-Цитатник

Фантазийные цветы - (1)

Фантазийные цветы

Альбом "Ирландское кружево 1" - (0)

Альбом«ирландское кружево_1» Фотографии в альбоме «ирландское кружево_1» deguciai на Яндекс.Фотк...

Котик - (0)

Котик. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. ...

Японский пэчворк. Журнал с замечательными идеями - (2)

Лоскутное шитье. Японский пэчворк. Журнал с замечательными идеями Дорогие рукодельницы, любите...

Без заголовка - (0)

Без заголовка Цитата сообщения kasana55 https://www.mastera-rukodeliya.ru/v...

 -Метки

crochet overlay designs for bargello vintage fashion Пижама авицена ангелф ангелы афоризмы великих бабочка вязанная браслетик для ребенка весенние цветы винтаж война вышивка вышивка bargello вышивка гладью вязание вязание крючком вязанная обувь вязанные игрушки вязанные сумки вязанные сумочки вязанные цветы вязаннык сумочки гламур гравюра декор сумок дети детское платье детям для девочки для детей для ребенка своими руками ельфы засекреченная информация здоровье игрушки идея интересно ирландское кружево история картины квадрат коючком квадратные мотивы квадратный мотив клумба колыбельная крючком куклы латки массаж мк мк по вязанию мотив мотив крючком мужской шарф музыка нарядно. первоцветы платье платье для девочки плед полезные ссылки прихватка прихватки прихватки крючком ремонт вешей ремонт вещей рецепты здоровья рисунки сад сарафан светоотражатель своими руками ссср стильные сумочки стихи сумка сумка вязанная сумки сумки из кожи сумочки сумочки крючком схемы вышивки творчество техника туника туника детская узор спицами украшение феи художник художники цветник цветы шапочка шарф шьем эльфы юбка ящерица

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в SOLAR_ANGELA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.10.2010
Записей: 930
Комментариев: 19
Написано: 964


Русская эмаль -2.

Суббота, 17 Сентября 2016 г. 00:16 + в цитатник
Цитата сообщения NIKALATA Русская эмаль -2.

 

 

e72c1088d278 (300x31, 13Kb)

Изделия из металла, украшенные горячей эмалью, занимают большое место в декоративно-прикладном искусстве. Процесс придания многоцветия металлу, соединения металла и стекла был известен еще в древние времена. Горячая эмаль по металлу использовалась в прикладном искусстве Древнего Египта, Индии, Китая. Эти изделия, в основном ювелирные украшения и посуда, поражают нас безупречным качеством исполнения, многоцветием и тонкостью работы.
В произведениях прикладного искусства древнего мира, а также и в более поздних изделиях греческих и римских мастеров первых веков нашей эры применялась техника выемчатой эмали. При таком способе нанесения эмали стекловидную массу закладывали в специально выбранные в поверхности металла углубления. Рядом с блестящей поверхностью золота, серебра или меди цветные вкрапления эмали создавали впечатление драгоценных камней или мозаики. 

0 (640x395, 167Kb)

 


Большого совершенства техника эмали достигла в произведениях прикладного искусства Византии (X-XI вв.) . Они замечательны удивительной тонкостью работы, гармонией цвета, пластики, выразительностью композиций и разнообразием технологических приемов. Византийские художники использовали не только выемчатую эмаль, но и перегородчатую. Расширяется круг применения изделий с горячей эмалью. Кроме ювелирных изделий и посуды эмалью украшаются предметы церковного обихода: иконы, оклады церковных книг и др. 
1 (387x480, 88Kb)
Мастерство византийских ювелиров нашло своих последователей в древнерусском прикладном искусстве Киева, Владимира, Новгорода, Москвы. В Киеве, еще в Х в. Появляются изделия из металла с горячей эмалью, которые славились в Европе наравне с византийскими своей тщательностью и тонкостью работы, гармоничностью цветов, среди которых преобладают синий, зеленый, красный и розовый. В этих изделиях использовалась техника и выемчатой, и перегородчатой эмали. 
2 (603x480, 121Kb)
Русские мастера не только переняли у византийцев тщательность и изящество исполнения, но продолжили традиции эмальерного искусства и добились в последующие времена высокого совершенства и мировой известности. 
В XIV и XV вв. эмаль применяется как фон на литых, чеканных и резных изделиях. К середине ХVI в. получила большое распространение техника эмали по скани из золота, серебра или меди. Еще драгоценнее становится блеск и яркость эмалей рядом с поблескивающим орнаментом металла. Изделиями такого рода славилисьмастера Новгорода и Москвы. Излюбленными цветами эмали новгородских мастеров были голубой, синий, черный и белый причем эти вкрапления в сканный узор были очень небольших размеров для придания изделиям драгоценности. 
4 (480x480, 92Kb)
Для московских произведений с эмалью XV в. характерно применение прозрачных изумрудно-зеленой, синей и лиловой эмалей, которыми заливался фон надписей или литых накладных изображений. 
В XVI в. украшение золотых и серебряных изделий эмалями достигает своего совершенства. В цветовой гамме первое место занимает голубой тон с множеством оттенков от сине-василькового до водянисто-голубого, бирюзового, зеленовато-голубого и лилового, а в конце века появляются также густо-красные и зеленые тона. 
В XVII в. московские мастера в совершенстве овладевают техникой художественной эмали во всем ее многообразии. Они не только покрывают эмалью плоские поверхности, но и заливают эмалью объемные формы: сосуды, скульптурные чеканные рельефы и т. п. При этом применяются глухие эмали всевозможных цветов и оттенков, а также прозрачные, через которые просвечивает мерцающий блеск золотого и серебряного фона. 
5 (480x480, 182Kb)

Период XVI- XVII вв. характеризуется применением горячей эмали в обиходных вещах: посуде, коробочках, футлярах, ножах, вилках. Эмаль как вид украшения, в основном предметов церковного обихода, теперь становится неотъемлемой частью и бытовых и светских вещей. 

Значительным для прикладного искусства XVI-XVII вв. Появляется богатство орнаментов, многоцветие и разнообразие применяемой техники. Горячая эмаль на металле выполняется в это время всеми способами: выемчатая, по чеканке, cкани и др. Сложные орнаментальные композиции декора украшаются эмалевыми вставками, а сюжетные композиции покрываются цветной эмалью по чеканному рельефу. Здесь же встречаются впервые примеры росписи по эмали. Фигуры людей и животных становятся более пропорциональными, растительные орнаменты теряют строгую геометричность. Художники воспроизводят в декоративных узорах многоцветный, праздничный мир, неистощимый в своем богатстве и радующий глаз. 
Замечательные произведения прикладного искусства появляются в ХVII веке в Великом Устюге, и среди них встречаются изделия с цветной эмалью: по скани белой, темно-синей, черной, желтой и зеленой, а также голубой. 
6 (640x424, 113Kb)
Со второй половины XVIII в. особый интерес представляет только здесь примененная техника цельного эмалевого покрытия предметов синим, голубым и белым цветами с серебряными накладками. В основном таким способом украшались предметы обихода: посуда, вазы, рамки. Их делали из меди и покрывали сплошным тонким слоем эмали, что давало почти полную имитацию фарфора. В эти покрытия вплавлялись декоративные узоры из тонких чеканных листков серебра или золота. 

Изготовлением церковной утвари, предметов домашнего обихода и ювелирных украшений славились в XVII в. мастера из Сольвычегодска. Сканные серебряные изделия с эмалью чаше всего украшали светло-зеленым, голубым и темно-синим цветами. Металлической основой сольвычегодских изделий чаще всего была медь, а эмалевое белое покрытие расписывалось надглазурными красками, наподобие росписи по фарфору. Яркие по цвету и тонкие по графике эмалевые вставки занимали иногда почти всю поверхность изделия, а иногда образовывали фигурно-орнаментальные плетения на фоне позолоченного металла. 
Цветовое и графическое решение росписных вставок служит примером замечательной фантазии и изобретательности художников, умевших соединять сказочно-фантастические мотивы с воспроизведением окружающей природы: пейзажей, животных, цветов и трав и др. Штриховой рисунок сольвычегодских эмалей близок по характеру лубочным картинкам так же, как близки им и многие сюжеты изображений, взятых из народных сказок и поверий. 
7 (417x480, 137Kb)
Отличительной чертой художественных изделий с горячей эмалью русских мастеров XVII и начала XVIII вв. от западно-европейских является их яркость, многоцветие и общий колорит. Это особенно заметно при сравнении московских, новгородских или сольвычегодских эмалей с Лиможскими (XV-XVII вв.), которые писались по черному фону. 
Роспись по эмали в Москве начинается с середины ХVII в. - это мелкие травки, цветы и т. п. Настоящая живопись (миниатюра) на эмали по белому фону появляется в самом начале XVIII в. Григорий Муссикийский и Андрей Овсов - первые известные живописцы, рисовавшие миниатюрные портреты на эмали. К 80-м годам XVIII века живописная миниатюра на эмали становится популярным видом искусства. В Академии Художеств России учреждается эмальерный класс, которым с 1790 г. руководил Петр Жарков; сохранилось несколько портретов его работы. 
8 (640x419, 185Kb)
Способ росписи по белой эмали на металле стал известен с середины XVIII века и в г. Ростове (Ярославском). Здесь изготовлялись предметы церковной утвари, дорогая посуда, миниатюрные портреты, ювелирные украшения. Замечательными в них были росписные эмалевые вставки-миниатюры, выполненные с помощью сложной надглазурной росписи по белой эмали на металле. Изображения отличались реалистичным воспроизведением пространства, объемов, освещенности. 

К середине XIX века в творчестве мастеров эмальерного дела наблюдается постепенный переход от изящества и многоцветия росписей, свойственных XVIII в., к монохромности, натуралистичности и некоторой упрощенности. В изделиях конца XIX и начала ХХ вв. заметны черты механического смешения традиционных приемов (XVIII в.) с классическими (XIX в.) и с западно-европейскими способами росписей. Конец XIX и начала ХХ в. характеризуется расцветом стиля «модерн» . Примером могут служить изделия фирмы Курлюкова в Москве. 
9 (640x480, 105Kb)
В 90-е годы XIX в. прикладное искусство России переживает острую необходимость возврата к формам доклассического искусства Древней Руси. Чаще всегохудожники обращаются к наследию XVII в., как наиболее богатому разнообразными способами исполнения и декорировки изделий. В прикладных произведениях из металла этого времени заметны либо очень точные копии образцов XVII в., либо стилизации, использующие формы, декор и технологию ХVII в. 
Попытка возврата к прошлым, традиционным формам имела благородные цели: она послужила во многих случаях открытию забытых приемов изготовления и, в частности, к возрождению техники горячей эмали на металле. Такие способы, как цельное покрытие эмалью изделия, изготовление прозрачных эмалей на металле или роспись по эмали для ювелирных изделий, были вновь освоены и возвращены в производство. 

Особенной славой пользовалась основанная в 1842 г. в Петербурге фабрика Фаберже и открытое в конце 90-х годов отделение фирмы Фаберже в Москве, объединяющие несколько производственных мастерских по изготовлению драгоценных ювелирных изделий. В этих мастерских выполнялись и эмальерные работы высокого технического качества. Разнообразные по характеру, они иногда повторяли формы XVII в. с включениями элементов других стилей, но чаще они обладали ярко выраженными чертами собственного стиля. 
10 (315x480, 68Kb)
В Советское время проводилась целенаправленная работа по восстановлению старинных художественных промыслов в Москве, Ленинграде, Ростове (Ярославском), Великом Устюге, в промышленных городах Урала. В этих городах в 30-е годы были реконструированы в модернизированы машины и оборудование. При художественных фабриках открылись специальные школы для подгoтовки молодых мастеров, учителями в которые приглашались видные художники (такие, как Чехонин, Тоне) и старые опытные мастера. 
Перед советскими художниками стояла задача воплотить в новых самобытных формах декоративного искусства современную действительность, в миниатюрных изделиях дух и настроение нового советского дня. Над возрождением производства «Ростовская финифть» работали Чехонин, Назаров, Горский и др. Они создалиновый вид ростовской эмали, с элементами советской эмблематики, лозунгами, лентами и флагами. Постепенно в орнаменты ростовских росписей проникли элементы, свойственные изделиям Хохломы и Палеха, с их завитками, сочетанием цветов, стилизованными растениями. Эти новшества несколько изменили традиционный характер ростовских эмалей и во многом обеднили возможности этого старинного производства. 
11 (640x480, 348Kb)
В настоящее старинные предприятия художественной промышленности стараются сохранить свою художественную специфику. Предприятия Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова и других городов выпускают достаточно качественные и разнообразные изделия с применением всех видов техники горячей эмали. 

Современное искусствознание все определеннее приходит к мысли, что для нового подъема в творческой работе, для новых поисков мастерам и художникамнеобходимо изучать и хорошо знать лучшие достижения русских мастеров и ювелиров прошлого, запечатленных в неповторимых памятниках декоративно-прикладного искусства. Только глубоко изучив наследие прошлого, можно уверенно двигаться вперед, сохраняя и развивая лучшие черты русского национального искусства. 
12 (640x480, 253Kb)

13 (640x368, 133Kb)

14 (640x480, 181Kb)

15 (535x480, 117Kb)

16 (512x480, 182Kb)

17 (640x480, 252Kb)

18 (609x480, 166Kb)

19 (640x480, 189Kb)

20 (640x480, 286Kb)

21 (640x480, 255Kb)

22 (626x480, 157Kb)

23 (640x427, 112Kb)

24 (640x427, 113Kb)

25 (464x480, 174Kb)

e72c1088d278 (300x31, 13Kb)

 

 

Рубрики:  КОЛЕКЦИИ ИЗДЕЛИЙ/Эмаль

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку