У индейцев Северо-запада Америки институт потлача выражен наиболее четко. Даже после длительного контакта с европейцами ни одна из многочисленных передач имущества, производимых здесь постоянно, не существует иначе, как в торжественных формах потлача. Значительную роль в этом ритуале играет понятие чести. В некоторых видах потлача от человека требуется истратить все, что у него есть. Тот, кому предстоит быть самым богатым, должен быть также самым безумным расточителем.
Все добро, которое накапливалось месяцами, а то и годами, могло уйти на подарки. Раздаривались одеяла, меха, шкуры, кожаные изделия, драгоценности — все, что составляло основную "валюту" индейцев. В ход шли даже предметы домашнего обихода, лодки, а также запасы пищи. Иногда все это прямо на глазах у гостей демонстративно сжигали или выбрасывали в море.При этом разрушение является высшей формой траты. У цимшиан ее называют "убивать имущество". Это тема жертвоприношения. Если собственность убивают, то это потому, что у нее есть жизнь. Как и в обычных жертвоприношениях, вещи разрушаются для предков.
Прежде чем позвать гостей, хозяину полагалось выстроить длинный дом, где все приглашенные смогли бы разместиться. После того , как гости собрались начиналось праздненство с танцами, пиром и дарами.
«Настоящий вождь умирает бедным» — так говорится в одной пословице. Настоящий вождь раздаривает все свое имущество, а зачастую — и имущество своей семьи, в бесчисленных празднествах, но умирает в чести и почете. И долго будет его род пользоваться большим уважением соплемеников, как семья человека, устроившего Самый Большой Потлач в Мире.
Нарушение правил потлача влечет за собой утрату чести и "лица", т.е. души. Это действительно "лицо", танцевальная маска, право воплощать дух, носить герб, тотем. Поскольку потлач - это соревнование, "война", обязанность принять приглашение носит принудительный характер. У тлинкитов тех, кто медлит, прежде чем прийти на потлач, относят к "женщинам". Отказавшийся обнаруживает свою боязнь оказаться "уничтоженным", "потерять вес" своего имени из-за неспособности ответить на подарок более щедрым подарком.
Одной из форм дара является благопожелание (текст, содержащий пожелание добра, и ритуал его произнесения). Обязательный компонент обряда благопожелания - вознаграждение за пожелание. В ответ на высказанное гостем благопожелание хозяин обязан был одарить его продуктами, деньгами или угостить за столом, что обеспечивало благополучие дома. Поверье о том, что одарившему ритуального гостя Бог воздаст сторицей, определяло и поведение гостя, обязывающее его принять предложенное угощение, от которого нельзя было отказываться. Поскольку гость как "чужой", пришедший в дом извне, традиционно наделялся особыми свойствами и рассматривался как представитель высших сил, то его одаривание было своего рода жертвоприношением, обеспечивающим хозяйственное и семейное благополучие.
Но белые, подчинив себе индейцев, не смогли смириться с расточительными привычками, «несовместимыми с истинным прогрессом». Социальная система, в основе которой лежало безвозмездное перераспределение накопленных богатств, была абсолютно непонятна и чужда европейцам. А потому и миссионеры, и правительственные чиновники по делам индейцев яростно ее преследовали, зачастую, кстати, с лучшими намерениями, коими, впрочем, как известно, вымощена дорога в ад. «Представляется совершенно невозможным»,— писал один из ранних исследователей вопроса: «чтобы индейцы смогли перейти к преумножению своих богатств или стали более трудолюбивыми, пока они находятся под влиянием этой дикой мании». Эта убедительная, кстати, с точки зрения европейского мышления, аргументация привела к тому, что канадское правительство в 1854 году запретило проведение потлачей.
1.
2.
3.
4.
5.