Может ли православный человек стать каббалистом? |
26 декабря, 2012 - 18:44
ВОПРОС. Я много слышала и читала мнений о каббале, и все они разные. Может ли православный человек стать каббалистом? Является ли это грехом?
Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска
Каббала — средневековое мистическое учение с элементами магии и теургии, возникшее в среде евреев. Сам термин «каббала» первоначально употреблялся в Талмуде для обозначения книг Библии, не входящих в Пятикнижие. Источниками каббалы являются трактаты мистического содержания, написанные в среде палестинских и вавилонских евреев в I–III веках нашей эры. Основополагающие идеи каббалы оформляются доктринально в VI–VIII столетиях. Содержание каббалы многообразно и синкретично. В нее входят числовая мистика пифагорейцев, дуализм гностиков, некоторые идеи об эманации Божества, присущие неоплатонизму. В средневековой Европе каббала впитала в себя идеи манихеев и катаров, сформировавшись окончательно к XIII столетию. В этот период написано наиболее важное каббалистическое произведение «Сефер ха-зохар» («Книга сияния»), сокращенно Зохар, ставшее для каббалистов одной из священных книг иудаизма наряду с Библией и Талмудом.
Основной идеей Зохара, как и всей каббалы, является положение, что материальный мир — это лишь видимый аспект незримой реальности, одновременно символ и часть этой высшей реальности, недоступной физическому восприятию, но частично раскрывающейся посвященным в тайны эзотерической мудрости. Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем, духовном мире; это соответствие между высшей и низшей сферами присуще всем частям Божественного творения. Центральным и самым полным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров.
Одной из главных идей каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Поэтому человек при помощи определенного магического действия, основанного на эзотерическом знании, может влиять на судьбу мироздания, являясь, таким образом, активным сотрудником Бога, соучастником в работе творения. Каббала стремится расшифровать сокровенный смысл Писания, в котором в зашифрованном виде содержатся все человеческие судьбы. Наряду с каббалой как философско-мистическим учением существует практическая каббала, представляющая собой разновидность магии, целью которой является воздействие на высшие миры. Такое воздействие достигается с помощью сосредоточенного созерцания тайного смысла имен Бога, особых молитв, словесных и буквенных формул и амулетов.
Практическая каббала упоминается в различных каббалистических произведениях, в частности в Зохаре, хотя она существовала задолго до появления каббалистического учения и была, по-видимому, известна уже вавилонским евреям. Ортодоксальный иудаизм относился к теоретической и практической каббале в целом отрицательно. Несмотря на специфически еврейский характер, каббала вышла за пределы иудаизма.
В XV веке в Европе появляется движение, утверждающее, что истинный, скрытый смысл каббалы — христианский. Основоположником христианской каббалы стал один из видных мыслителей эпохи Возрождения Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны Пифагора и Платона. С этой каббалой, просуществовавшей до XVIII века, связано также имя христианского мистика Я. Бёме. Опосредованное влияние каббалы можно увидеть в некоторых идеях Ф. Шеллинга, русских философов В.С. Соловьева (софиология) и Н.А. Бердяева (учение о первичности свободы).
Православная Церковь оценивает каббалу как чуждое и враждебное христианству оккультное учение. Православный ученый может изучать каббалу как феномен средневековой культуры, но быть каббалистом в религиозном смысле, то есть допускать истинность и действенность принципов каббалы для православного человека совершенно недопустимо. Христианство является принципиально неэзотерической религией. Все содержание Божественного Откровения содержится в Священном Писании и Священном Предании Церкви, которое открыто всем. В Церкви нет секретов, доступных только посвященным, нет никакого тайного знания. В Библии нет никаких зашифрованных смыслов; понять Божественное Откровение можно не на основе интеллектуальной или магической дешифровки, но жизнью в благодати Святого Духа. Как пишет апостол Павел: Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4).
Рубрики: | про ереси |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |