А бсолютно любой человек может быть приглашен провести 10 недель в общении верующих и неверующих.
Л егкость и веселье в общении - одна из важных особенностей курса. Изучение Библии вовсе не исключает смеха, шуток и приколов.
ПомощЬ друг другу. Альфа - это стремление к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и взаимопомощи.
Ф антастика! - Бесплатный ужин на каждом Альфа-семинаре. Дружеское общение за едой является неотъемлемой чертой Альфа-курса.
А ктивность каждого участника. Все принимают активное участие в обсуждении спорных вопросов и тем. Альфа - это место, где никакой вопрос не считается слишком простым, слишком враждебным или неуместным. Каждый получает возможность участвовать в дискуссии по любой проблеме и узнать, что об этом говорит Библия.
Нет, это не реклама психологического тренинга, что стали очень модными в последнее время. И не сладкие зазывания в некое общество, изучающих библию западных проповедников. Это новый миссионерский проект «Альфа-курс» стартующий в ….. Русской Православной Церкви.
«Альфа-курс» спешит на помощь
«Альфа-курс» пришел к нам из Англиканской Церкви и по оптимистичным заверениям людей, знакомых с его семинарами и непосредственно занимающихся разработкой и внедрением курса в Русскую Православную Церковь, является «грамотно разработанной миссионерской системой, вполне адаптируемой к Православию.
Вот слова Натальи Владимировны Пономаревой - сотрудника Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, секретаря-координатора Православного Миссионерского Альфа Проекта*:
«Недавние миссионерские проекты протестантских церквей «Евангелие народам России» и «Евангелие в тюрьмы России» охватили большое число регионов России и привели ко крещению тысячи людей. Если иметь в виду, что местные протестантские церкви обычно не оставляют своих новокрещеных, то можно не удивляться, что вскоре мы опять столкнемся с усиленной активностью протестантских групп в регионах. Стоит отметить, что в силу адекватности протестантских миссионерских методов и подходов современным общественным тенденциям, и потому, что они достаточно грамотно разработаны с психологической точки зрения, в протестантских церквях достаточно много молодежи и людей среднего возраста, неохваченных православной миссией.
Альфа Курс — это грамотно разработанная миссионерская система, родившаяся в недрах традиционного крыла Англиканской Церкви, полностью укорененная в новозаветных миссионерских принципах, которая вполне адаптируема для православной миссии.
То, что сейчас Альфа Курс будет востребован в России – это однозначно. Будет жалко, если мы упустим этот момент и он внедрится у нас только как протестантское течение, а не как православная миссия. Именно сейчас на начальном этапе мы можем сделать усилие, чтобы переломить ситуацию».
Внимательно проанализируем сказанное. Наталья Владимировна отмечает в протестанткой проповеди присутствие «адекватности протестантских миссионерских методов и подходов современным общественным тенденциям». Сразу возникает вопрос: а как, собственно говоря, проповедь Православия звучала в России со времен равноапостольного князя Владимира? Ведь протестантов с их адекватными методами тогда и в помине не было. Нам сейчас очень часто говорят, что Россия утратила весь веками накопленный опыт, начиная от веры и заканчивая экономикой. Я не знаю, как с экономикой, но Христа не смогли вытравить из верующих сердец ни начавшийся либерализм 19 века, ни революция, ни кровавый террор большевиков, ни безбожные гонения. В годы гонений не переставала звучать живая проповедь слова Божия, не опустели наши храмы, люди сумели передать веру потомкам. Да, конечно, сейчас все сложнее доносить евангельскую весть до людей, далеких от Церкви, ибо и зло в мире безмерно увеличилось. Но разве не к нам относятся слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Господе Иисусе Христе»? Или вместо горячей молитвы о помощи и собственных трудов мы подошли к той крайней точке, когда необходимо звать на помощь «дядю Грема»?
Далее Наталья Владимировна говорит об Англиканской Церкви и ее традиционном крыле. Но с Англиканской Церковью тоже не все благополучно. Судя по доходящим до нас новостям, ее довольно сильно лихорадит. Женское священство, одобрение убийства больных младенцев, литургия с музыкой ирландской рок-группы, рукоположение содомитов и т.п. Разобраться, какие из перечисленных «ноу-хау» выходят из традиционного крыла, а какие нет, довольно трудно….
Что же касается 15 бесед Альфа-курса и совместного выезда на природу, то почему-то Наталья Владимировна умолчала о том, для чего люди выезжают. А выезжают они не только для общения и обсуждения проблем, а ни много, ни мало для схождения …Святого Духа. Информация с сайта Альфа-курса**:
«Уикенд с Духом Святым – действительно ключевая часть курса. Для многих ребят в эти дни происходит первая встреча с Господом, именно здесь чаще всего принимается решение следовать за Ним. Уникальная возможность испытать на себе силу Духа Святого и почувствовать его прикосновение никого не оставляет равнодушными. Поэтому организация уикенда требует особого внимания.
Примерно после пятой встречи Альфа-курса происходит необычное событие. Все участники выезжают за город на выходные. Там обсуждаются все темы о Духе Святом: Кто такой Дух Святой? Что делает Дух Святой? Как я могу быть наполнен Святым Духом? После изучения последней темы - главное событие уикенда, да и, пожалуй, всего курса. Это молитва за исполнение Духом и служение каждому участнику. В это время, когда мы приглашаем Духа Святого прийти и наполнить нас, всегда происходят потрясающие вещи. Вернувшись домой, нельзя не заметить, как сильно это меняет участников курс».
Андрей, помощник пастора, на уикенд приехал как друг и почетный гость:«Что удивительно - играли, болтали чего-то, развлекались, отдыхали все, в общем. Потом помолились, и Дух Святой пришел. Да так пришел, как электровоз, и все смел. Сильно!»
-«В нашем городе первая студенческая “ Альфа” прошла с октября 2000 года по февраль 2001. Это была наша “ Альфа”.
Раз в неделю, по вторникам, мы приходили в квартиру регионального лидера Татьяны Привалихиной, обменивались новостями, ели блины, драники, салаты, грели носы и другие отмерзшие на сибирском морозе конечности, играли в разные игры, плавали (см. Учебную часть “Во что играть?”), слушали Костины стихи, наряжали Пашу рождественской елкой, и когда мы, сытые и развлеченные, наконец-то утихомиривались, то наступало самое интересное и захватывающее, то, ради чего, собственно, все и затевалось. Сходил сам ОН и от раза к разу
мы, сами того не замечая, но всякий раз это было по-новому. Словом, это было такое, что многие из нас чувствовали, но выразить не могли ни словами, ни на пальцах показать.
К концу “ Альфа-курса” мы уже не мыслили нашу жизнь друг без друга и без Него. У нас даже не возникало вопроса, что мы будем делать дальше. Мы стали дружной и сплоченной молодежной группой. Но еще до Нового Года Полина, Галя и Костя пошли служить в Церкви в группу порядка».
Что же нужно для того, чтобы «принять Духа Святого», какие условия? Самые, что ни на есть, простые:
«Чем занять вечер на уикенде? Вечер у студентов, как известно, длится долго… Многое зависит от количества участников и места проведения. Поэтому мы просто расскажем, чем занимались мы.
- Игры. Уже полюбившиеся в вашей группе совсем новые, главное здесь, чтобы веселые. Их можно посмотреть в соответствующем разделе сайта.
- Здесь же разыгранный спектакль или капустник, где проявляются самые неожиданные таланты – хорошая идея для больших компаний. Тут особенно важен принцип свободного участия.
- Однажды, после активного веселья у нас получился «тихий семейный вечер». В одной группе лепят из пластилина, перекидываясь шутками, анекдотами и веселыми стишками. На диванчике читают газеты, изредка обмениваясь находками. (Это были захваченные кем-то «Альфа-новости»). Третья компания занята какой-то настольной игрой. Кто-то ходит вокруг с видеокамерой, затевая разговоры то с одним, то с другим. Добавить бы к этому звуки гитары и песен еще в одной стороне и вот вам – полноценная «расслабуха».
- Гитара и песни могут стать отдельным и всеобщим событием. Между прочим, это не обязательно христианские песни, барды, например, здесь вполне уместны».
Вот такой радужный проект, который легко можно адаптировать к Православию. Но вот здесь мнения, что называется, разделились. Послушаем людей, настроенных не столь оптимистично, как Н.В. Пономарева.
«Испытывайте духов, от Бога ли они»
Прежде всего, несколько слов о главном активисте Альфа-курса – игумене Евмении (Перистом):
«До 2005-06 годов единственным среди православных священником, который активно продвигал "Альфа-курс", был клирик Ивановской епархии РПЦ МП игумен Евмений (Перистый). Вполне естественно, что в прошлом году игумен Евмений, официально снятый с должности настоятеля Макариев-Решемского монастыря Синодом в декабре 2006 года, возглавил проект "Альфа-курса" в отделе Белгородского епископа Иоанна. Игумену Евмению предложили стать проводником православной Альфы еще в апреле 2006 года, когда он фактически уже был лишен настоятельства в Макариев-Решемском монастыре. Ответственную миссию в одном из синодальных отделов возглавил игумен, который имел репутацию церковного либерала, почти "обновленца", который сотрудничает с протестантскими Церквами, поддерживает социальные проекты баптистов, евангелистов и пятидесятников»***.
Из статьи Александра Кузьмина - руководителя Саратовского отделения «Центра религиоведческих исследований»:
«Испытывайте духов, от Бога ли они» - эти слова Апостола вспоминаются, когда начинаешь анализировать содержание «Альфа Курса».
В Москве, в Паломническом центре Миссионерского отдела Русской Православной Церкви всё-таки прошла конференция, посвященная "современным методам миссионерской деятельности "Альфа Курс" . Почему "все-таки прошла"? – потому что искренно хочется верить в то, что концепция, равно как содержание и идеология этого мероприятия всё-таки вызывало массу сомнений у тех людей, от которых зависело – состоится эта конференция или нет. Потому что не могла не вызывать сомнений "миссионерская" деятельность, которая проповедуется "Альфа Курсом" - по сути своей не только чуждая православному вероучению о миссионерской деятельности, но и явно ей враждебная.
…Доклад читать не пришлось, так как организаторы сообщили, что докладов не будет, а планируется выступление "английских гостей", от опыта которых можно почерпнуть много "полезного". Как выяснилось впоследствии, пользу для себя пришлось извлекать на самом наглядном примере сектантского искажения евангельского учения о проповеди Благой Вести.
Было такое ощущение, что я присутствую на неопятидесятническом собрании – когда я смотрел на сцену, и что я присутствую в театре абсурда, когда смотрел в зал – человек пятьдесят православных священников спокойно слушают со сцены сектантское бахвальство о достоинствах и пользе методов сектантской вербовки...
«Может этот курс и не самый лучший, но мы искренно верим в то, что Бог пользуется этим методом в нашей стране, чтобы вселять в них веру в будущее» - такими словами было закончено выступление Грема Томлина, ("доктора богословия", как было написано в программе конференции), суть доклада которого сводилась к тому, что приглашенных в церковь людей обязательно надо хорошо "кормить ужином". Вообще, про "кормление ужином", которое, видимо, является самым гениальным открытием "Альфа Курса", говорилось постоянно и практически всеми.
Не хочется говорить за всех, но показалось, что во многих присутствующих среди прочих других сомнений от услышанного, превалировал вопрос – «Как такое мы можем слышать в конференц-зале Паломнического Центра Православной Церкви?!». Ибо все выступления сектантов сводились к сплошной рекламе самих себя, к показной радости принадлежности к «Альфа Курсу», к цитированию высказываний о «Курсе» людей, рекламирующих курс и больше ничего, разве что чувствовалась плохо скрываемая радость от возможности «немного больше рассказать о «Курсе Альфа» православным верующим» - вот и всё, что можно было услышать на этой странной конференции.
Ведущим конференции (конференция была организована – игуменом Евмением (Перистым) перед началом доклада о «богословии "Курса Альфа"» была рассказана притча. Рассказав о брошенных в тюрьму двух людях, один из которых, смотря в маленькое тюремное окошко, радовался звездам, а другой видел только решетку, ведущий призвал присутствующих в "богословии" заокеанских миссионеров видеть только звезды. Если вдуматься в эту аналогию, то получается, что православное миссионерство сегодня не только не заслуживает внимания, но и находится в положении брошенного в тюрьму, обреченного тосковать по далеким и недостижимым высотам метода «Альфа Курса»… Посмотрим, так ли заоблачны эти высоты?
Как выяснилось впоследствии, после изучения материалов конференции, согласно услышанным выступлениям докладчиков, «Рабочим материалам научно-практической конференции», а также распространяемой на конференции книге «Альфа. Вопросы жизни. Введение в христианство» и другим материалам, учение "Курса" пропагандирует самое что ни на есть банальное учение харизматического толка. Это ясно с самого начала, даже если не обращать внимания на то, что в книгах "Альфы" приводятся слова лидера неопятидесятнических сект в России Сергея Ряховского, рекламирующего этот курс.
Вот несколько конкретных примеров из выступления Грема Томлина, представленного в качестве профессора теологии, и англиканского священнослужителя. Описывая реализацию методики на занятиях, посвященных изучению Святого Духа (!), Томлин приводит свидетельства участников курса о своих экстатических впечатлениях. У одних они проявляются в счастливом смехе и радости, другие начинают плакать. Так, некая Кетрин вспоминала, что на выездном уик-энде, где обсуждалась тема Святого Духа и Его действия, она почувствовала Святого Духа в себе, пережила ощущение чистоты, святости, счастья. "Мои руки, - свидетельствует Кетрин, - сами стали подниматься вверх, из глаз потекли слезы, я почувствовала, себя святой". Далее Томплин привел еще несколько подобных свидетельств и попытался для подтверждения своих слов сослаться на препп. Серафима Саровского и Григория Синаита, которые описывали внешние стороны проявления даров Святого Духа, такие как дары слез и познания сущностей вещей. Ссылок на источники не приводилось (очевидно, что докладчик их вообще не употребляет). В равной степени не говорилось, что описанные отцами явления — не плод эмоциональности, а глубокого покаяния, о котором во всем "Альфа-Курсе" не сказано ни слова. Томплин отметил, что эти выездные занятия замечательны тем, что возрождаются дары древней Церкви, как то - исцеления, говорения на иных языках и другие - "Многие люди у нас в Духе Святом говорят на ангельском языке по примеру апостолов".
К сожалению, после справедливой реплики о несовместимости такой позиции с Православным вероучением и практикой, отец Евмений достаточно натужно произнес: "Мне приходится балансировать между консервативным взглядом Православной Церкви и широкой экуменической позицией протестантов. Мы можем убрать из методики то, что нас смущает, чтобы использовать ее как инструмент. Хотя мы прекрасно знаем, что действие Святого Духа многократно описывалось православными авторами в сходных выражениях".
Элементы идеологии "Альфа Курса", а именно - учение о схождении Святого Духа и о свидетельствах об этом "схождении" в смехе, плаче, падении и непроизвольных телодвижениях, практика "говорения на иных языках" (т.н. "глоссолалии") о чем, не скрывая, говорили докладчики, позволяет сделать вывод о недопустимости проповеди подобных еретических и богохульных идей под видом "новых методов миссионерской деятельности". Проповедуемое под видом "простого ознакомления с другой миссионерской традицией" (слова ведущего игумена Евмения) концепция "Альфа Курса" явно придерживается неопятидесятнического учения, которое является неприемлемым для православного христианина и тем более православного миссионера.
Нам же остается только надеяться, что данные методы не будут способствовать нагнетанию несвойственных для православных общин вероучений, что не может восприниматься со спокойствием и попустительством со стороны не только православного миссионера, но и всякого верующего, неравнодушного к делу сохранения чистоты Святой Апостольской Православной веры.
Если же говорить об адаптации "Альфа Курса" к православному учению и миссии, как это советует делать игумен Евмений, то, боюсь, после беспристрастной критики и исключения всего не свойственного Православию учения, от "Альфа Курса", как наиболее безобидная сторона, останется лишь одно "кормление ужином"...
В статье использовались справедливые замечания по "Альфа курсу"
Руководителя Миссионерского и Катехизаторского отделов
Екатеринбургской епархии священника Владимира Зайцева»
Выдержки из доклада Т.В.ПОДГОРОВОЙ на совещании об «Альфе»:
«…До недавнего времени Православная Церковь обходилась традиционными методами миссионерской деятельности. Но «бурное развитие практической психологии привело к ее широкому и органическому внедрению в самые различные сферы нашей жизни. Пастырская психология возникла в лоне Русской Православной Церкви. Создатель этого направления – игумен Евмений (Перистый), настоятель Макариев-Решемского мужского монастыря» (газета «Школьный психолог»).
Интегрируя и развивая наиболее эффективные модели «Единого духовного пространства» была создана комплексная программа «воцерковления» православных христиан. Используя практические и единые для всех конфессий технологии Альфа-курса англиканской церкви, отец Евмений синтезировал собственную модель «воцерковления» с применением «техник – ритуалов» НЛП (Нейро-лингвистического программирования), что дало возможность всего за 10-11 занятий изменять у неверующих людей иерархию ценностей.
Изучая условную рефлекторную деятельность, видимо особое внимание уделялось изучению внешних стимулов, запускающих конкретный рефлекс. В нейро- лингвистическом программировании это называется – «Якорение». Использование на семинарах Альфа-курса бесплатной сытой пищи создавало у подопечных трансовые состояния различной глубины, что и позволяет объяснить «многие феномены» и «эффективность курса».
Сегодня сбываются пророчества св. Отцов «Будет время, -говорил батюшка отец Серафим Саровский,- когда под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мира сего будут изменять и извращать догматы (учения) и уставы Святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам – Св. Апостолам о создании Церкви Христовой и ее правил…»
«Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит, – говорил батюшка о. Серафим, - наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее; т.е., что она пробудет неизменно до конца – до второго пришествия» всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение Св. Церкви есть ересь, желание создать свою особую церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления Духа Святаго и есть хула на Духа Святаго, которая не простится во век».
Батюшка Серафим Саровский предупреждает, что «Так поступали и будут поступать отпавшие от единения со Святой Апостольской Церковью, о чем Апостол Павел говорит: «Такие апостолы – лукавые деятели принимают вид апостолов Христовых и не удивительно, ибо и «…сам сатана принимает вид Ангела Света, поэтому не великое дело, что служители его принимают вид служителей правды, но конец их по делом их» (2Кор.11;13-14)
Может нам стоит задуматься, что есть Альфа-курс? …»
Вопрос Т.В.Подгоровой серьезен и актуален. Действительно, по слову апостола Павла – «Все испытывайте – хорошего держитесь» (1Фес.5,21-22),. В медицине есть такой принцип «Не навреди». Коль скоро это касается здравия телесного, то сколь ответственнее должны мы быть, когда речь идет о здравии души! Ведь не случайно нам сказано бояться не тех, кто убивает тело, но тех, кто может и душу и тело ввергнуть в геенну!
С Альфа-курсом все очень не просто. Всем нам: и тем, кто предлагает, и тем, кто принимает его, нужно очень хорошо понимать, что, в свете всего сказанного, вред может во много раз превысить пользу, даже при попытке адаптирования «Альфы» к Православию. «Альфа» приводит людей ко Христу – скажут оптимистично настроенные миссионеры. И их энтузиазм вполне понятен любому верующему человеку. Действительно, среди погрязшего во зле мира, имя Господа нашего Иисуса Христа звучит как глоток живой воды, оживляющей в вечную жизнь. Но сфера духовного так тонка, а враг так хитер и коварен! «Не всякий, говорящий Мне, Господи, Господи войдёт в Царствие Небесное, а исполняющий волю Отца Моего Небесного» – говорит Господь. Святой Исаакий Печерский тоже думал, что покланяется Христу, и бесы взяли над ним такую силу, что впал он в расслабление и два года пребывал в состоянии плачевном, пока по молитвам братии не был прощен.
Задумаемся же: если уж святые подвижники падали, то нам, немощным и грешным беспечными быть никак не годится. Нужно неустанно помнить, что сатана без труда принимает вид Ангела света. Да убережет нас от сего Господь!
Материал подготовила Анна Журавлева
___________________________________________________________________________
* (По материалам доклада Натальи Пономаревой на круглом столе, проходившем в рамках Миссионерской секции Богословской конференции ПСТГУ 2006 )
** http://www.i4j.net/alpha
*** Роман Лункин для "Портала-Credo.Ru":
http://www.anticekta.ru/Konf/Saratov_11.05.05/Doklad/Muhtarov.html