белого ангела и черного дьявола, которые ожидают последнего человеческого вздоха, того мгновения, когда вылетит душа усопшего, и каждый готовится первым ее принять.


Напротив сцены «Смерти» изображен «Страшный Суд». Он представлен в традиционном, кратком варианте: Иисус восседает на небесном троне с апостолами, Марией и Иоанном. Ангелы трубят, возвещая начало Суда.Мертвецы восстают из земли.


Под «Страшным Судом», справа внизу – «Рай». Тоже иконографически связанный с традицией Рогира ван дер Вейдена и Ганса Мемлинга. Изображение Рая как входа – портала церкви, душ, толпящихся у этого входа, св.Петра, принимающего их, поющих и музицирующих ангелов.


наиболее интересна сцена «Ада». Исследователи приложили очень много стараний для установления источников босховской иконографии «Ада». Казалось бы, в первую очередь, нам должен прийти на память Данте с его монументальным Адом первой части «Божественной комедии». Но на Севере Европы дантовские образы, дантовские аллюзии практически не отразились. Мы не встретим даже топографического деления Ада на девять кругов. Правда, Данте ведь не единственный, описавший загробное путешествие. Хождение по Аду или видение Ада в Средние века достаточно распространенный жанр, у истоков которого лежит средневековый текст, - так называемое «Видение Тундала» (1149 г.), легендарного скандинавского короля, или знатного дворянина, которому во сне явились адские пространства, которые он, проснувшись, описал, упомянув тех, кто обречен на адские муки, и на какие муки кто обречен. Босх видимо прекрасно знал и «Видение Тундала», и некоторые другие тексты, но к тому же широко использовал и так называемый религиозный фольклор, бытовавший в те времена.
Это первое по времени, самое раннее, самое неразработанное изображение «Ада» у Босха. Но зато и единственное, где некоторые фигуры или группы обозначены надписями: зависть, скупость, похоть, и мы можем видеть, какую муку принимают завистники, гневливые, скупцы, любострастники. Некоторые из этих наказаний Босх будет повторять и в более поздних композициях.


*******
Что за что бывает с точки зрения Босха

"ГНЕВ" - Гневливые вечно прикованы к некоему одру страдания

"ТЩЕСЛАВИЕ" - Изображена женская фигура, на лоно которой взбирается отвратительная черная жаба.

"СЛАДОСТРАСТИЕ" - Пара похотливцев прикованы к ложу, на которое взбирается омерзительная черная рептилия, которая собирается их грызть, глодать и терзать.

"ЛЕНЬ" - Ленивых "учат" работать в адской кузнице

"ЧРЕВОУГОДИЕ" - Обжору будут кормить вечноотвратительными рептилиями

"СРЕБРОЛЮБИЕ" - Жадные и скупые варятся в котле с золотом, расплавленное золото им льют в глотку.

"ЗАВИСТЬ" - Завистников грызут собаки

(В.Клеваев.Лекции по истории искусства. Киев, "Факт", 2007, с.537-540)
взято здесь
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку