-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Sotnik77

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дореволюционные книги история казачества казаки казачий фольклор старопечатные книги

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.01.2011
Записей: 21
Комментариев: 11
Написано: 53





Дневник Казака

Воскресенье, 12 Января 2014 г. 22:36 + в цитатник
В дневнике будут рассмотрены страницы истории казачества, культуры, традиций. Пока основной материал блога находится здесь: http://blogs.mail.ru/mail/savin_vitaly/

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Библиотека казака

Суббота, 11 Января 2014 г. 22:18 + в цитатник
КНИГИ О КАЗАЧЕСТВЕ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ
1. Леденев "История Семиреченского войска 1902 год
2. Маковкин "1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска 1898-1906"
3. Эпов "Забайкальское казачье войско 1889г."
4. Катанаев "Сибирское казачье войско 1899г."
5. А. Квитка "Дневник Забайкальского казачьего офицера 1904-1908 гг."
6. А. Попов "История о Донском войске" 1814 г
7. Кого интересуют старинные книги по истории Донского войска жмите сюда
8. "Сибирский казак. Войсковой юбилейный сборник Сибирского казачьего войска. 1582 – 1932 гг. Харбин 1934 год." (переиздан 2009 г. г. Бийск) 202 стр
9. Карпов "Уральцы. Исторический очерк. Часть 1. Яицкое войско от образования до первой переписи полковника Захарова (1550-1725гг.) Уральск 1911г." 1013 стр.
10. Петр Рычков "Оренбургская топография ч. 1. 1762г."
11. Петр Рычков "Оренбургская топография ч. 2. 1762 г."
12. Ф. Стариков "Исторический очерк присоединения к России Оренбургского края и участия в этом местного казачества 1891 г."
13. Ф. Стариков "Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска 1891г."
14. Архив Ю-З России. "Акты о гайдамаках (1700-1768) 1876г."
15. Архив Ю-З России. "Акты о казаках (1500-1648)"
16. Архив Ю-З России. "Акты о казаках (1679 – 1716) 1868 г."
17. П.Н. Краснов «Казаки в Африке» Дневник начальника конвоя Российской императорской миссии в Абиссинию в 1897-98 году.
18. Попка И.Д. "Черноморские казаки". 1858 г.
19. Шамба Балинов "Чем было казачество". 1931г
20. "Древние Азовские и крымские известия".1782г
21. Н. Сементовский "Старина малороссийская, запорожская и донская". 1846г
22. И.Ф. Быкадоров «История казачества». Прага. 1930 год.
23. Русская историческая библиотека «Донские дела часть 1» 1898 г.
24. Русская историческая библиотека «Донские дела часть 2» 1906 г.
25. Григорьев В.В. « О скифском народе саках» 1871 г.
26. А. Ригельман «Летописное повествование о Малой России и ее народе казаках 1785 -86» 1847 г.
27. 27. М.В. Пудавов История войска Донского и старобытность. Часть 1. 1890г.
28. М.В. Пудавов История войска Донского и старобытность. Часть 2. 1898г.
29. А. Савельев «Трехсотлетие войска Донского 1570-1870» 1870 г.
30. Бодянский О.М. «Реестра всего войска Запорожского» 1875 г.
31.Беляев И.Д. О сторожевой, станичной и полевой службе 1846 г.
32. Археологическая комиссия. Сибирские летописи.
33. Джевзинов. Донские калмыки-казаки 1917-1920гг.
34. И. Дебу - О Кавказской линии 1828 г.
35. Войсковой старшина А. Ржевуский «Терцы» 1888 год.
36. Устав о строевой пехотной службе Черноморских казачьих батальонов 1842 год.
37. Гуляев А. «Поход на Амударью и в Текинский оазис Уральских казаков в 1880 – 81гг».
38. Богомолов, Никита Н. О значении слов: варяг, казак, росс и рет, или как должно понимать эти слова в истории / [соч.] арм. свящ. Никиты Н. Богомолова. - Тифлис : Тип. Канцелярии наместника кавк., 1849.
39. Сотник А.И. Мякутин Песни Оренбургских казаков. Оренбург 1905 год
40. Н.Г. Мякушин Сборник Уральских казачьих песен. С-Петербург. 1890 г.
41. Об отводе земель Забайкальскому казачьему войску 1901 год
42. К. Орлов Забайкальцы в Манчжурии в 1900 году
43. Положение о Забайкальском казачьем войске 1851 год.
44. В. Червинский Памятка Кубанского казачьего войска. С-Петербург 1896 год.
45.П.П. Короленко Кошевые атаманы Черноморского казачьего войска. 1901 год.
46. хорунжий Бородин. Донской Казачий № 1-й полк. Москва 1891 год
47. А. Маныкин-Невструев Завоеватели Восточной Сибири. Якутские казаки. 1883 год.
48. К.К. Абаза Казаки (донцы, уральцы, кубанцы, терцы.) 1899 год.
49.Инструкция по станичным сборам, станичным правлениям и т.д. 1-го отдела Астраханского казачьего войска. 1898 год
50.М. Хорошхин и Е. Путилов Забайкальская казачья книжка. С-Петербург 1893 год
51.Л. Падалки По вопросу о существовании Запорожской Сечи в первые времена Запорожского казачества. Киев 1894 год.
52.В. Толстов Историческая хроника Хоперского полка Кубанского казачьего войска 1696-1896 гг. Екатеринодар. 1896 год
53. Большой толковый словарь Донского казачества Автор: коллектив авторов
Издательство: Русские словари, Астрель, АСТ Год издания: 2003

54. Кавалерия К учебнику для казака отд. полев. службы по уставу 1881 г. сост. Особой комис. - [Санкт-Петербург] 1901.
55. Кавалерия Учеб. для урядника [В 2 ч.] сост. Особой Комиссией .- Санкт-Петербург [Б. и.] , 1900 .- 505 с
56. Положение о разведчиках в кавалерии и наставление для ведения занятий с разведчиками в кавалерии. 1896 г.С.-Петербург 1896 .- 23 с.
57. Краснов, Николай Иванович (1833-1900).Донской казачий флот: (Сообщ. 28 марта 1886 г.)/ Н. И. Краснов .- [Санкт-Петербург : Тип. бр. Пантелеевых , 1886] .- 20 с. ; 23 см .- Без тит. л. и обл.
58. Инструкция станичным сборам, станичным правлениям, станичным атаманам, помощникам станичного атамана и хуторским приказным 1-го Отдела Астраханского Казачьего войска по приведению в исполнение плана мобилизации льготных нижних чинов. - Астрахань : Тип. Атаман. канцелярии, 1898
59. Гуляев А. Деньщик за повара. Поваренная книга для военных. С-Петербург. 1914 г.
60. Материалы для истории возмущения Стеньки Разина. Москва.1857.
61. "Положение о Кавказском линейном казачьем войске. С-Петербург 1845 г."
62. "Положение о Забайкальском казачьем войске. С-Петербург 1851 г."
63. Н. Дубровин "Пугачев и его сообщники.Эпизод из истории царствования Императрицы Екатерины II. С-Петербург 1884 г. "
64. Есаул И.И. Дмитренко "Опись казачьих дел Московского отделения общего архива Главного штаба" С-Петербург 1899 г. "
65. "Положение о конно-артиллерийской бригаде Оренбургского казачьего войска" С-Петербург 1841 г.
66. "О начале проименования козаков,откуда наречены и от коего племени и рода". (Летопись) на старославянском языке.
67. С. Петин Исторический очерк "Собственный Его Императорского Величества конвой". С-Петербург 1899 год.
68. Г.Е.Катанаев "При-Иртышские Казаки и киргизы Семипалатинского уезда в их домашней и хозяйственной обстановке". Омск 1893 год.
69. Историческая записка о Михайловском Воронежском кадетском корпусе с приложением списков воспитанников за 50 лет (1845-1895) Воронеж 1895 год
70. Памятка Николаевского кавалерийского училища (издание бывших юнкеров Николаевского кавалерийского училища 1969 год
71. Положение о Тобольском пешем казачьем батальоне и Тобольском конном полку/ С-Петербург 1849 год
72. Полковник В. Антонов "23-х дневная оборона Баязетской цитадели и комендант Федор Эдуардович Штоквич (Материалы к истории Баязетской осады)" С-Петербург 1878 год
73. Иллюстрированная летопись русско-японской войны.С-Петербург 1905 год (с картами, портретами, изображениями боевых эпизодов)
74. М. Стахович "История, этнография и статистика Елецкого уезда 1858
75. «Словарь малорусской старины, составленный В.Я. Ломиковским в 1808 году». Киев. 1894 год
76. Г.Т. Хохлов - Путешествие Уральских Казаков в «Беловодское царство» С-Петербург. 1903 год
77. А.Г. Емельянов «Персидский фронт (1915-1918)». Издательство «Гамаюн» Берлин. 1923 год
78. И. Яицков "Казачий офицер и его быт". Люблин 1882 год
79. Ф.С. Воробьев «Сборник описания обмундирования, снаряжения, амуниции, а также всего конского снаряжения Казаков Оренбургского казачьего войска». Троицк 1885 год.
80. "Правила о переселении на земли Оренбургского казачьего войска казаков упраздненного Ставропольского калмыцкого войска, белопахатных солдат и солдатских малолетков". С-Петербург 1843 год
81. «Руководство по устранению неисправностей и повреждений в шашках обр. 1927 года средствами войсковых мастерских» Москва. 1931 год
82. Е.П. Савельев "Древняя история казачества" Москва 2010 год.
83. А Лохвицкий "Губернія: ея земскія и правительственныя учрежденія" С-Петербург 1864 год.
84. Каталог редкого старинного и восточного оружия хранящегося в собственном его Императорского Величества арсенале в Царском селе. Часть 1. С-Петербург 1840 год
85. Памятка Енисейского казачьего войска 1618-1938. Издание зарубежной казачьей станицы в г. Харбине 1938 г.
86. М. Хорошхин и Е. Путилов "Забайкальская казачья книжка". С-Петербург 1893 год
87. В.В. Кирьяков "Очерки по истории переселенческого движения в Сибири" Москва 1902 год.
88. А.И. Никольский Воинская повинность казачьих войск. Исторический очерк. С-Петербург 1907
89. В.К. Андриевич "Краткий очерк истории Забайкалья от древнейших времен до 1762 года" С_Петербург 1887 г.
90. Расписание всех казачьих войск, 25-го декабря 1831 года. С_Петербург
91. А.Г. Жеребков - История Лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка. С-Петербург 1876 год
92. Д.И. Эварницкий "Иван Дмитриевич Сирко Славный кошевой атаман войска запорожских низовых казаков". С-Петербург 1894 год
93. Памятка Амурского казака. Благовещенск 1911 год
94. Памятка Кубанского казачьего войска. С-Петербург 1896 год
95. Положение о Сибирском Линейном Казачьем Войске. С-Петербург 1847 год
96. А.И. Дмитриев-Мамонов Пугачевский бунт в Зауралье и Сибири. С-Петербург 1907 год
97. В.Д. Синеоков - Казачество и его государственное значение. Париж 1928 год
98. В.В. Волк-Карачевский Борьба Польши с казачеством. Киев 1899 год
99. В.А. Остафьев. Землевладение и земледелие Сибирского казачьего войска 1897 год
100. Д.Н. Бантыш-Каменский Жизнь Мазепы. Москва 1834 год
101. Н. Катанов Отчет о поездке в Минусинский уезд. 1901 год.
102. Орловский П.Г. Взгляд на мореходство и морские силы у всех народов в мире. С-Петербург 1836 г.
103. Бородин Н. Уральское казачье войско. Статистическое описание в двух томах. Том 1. 1891 г.
104. В.К. Шенк, В.Х. Казин Казачьи войска. С-Петербург 1912 г.
105. К.Д. Логиновский - О быте Казаков Восточного Забайкалья
106. И.И. Железнов Уральцы, Очерки быта уральских казаков. Издание 3-е посмертное. Том 1 С-Петербург 1910 г.
107. И.И. Железнов Уральцы, Очерки быта уральских казаков. Издание 3-е посмертное. Том 2 С-Петербург 1910 г.
108. И.И. Железнов Уральцы, Очерки быта уральских казаков. Издание 3-е посмертное. Том 3 С-Петербург 1910 г.
109. Е.Д. Фелицын Кубанское казачье войско. Воронеж 1888 г
110. А.Рябинин Уральское казачье войско 1 часть. С-Петербург 1866 г.
111. А.Рябинин Уральское казачье войско 2 часть. С-Петербург 1866 г.
112. М.П. Хорошхин Очерк Казачьих Войск С-Петербург 1884 г.
113. Положение об общественном управлении станиц Казачьих войск. С-Петербург 1901 г.
114. В. Скворцов Историко-статистический очерк Астраханского казачьего войска. Саратов 1890 г.
115. Г.Н. Потанин "Материалы для истории Сибири" Москва,1867 г.
116. И.Д. Кузнецов Терские казаки и их рыбные промыслы С-Петербург 1901 г.
117. Наши казаки. Рассказ о казаках и казачьем войске. Москва 1915 год
118. Полковник Назаров Военно-статистический очерк Амурской области 1 часть. С-Петербург 1888 г.
119. Р.К. Богданов Воспоминание амурского казака о прошлом с 1849 по 1880 год. Хабаровск 1900 г.
120. А. Кириллов Место рождения Я.П. Бакланова Новочеркасск 1910 г.
121. А.М. Туренко Исторические записки о войске Черноморском. Киев 1887 г.
122. Н.П. Ермолов Записки Алексея Петровича Ермолова 1 часть. Москва 1865 г.
123. Н.П. Ермолов Записки Алексея Петровича Ермолова 2 часть Москва 1868 г.
124. И.И. Дмитриенко Опись казачьих дел Московского отделения общего архива Главного штаба 1899 год.
125. Положение о размежевании земель Кавказского Линейного Войска и магометанских народов обитающих в Ставропольской губернии. С-Петербург 1853 г.
126. Положение о первом Кавказском пешем казачьем батальоне. С-Петербург 1849 г.
127. А.Т. Губин "Молоко волчицы"
128. Н.А. Чернощеков "Землеустройство казачьих войск. Исторический очерк" С-Петербург 1911 г.
129. Журнал "Разведчик" №93 1982 год
130.
А.П. Тарыкин "История 3-го Сибирского казачьего полка". Омск,1912 год.
131. Кухня Донских казаков. Москва, 1990 год.
132. Е.Зябловский Статистическое описаніе Россійской имперіи в нынешнем ея состояніи.Том 1. С-Петербург, 1808 год.
133. А.И. Медведев Служба Донского Войска в связи с его экономическим положением. Москва, 1899 год.
134. А. Ригельман История или повествование о Донских козаках. Москва, 1846 год.
136. П. Лебеденко "Сказки Тихого Дона" Ростов,1959 г.
137. М.Е. Елкин Что поют донские казаки 7-го Донского казачьего полка. 1913 г.
138. Симонов Н. А. Очерк службы №1 Сибирского казачьего Ермака Тимофеевича полка. Москва, 1901
139. В.Ф. Соловьев Особенности говора донских казаков. С-Петербург, 1900 г.
140. Сотник Н. Краснов и Подъесаул П. Чумаков Казачья джигитовка. Вольная и с оружием. Практические приемы. Одесса, 1898 г.
141. В.М. Пудавов Рассказы и Письма из старинного донского казачьего быта. Новочеркасск, 1895 г.



продолжение следует...
Рубрики:  Книги о казачестве

Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

П. Лебеденко Сказки Тихого Дона

Пятница, 29 Июня 2012 г. 18:19 + в цитатник
Рубрики:  Казачьи сказки

Кухня Донских казаков.

Суббота, 02 Июня 2012 г. 00:57 + в цитатник

Метки:  

Две статьи об атамане Семенове.

Суббота, 02 Июня 2012 г. 00:41 + в цитатник
Представляю Вам пару статей из журнала "Зов казака" Харбин, 1938 г., о забайкальском казаке, атамане Григории Михайловиче Семенове.







Метки:  

Статья о Оренбургском казачьем войске...

Суббота, 02 Июня 2012 г. 00:40 + в цитатник
Представляю Вам, статью "Краткий хронологический перечень событий, относящихся к Оренбургскому казачьему войску" из журнала "Зов казака" Харбин, 1938 г.










Метки:  

Е. Шестаков Краткая справка о завоевании Амура.

Суббота, 02 Июня 2012 г. 00:39 + в цитатник




Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

1-й Оренбургский казачий полк

Суббота, 02 Июня 2012 г. 00:37 + в цитатник




Метки:  

Без заголовка

Суббота, 02 Июня 2012 г. 00:27 + в цитатник
Савин А Г (423x596, 235 Kb)

Не зарекайтесь...


Не зарекайтесь от сумы и от тюрьмы,
не презирайте нищих и убогих.
Да птица счастья есть, но вот увы,
поймать ее и удержать удел не многих.
Не насмехайтесь над старушкой что стоит,
на паперти с протянутой рукою.
Кто знает может завтра предстоит,
идти вам с ней дорогою одною.

Подайте нищему, хотяб чуть-чуть монет,
за это вам Господь воздаст сторицей.
Не жалуйтесь что слишком тяжек крест,
не плюй в колодец с чистою водицей.
Не забывайте старенькую мать,
придите к ней и низко поклонитесь.
Одна лишь мать сумеет вас понять,
не дай Господь домой вы нищим возвратитесь.

Не нужно хвастаться, что слишком вы богат,
друзьям своим вы помогите если нужно.
Они вернут вам это во сто крат,
с врагами будьте очень осторожны.
И если брат у вас или сестра попросят помощи,
не вздумай отказаться.
Не забывай что можешь ты всегда
в их положении когда-то оказаться.

Да что советовать, понятно мне и вам,
давать советы не мешки ворочать.
Пусть каждый выбирает в жизни сам,
дорогой длинною пойдет иль покороче.

2009 г.


© Copyright: Александр Савин 2, 2012
Свидетельство о публикации №11203270778



Никогда никому...


Никогда никому не рассказывай
как живешь, как тоскливо в груди.
Слабость, боль ты свою не показывай
сам своею дорогой иди.

Да не верь что когда-то и где-то,
кто-то руку подаст чтоб помочь.
И в пути не ищи лучик света,
наша жизнь,- это темная ночь.

И не верь, коль кому-то поможешь,
все вернется к тебе во сто крат.
Всем помочь никогда ты не сможешь,
а не смог, значит ты виноват.

Сам иди ты своею дорогой,
зубы крепче сожми и иди.
Не трави себя мыслью убогой,
что там ждет далеко впереди.

2009 г.


© Copyright: Александр Савин 2, 2012
Свидетельство о публикации №11203270554


Забытые сады.


Страшная картина, нет деревни,
а сады по прежнему живут.
К нам они протягивают ветви
словно возвращаться нас зовут.

Все в крапиве и дороги нету,
лишь сады напоминают нам.
Деревенька тут была, да кануло все в Лету,
как в укор, сады оставив нам.

Нам укор, за русские деревни
те, что не сумели сохранить.
К нам сады протягивают ветви
без людей они не могут долго жить.

Проходя иль проезжая мимо
поскорее от садов отводим взгляд.
Вслед сады кричат-"Зачем вы мимо"-
просят возвращаться нас назад.


© Copyright: Александр Савин 2, 2012
Свидетельство о публикации №11203271255

Метки:  

Фильм о Федоре Крюкове

Суббота, 26 Февраля 2011 г. 18:10 + в цитатник
1240941951_kazak (371x345, 76 Kb)
«Казак»
(2005)

Режиссер - Исрафил Сафаров

Исрафил Азратович Сафаров родился в 1955 г. Образование - ВГИК, режиссерский факультет.
Член Союза кинематографистов СССР, Союза кинематографистов РФ с 1986 г.
Участник и лауреат Всесоюзных, Всероссийских и Международных кинофестивалей.




На кинофестивале в Белых Столбах состоялась премьера фильма о Федоре Крюкове.
О нем больше молчали. Потому что много десятилетий само имя автора повести «На Тихом Дону» находилось вне легитимного литературоведения. И сам факт существования патриота, общественного деятеля, казака, белогвардейца и писателя в одном лице бросал тень на забронзовевшего в своей славе Михаила Шолохова.
Лента, которую снял Исраил Сафаров по своему сценарию, написанному совместно с киноведом, сотрудницей Госфильмофонда Тамарой Сергеевой, пробивалась к своему зрителю тоже драматично. Ленинская библиотека отказалась от его демонстрации. На Х кинофестивале в Белых Столбах 44-минутный фильм «Казак» стал одним из главных событий.
…Мы видим Федора Дмитриевича Крюкова младенцем, гимназистом, уважаемым депутатом, литератором, общественным деятелем вплоть до его нелепой смерти от тифа на Кубани в возрасте 50 лет.
Фотографии из домашнего архива сменяются хроникой. И тут же – сегодняшние донские просторы. Фигура замолчанного писателя (в наше время вышло несколько повестей и рассказов) предстает во всем своем трагическом знаковом величии и целеустремленности.
Принципиальный депутат, красноречивый оратор, защитник казачества, он стал таким же последовательным белогвардейцем. Проповедующий словом разумное и доброе – приемным отцом сироте.
Мы видим реальные выступления в Госдуме 1905 года, его заступничество за казачество. Та Дума, как вы помните, была разогнана царем.
За кадром звучит комментарий – результат кропотливой исследовательской работы. А на экране – знаковые фигуры нашего времени, которые говорят о Крюкове. Среди них – Солженицын. Для них казак-писатель – не поручик Киже. А реальная фигура, недооцененная своим лукавым веком и легковерными современниками.
Как там у Булгакова – рукописи не горят? Оказывается, и не тонут тоже в пучине лживой лизоблюдской науки. И среди героев Серебряного века, как ни странно, есть еще свободные пьедесталы.

Просмотреть фильм можно у нас на сайте, щелкнув на плеер расположенный выше. Если у Вас возникнет желание посмотреть фильм в хорошем качестве, то Вам следует связаться с нашим фондом, мы обязательно ответим на каждое обращение.

Источник http://krukov-fond.ru/kazak.html

Метки:  

Стихи Александра Савина 4 часть

Пятница, 11 Февраля 2011 г. 23:39 + в цитатник
Савин А Г (423x596, 235 Kb)

Собирались в поход казаки.

Разгоралась заря
как багряное пламя.
Собирались в поход казаки.
Расчехлили свое
православное знамя,
помолясь, наточили клинки.

И как было всегда,
перед дальней дорогой
приняли по одной стремянной.
Старикам поклялись,
что вернутся с победой,
матерям, - что вернутся домой.

Жен обнявши, просили
их дождаться с похода,
да защиты у Бога просить,
слез не лить, понапрасну
и коль будет погода,
за мужей в поле рожь докосить.

Попросили станичников
лихом не помнить,
коль обиды какие, простить.
Как вернутся с победой,
Обещались к обеду,
в гости всех их к себе пригласить.

Разгоралась заря
как багровое пламя.
Год прошел, а вестей никаких.
Где сложили они свои буйные главы,
где могилы казаков лихих?

*********

Спой есаул

Есаул, забудь ты про невзгоды,
а возьми гармонь да песнь спой.
Спой о том, как в лучшие те годы,
жили не тужили мы с тобой.

Спой о маме, о своей старушке,
да о старом казаке-отце.
О жене, что слезы льет в подушку,
и от этого морщинки на лице.

Спой ты о России – той, далекой,
о друзьях, что спят в земле сырой.
Да о нашей, о судьбе нелегкой,
и о том, как хочется домой.

О чужбине спой, о нашей доле,
и как честь казачью бережем.
Есаул и о березке в поле,
спой, а мы, тихонько подпоем.

Мне ты песней душу растревожил,
сердцу больно есаул, но ты прости.
Пел ты сердцем, душу в песню вложил,
живы будем есаул, - ты не грусти.

Край родимый мы еще увидим,
землю мы обнимем словно мать.
Но, а если здесь с тобой и сгинем,
честь казачью, нашу память не отнять.

*********
Рубрики:  Стихи

Метки:  

24 января День памяти Геноцида казачьего народа

Понедельник, 24 Января 2011 г. 00:38 + в цитатник
Гнеоцид казачьего народа (427x600, 424 Kb)
Циркулярное письмо об отношении к казакам, принятое на заседании Оргбюро ЦК РКП(б)

24 ЯНВАРЯ (1919 Лениным подписан Декрет «О расказачивании», то есть о массовом уничтожении казаков. Примечание: Декрет был написан Свердловым (написан по его инициативе - в его честь был назван город Свердловск!) , а ответственным исполнителем был Троцкий, оба кончили жизнь трагично!

Директива о расказачивании 29 января 1919 года
"Циркулярно. Секретно".


Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества, путем поголовного их истребления.
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью. К среднему казачеству необходимо применить все те же меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
4. Уравнять пришлых иногородних с казаками в земельном и во всех других отношениях.
5. Провести разоружение, расстреливать каждого у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания. Центральный комитет постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.
ЦК.РКП(б)." Центральный партийный архив, фонд 17, опись 65, дело 35, лист 261.

Стихи Александра Савина 3 часть

Среда, 19 Января 2011 г. 07:08 + в цитатник
Савин А Г (423x596, 235 Kb)

Забайкалье.

Ширь Аргунских степей да казачьи станицы,
До конца моих дней по ночам будут сниться.
Сниться будет Аргунь, синь бездонного неба,
Горький запах полыни, печеного хлеба.

Табуны лошадей что гоняли когда-то
В степь на целую ночь пацаны-казачата.
Снятся мама, отец, что давно на погосте,
Снятся лица друзей, все зовут меня в гости.

Ведь полвека назад в тех степях я родился,
Там же детство прошло, там влюбился, женился.
На казачке женился из тех же степей,
Родила двух сынов мне и трех дочерей.

Но судьба такова знать, кого тут винить,
Не в родимых степях мне приходится жить.
В жизни все хорошо, я судьбой не обижен,
Внуков нянчим с женой, только сны часто вижу.

Снова снится Аргунь, снятся степи, станицы,
Что стоят с давних пор вдоль китайской границы.
Вновь мне снится ковыль золотистый степной,
Да багульник, цветущий на сопках весной.

Снится дождь, что весною на степи прольется,
Край далекий, родной – Забайкальем зовется.


_______________________


Седая земля.

Запорошило снегом леса и поля,
Словно вдруг сединою покрылась земля.
От невзгод поседела, от горя и слез,
Поседела надолго, навечно всерьез.

Знаю я, не седеет, конечно земля,
Это снегом накрыло леса и поля.
Только стонет она от войны, от невзгод,
Громко стонет земля, когда гибнет народ.

Больно, значит, земле, когда хаты горят,
Больно видеть багряный от крови закат.
Сколько войн, сколько бед ей пришлось претерпеть,
Может, ей так дано, раз в году поседеть.

Вновь в снегу все вокруг: и леса, и поля,-
Словно простынью белой накрыта земля.
Седина это, нет – то не мне, знать судить,
Мне бы в жизни суметь белый цвет сохранить.


----------------------------------------------


Афганец.

Он пел свою песню, задумчивый, строгий
В метро, в переходе, парнишка безногий.
Он пел про друзей, что остались в горах,
Воюя погибли, не ведая страх.

Берет голубой, на груди ордена,
Подумалось мне – ведь за ним вся страна,
Страна, что забыла теперь про него,
Забыла в метро в переходе его.

К нему подошел, чтоб дать денег ему,
И понял , как плохо ему одному.
Но мне он сказал – знаешь, брат, не спеши,
Мне деньги зачем? Я пою для души.

Пою о друзьях, что остались в горах,
В разведку ходили, не ведая страх.
Мне денег не надо, тоскливо в груди,
Ты лучше, браток, рядом сядь, посиди.

Спою я тебе, ты послушай меня,
О том, как тащили меня из огня.
Спасали меня, прикрывая собой,
Мы дня через два собирались домой

Тот выход последний был – скоро домой.
Ребята погибли, я видишь – живой.
Он пел свою песню, задумчив и строг,
Мне пел про Афган тот парнишка без ног.
Мне пел про Кабул, про Баграм и Саланг,
О тех, кто воюет не ради наград.

Мы с ним попрощались, мне дальше лететь,
А он в переходе остался сидеть.
Махнул вслед рукой мне парнишка-солдат
И крикнул – прощай, даст Бог, встретимся брат!

Я крикнул в ответ – обязательно, брат!
Еще мы споем про Кабул и Баграм.
Седой был совсем тот парнишка зеленый,
Он здорово был той войной опаленный.

Я шел, и хотелось мне вслух материть
Всех, кто посмел о солдатах забыть.
Солдатах, что там, в переходах сидят,
Солдатах, что в двадцать в могилах лежат.

___________

продолжение следует...
Рубрики:  Стихи

Про Степана - кузнеца.

Пятница, 14 Января 2011 г. 07:01 + в цитатник



Сказка о том, как кузнец Степан вернул людям Месяц, Звезды, Солнце и взял в жены дочь атамана. Реж. Н. Чернышева, сценарий Э. Назаров, В. Телегин, роли озвучивалит Ю. Коваленко, Э. Назаров, Л. Ткачикова. Студия «Пилот», Гора самоцветов, 2008
Рубрики:  Казачьи сказки

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Этнография старообрядчества Уральских казаков

Пятница, 14 Января 2011 г. 00:26 + в цитатник
 (432x600, 76Kb)
Этнография старообрядчества Уральских казаков



Изюмов Андрей Игоревич - к.и.н., МГУ им.М.В.Ломоносова.
(из материалов YI конференции "Старообрядчество: история, культура,современность",проходившей в г. Москве 19-20 ноября 2002 г.)



Феномен старообрядчества уральских казаков имеет ряд причин геополитического характера. Географически войско являлось в конце XVI в. самым дальним русским форпостом на крайнем юго-востоке Европы. Удалённость от главного русского национального ядра, этнографическая изолированность казаков отделённых частью Великой степи с воинственными племенами номадов от остальной России - всё это чисто механически препятствовало проведению реформ патриарха Никона на территории войска. Поэтому раскол в войско не был привнесён извне Казаки просто оставались верны дониконовским обрядам православной церкви. "Русь, современная Алексею Михайловичу, дониконовский быт, со всеми странностями, радушием и закоренелыми предрассудками процветает здесь нерушим и неизменен",- так характеризовал войско В.И.Даль в 30-е годы XIX в. (1). Подобно казакам-некрасовцам, уральцы составляли этноконфессиональную группу. Их старообрядчество представляло собой явление, сочетавшее в себе черты древней русской культуры с позднейшими напластованиями, возникшими в ходе исторического процесса (2). Войсковые атаманы из казаков вообще не заботились об устройстве церквей в Уральском войске. Этому способствовало наличие в войске казаков-мусульман и ламаистов, которых в середине XIX в. общим числом было 11 тысяч (3).
Ещё одной особенностью уральского раскола было то, что, отправляясь на войну, внешнюю службу, длительные командировки, казаки добровольно оставляли все старообрядческие привычки: ели вместе с представителями официального православия, курили, общались со староверами не из казаков. Находясь на внешней службе, казаки посещали "никонианские" храмы, а некоторые брили усы и бороды. Но когда наступало время возвращения на р.Урал, они снова отпускали бороды, а курившие и нюхавшие табак бросали трубки и табакерки у самых границ войска.
Борода в войсковой жизни уральских казаков была неотъемлемым внешним атрибутом, символом соборности казака - приверженца староверия. Внешность человека воспринималась как символический знак его сущности, а обычаи, обряды - как священные устои общественного порядка. Борода была знаком достоинства казака, символом свободы и привилегий. На территории войска у старообрядцев мода на окладистую бороду продержалась до 1917 г. Борода стала настоящим "идентифицирующим признаком этнографического характера" (4).
Староверие для казаков р.Урала, смотревших на себя как на исключительных и единственных обладателей богатств края, - это протест против реформ церковно-религиозных, да и гражданских. Раскол в войске носил характер политического протеста - войско таким образом отмежёвывалось от Центра. Казаки в этом случае пытались сохранить даже не столько старые традиции церкви, сколько свои обычаи, нравы и жизненные устои, дорожа собственно не духом старины глубокой, а лишь внешними обычаями и привычками. Старообрядчество казаков было более политическим, чем конфессиональным. Они были далеки от религиозного экстремизма. Их "отделение" было ничем иным, как возможностью законсервировать свои вековые привилегии, стремлением обособиться от властей, став под иное религиозное знамя.
Правда, не приняв исправленных при патриархе Никоне богослужебных книг и обрядов, казаки не порывали окончательно и с православными архиереями, посылая к ним для посвящения своих ставленников. В свою очередь казанские архипастыри относились к казакам-староверам достаточно терпимо.
Религиозная свобода уральских казаков являлась прямым следствием необходимости правительства иметь в их лице надёжную военную силу в районе северного Прикаспия. Первоначально причины появления раскола в войске были те же, что и в других местах России, но впоследствии местные условия придали им политический характер. Опасаясь, что старый вечевой строй их общины может рухнуть, казаки энергично отстаивали свои права и привилегии. Сосланные в войско в 1683 и 1702 гг. стрельцы, не принявшие "никоновых новин", только подливали масла в огонь.
В войсковой столице возникает Шацкий монастырь, и казаки старообрядцы молятся только там. Его уничтожение в 1741 г. ни к чему хорошему не привело. Гонения и пытки староверов не ослабили движения.
Во второй половине XVIII в. возникают знаменитые Иргизские монастыри и забирают уральских казаков в свои железны с руки. Под могучим влиянием Иргизской братии раскол на р.Урал только упрочился. В войске возникает Сергиевским скит, ставший рассадником других скитов по р. Уралу.
В 1756 г. по ходатайству Оренбургского губернатора И.И.Неплюева Военная коллегия приказала "всякие розыски и преследования раскольников на Яике прекратить" (5). Пограничное состояние Уральского войска продлилось до середины XIX в., то есть до тех пор, пока Россия не покорила среднеазиатские ханства. Показательно, что Екатерина II, пережив ужасы Пугачёвщины, в 1795 г. официально узаконила право уральских казаков употреблять старопечатные книги и старые обряды.
Уральское войско закрывало собой Каспийские ворота от набегов кочевников из Средней Азии в Нижнее Поволжье. Казачья колонизация р.Урала была на руку Москве и Петербургу, а потому то, что было недопустимо под боком у правительства, вполне допускалась в Уральском казачьем войске. Искавшие духовной свободы и убежища беглецы-староверы стремились на р.Урал.
Уральское старообрядчество подпитывалось свойственной казакам сплочённостью и взаимопомощью. Традиции взаимовыручки, столь нужные казачеству в противостоянии с врагами, стимулировала и экономика войска. Уральская казачья община не знала земельных переделов, войско являлось единой земельной общиной.
Уральское казачество представляло собой субэтнос - особую, этносоциальную группу русского народа, имевшую замкнутую хозяйственно-общественную организацию. Староверы в войске были решительно на своём месте и в своей среде. Здесь не было преследований, крестились свободно двоеперстно, имели старопечатные книги и отправляли по ним службу (6). Старики-старообрядцы являлись консервативной силой, препятствовавшей преобразованию хозяйственной и социальной жизни войска. Костяк казачьего староверия опирался на казаков-стариков и офицеров, атаманов, урядников и, особенно, их жён. Последние были главными хранительницами старообрядчества на р.Урале. Этому были свои причины, службу они не несли и из войска не выезжали, Владели старославянской грамотой, читали старообрядческую литературу, по ней же учили грамоте казачат.
Староверие как антитеза государству нашло на р.Урал широкое развитие в среде войскового сословия. Казаки в этом случае были людьми, для которых старина - это представление о вольности в прежний золотой век казачества. Совершавшаяся на их глазах постепенная ликвидация автономии усиливала привлекательность и очарование старины, порождала и закаляла в казаках нетерпимость к вводимым никоновским порядкам.
Следовательно, народно-гражданские тенденции староверия вполне соответствовали умственному настроению казаков, а поэтому они почти все стали более или менее ревностными староверами. В этнографии этническое самосознание рассматривается как "многократное" отнесение себя к этносу по линии характерных признаков. Староверие стало своего рода этнографическим компонентом уклада уральских казаков.
Особенности положения казачества привели к формированию такой ментальной черты, как двойственное отношение к центральному правительству. С одной стороны, отдалённость от столицы, длительное отстаивание своей независимости, с другой - привилегированное, особое военно-хозяйственное положение привели к хронической оппозиционности и противопоставлению себя государю и другим группам населения (7).
С конца XVIII в. в казачьем войске возникают единоверческие приходы. В войске избирались протопопы из казаков для отправления службы. Правительство же по отношению к уральскому расколу вело неустойчивую политику. Такое же колебание заметно было в деятельности начальников Оренбургского края и войсковых атаманов. Данное обстоятельство приучило казаков к ожесточённому упорству в отстаивании своих интересов. Протестуя против правительственных распоряжений, казаки всегда становились под знамёна старой веры, разыгрывая роль мучеников, гонимых за веру, в то время как покорные воле властей в их глазах являлись детьми антихриста.
В первой половине XIX в. раскол в войске только усилился. Коренным его источником оставались общественная организации казаков, изолированность войска. Казачество во что бы то ни стало поддерживало прежнее устройство общины. Желание жить обособленно и быть у себя полновластными хозяевами, делало старину привлекательной в глазах казачества. "Старая вера с её обрядовой стороной сделалась лозунгом для соединения поборников казачества, оплотом от военно-гражданских реформ правительства. Раскол в этом последнем виде был не столько протестом против православной церкви, сколько оппозицией против правительства и его сторонников" (8). Несмотря на перечисленные отступления от правил, староверие прочно сохранялось в войске благодаря общественному строю этого последнего, стремившегося "во что бы то ни стало поддержать прежнее устройство общины, прежние порядки и обычаи страны, прежний дух казачества. Защищая неприкосновенность старых обрядов, ратуя за двуперстный крест и бороду, казаки тем самым отстаивали и свои права и привилегии, свободу и вольности, право располагать собою и жить по своему усмотрению. Это желание обособиться и быть у себя полновластным и независимым хозяином и делало старину и старую веру привлекательными в глазах уральцев" (9).

________________________________________
Примечания:
1. Родина. 1992. №4. С. 103.
2. Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале: историко-этнографическое исследование: Дисс. на соискание уч. степени кандидата исторических наук. Уфа,2000. С.5.
3. Витевский В.Н. Первая церковь в Уральском войске. Казань, 1877. С. 14.
4. Джайлз Констебл. Бороды в истории: Символы, моды, восприятия //Одиссей. Человек в истории. М.,1994. С. 165.
5. Витевский В.Н. Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военно-гражданской власти в конце XVIII и XIX вв., Казань, 1878. С.220.
6. Он же. Раскол старообрядчества в Уральском войске // Уральские войсковые ведомости. 1871. №12.
7. Сопов А. В. Проблемы происхождения и становления казачества Юго-Востока России: Дис. на соискание уч. степени кандидата исторических наук. Майкоп, 1999. С. 160.
8. Виювский В.Н. Раскол в Уральском войске // Оренбургский листок 1879. №2.
9. Он же. Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военно-гражданской власти в конце XVIII и XIX вв. С.7.

Взято с сайта: http://pravoslavie.chestisvet.ru


СПИСОКЪ Станицъ, хуторовъ, поселковъ, городовъ, где были церкви или моленные казаковъ-старообрядцевъ.Известныхъ намъ къ февралю 2001 года.


Д О Н Ъ

х. Горинский(Суровикино )
ст. Новониколаевская
ст. Чернышевская- х. Осиновский
х. Осиповъ
ст. Пятиизбянская –х. Ковылевъ
х. Подстепной, х. Майоровъ.
ст. Нагавская
х. Авчинниковъ
ст. Цимлянская.
ст. Островская (ц. Введения.)
х. Попковъ(ц. Иоанна Бгослова)
х. Тарасовский.
х. Климовъ
ст. Ермаковская х. Крыловъ
х. Садковский
ст. Милютинская
г. Новочеркасскъ
ст. Атаманская х. Гурьевъ
ст. Манычская х. Павловъ,
х. Кагальницкий, х. Дурновский,
х. Мало-Западенский
ст. Константиновская
ст. Верхне-Чирская
х. Морозовъ, х. Лобакинъ
ст. Аксайская, х. Колузаевъ
х. Усть-Койсугъ
х. Бурацкий(ц. Св. Духа.)
ст. Погодинская
х. Красный(ц. Одигитрии.)
ст. Глазуновская х. Мостовой
г. Калачъ х. Ильичевский
ст. Кобылянская
ст. Верхне-Курмоярская
х. Нагольный
ст. Обливская, х. Новодербинский
ст. Есауловская, х. Подстепной
ст. Елисаветовская
ст. Березовская, х. Ловягинъ,
,х. Атамановский х. Петруши
ст. Кумылженская, х. Жуковский
х. Глушица.
х. Савостьяновъ
х. Суходольский
х. Филатьевъ
х. Логовской
х. Кутейниковъ
х. Боскавский
ст. Филоновская, х.Грачи.
ст. Арчадинская
ст. Усть-Хоперская
ст. Белокалитвенская.

КУБАНЬ

х. Царицынский
ст. Усть- Лабинская
ст. Владимирская
ст. Константиновская
ст. Ильинская
х. Ляпинъ
ст. Кавказская(муж. Монастырь)
х. Романовский
ст. Прочноокопская
ст. Абинская
ст. Старощербиновская
ст. Успенская
ст. Новонижнестеблиевская
ст. Некрасовская
ст. Переправная
г. Майкопъ
х. Денисовъ
ст. Кущевская, х.Большая Кщинка
ст.Консмановская
ст. Табинская
ст. Геагинская
ст. Ханская
ст. Камышеватская
г. Ейскъ

ТЕРЕКЪ

г. Владикавказъ
ст. Червленая.(ц. Николы)
ст. Старогладковская,
ст. Новогладковская
ст. Ермоловская(муж. Монастырь)
ст. Ессентуковская(ц. Пантелеймона)
ст. Ладовско-Балковская
ст. Гребенская
ст. Щедринская
ст. Слепцовская
г. Кизляръ
ст. Кордюковская
ст. Калиновская(женск.Монастырь)
ст. Ищерская
г. Кисловодскъ

Я И К Ъ

ст. Кирсановская
п. Таядинский (Ор)
ст. Разсыпная (Ор)
г. Илекъ
г. Гурьевъ
ст. Пристанская
(Красноуфимскъ)
х. Гремучий
ст. Мухрановская
п. Головской посадъ
г. Троицкъ (Ор)
п. Бударинский
п. Соболевский
п. Сорочинский
ст. Рубежная
ст. Богуславская ( Ор)
п. Метрвецовский
п. Вертлянский
п. Мерчевский
ст. Круглоозерная
п. Затонский (Илецкой ст)
ст. Лбищенская
п. Барановский (ц.Введения)
ст. Коельская, п. Погорельский
ст. Имжинская
г. Уральскъ
п. Ранеевский
ст. Студеновская
п. Кондилинский
ст. Соболевская
п. Редутский.
г.Гурьевъ
ст. Верхнеозерная
п. Кинчерский.
ст. Буранная
п. Коловертинский
п Кинделинский
п. Сухоречинский
ст. Благодарновская
п Грязно-Иртецкий
ст. Сакмарская
г. Миассъ

СИБИРЬ

г. Тобольскъ
х. Мостовой
х. Гущинъ
г. Томскъ.
ЗАБАЙКАЛЬЕ
ст.Тарбагатаевская (Заб)
ст. Доно (Заб )
ст. Калгинская

Старообрядческое население России по всеобщей переписи 1897 года

Астраханская губ. 16.018
Область войска Донскаго 130.450
Оренбургская губ. 49.984
Кубанская обл. 24.949
Ставропольская обл 10.420
Терская обл 34.754
Амурская обл 14.308
Енисейская губ.12.017
Забайкальская обл. 36.623
Приморская обл 1.576
Томская губ. 99.055
Уральская обл 57.055
Семипалатинская обл. 644
Семиреченская обл 93

Всего по России 2.143.340 это официальная цифра.
На самомъ же деле въ Росси проживало более4,5 млн старообрядцевъ

 (450x289, 39Kb)
Рубрики:  Старообрядчество

Метки:  

Сказка-легенда Почему казакам разрешено приходить в церковь при шашке.

Пятница, 14 Января 2011 г. 00:13 + в цитатник
 (250x339, 23Kb)
Сказка-легенда " Почему казакам разрешено приходить в церковь при шашке"

В воскресный день нарядно и праздно в станичном храме. Что ни казачка - хоть в королевы зови, что ни казак - хоть в атаманы выбирай. Но вот возглашает священник: "Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем...". Диакон называет нам евангелиста и вторит иерею: "...Святаго Евангелия чтение..", - и священник обращается ко всем в храме: "Вонмем". Тогда словно по команде сжимают правой рукой казаки эфесы шашек, и над ножнами сверкают отражения свечей в обнаженных на половину клинках. Значит это, что казак в любой миг готов защищать Веру свою. И что характерно - только казакам разрешено приходить в церковь при шашке. Это стародавний обычай. Откуда он? Может прояснит его казачья легенда?
Суть такова: когда-то, после принятия казаками крещения православного, понадобилась Господу людская подмога. Вот и обратился он к людям. Вроде бы все свершилось такое по весне, 27 апреля, на Семеона-ранопашца. Первым воззвал Господь к крестьянину, мол, помоги немедля мне, христианская душа. Крестьянин затылок почесал, чой-то на пальцах прикину и отвечает: "Немедля не могу. Вот на Пахомия овес отсею, пшеничку в землю покидаю, тогда и приду!" Опечалился Господь и послал зов боярину, у которого одних крестьян под рукой тыща была.Боярин управителя позвал, долго они на костяшках считали. Досчитались. "Ни ныне, ни на Пахомия не управлюсь, - говорит боярин. - Тут, Господь, глаз да глаз за людишками требуется. Вот на Алену они лен отсеют, с ядрицей, гречей да ячменем управятся - я тебе, Господи, хоть сто холопов в подмогу пришлю!". Еще шибче опечалился Всевышний. Прикинул: Пахомий - 15 апреля, Алена - 21-го... Не годится. И вспомнил тут Господь о казаках. Может, их попросить? Да только слух идет, что казаки народ самостоятельный, вольницу любят, сами себе законы пишут и по нему только и живут. Но делать нечего. Воззвал Господь к казаку. А казак тот сидит, саблю точит, казачата вокруг него шастают, а жена сидит на лавке - бешмет казаку чинит.Услышав зов, встрепенулся казак, тоже чегой-то стал на пальцах прикидывать. И ответствует он Вседержителю так: "Господи! Дай мне, Родимый, пять минут сроку. А на шестой минуте я к тебе поскачу!".
- А на что тебе такой малый срок? - Спросил Господь.
Казак удивился: "Для казака - это срок не малый, а нужен мне он вот для чего: казачат у меня восемь, на каждого по пол-минутке, того четыре минуты. Попрощаться значит. А с любимой женой меньше чем за минуту не обнимусь-поцелуюсь. Того пять..." На шестой минуте вскочил казачина на коня и поскакал помогать Всевышнему. За то и разрешил Господь казакам ходить в храм Божий при сабле-шашке и повелел во время чтения святого Евангелия приобнажать клинок в знак верности Православию.
Такова сказка-легенда.
Рубрики:  Казачьи сказки

Метки:  

Песни казаков-забайкальцев.

Четверг, 13 Января 2011 г. 22:45 + в цитатник











Рубрики:  Казачьи песни



Процитировано 2 раз

Стихи Александра Савина 1 часть

Четверг, 13 Января 2011 г. 21:52 + в цитатник
Савин А Г (423x596, 235 Kb)

Забайкальские казаки.

По степям, что в Забайкальских краях,
скачет сотня казаков на рысях.
Это едут Забайкалья сыны,
охранять границу нашей страны.

Та граница вдоль Аргуни – реки,
ну а степи здесь эх как широки.
Куда глянешь степь да сопки кругом,
да станицы где родительский дом.

Ветер вольный, лица им холодит,
солнца лучик на кокардах блестит.
Слышишь, сотник береги ты ребят,
посмотри, как они в седлах сидят.

Как влитые, родились знать в седле,
на казачьей Забайкальской земле.
С малых лет владеют шашкой они,
ты попробуй до земли их согни.

На границе будут вечно стоять,
свою матушку Аргунь защищать.
Не дадут они врагу степь топтать,
будут Родину свою защищать.

Слышишь сотник, казаков береги,
и покой родных степей стереги.
Оглянись, вокруг какая краса,
ну а небо, что твоя бирюза.

Пусть Аргунь спокойно воды несет,
и багульник по весне пусть цветет.
Не допустим казаки беспредел,
службу верную нести наш удел.


------------------------------------

Пожелания сыновьям, Виталию и Алексею.

Что мне вам пожелать, сыновья казаки,-
лишних слов говорить, как то мне не с руки.
Жизни гладкой, прямой, пожелать был - бы рад,
только встретите вы, на пути сто преград.
Жизнь коварная штука и как не крути,
не бывает по ней лишь прямого пути.
Пожелать много денег, богатства рекой,
но, тогда в этой жизни утратишь покой.
Нет, конечно без денег всю жизнь не прожить,
деньги будут, об этом не стоит тужить.
Своим пожеланьем, хочу вам сказать,
не смейте сыны, позабыть свою мать.
Ту маму, которая жизнь вам дала,
вас в путь провожала, ночей не спала.
Хочу пожелать вам, хороших друзей,
но верных друзей предавать ты не смей.
Еще пожелаю, чтоб честь берегли,
кто помощь попросит, всегда помоги.
Той чистой любви пожелать вам готов,
но вот не могу я найти нужных слов.
Еще вот что, вы, Забайкалья сыны,-
Об этом вы тоже забыть не должны.
Где взять столько слов, чтоб всего пожелать,
а может нам всем посидеть, помолчать.
Посидеть, помолчать, как бы чуть отдохнуть,
я здесь остаюсь, вы, продолжите путь.

2006 год.

-------------------------------------

Аргунь.

Голубая Аргунь, приграничья река,
ты течешь омывая водой берега.
Там на той стороне "поднебесья" страна,
а на этой России родной сторона.

Сколько бурь пронеслось над тобою и гроз,
сколько тайн в глубине твоей скрыто.
Повидала не мало ты крови и слез,
помнишь все, то что нами забыто.

Голубая Аргунь, ты казачья река,
ты водою своей омывай берега.
Напои всех водой кого встретишь в пути,
казакам от тебя, никуда не уйти.

Казаки охраняют твои берега,
ты границы черта, - голубая река.
Ни кому не позволим, вод твоих замутить,
на твоих берегах будем вечно мы жить.

Будешь вечно поить нас своею водой,
ну а мы любоваться, твоей красотой.
Не держи на нас зла, ты казачья река,
Голубая Аргунь, широка, глубока.


--------------------------------


Перед боем. (Посвящается казакам)

Эх станичники выпьем горькой,
да нальем еще по одной.
Завтра рано на утренней зорьке,
уходить нам на смертный бой.

А в бою как судьба положит,
кому голову буйну сложить.
А кому еще Бог поможет,
на земле еще чуть пожить.

Кто и как в том бою погибнет,
пуля в сердце иль шашки взмах.
Казака поутру настигнет,
превратив его тело в прах.

Эх станичники выпьем горькой,
за лихую казачью жизнь.
И за то чтобы утренней зорькой,
не пришлось свою кровь пролить.


----------------------------

Сотня.


Сегодня в станице гульба со стрельбой,
то сотня казачья вернулась домой.
Все девки нарядные, щеки горят,
им все казаки о любви говорят.

Казаки хмельные, лихие чубы,
толпою идут от избы до избы.
Их все приглашают, все в гости зовут,
гармошка играет, там песни поют.

Там стенка на стенку, казаки сошлись,
здесь девичьи слезы рекой полились.
Вот старый отец порет сына за то,
за то что он продал казачье седло.

Вдова в уголке слезы горькие льет,
к ней милый казак никогда не придет.
Лихой был рубака, бесстрашный казак,
уже никогда не вернется назад.

Сегодня в станице гульба со стрельбой,
то сотня с войны возвратилась домой.
Гуляй казаки, ваша жизнь такова,
сегодня гульба, ну а завтра стрельба.


----------------------------------

Поезд "Россия".

Стучат колеса на перегоне
И вся Россия в одном вагоне,
Мы все в России, как пассажиры,
Нам быть бы живу, нам не до жиру.

Мы русский люд, мы пассажиры,
В карманах наших одни лишь дыры,
Никто из нас ни кем не понят,
Нас всех одним этапом гонят.

Куда мы едем всем безразлично,
Везут куда-то, вот и отлично!
Зачем нам думать, куда мы едем,
Живем мы мыслью, - авось доедем.

На остановке дежурный строгий,
Махнет флажком, давай мол, трогай,
И вновь мы едем, смеемся, плачем,
Что нам не ехать, - проезд оплачен.

Так и живем, живем - не ноем,
То сами едем, то под конвоем.
Стучат колеса на перегоне,
Россия едет в одном вагоне.

продолжение следует...
Рубрики:  Стихи

Метки:  

Стихи Александра Савина 2 часть

Четверг, 13 Января 2011 г. 00:52 + в цитатник
Савин А Г (423x596, 235 Kb)

Восточный ветер.

Я, вдыхаю взахлеб,
ветер, тот, что в лицо.
Словно с Родины малой,
мне принес письмецо.
Ветер, тот, что с востока,
степной запах принес.
Через тысячи верст,
не развеял, донес.
В этом ветре, я чувствую,
дым степного пожара,
Горечь дыма печного
и хлебного жара.
Баньки жар, деревенской,
раскаленного пара.
Горький запах полынный
Стылый запах Байкала.
А быть может я все
Это просто придумал?
Слишком часто о Родине «малой»,
Я думал.

-----------------------------------------

Костер.


Далеко огонек горит,
то костра огонек в степи.
Кто там, рядом с костром сидит,
может путник усталый спит.

Может дома кому невмочь,
вышел в степь, чтоб развеять грусть.
Вышел в степь, в одиночку, в ночь,
дым костра, запах трав вдохнуть.

Я не буду ему мешать,
кто там путник иль просто так.
Каждый может лишь сам решать,
Что поможет им свет иль мрак.

Далеко в степи огонек,
Кто там, рядом с костром сидит,
Может, кто отдохнуть прилег,
Может кто-то сидит, грустит.


------------------------------------------------


Сказочный край земли.


Где - же край у земли, кто мне может сказать,
может там, где земля с небом сходится.
Мне бродяга один обещал показать,
но исчез он куда-то как водится.

Я искал край земли, сотни верст прошагал,
нету края, земля не кончается.
Тот бродяга наверное просто солгал,
и едва ли от лжи своей мается.

Он еще говорил – жизнь красивая там,
что там реки, как в сказках молочные.
И пойти он туда собирается сам,
не пускают дела его срочные.

Молод был я тогда, верил в сказки, слова,
и поверил, что жизнь там беспечная.
А теперь вот седая уже голова,
знаю точно – земля бесконечная.

Края нет у земли и молочных нет рек,
зря мы верим и в поисках маемся.
Только так уж устроен любой человек,
верим, ищем, потом уже каемся.



-------------------------------------------------

Калачи

За окном мрак ночи,
пахнет хлебом печеным.
Мать печет калачи,
смазав маслом, топленым.

Спозаранку поднявшись,
прокалив под печи.
И платком подвязавшись,
Мать печет калачи.

Вместе с мамой проснулись,
но вставать не спешим.
Мы с сестрой,- притаились,
в ожиданье лежим.

Ожидаем как чуда,
калачей из печи.
Поскорее б доспели,
невтерпеж,- хоть кричи.

Запах хлеба горячий,
жар от русской печи.
Помню я, рано утром
мать пекла калачи.

Как вкусны калачи,
те из русской печи.
Нету мамы давно,
хоть кричи, хоть молчи.

продолжение следует....
Рубрики:  Стихи

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в Sotnik77
Страницы: [1] Календарь